Научная статья на тему 'Материально-бытовые условия жизни учащихся советской партийной школы в 1930-е гг. (на материалах Хакасской автономной области)'

Материально-бытовые условия жизни учащихся советской партийной школы в 1930-е гг. (на материалах Хакасской автономной области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАССКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / СОВЕТСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И БЫТА / СТИПЕНДИЯ / KHAKASSIAN AUTONOMOUS OBLAST / SOVIET-TIME COMMUNIST PARTY UPGRADING SCHOOL / ACCOMMODATION STANDARDS AND EVERYDAY LIFE / LIVING ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамышева Елена Петровна

Рассматриваемая автором статьи проблема посвящена недостаточно изученному аспекту истории советских партийных школ материально-бытовому обеспечению учащихся. Данная публикация является попыткой восстановить картину условий жизни, в которых оказывались выходцы из далеких деревень и хакасских улусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL STANDARDS OF ACCOMODATION FOR STUDENTS OF SOVIET-TIME CPSU (UPGRADING) SCHOOLS IN 1930-IES (UPON THE RECORDS OF THE KHAKASS AUTONOMOUS REGION)

The paper considered an issue insufficiently covered in the studies in the used-to-be Soviet-time Communist Party upgrading schools, i.e. to material standards of accommodation provided for students there. This publication was an attempt to reconstitute the standards of accommodation the trainees originated from remote villages and Khakassian ulus had turned to live in.

Текст научной работы на тему «Материально-бытовые условия жизни учащихся советской партийной школы в 1930-е гг. (на материалах Хакасской автономной области)»

УДК 94 (571.513)

МАМЫШЕВА Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент

МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СОВЕТСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ШКОЛЫ В 1930-Е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваемая автором статьи проблема посвящена недостаточно изученному аспекту истории советских партийных школ - материально-бытовому обеспечению учащихся. Данная публикация является попыткой восстановить картину условий жизни, в которых оказывались выходцы из далеких деревень и хакасских улусов.

Ключевые слова: Хакасская автономная область, советская партийная школа, условия жизни и быта, стипендия.

MAMYSHEVA Elena Petrovna, Candidate for Doctorate in History, Associate Professor

MATERIAL STANDARDS OF ACCOMODATION FOR STUDENTS OF SOVIET-TIME CPSU (UPGRADING) SCHOOLS IN 1930-IES (UPON THE RECORDS OF THE KHAKASS AUTONOMOUS REGION)

The paper considered an issue insufficiently covered in the studies in the used-to-be Soviet-time Communist Party upgrading schools, i.e. to material standards of accommodation provided for students there. This publication was an attempt to reconstitute the standards of accommodation the trainees originated from remote villages and Khakassian ulus had turned to live in.

Keywords: Khakassian Autonomous Oblast, Soviet-time Communist Party upgrading school, accommodation standards and everyday life, living allowance.

Вопрос о подготовке партийных и советских кадров в стране в 1920-1930-е гг. являлся одним из наиболее острых, поскольку после окончания гражданской войны было необходимо наладить государственное и хозяйственное управление, руководство организационно-партийной и идейно-воспитательной работой. Для решения этой задачи партийно-государственным руководством были призваны советско-партийные школы (СПШ), создание которых началось в РСФСР с осени 1920 г.

До 1930 г. открытие СПШ в Хакасии было затруднено неустойчивостью хозяйственной жизни, политической нестабильностью, изменениями ее правового статуса и трудностями организационного характера1. Хакасский уезд в 1924 г. был выделен из состава Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии. В 1925 г. он был преобразован в округ, а в 1930 г. - в Хакасскую автономную область. С повышением политико-правового статуса Хакасии в октябре того же года появилась возможность создать собственную партийную школу на базе хакасского отделения межокружной Красноярской СПШ [3, л. 154].

В представленной статье автор обращается к малоизученному аспекту истории этого образовательного учреждения - материально-бытовым условиям жизни учащихся Хакасской советской партийной школы (далее - СПШ). Источниковой базой по избранной нами проблематике послужили материалы 38 фонда № 38 (1930-1936 гг.) отдела документов новейшей истории (ОДНИ) Национального архива Республики Хакасия (НА РХ), большая часть которых впервые вводится в оборот. Среди них следует отметить, прежде всего, расчетные ведомости по стипендии, списки курсантов советского строительства, характеристики, статотчеты школы, протоколы комиссии по обследованию материального состояния школы.

До 1932 г. Хакасская СПШ имела два отделения: пропагандистское и советско-колхозное. На первом шла подготовка пропагандистов, избачей, руководителей домов культуры. На втором - секретарей колхозных партийных ячеек, руководителей колхозов и кооперативных организаций [1, с. 149]. В школе были созданы отдельно хакасские и русские группы. В 1932 г. в ходе реорганизации школы были созданы следующие отделения: организационно-партийной работы (подготовка секретарей парткомов, парторгов, комсоргов, секретарей комитетов комсомола), советское (подготовка председателей и секретарей сельских советов), агитмассовое и пропагандистское (подготовка избачей, районных инструкторов по марксистско-ленинской учебе). Исследователи отмечают, что с первых дней существования совпартшкол для них создавались особо благоприятные материальные условия, «поскольку предполагалось, что учащими и учащимися в этих заведениях будут коммунисты, занимающие ответственные посты в партийных организациях различного уровня, для привлечения их к работе и учебе в совпартшколах делалось все, чтобы их уровень жизни не был существенно ниже того, каким он был до того, как они связали свою деятельность с этими школами» [8].

1 Последняя входила сначала в состав Западно-Сибирского, а с 1934 г. - в состав Красноярского края. В 1991 г. Хакасия вышла из состава края, получила статус автономной Советской Социалистической Республики, с января 1992 г. - Республики Хакасия.

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

В начале деятельности школы жесткого отбора среди поступающих не было. Об этом свидетельствуют данные ежегодных отчетов о социальном составе студентов. Практически из года в год в них отмечался низкий общеобразовательный уровень, не отвечающий условиям приема, и предлагалась организация подготовительных курсов. Очевидно, повышение общего уровня грамотности населения позволяло ежегодно ужесточать условия приема в школу. К примеру, в 1935 г. отмечалось, что к вступительным испытаниям на все отделения допускаются имеющие «подготовку в объеме четырех классов по общеобразовательным предметам и начальной политшколы по общественно-политическим предметам» [6, л. 3]. Обязательными требованиями к поступающему на партийное отделение были членство в рядах ВКП(б) не менее трех лет, а также стаж низовой руководящей работы не менее года [6, л. 38].

Материальное обеспечение студентов занимало значительное место в расходах СПШ за все годы существования. Об этом свидетельствует ее сводная смета за 1933 г., в которой на административные расходы и зарплату сотрудникам выделялось гораздо меньше средств, чем на стипендии учащимся, на новое строительство и ремонт помещения школы, при сдаче которой в 1932 г. были допущены большие строительные издержки.

К 1932 г. в распоряжении школы имелось три здания: одноэтажное - для столовой и два двухэтажных деревянных - для учебных занятий и общежития [6, л. 2/об.]. Учебный корпус был вполне обеспечен необходимым инвентарем: столами, стульями, классными досками. Кабинеты были рассчитаны на 35 учащихся. Учащиеся не только обеспечивались жильем, но и ставились на постоянное денежное и продуктовое обеспечение, снабжались постельными принадлежностями. Наибольшие проблемы возникали с наличием постельных принадлежностей в общежитии. Особенно не хватало пододеяльников и простыней, они и в семьях курсантов школы, прибывавших из деревень и улусов, были в ограниченном количестве.

В 1932 г. в СПШ назначалась ежемесячная стипендия: 40 руб. для учащихся подготовительного отделения, 45 - для первокурсников, 50 - для второкурсников. Однако из стипендии высчитывалась плата за питание в сумме 31 руб., средства на различные нужды, как то: заем, покупка спортивной формы, празднование Первомая. На руки студенты получали 11 руб. [4, лл. 5-10]. К 1935 г. стипендия составляла 130 руб.

В 1931-1933 гг. из средств школы дифференцированно выплачивались семейные пособия от 15 до 30 руб. Впоследствии, с 1934 г., в целях экономии бюджетных средств руководство отказалось от данной практики и в условиях приема в школу было отмечено, что «СПШ не берет никаких обязательств по обеспечению семей студентов» [6, л. 46].

Продовольственное снабжение и питание учащихся было поставлено на высокий уровень. При школе имелась студенческая столовая, вмещавшая 70 человек одновременно. Меню на завтрак, обед и ужин включало в себя разнообразные первые и вторые блюда. К примеру, в дневное меню входили такие блюда: щи кислые и молоко на завтрак, борщ, рагу и баранина, кисель на обед, каша пшеничная и картофельное пюре с котлетой на ужин [6, л. 4]. При столовой имелась студенческая комиссия, в функции которой входила проверка «качественности закладки продуктов» [6, л. 3].

В 1933 г. Хакасской СПШ из бюджета автономной области было выделено 13 830 рублей на организацию подсобного хозяйства [6, л. 9]. Школа приобрела 8 лошадей, 7 голов крупного рогатого скота, 5 свиней. Лошади использовались для заготовки кормов, вывоза леса, перевоза продуктов. Столовая получала от подсобного хозяйства молоко КРС, картофель и другие овощи [Там же].

Бюджет СПШ предусматривал выделение средств на проезд до места прохождения производственной практики, предусмотренной учебным планом для второкурсников [2, л. 1]. Так, в требовательной ведомости № 3 за январь 1932 г. сумма, выделенная на проезд, значилась в размере 62 руб. 50 коп. [6, л. 52]. Кроме того, студентам выдавались средства на командировочные расходы, включавшие суточные и плату за проживание.

Медицинское обслуживание производилось через городскую поликлинику, в штате СПШ ставка медицинского работника не предусматривалась. Банно-помывочные дни для учащихся устраивались в торгово-городской бане; прачечной в городе не было, поэтому стирка белья производилась по договору с частными лицами. Администрация школы организовывала даже починку обуви студентов через сапожную артель.

В СПШ приказом директора в общежитии устанавливался строгий распорядок дня. Утром студентов поднимали по звонку дежурного в шесть часов, в течение часа проходили утренние туалет и зарядка, в следующие полтора часа студенты завтракали. С девяти часов шли учебные занятия в непосредственном контакте с преподавателем. Занятия по предметам шли два часа, 50-минутный академический час сменялся перерывом в 10 минут. Между четвертым и пятым уроками устанавливалась большая перемена (20 минут). В 15:00 курсанты

уходили на часовой обеденный перерыв. После обеда по звонку дежурного начинался «мертвый» час, во время которого требовалось соблюдение абсолютной тишины, поскольку учащиеся должны были спать. С 17 до 23 часов студенты должны были обязательно самостоятельно позаниматься учебой, сходить с 20 до 21 часа на ужин. В 23:00 раздавался звонок дежурного на отбой, после чего следовала проверка, отметка в журналах опоздавших, нарушавших распорядок дня студентов [7, л. 17]. Однако студенты нарушали установленный распорядок дня. В характеристиках, регулярно составляемых на них руководством школы, неоднократно отмечалось, что студенты зачастую проявляют вопиющую недисциплинированность в общежитии [5, л. 1.]. С нарушителями режима дня велась воспитательная работа, если же она не давала положительных результатов, нарушителей даже исключали из школы.

Школа ставила перед собой задачу повышения не только образовательного и политического уровня, но и привития учащимся санитарно-гигиенических навыков [6, л. 2/об.]. В связи с этим обстоятельством были созданы такие комиссии, как бытовая, санитарная, хозяйственная. Студенты были обязаны состоять не только в названных комиссиях, но и в культурной, по распространению литературы и в группах по рационализаторству или «синяя блуза». Участие или неучастие в общественной жизни являлось одним из критериев характеристик студентов, служило основанием для их поощрения или наказания.

Государственно-партийные органы автономной области, невзирая на трудности модернизации 1920-1930-х гг., прилагали все усилия, чтобы создать благоприятные материально-бытовые условия жизни студентов СПШ. Будущие управленцы, не отвлекаясь на решение материально-бытовых проблем, должны были концентрировать свое внимание на учебном процессе и общественной работе. Партийно-политическое образование с начала 1930-х постепенно становилось необходимым атрибутом их будущей должности. Поминутно расписанный режим дня студентов и благоприятные материально-бытовые условия укладывались в рамки унифицированной по всей стране программы подготовки новых кадров. Они способствовали созданию образа руководителей «как наиболее образованной части общества, а потому действительно умеющей управлять», превращая их в то же время в частицу послушного общегосударственного механизма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937). - Абакан, 1983.

2. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив», Отдел документов новейшей истории (далее ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1.

1. 3 . ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 80.

3. ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ. Ф.38. Оп.1. Д.8.

4. ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ. Ф.38. Оп.5. Д.13.

5. ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ. Ф.38. Оп.5. Д.20

6. ГКУ РХ «Национальный архив», ОДНИ. Ф.38. Оп.5. Д.21.

7. Сергеев И.П. Советско-партийные школы и бюджет Наркомпроса (1920-1925 гг.) // [Электронный ресурс] URL:http://history.karazin.ua/themes/ (дата обращения 28.11.2014).

Информация об авторе

Мамышева Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,

просп. Ленина, д 90; 655017 Абакан, Республика Хакасия, Россия, sozor@mail.ru

Получена: 12.12.2014

Information about the author

Mamysheva Elena Petrovna, Candidate for Doctorate in History, Associate Professor at the Chair of History of Russia, Khakassia State University named after N.F. Katanov, prospect Lenina, d 90; 655017 Abakan city, (Republic of Khakassia), Russia, sozor@mail.ru

Received: 12.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.