Научная статья на тему 'Математическое обеспечение системы поддержки принятия решений по восстановлению вооружения и военной техники на основе ГИС-технологий'

Математическое обеспечение системы поддержки принятия решений по восстановлению вооружения и военной техники на основе ГИС-технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
506
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ОТКАЗ / ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ГРАФ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Цапок Антон Владимирович

Проводится анализ математических средств систем поддержки принятия управленческих решений. Рассмотрена архитектура системы поддержки принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Цапок Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическое обеспечение системы поддержки принятия решений по восстановлению вооружения и военной техники на основе ГИС-технологий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х

4. Фаминская М.В. О возможности применения синергетического и эмергетического подхода к региональным интеграционным процессам. Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения. Сб. трудов III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2016.с 186-189.

5. Фаминская М.В. Применение подхода системной динамики к интеграционным процессам в СевероВосточной Азии. - Единый всероссийский научный вестник. - 2016.-№ 4.-Ч. 2 - С. 130-134.

6. Global Environment Outlook. Scenarios Framework. UNEP 2003.

7. Raskin, Paul, Tariq Banuri, Gilberto Gallopin, Pablo Gutman, Al Hammond, Robert Kates, and Rob Swart. Great Transition: The Promise and Lure of the Times Ahead. A report of the Global Scenario Group. SEI PoleStar Series Report no. 10. Boston: Stockholm Environment Institute, 2002.

© Фаминская М.В., 2017

УДК 338.2

Цапок Антон Владимирович

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: tsvn12@rambler.ru

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Проводится анализ математических средств систем поддержки принятия управленческих решений. Рассмотрена архитектура системы поддержки принятия решений.

Ключевые слова

Система, интенсивность, отказ, обслуживание, восстановление, граф, модель.

Для реализации принципа системного анализа при решении проблем восстановления вооружения и военной техники, в рамках методологии компьютерного моделирования принятия управленческих решений, можно использовать компьютеризованные системы поддержки принятия решений на основе геоинформационных технологий, что обеспечивает гибкий подход к применению формальных методов при классификации и решении проблем с использованием систем оптимизации принятия решений.

Системы поддержки принятия решений (СППР) обеспечивают необходимой информацией лицо, принимающего решение (ЛПР), для принятия индивидуальных и групповых решений на основе компьютерного моделирования. Эффективность использования СППР обусловлена, прежде всего, возможностью ЛПР рассматривать значительное количество альтернатив, использовать модели при анализе информации, формировании различных альтернатив и их оценки по выбранным критериям, а также оценки последствий принятого решения.

Геоинформационные системы (ГИС) представляют собой набор компьютерных устройств для сбора, хранения, поиска, трансформирования и отображения пространственных данных о географических объектах и атрибутивных признаках этих объектов. Пространственные данные устанавливают местонахождение, относительное положение объектов и другие геометрические характеристики. Характерной особенностью ГИС является способность селективно визуализировать признаки объектов.

Архитектура СППР, как правило, объединяет три системы: систему анализа, информационную систему и систему решения. Основными компонентами СППР (Рис.1) являются база данных, база моделей и программная подсистема, включающая систему управления базой данных (СУБД), систему управления

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х

базой моделей (СУБМ) и систему управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Рисунок 1 - Элементы системы поддержки принятия решений

Система анализа включает базу данных, модели состояния, контроля и оценки, используемые для разработки вариантов формируемого плана восстановления ВВТ.

Базы данных организуются и поддерживаются средствами СУБД и ГИС, которая, являясь частью информационной системы и системы решений, представляет фундаментальную компоненту СППР. С ее помощью ситуация с техническим состоянием ВВТ, становится наглядной, а возможности анализа существенно расширяются за счет получения дополнительных карт, графиков и диаграмм, дающих полный и наглядный материал о фактическом состоянии как отдельных образцов вооружений, так и всей группировки ВВТ, в целом за интересующий период в сравнении с потребностями ремонта при ведении боевых операций и возможностями войсковых ремонтных органов.

Информационная система объединяет методы формирования знания на основе общей базы данных и базы данных ГИС, подготовки информации для принятия решения, входных и выходных данных при моделировании процессов восстановления ВВТ, отчетов по запросам пользователей.

Система решений включает модели оптимизации и поиска эффективного варианта при заданных критериях на основе информации о потребности и возможностях в ремонте, необходимой для оценки вариантов плана ремонта. Отличительной особенностью этой подсистемы является реализация «меры сравнения» альтернатив на базе ГИС-технологий, в частности, решение стохастической задачи технико-экономической оптимизации параметров сложных технических объектов, например, систем ВВТ.

Рассмотрим формулировку общей задачи оптимизации ремонта на базе линейного программирования:

Найти план х такой, что

F(x) = сх ^ тах

при условиях:

Ах<Ь х>0

где х = (х) - вектор искомых переменных величин, А - матрица технико-экономических коэффициентов затрат на ремонт, Ь = (Ь) - вектор свободных членов ограничений; с = () - вектор коэффициентов целевой функции.

При ведении боя образцы ВВТ выходят из строя с определенной интенсивностью X.

В соответствии с концепцией новой системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) система восстановления ВВТ в Вооруженных Силах РФ представляет совокупность двух подсистем [1]:

- заводского сервисного обслуживания и ремонта на предприятиях промышленности и предприятиях аутсорсера;

- войскового ремонта и сервисного обслуживания в ремонтно-восстановительных органах (РВО) и в сервисных центрах аутсорсера.

Каждой подсистеме соответствует свой набор требований и задач.

Вероятности выхода из строя образцов ВВТ между боями ничтожно малы, поэтому ими можно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х

пренебречь.

На Рис. 2. представлен граф возможных состояний образца ВВТ.

Рисунок 2 - Граф состояний образца ВВТ

На графе обозначены:

51 - исправное и боеготовое состояние при использовании его по назначению (состояние боя);

52 - неисправное состояние, требующее ремонт силами РВО;

53 - неисправное состояние образца ВВТ, требующее ремонт силами вышестоящего командования;

54 - неисправное состояние образца ВВТ, требующее ремонт ВРБ;

55 - неисправное состояние образца ВВТ, требующее ремонт сервисными центрами предприятий аутсорсера или ОПК;

56 - невосстанавливаемое состояние (потери) образца ВВТ.

Переходы из одного состояния в другое осуществляются с интенсивностями X, которые зависят от продолжительности боя.

Интенсивность ремонта (восстановления) ВВТ ц зависит от времени обслуживания техники и определяется как:

_ ли2 _ Дуз _ г-диврб пч

= ^СОдё' - ^¡ОЖ' №рБ - («4(*Ж , (1)

где

Аи2 - объем произведенного ремонта ВВТ силами РВО бригады за время Д£;

Д Уз - объем произведенного ремонта ВВТ силами технического обеспечения вышестоящего воинского формирования за время Д£;

ДУврб - объем произведенного ремонта ВВТ одной выездной ремонтной бригадой за время Д£;

I - количество одновременно работающих выездных ремонтных бригад.

При ремонте в сервисном центре к времени ремонта добавляется время, затраченное на доставку образца ВВТ в СЦ и обратно Таким образом, интенсивность ремонта ВВТ в СЦ определяется как:

_ д^сц

Мсц - —ТГйГ/Щ' (2)

где Д Усц - объем произведенного ремонта ВВТ сервисным центром за время At.

Интенсивности отказов Х12, Х15, Х16, Х23, Х36, Х34 определяются по результатам моделирования боевых действий.

Восстановление ВВТ в объеме текущего ремонта предполагается осуществлять непосредственно в войсках, а средний и капитальный ремонт ВВТ - в подразделениях и центрах ТОиР аутсерсера и на предприятиях промышленности.

В соответствии с графом состояний система уравнений Колмогорова для средних численностей ВВТ определенного типа имеет вид [2]:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х = №2(t) + + + ИсцПьЮ - (Ä!2 + Л15 + Ä16)n1(t); щСО) = Nt

dn2(t)

dt

Апз (t) dt dn4(t) dt

dn5(t)

= ^12^i(t) - (Ä23 + V2>2(0; = Л23П2(0 - (1*3 + Л34 + Ьб)Пз(0; = Аз4Щ(0 - РВРБП4(0; = ^15п1 - ^СЦп5(С);

dt

^ = Л1бП1(1)+АзбПз(1)

n2(0) = N2

Пз(0) = Ыз

п4(0) = N4 п5(0) = Ns Пб(0) = N6

(3)

щ(0 + П2(0 + Пз(0 + щ(0 + n5(t) + Пб(Ь) = N(t)

Модель организации ремонта должна устанавливать зависимость между входными параметрами (количеством исправных ВВТ по(0) на начало операции, интенсивностями отказов X и восстановления ц, расстоянием d между сервисным центром и местом дислокации воинского подразделения) и выходными показателями, характеризующими исправность и боеготовность ВВТ соответственно Ки и К^ , а также удельные возможности на проведение ремонта Ср. При этом в качестве параметра управления может быть параметр а, характеризующий управляющие воздействия со стороны системы управления.

Таким образом, приведенный анализ математических средств компьютерных систем поддержки управленческих решений (СППР, СПВР, АИС), а также методологии их разработки позволяют рекомендовать вводить, совместно с информационными ГИС-технологиями, блоки математической оптимизации для повышения функциональности и эффективности СППР. Список использованной литературы:

1. Цапок А.В. Интегрированная логистическая поддержка системы технического обслуживания и ремонта ВВТ// Влияние науки на инновационное развитие: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 232 с.

2. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. - М.: Наука, 1991.

© Цапок А.В., 2017

ч

УДК 33

А.В. Черновалов

доктор экономических наук, профессор АТИСО, ВГШ им. Яна Павла (Польша)

г. Москва, РФ E-mail: czernowalow@mail.ru П.В. Черновалов кандидат юридических наук, Первый заместитель Генерального директора АО "Бизнес-Недвижимость"

г. Москва, РФ E-mail: ruzona@gmail.com

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДЕМОНТАЖА ДОЛЛАРОВОЙ МОНОПОЛИИ

Аннотация

Предлагаются методы реализации экономической политики, присущие странам, жители которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.