Научная статья на тему 'Математическое моделирование производственно-коммерческой деятельности промышленных предприятий'

Математическое моделирование производственно-коммерческой деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ФАКТОРНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / INDUSTRIAL AND COMMERCIAL ACTIVITIES / SIMULATION OF PRICES / FACTOR-COST ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зироян М. А., Белозерский A. Ю., Меньшиков B. В.

Рассмотрены подходы к оценке производственно-коммерческой деятельности предприятий машиностроительного комплекса. Приведены математические модели производственных и сбытовых процессов, а также необходимые ограничения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical modeling of industrial and commercial activities of industrial-oriented enterprises

Approaches to the assessment of industrial and commercial activities of engineering plants are considered. The mathematical models of production and distribution processes, as well as the necessary restrictions, are given

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование производственно-коммерческой деятельности промышленных предприятий»

УДК 330.45:519.85

М.А. Зироян, д-р экон. наук, профессор, +7-910-711-37-38, daria-smolensk@mail.ru, (Россия, Москва, РГСУ);

A.Ю. Белозерский, канд. экон. наук, доцент, +7-920-662-52-00, tatiank@yandex.ru (Россия, Москва);

B.В. Меньшиков, д-р техн. наук, профессор, clogist@muctr.ru,

(Россия, Москва, РХТУ им. Д.И. Менделеева)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены подходы к оценке производственно-коммерческой деятельности предприятии машиностроительного комплекса. Приведены математические модели производственных и сбытовых процессов, а также необходимые ограничения.

Ключевые слова: производственно-коммерческая деятельность,

моделирование цен, факторно-стоимостной анализ.

В условиях спада промышленного производства наибольшие потери несут предприятия машиностроительного комплекса, ориентированные на мелко- и среднесерийное производство. Это предприятия с полным технологическим циклом, включающие переделы от заготовительных производств до сборки узлов и готовых изделий.

Основные отличительные особенности предприятий этой группы в независимости от формы собственности и организации управления:

- жесткая привязанность коэффициентов загрузки основного производственного оборудования по технологическим переделам и, как следствие, недозагрузка сборочных стендов вызывает адекватную недозагрузку механообрабатывающих цехов и т. д.;

- высокая трудоемкость и, как следствие, дороговизна смены объектов производства, что накладывает ограничения как на частоту переналадок оборудования, так и минимальный размер партии запуска;

- высокая степень зависимости от смежников (например, в станкостроении, объем комплектующих и готовых полуфабрикатов достигает 70 %).

Перечисленные выше особенности мелкосерийных производств — это факторы, которые необходимо учитывать, причем не в последнюю очередь при анализе динамики «затраты - выпуск» в условиях экономического спада. В частности, при определении нижнего порога рентабельности и расчете критического объема производства нельзя ограничиваться лишь сравнением объемов маржинального дохода и постоянных издержек.

При планировании затрат в условиях сокращения выпуска необходимо учитывать дополнительные затраты собственного

производства и смежников, связанные с «обслуживанием» перечисленных выше факторов. Поэтому реальная нижняя граница рентабельности будет лежать выше критического объема производства, рассчитываемого по классической схеме сравнения затрат и выпуска. Для определения этой границы нами предложен набор экономико-математических моделей планирования основной производственной деятельности

машиностроительной фирмы в условиях сокращения товарных рынков. Узловой является модель минимизации затрат, позволяющая определить критический объем производства и инновационный потенциал фирмы.

В систему моделей планирования основной производственной деятельности фирмы органически встраиваются модели определения оптимальной схемы реконфигурации производственной системы под инвестиционный проект потенциального инвестора и динамическая модель реализации инвестиционного проекта.

Значимость рассматриваемой системы моделей заключается в:

- полноте охвата всех сфер, составляющих производственнокоммерческую и инновационную деятельность машиностроительной фирмы в условиях сокращения спроса на продукцию основного производства;

- реализации системы моделей на единой информационной базе;

- актуальности и обоснованности для условий экономики переходного периода выбора системы экономических критериев, обеспечивающих рациональный вариант деятельности фирмы в указанных выше сферах.

Рассмотрим модель поведения фирмы в условиях функционирования рыночных регуляторов в секторах готовой продукции и производственных факторов.

Стратегическая цель производственно-коммерческой деятельности (ПКД) фирмы — максимизация суммарного дохода Р, представляющего собой разность результатов Л деятельности фирмы и производственных издержек 1г:

Р = Л -12.

Результат производственно-коммерческой деятельности фирмы Л включает стоимость реализованной на рынке готовой продукции, а также стоимость оказанных услуг и результаты внепроизводственной деятельности.

Без ограничения общности будем рассматривать только производственный блок, имея в виду, что дополнительные источники дохода могут участвовать в пополнении как оборотных средств фирмы, так и формировании собственного инвестиционного фонда.

Пусть за период t предприятие выпускало продукцию I наименований, а х (, = 1, I) — количество запланированной к производству

и реализации продукции ьго наименования. Тогда

Л =±С £4,

2=1

где С^ — средняя прогнозируемая цена продаж продукции ьго

наименования; , для периода t.

На этапе стратегического планирования производственнокоммерческой деятельности фирмы значения величин Ср} могут быть

определены с различной степенью точности лишь на основе методов прогноза и изучения рынков готовой продукции. Точность прогноза адекватна используемой модели рынка готового изделия, учитывающей эффект от применения изделия у конкретного потребителя и динамику насыщения рынка данным изделием и изделиями-аналогами.

Таким образом

С£>= С (С,", х,),

где Спг — прогнозируемая базовая цена , -го изделия; С — функция, отражающая аналитическую зависимость оптовой цены от базовой и объема выпуска.

В условиях директивного формирования цен коэффициент Д. (А)

определялся исходя из требований рентабельности и сокращения срока окупаемости затрат на освоение новой техники. Согласно методике коэффициент Р для предприятий станкостроения устанавливался для следующих групп изделий:

- для станков, производство которых основано на изобретениях и открытиях, р = 0,7 ;

- для особо сложного металлорежущего оборудования (гибких производственных модулей, роботизированных станочных комплексов, автоматических линий, промышленных роботов, тяжелых и уникальных станков, станков класса точности С) — р = 0,6;

- для прочих станков — р = 0,5.

В условиях рыночной экономики коэффициент Р может быть установлен в модели равновесных цен в системе производителей и потребителей данного типа изделий, а также комплектующих, входящих в состав готовых изделий.

Моделирование равновесных цен с целью определения прогнозируемой базовой цены изделия выходит за рамки нашего исследования. Отметим, однако, что возможный подход при моделировании должен включать дифференциацию базовой цены в

зависимости от отраслевой принадлежности потребителя и изменение эффекта у потребителя при изменении технического уровня изделия.

Остановимся на методе определения базовой цены нового изделия, основанном на прогнозе уровня договорных цен. Принципиальных трудностей при формировании договорных цен на продукцию, изготовляемую по индивидуальным заказам в условиях мелкосерийного производства, между производителем и потребителем не возникает. Цена устанавливается ниже ее верхнего предела, но выше затрат изготовителя таким образом, что возникает взаимная экономическая

заинтересованность. Потребитель, работающий в условиях

самофинансирования, будет взвешивать выгоды, получаемые при использовании данной и альтернативных видов техники и принимать решение об уровне договорной цены в соответствии со своими интересами. Очевидно, что точно так же будет поступать и производитель, сопоставляя результаты и затраты. Поэтому нецелесообразно устанавливать какие бы то ни было пропорции распределения эффекта в ценах, могущие застраховать потребителя. Однако для задачи прогнозирования уровня договорных цен, стоящей перед производителем новой техники, рекомендации по указанному распределению становятся необходимыми.

Анализ тенденций развития объектов производства станкостроения, используемых в базовых отраслях народного хозяйства (в первую очередь машиностроительного комплекса), позволяет рекомендовать

производителю мелкосерийной продукции прогнозировать уровень договорной цены в пределах 0,7-0,8 ее базовой.

При прогнозировании базовых цен на новую продукцию общего назначения на уровне договорных возникают дополнительные условия, которые следует учитывать. Они связаны с разноэффективностью сфер применения этой продукции, следовательно, с существованием нескольких уровней верхнего предела цен. Возникает вопрос, нужно ли пользоваться при прогнозировании договорных цен каким-либо одним уровнем верхнего предела. По-видимому, такое решение нецелесообразно. Если принять верхний предел цены на минимальном уровне, это на практике приведет к снижению заинтересованности производителя в изготовлении новой техники. Если же принять верхний предел цены на максимальном уровне, это может привести к искусственному снижению объемов потребности в данной технике. Наиболее целесообразно, по нашему мнению, прогнозирование не одного уровня верхнего предела цены, а ряда последовательно снижающихся уровней (ступенчатые верхние пределы цен) в зависимости от динамики прогнозируемой потребности.

Одновременно с определением базовой цены прогнозируются потребности в изделиях фирмы. Ценовые и объемные (по планируемому выпуску) параметры изделий находятся в неразрывной связи. В условиях

рыночной экономики вопросы прогнозирования потребности в изделиях машиностроения решают не детерминированным, а функциональным образом в зависимости от возможной флуктуации уровня цен. Для производителя верхняя граница диапазона возможного изменения цен на изделия определяется наибольшим значением лимитной цены, рассчитанной в соответствии с вышеприведенными рекомендациями, а нижняя — минимально допустимым уровнем рентабельности данного изделия при его производстве. Принципиально методы прогнозирования потребности для одного или нескольких уровней цен не должны отличаться друг от друга и на первый взгляд нет оснований для дискредитации ранее применяемых методов, основанных в основном на экстраполяции данных за прошедший период, а также методах планирования потребности в оборудовании, основанных на удельных нормативах в расчете на единицу продукции и нормах замены.

Однако практика переходного периода выявила непредсказуемость направлений и темпов развития производства, совершенно не согласующихся с предыдущим периодом развития. В этих условиях ни один из формализуемых методов прогнозирования не может привести к адекватным результатам и единственным методом определения перспективной потребности в выпускаемой продукции становится анализ рынков, важнейшая задача службы маркетинга машиностроительной фирмы. Основа анализа — оценка текущего спроса и составление прогноза его будущего состояния на основе вторичных данных, однако эффективнее провести полный анализ рынка. В целях экономии издержек и времени при анализе осуществляется выборочный опрос потребителей. Соответствующая выборка должна быть статистически обоснованной.

Анализ рынков должен дать не просто достоверные данные об общем спросе или темпах роста спроса, но также определить многие другие характерные особенности и черты рынка, как то: локализация спроса, темпы роста спроса у отдельных потребителей (различные отрасли народного хозяйства), эластичность цен, мотивы выбора у потребителей, а также практика и характерные приемы торговли. Тем самым в анализе потребления должна содержаться как качественная, так и количественная информация.

Основные мероприятия по проведению анализа рынков:

- выбор объектов рыночных отношений и выявление потребителей;

- определение масштабов и разработка структуры выборочного опроса;

- организация работы по опросу, сбору, анализу и обработке данных.

Точность и достоверность анализа рынков зависит от

представительного характера опроса, квалификации опрашивающих, готовности к опросу анкетируемых, качества анкеты и правильности обработки данных.

Конечная задача анализа рынков — получение достоверной информации о предполагаемых сферах потребления, характеризующихся приблизительно равной эффективностью использования данного изделия, потенциальном спросе на него, а также данных, характеризующих полезный эффект при его использовании и предельных предполагаемых его ценах.

Результаты анализа рынков изделий из номенклатурного перечня фирмы:

- перспективный перечень изделий с указанием вероятности появления спроса по каждому изделию;

- шкала цен на изделия перспективной номенклатуры,

соответствующая потребности рынка, с указанием для каждого значения цены вероятности ее установления.

В объеме затрат предприятий станкоинструментальной промышленности затраты овеществленного труда (материальные)

составляют по нашим расчетам от 48-54 % (крупносерийное и поточное производство, производство универсальных станков и штампов) до 6169 % (мелкосерийное и единичное производство, производство

специальных станков, гибких производственных модулей и специальной оснастки) полных прямых затрат. Динамика изменения структуры себестоимости продукции машиностроения, включая станкоинструментальную отрасль, показывает: доля затрат живого труда по мере развития специализации и включения в состав ПП наукоемкой продукции сокращается, а доля затрат овеществленного труда возрастает.

Соотношение между отдельными элементами материальных затрат зависит от особенностей выпускаемой продукции. Так, доля покупных изделий в производстве станков достигает 48,5 %, а в производстве инструментов всего — 4,6 %.

Транспортно-заготовительные расходы составляют по отраслям машиностроительного комплекса 7-10 % материальных затрат. Естественно, норматив транспортно-заготовительных расходов зависит от удаленности производителя от смежников и потребителей готовой продукции. В любом случае можно считать его постоянной величиной для данной фирмы.

Затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции, включают:

- оплату труда, необходимого для производства продукции, числа основных и вспомогательных рабочих, включая и необходимые отчисления из фонда заработной платы;

- стоимость потребляемой электроэнергии, топлива ипр.;

- текущие расходы по подготовке производства (составление программ для станков с ЧПУ, изготовление и восстановление оснастки,

подготовку инструмента и пр.), плановому (профилактическому) ремонту оборудования.

В соответствии с принятой в настоящее время практикой образования и распределения фонда оплаты труда (ФОТ) производственного коллектива акционерного общества фонд заработной платы включает основную и дополнительную заработную плату, а также отчисления на социальное страхование. Вторую составляющую ФОТ (переменная часть) образуют надбавки и доплаты, выплачиваемые из нераспределенной прибыли фирмы. В связи с этим переменная часть ФОТ не включается в состав производственных затрат.

Для расчета затрат труда, включающих стоимость рабочей силы на основных и вспомогательных работах, необходимо использовать метод нормирования труда, соотнося величину затрат живого труда с трудоемкостью осуществления операций по всей технологической цепочке производства.

Затраты по организации и управлению производством включают статьи цеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов. В соответствии с принятым порядком калькулирования затрат цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы рассчитываются с использованием норматива накладных расходов (ас) и непосредственными производственными затратами (2р ) по формуле

2Р = ас - 2Р .

рЪ1 р1

Приведем формулу для расчета производственных затрат:

=(1+ас)

г

( Іт (і) т (і)}

Е Е кР( }і. • х. + £ Ъ Си(}

. . . m і, m і . m m

V г - 1m = 1 m = 1

где Ох — затраты на освоение и подготовку производства изделий

новой техники из номенклатурного перечня предприятия включают следующие статьи затрат на:

- разработку технологии изготовления нового изделия;

- проектирование инструментальной оснастки и разработку технологического процесса ее изготовления;

- изготовление опытного образца и опытной партии нового изделия;

- перепланировку, перестановку и наладку оборудования для производства нового изделия.

Для практического расчета затрат по освоению производства изделий новой техники в станкостроении используем мультипликативную форму метода факторно-стоимостного анализа, учитывающего зависимость указанных затрат от:

- конструктивно-технологических особенностей изделия (масса (М), габариты (Я), класс точности и группа конструктивной сложности (О), коэффициент унификации деталей (К5), общее число деталей (О));

- объема запланированного производства нового изделия;

- коэффициента технологической оснащенности (К) производства. Использование данного метода на практике обеспечивает точность расчета затрат в пределах ±3 %.

Затраты фирмы 02 (А) на освоение и подготовку производства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нового изделия А могут быть вычислены по формуле:

(А) = С • к“1 • О“2 • х“3 • (МЯ )“4 • к*5 • О“6,

где С — постоянная зависимости. Численные значения коэффициентов ai,, = 1,6 постоянной С определяются для каждой технологической группы изделий путем сопоставления затрат, рассчитанных по формуле, по методу наименьших квадратов.

Последнее соотношение показывает, что в условиях серийного производства затраты на освоение и подготовку производства нового изделия в большей степени зависят от конструктивно-технологических особенностей изделия и в меньшей — от запланированного объема выпуска. Поэтому естественно рассматривать долю указанных затрат, приходящуюся на единицу нового изделия.

Система ограничений модели

Производственно-коммерческая деятельность фирмы

осуществляется в пределах собственной экономической области, описываемой ограничениями по используемым факторам производства.

Ограничения по производственным факторам задаются наличной мощностью отдельных элементов производственно-технологической системы предприятия, а также интегрированной по отдельным элементам производительностью живого труда.

Производственная мощность машиностроительного предприятия, как правило, измеряется в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство. Величина производственной мощности может быть измерена и в стоимостных оценках.

Расчет величины производственной мощности осуществляется сопоставлением располагаемых предприятием ресурсов производства с потребностью в выпуске продукции и выявлением уровня возможности предприятия удовлетворить эту потребность. В качестве измерителей производительной способности обычно используются временные измерители: для определения располагаемого ресурса — фонды времени работы оборудования, для определения объемов потребности — станкоемкость (технологическая трудоемкость) продукции.

Производственная мощность определяется по всем основным производственным цехам. Расчеты проводятся от низшего производственного звена к высшему, от групп технологически однотипного оборудования к производственным участкам, от участков к цехам, от цехов к предприятию в целом.

Производственная мощность предприятия исчисляется по мощности ведущего звена (цеха, участка) основного производства.

При выборе ведущего звена учитываются:

- наиболее значительный удельный вес стоимости группы оборудования в общей стоимости всего оборудования (концентрация основных фондов);

- наиболее значительный удельный вес совокупных трудовых затрат в технологическом процессе (концентрация трудоемкости);

- выполнение наиболее важных и ответственных операций, требующих применения специального, уникального или высокоточного (прецизионного) оборудования (значимость работ);

- наиболее высокий коэффициент загрузки оборудования (интенсивность работ).

Указанные выше факторы тесно взаимодействуют друг с другом, и наличие одного из них предполагает наличие какого-либо другого. Оборудование, на котором производятся наиболее важные технологические операции, характеризуется, как правило, наибольшей концентрацией трудоемкости. Для механической обработки, например, это специальные станки высокого класса точности или же уникальные станки для обработки базовых и корпусных деталей, т. е. наиболее дорогостоящее оборудование.

M.A. Ziroyan, A.Y. Belozersky, V.V. Menshikov

Mathematical modeling of industrial and commercial activities of industrial-oriented enterprises

Approaches to the assessment of industrial and commercial activities of engineering plants are considered. The mathematical models of production and distribution processes, as well as the necessary restrictions, are given.

Key words: industrial and commercial activities, simulation of prices, factor-cost analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.