Научная статья на тему 'Математическая психология в гуманитарных исследованиях'

Математическая психология в гуманитарных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
652
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. / METHODS OF DATA PROCESSING MATHEMATICAL MODELS IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH. / HISTORY OF MATHEMATICAL PSYCHOLOGY / MATHEMATICAL METHODS / MATHEMATICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савченко Т. Н.

в статье рассмотрены проблемы современного состояния математической психологии, ее значения для новых теоретических областей психологии, в частности для юридической психологии. ские модели в психологических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper considers the problem of the current state of mathematical psychology, its significance for new theoretical areas of psychology, in particular for legal psychology.

Текст научной работы на тему «Математическая психология в гуманитарных исследованиях»

РПО. 18-21 сент. 2007 г. В 3 т. М., Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо». Т. 2. С. 242.

18. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. ...дисс. канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1992.

19. Николаева О.П. Этнопсихологические различия морально-правовых суждений//Психол. журнал. 1995. Т. 16. №4. С. 79-88.

20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

21. Стрижов Е.Ю. Личность мошенника: нравственно-психологический анализ: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

22. Стрижов Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

23. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надежность личности: социально-психологические аспекты: монография. Тамбов: ИД «ТГУ имени Г.Р. Державина», 2009.

24. Стрижов Е.Ю. Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности//Психо-логия человека в современном мире: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Мат-лы Всеросс. Юбилейной научн. конф., посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна: В 6-ти т./Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Т. 6. С. 312-319.

25. Фельдштейн Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

26. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2004.

27. Юревич А.В. Нравственность как психологическая проблема//Вопросы психологии. 2009. №4. С. 3-13.

28. Юревич А.В., Ушаков Д.В., Цапенко И.П. Количественная оценка макропсихологического состояния российского общества//Психол. журнал. 2007. Т. 28. №4. С. 23-34.

29. Gilligan C. In a different voice: psychological theory and women's development: Cambridge, 1982.

30. Kohlberg L. Essays in moral development: N.Y., Toronto, 1984.

31. Kohlberg L. Essays in Moral Development. V I: The philosophy of moral development. N.Y.: Harper and Row, 1981.

32. Kohlberg L. Essays in Moral Development. V II: The psychology of moral development. N.Y.: Harper and Row, 1984.

33. Nolan R. Fraud, trusts and equities/R. Nolan// The Cambridge Law Journal. 2001. Vol. 60. Part 3. P. 477-480.

34. Ravlin E.G., Meglino B.M. Effect of Values on Perception and Decision Making: A Study of Alternative Works Values Measures//Journ. of Applied Psychology. 1987. V. 72. №4. P. 666-673.

35. Tapp J.L., Kohlberg L. Developing senses of law and legal justice//The Journal of Social Issues. 1971. Vol. 27. P.65-92.

36. Tapp J.L., Levine F.J. (Eds). Law, justice and the individual in society: psychological and legal issues: N.Y., 1977.

Математическая психология в системе гуманитарного образования

Т. Н. Савченко

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы современного состояния математической психологии, ее значения для новых теоретических областей психологии, в частности для юридической психологии.

Ключевые слова: математическая психология, история математической психологии, математические методы, методы обработки данных математиче-

ские модели в психологических исследованиях.

The summary: the paper considers the problem of the current state of mathematical psychology, its significance for new theoretical areas of psychology, in particular for legal psychology. Keywords: mathematical psychology, history of mathematical psychology, mathematical methods, methods of data

processing Mathematical models in psychological research.

Процесс математизации психологии начался практически с начальных моментов становления ее как экспериментальной дисциплины. Как и в случае других наук, этот процесс проходит ряд стадий.

Первая стадия характеризуется применением математических методов для анализа и обработки результатов экспериментального исследования, а также выведением простых законов (этот период проходил с конца XIX до начала XX века); в это время начал использоваться метод факторного анализа, различные модификации метода кластерного анализа, был предложен психофизический закон, построена кривая научения, разработаны различные модели поведения с использованием теории автоматов и теории игр и др.

Вторая стадия - (период 40-х-50-х годов) связана с разработкой множества моделей психических процессов и поведения человека с использованием известного математического аппарата.

Третий этап (60-е годы по настоящее время) характеризуется выделением математической психологии как отдельной психологической дисциплины, основной целью которой является разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.

Четвертый этап (еще не наступил) должен характеризоваться становлением теоретической психологии и отмиранием математической психологии [1]. С этой точки зрения имеет смысл коротко рассмотреть саму историю математической психологии.

Впервые термин «математическая психология» был предложен И. Гербар-том в 1822 г., позже его ученик М. Дро-биш написал книгу «Первоосновы учения о математической психологии». Однако дальнейшее развитие математическая психология получила лишь в 1963 г. уже в США, где появился учебник по математической психологии. Там же была организована первая лаборатория по математической психологии, и стал издаваться журнал «Математическая психология», который является единственным и в настоящее время. В России математическая психология начала развиваться в семидесятых годах XX в., и одним из ее основателей был В.Ю. Крылов (Савченко, Головина, 1999).

В XX в. зарождающаяся неклассическая наука уже не отождествлялась с определенностью и детерминированностью. Это привело к интенсивному развитию новых разделов математики, которые могли описывать различные классы неопределенностей. Применение системного подхода к исследованиям сделало возможным изучение сложных, открытых, динамических, самоорганизующихся систем в рамках синерге-тической парадигмы: изменения и преобразования различных систем первичны, а структуры, порождаемые ими, носят вторичный характер. Это позволило подойти к моделированию неопределенных, неустойчивых, нелинейных систем — именно к ним и относятся психические системы.

Как и в случае других наук, этот процесс проходил ряд стадий.

Процесс математизации психологии начался практически с момента выделения ее как экспериментальной дисциплины. Применение математических

моделей уже на ранних этапах становления психологиии неслучайно и является следствием общей тенденции математизации наук.

Первая стадия характеризовалась применением математических методов анализа результатов экспериментального исследования, а также выведением простых законов (период с конца XIX до начала XX в.); в это время начал использоваться метод факторного анализа, были разработаны различные модификации метода кластерного анализа, был предложен психофизический закон, построена кривая научения, разработаны различные модели поведения с использованием теории автоматов и теории игр и др.

Вторая стадия (период 1940-1950-х годов) была связана с разработкой множества моделей психических процессов и поведения человека с использованием уже известного математического аппарата.

Третий этап (с 1960-х годов по настоящее время) характеризуется выделением математической психологии как отдельной психологической дисциплины, основной целью которой является разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.

Четвертый этап (еще не наступил), возможно, будет характеризоваться становлением теоретической и отмиранием математической психологии (Леонтьев, 1974).

Часто математическую психологию (далее «МП») отождествляют с математическими методами, что является ошибочным. Можно сказать, что математическая психология и математические

методы соотносятся друг с другом так же, как психология теоретическая и экспериментальная.

Применение математических моделей (далее «МП») уже на ранних этапах развития психологической науки неслучайно и является следствием общей тенденции математизации науки. С этой точки зрения в современной накуке математическая психология является важной для вновь становящихся областей психологии, в частности юридической психологии.

Объектами математической психологии являются индивидуальный и коллективный субъекты, обладающие психическими свойствами, а также содержательные психологические теории и математические модели.

Предметом математической психологии является разработка и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами, а методом - математическое моделирование [3].

В основе любого математического метода анализа данных лежит теоретическая модель изучаемого процесса или явления.

Проблема математизации психологии широко обсуждалась в 70-х годах XX века [4]. В частности, в работах того времени, посвященных этой проблеме, высказывалось мнение, что математизация психологии часто является данью моде и что любой результат формализованный с помощью математического языка, можно изложить на обыкновенном языке без употребления математических терминов и формул. Другая, противоположная точка зрения заключается в том, что язык математики -

это специфический формализованный язык, что это «язык и логика вместе» и что представление результатов исследования в форме математической модели позволяет легче анализировать проблему, получая возможные следствия из сформулированных утверждений автоматически за счет развитого математического формализма [3]. Как бы там ни было, а уже в 50-60-х годах наблюдается бурная интенсификация математизации психологического знания, приведшая к оформлению специальной психологической дисциплины - математической психологии. Все эти факты показывают, что общая тенденция математизации наук не миновала психологию. Интересно отметить еще один факт, имеющий отношение к математизации психологической науки.

Многие исследователи-психологи, в общем далекие от применения в своей работе математики, тем не менее, часто используют некоторые математические термины, такие, как непрерывность, случайность, дискретность, линейность, многомерность, бесконечность, информация и т.д. Хотя в этом случае математические термины применяются на интуитивном уровне, часто соответствующий термин применяется адекватно точному его значению, определенному в матема-тике[5]. В этом случае применение соответствующей математической теории может привести к разработке формализованного метода исследования соответствующей психической реальности. Так, идея многомерного пространства лежит в основе метода многомерного шкалирования, применяющегося для изучения семантических пространств, идея случайности лежит в основе разработки математических моделей обу-

чения, идея сочетания непрерывности и дискретности лежит в основе описания многих психических процессов, например, процесса мышления, и т.д.

И еще одно замечание. Под математизацией (в узком смысле) психологической науки естественно понимать, как уже было сказано выше, применение формального математического языка описания психических явлений и процессов. Но возможно и более широкое толкование математизации как проникновение в психологию естественнонаучных традиций логической строгости, научности мышления исследователя. Психология включает в себя очень большое количество различных специальных психологических дисциплин -от практических методик в психокоррекции до тонких количественных методов исследования в психофизике, от, скажем, методов психоанализа до математических моделей восприятия, на которых основывается конструирование технических устройств распознавания в рамках проблематики построения систем искусственного интеллекта и т.д. [5].

Таким образом, в психологии переплетаются методы объективные с субъективными. И, естественно, там, где превалируют научные методы, с большей пользой применяются точные математические методы. Хотя возможно применение математического моделирования не только для анализа результатов работы, например, психоаналитика, но и для прогнозирования [6].

Так или иначе, если сфера интересов специалиста-психолога не ограничивается частной практикой, и он не собирается ограничить свою деятельность исключительно консультированием или

другими видами психологической практики, ему необходимо обладать хотя бы базовым представлением о том, как:

1) организовать исследование таким образом, чтобы его результаты были доступны обработке в соответствии с целью исследования;

2) правильно выбрать метод исследования;

3) содержательно интерпретировать результаты обработки полученных данных [7].

Основы высшей математики и статистика необходимы тем психологам, которые считают необходимым собственноручно проверять эффективность своей деятельности, создавать новые методики, проводить исследования по интересующим их проблемам.

Проведенный в 90-е годы в лаборатории математической психологии анализ разрабатываемых формальных моделей позволил выявить основные тенденции развития математической психологии [4]:

• Расширение объектов исследования, усложнение организационных принципов проведения конкретных исследовательских работ, интенсивное развитие междисциплинарных исследований приводит к возрождению интереса к методологическим и теоретическим проблемам.

• Изменения в образовании, ориентация на компетентностный подход также стимулирует появление новых направлений в развитии теоретической психологии.

• Появление работ, посвященных этическим, нравственным, религиозным проблемам, что требует использование адекватного математического аппарата (нечеткая логика, мягкие вычисления,

вычисления со словами, качественное интегрирование).

Математические модели в психологии по методам исследования операций, в основном можно разделить на :

а) детерминированные, в которых используются:

• теория графов;

• геометрическое моделирование;

• логико-математические модели;

б) стохастические, в которых используются:

• теория вероятности;

• теории игр;

• теории полезности;

• динамическое программирование;

в) синергетические [2,4].

Аналогичное основание можно использовать и для классификации методов анализа данных (в основе любого метода лежит математическая модель изучаемого процесса).

Детерминированные модели в психологии в основном используются при разработке методов анализа данных, для разработки моделей - реже, так как психологическая реальность очень редко может быть описана детерминированными процессами. Стохастическое моделирование является в психологии основным. Синергетический подход позволил подойти к моделированию динамических процессов в психологии, а также перейти от анализа микродинамических процессов к макромоделированию и использовать математическое моделирование в таких «нестандартных» для математики сферах, как, например, работа психолога-консультанта.

Последние 10-15 лет психология в России стремительно развивается. Наиболее явными оказываются изменения в сфере психологической практики

и психологического образования. Психологическая практика является стержнем развития психологической науки как системы теоретического знания, поэтому при увеличении практических наработок необходима разработка теоретических оснований решения практических задач, для чего может быть полезен формально-логический поход [7].

В настоящее время множество проведенных эмпирических исследований и результаты, полученные практикующими психологами, позволяют развивать в психологии дескриптивный подход моделирования, используя опыт построения нормативных моделей. Появляется возможность построения инте-гративных моделей.

Движущей силой современного развития математической психологии является интерес к научному обобщению результатов, полученных практическими психологами. Процесс развития современной психологии в России в чем-то аналогичен развитию России в социальной сфере. Необходима адаптация огромного количества методов и методик, используемых в практической деятельности и перенесенных из зарубежного опыта в нашу реальность. Это требует новых методических приемов, подходов. Существующие нормативные модели, перенесенные из других наук, не всегда адекватны. Расширение объектов исследований, усложнение организационных принципов проведения конкретных исследовательских работ, интенсивное развитие междисциплинарных исследований приводит к возрождению интереса к методологическим и теоретическим проблемам.

Изменения в образовании,ориента-ция на компетентностный подход также

стимулируют появление новых направлений в развитии математической психологии.

Любое состояние является результатом процесса, поэтому необходимы адекватные методы изучения динамики, например, моделирование динамики на макроуровне на основе результатов моделирования микродинамических процессов, т.е. когда статические состояния рассматриваются как результат моделирования микродинамических процессов и построения предельных циклов.

В последнее время появляются работы, посвященные этическим, нравственным, религиозным проблемам, что требует использование адекватного математического аппарата (нечеткая логика, мягкие вычисления, вычисления со словами, качественное интегрирование).

Возможно, главной методологической основой современных исследований в психологии является интеграция системного, синергетического подхода и парадигмы активности.

Таким образом, на современном этапе методы и модели математической психологии должны обеспечивать реализацию главных принципов синерге-тического подхода, в частности принципов целостности (неаддитивности), соответствия, эволюции. Одним из принципов синергетического подхода в психологии является принцип учета и моделирования НЕ-факторов, связанных с человеческой психикой и деятельностью (например, с оценками на шкалах).

Важнейшей задачей математической психологии является разработка подходов и моделей динамики взаимодействия психических систем. Для моделирования макродинамических процессов как результата моделирования

микродинамики и построения предельных циклов наиболее адекватными будут методы, основанные на мультимножествах, логико-алгебраические методы. Использование динамического подхода в психодиагностике позволит реализовать принципиально иной способ построения экспресс-методик.

Современный этап развития математической психологии характеризуется не только применением новых математических принципов и методов, а также новым осмыслением уже известных. Разработкой новых подходов к измерению в психологии моделирования макродинамики как результата микродинамических процессов; разработкой шкал, основанных на мягких вычислениях; на применении качественного интегрирования и др. Разработкой моделей естественных систем (менеджмент, психотерапия).

Однако использование количественных методов связано с определенными трудностями, обусловленными тем, что:

1. Возрастающая сложность математических методов и моделей,исполь-зуемых в психологии в настоящее время, вступает в противоречие со слабой математической подготовкой психологов, особенно ориентированных на практическую работу. Даже у выпускников факультета психологии МГУ уровень такой подготовки в последнее время существенно упал. Практически отсутствует класс молодых психологов-теоретиков.

2. Материалы едва ли не всех значительных проектов в отечественной психологии используются локально и затем исчезают из научного оборота.

3. Наиболее надежные эмпирические данные дают комплексные и лон-гитюдные исследования. Если за рубе-

жом на протяжении несколько десятилетий реализуются масштабные лонги-тюдные проекты в Гарвардском, Йель-ском, Калифорнийском и других университетах, то в России они -исключительная редкость. Масштабное комплексное исследование развития психических функций человека под руководством Б.Г. Ананьева до сих пор остается едва ли не единственным значительным прецедентом в отечественной психологии.

4. Огромное количество ненадежных методик и отсутствие системы сертификации приводит к появлению трудностей при выборе и использовании адекватных методик.

5. Отсутствие надежной эмпирики о познавательных процессах (особенности внимания, мышления и пр.), о личностных особенностях, например, по шкалам стандартных тестов, приводящее к тому, что применение точных методов становится невозможным.

В то же время необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к повышению грамотности психологов по применению математических методов анализа данных. Все чаще адекватно применяются разработанные психологами методы многомерного шкалирования, факторного, кластерного анализов, а также появляются новые модификации существующих методов. Новые опросники разрабатываются на основе теоретически выделенных факторов. Наметились тенденции к профессиональной адаптации и стандартизации методик с использованием методов анализа данных и моделирования.

В докладе, подготовленном аналитическим центром «Эксперт», приводятся качества молодого специалиста, которые работодатели считают важными [11]:

• общий уровень развития и базовые знания молодого специалиста;

• способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• умение применять на практике полученные знания, навыки командной работы, умение и желание постоянно учиться;

• нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.

В настоящее время математические методы все больше проникают и в гуманитарные области знаний: в экономику, психологию, социологию, лингвистику. Благодаря развитию информационных технологий и широкому использованию персональных компьютеров математические методы, казалось бы, должны становиться все более доступными для людей с гуманитарным образом мышления. Однако складывается парадоксальная ситуация. Математическая культура не растет, а падает.

Литература

1. А.Н. Леонтьев, Э.А. Джафаров «К вопросу о моделировании и математизации в психологии» - журнал «Вопросы психологии». 1974, №5.

2. Т.Н. Савченко. Динамика взаимодействия психических систем: подходы и модели//Психологиче-ский журнал. 2007. №3. С. 45-56

3. Г.М. Головина, Т.Н. Савченко. Математическая психология//Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИН-ФРА- М, 1999. С. 760-763

4. Г.М.Головина, Т.Н.Савченко. Методы исследования динамики структур психологического знания. Методы исследования психологических структур и их динамики. М., 1999. 135 с.

5. Т.Н. Савченко. Методы исследования психологических структур и их динамики/Под ред. Т.Н. Савченко. Издательство «Институт психологии РАН», 2002. 152 с.

6. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: Институт психологии РА,. 1995. 120 с.

7. Нормативные и дискриптивные модели принятия решений, М.: Наука, 1981. 350 с.

8. Исследование операций. М., Мир. 1981.

9. Handbook of Mathematical Psychology, 1973.

10. Арнольд В.И. О преподавании математики, Успехи математических наук. Т. 53. №1, 1958. С. 67-89

11. Международная программа PISA-2000, Центр оценки качества образования Института общего и среднего образования РАО. М., 2003. С. 57

молодежных субкультур

Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №07-06-00080а.

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы субкультурного и криминогенного влияния на личность молодого человека современной России. Ключевые слова: субкультура, молодежь, криминогенное влияние и воздействие, несовершеннолетние правонарушители.

The summary: this article addresses the problem of subcultural and criminogenic effect on the personality of a young man of modern Russia. Keywords: subculture, youth, influence and impact of crime, juvenile offenders.

14121019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.