Научная статья на тему 'Математическая модель слабосвязанного инерциально-спутникового навигационного комплекса воздушного применения'

Математическая модель слабосвязанного инерциально-спутникового навигационного комплекса воздушного применения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
559
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / MATHEMATICAL MODEL / INERTIAL–SATELLITE NAVIGATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сахарук Д.А.

Рассмотрена математическая модель слабосвязанного интегрированного инерциально-спутникового навигационного комплекса, разработанная в классе линейных дискретных стохастических моделей. Отличительной особенностью рассмотренных алгоритмов интегрирования навигационной информации является использование параметрического оптимального оценивания, построенного на базе уравнений линейного фильтра Калмана. В качестве источников первичной навигационной информации использованы бесплатформенная инерциальная система курса и вертикали, бесплатформенная инерциальная навигационная система, система геомагнитного ориентирования, система воздушных сигналов, спутниковая радионавигационная система. Рассматриваемый навигационный комплекс позволяет получить весь спектр пилотажно-навигационных параметров, необходимых для выполнения полета тактического беспилотного летательного аппарата в автоматическом режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Сахарук Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical Model of Loosely-Coupled Inertial-Satellite Air Navigation Complex

The paper considers a mathematical model of loosely-coupled inertial-satellite navigation complex which has been developed in the class of linear discrete stochastic models. A specific feature of the considered algorithms for integration of navigation data is the possibility to use parametrical optimum evaluation of the linear Kalman filters constructed on the basis of equations. Strap-down inertial reference system of routes and vertical, strap-down inertial navigation system, geomagnetic orientation system, system of air signals, satellite radio-navigation system have been used as sources of initial navigation data. The considered navigation complex allows to obtain the whole spectrum of flight navigation parameters which are necessary for flight operation of a tactical unmanned aircraft.

Текст научной работы на тему «Математическая модель слабосвязанного инерциально-спутникового навигационного комплекса воздушного применения»

УДК 629.7

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЛАБОСВЯЗАННОГО ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОГО НАВИГАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ВОЗДУШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

САХАРУК Д. А.

Военная академия Республики Беларусь

Разработка малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), а также необходимость решения специальных задач, связанных с определением параметров движения объектов, выдвигает комплекс новых требований по точности и надежности получения информации о координатах, скорости и ориентации движущихся объектов [1, 2]. Так, при проектировании БЛА военного назначения необходимо обеспечить работоспособность его навигационного оборудования в условиях ведения боевых действий, которые ограничивают эффективность использования средств излучения как средств передачи информации между движущимися объектами и измерительными пунктами. В связи с этим в навигационных комплексах (НК) военного назначения возникает необходимость использования автономных систем [3], среди которых особое место занимают инерциальные навигационные системы (ИНС). Однако принцип работы ИНС обусловливает постоянный рост ее погрешностей [1]. Поэтому в перспективное навигационное оборудование должны быть интегрированы вспомогательные системы, которые с заданной периодичностью корректируют показания ИНС.

К числу современных бортовых навигационных комплексов, прежде всего, следует отнести интегрированные инерциально-спутнико-вые навигационные комплексы (ИСНК) [4]. Основным элементом ИСНК БЛА является бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), корректируемая по сигналам спутниковой радионавигационной системы (СРНС).

В основе математического обеспечения ИСНК лежат алгоритмы оптимального оценивания (восстановления) переменных состояний системы с использованием теории калманов-ской фильтрации [5].

Разработка математической модели навигационного комплекса. Для разработки математической модели ИСНК и синтеза дискретного алгоритма оптимального оценивания полного вектора навигационных параметров БЛА на основе линейного дискретного фильтра Калмана запишем математическую модель ИСНК в дискретном виде

X k +1 =F k + l,k X к +kk + \k С, к ; Z к +1 =/ к + \ X к + \ к + \ ,

(1)

где X(к) - вектор состояния системы размерности 1x15; Р к+ \, к - переходная (фундаментальная) матрица размерности 15x15; Н к +1 - матрица наблюдения размерности 9x15; А к+ к - переходная матрица возмущающих воздействий размерности 15x6.

Вектор состояния системы Х(к) - недоступный непосредственному наблюдению вектор фазовых координат для ИСНК БЛА примет следующий вид:

X) к =ДВ к ; х2 к = АЬ к ; х3 к =ДН к ; х4 к =АГХ8 к ; х5 к =АГу8 к ; х6 к = АУ__г к ; х7 к =5а к ; х8 к =5р к ; х9 к =5у к ; (2) х1П к =5юх к ; хп к =5ю,, к ; х12 к = 5ю_ к ; х13 к -Ьах к ; х14 к —Ъау к ; х15 к -Ьа, к ,

где АВ к , АН к , АЬ к - ошибки определения широты, высоты, долготы соответственно; А1'х:< к , АУу,; к , АУ_,_; к - то же проекций путевой скорости БЛА на оси нормальной системы координат (СК) [6]; 5а к , 6р к , Ъу к

Наука итехника, № 3, 2013

к , 5р к , к - то же углового положения БЛА;

58крхкк, ДЦ),, кк,, 5ш_ к - проекции остаточных дрейфов микроэлектромеханических гироскопов (ММГ) на оси связанной СК; 5ах к , Ъау

Ъах к , Ъау к , Ьа_ к - то же смещений нулевых сигналов микроэлектромеханических акселерометров (ММА) на оси связанной СК.

Значение вектора Х(к) в начальный момент времени к = 0 - случайный вектор с нулевым математическим ожиданием и ковариационной матрицей Р(к), определяемой в начальный момент времени выражением

Р 0 =/• X О -1-ХТ О •Ю-Мг 0 , (3)

где I - единичная матрица.

По информации, полученной от БИНС, бесплатформенной инерциальной системы курса и вертикали (БИСКВ), спутниковой радионавигационной системы о координатах, проекциях скорости и углового положения БЛА, формируется вектор измерения Z(k+1) в виде соответствующих разностей:

емые БИНС и СРНС; уБИНС(£ + 1), уш,:1,(к + \).

й

БИНС

й

БИСКВ

(* +1), \|W(* + 1),

Zj к +1 = -^БИНС к +1 ■ ~~ Агрнс к + \ ,

Z2 к +1 = ^БИНС к +1 ~ Агрнс к + \ ,

Z, к +1 = ^БИНС к +1 ~ Нсъс к + \

Z4 к +1 = -V у л^БИНС к +1 ~ ^xgePHe к + \ ,

Z5 к +1 = -V у vgBHHC к +1 -П..СРНС k + l ; (4)

Z6 к + 1 : = v у :gBHHC к +1 — ^igCPHc к + \ ,

Z7 к +1 = Твинс к +1 ■ ~~ Тбискв к + \ ,

Z8 к + \ - Л БИНС к +1 ~~ "^БИСКВ 1У

Z9 €+ 1 У ^БИНС С+ 1 У БИСКВ С+ 1 У

где

-^БИНС к+ \ j АгРНС к +\ j -^БИНС к + \

¿срнс к +1 , НЪШ1С

к +1 , Нсвс к +1 - широта, долгота, высота БЛА, определяемые БИНС, СРНС и системой воздушных сигналов соответственно; УчШШ:(к +1), УХ(,стс{к + \\ УхЪШС(к +1),

V

V yg СРНС

ставляющие путевой скорости БЛА, определя-18

\|/БИСКВ (А: +1) - крен, тангаж, курс БЛА, опре-^дсл^цмэдс БИНС и БИСКВ соответственно.

Для улучшения свойств вертикального канала БИНС в составе средств измерений используется информация от барометрического высотомера системы воздушных сигналов. В основе процедуры синтеза алгоритмов ком-плексирования БИНС с другими навигационными системами лежат уравнения ошибок БИНС [7]. Для случая представления погрешности моделирования нормальной СК в виде углов рассогласования между истинной и вычисляемой в БИНС системами координат в [1] приводится общий вид уравнений ошибок, к которому может быть приведена динамическая модель погрешностей автономной БИНС. Она представляет собой систему дифференциальных уравнения пятнадцатого порядка.

Переходная матрица системы ^(к + 1, к) с учетом выражений (2) и (4) примет вид [5]

F= Fcr-,Feiv, Few^ (),.,, At,

(5)

где 03х3 - нулевая матрица размерностью 3x3;

/',/М - элементы блочной переходной матрицы

состояния F.

Так как измеряемые параметры непосредственно включены в оцениваемый вектор состояния системы X матрица наблюдения системы (1) Н примет вид

РЩуЗ FrV3x3 Озхз Озхз Озхз

Fvr3x3 FVV3*3 Fve3x3 Озхз Fva3y.3

Ferixl FeV3x3 Fee3x3 Few3x3 Озхз

Озхз Озхз Озхз Озхз Озхз

. 03х3 Озхз Озхз Озхз Озхз

^3x3 Озхз Озхз Озхз Озхз"

Озхз ^3x3 Озхз Озхз Озхз • (6)

Озхз Озхз ^3x3 Озхз Озхз.

Н ■

Структурная схема функционирования навигационного комплекса, построенного на базе дискретного алгоритма оптимального оценива-

Наука итехника, № 3, 2013

ния вектора навигационных параметров БЛА,

представлена на рис. 1.

Фильтр Калмана

Z\k + \\

Tz( А + 1Д) Т 1Д)

hr^h-—LH^ml

.f(A + l,A + l) A'(А- + \,к +1)

H[k + l

Рис. 1. Структурная схема алгоритма комплексирования навигационных систем на базе линейного дискретного фильтра Калмана

Одной из наиболее важных особенностей дискретного фильтра Калмана является его рекуррентная форма, что делает возможным его реализацию в бортовом вычислителе пилотаж-но-навигационного комплекса тактического БЛА малого радиуса действия. Измерения обрабатываются по мере их поступления и не требуют хранения в оперативной памяти вычислителя. Однако в общую последовательность вычислительного цикла фильтра Калмана

входят выражения, содержащие (кроме матриц ¥,И и Г) матрицы возмущающих воздействий системы Q и ошибок измерения Я.

С учетом того, что возмущающая последовательность системы (1) С(к) и вектор ошибок измерений £,(к) представляют собой векторные случайные процессы типа «белого» шума [8] с ковариационными матрицами М[£(0 СГ(/)] и М[£(0 £ (/)], матрицы возмущающих воздействий системы Q и шумов измерений Я являют-

Наука итехника, № 3, 2013

ся диагональными. Главная диагональ матрицы Q включает среднеквадратические отклонения флуктуационных ошибок ММГ и ММА. Главная диагональ матрицы Я включает средне-квадратические отклонения флуктуационных ошибок спутниковой радионавигационной системы, СВС и БИСКВ.

Выражения, реализующие алгоритм оптимального дискретного оценивания вектора состояния системы х к +1, к +1 , имеют вид [7]:

х к + 1, к к + 1, к х к, к ; х к+ \, к+ \ — х к + 1, к + К к +1 г к+ \, к --Н к +1 F к +1, k £ k, k . (7)

Матрица усиления фильтра К к +1 , в свою

очередь, определяется с помощью следующих выражений:

К к + 1 = Р к + 1, к Нт к + 1 х

т -1

х Н к + 1 Р к +1, к Нт к +1 +Я к +1 ;

Р ¿ + 1, к к + 1, к Р к, к Ь7 к + 1, к +

(8)

г

+Г к + 1, к О к Г к + 1, к ;

Р к + 1, к =1Р к + 1, к --К к + 1 Н к + 1 Р к + 1, к .

Выражения (2)-(8) представляют собой математическую модель интегрированного инер-циально-спутникового навигационного комплекса, построенного на базе БИНС, спутнико-

8Ф.т> кш-0> град./ч

вой радионавигационной системы, системы воздушных сигналов и БИСКВ.

Результаты математического моделирования. Математическое моделирование процесса функционирования инерциально-спутни-кового навигационного комплекса проводили в составе имитационно-моделирующего стенда динамики полета БЛА, разработанного в рамках опытно-конструкторской работы «Гриф-ИМС» в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь». В качестве численных значений ошибок ММА, ММГ, БИСКВ, БИНС были использованы значения, приведенные в [8]. В качестве примера на рис. 2 представлены оценки ошибок ММА и ММГ алгоритмом ИСНК тактического БЛА.

Анализ полученных результатов моделирования работы ИСНК тактического БЛА показал:

процессы оценивания ошибок определения навигационных параметров полета ИСНК при наличии корректирующих сигналов от спутниковой радионавигационной системы являются сходящимися;

время сходимости оценок остаточных дрейфов ММГ и смещения нулевого сигнала ММА составляет не менее 500 с;

время сходимости оценок остаточных дрейфов ММГ и ММА зависит от типа маневра БЛА. Чем активнее осуществляется маневрирование БЛА, тем дольше длится процесс оценивания погрешностей датчиков;

;о 100 2оо

- кюу0, град./ч

— 0,2 : ■ «L^p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— -0,2!—

/, с о 100

О 100

уЛ'ау0,м/с2

200

300

400

500

t, с

О 100

град./ч

100

t, с

Ъах, ка_а, м/с"

t, с

100

200

300

400

500

t, с

100

200

300

400

500

t, с

Наука итехника, № 3, 2013

Рис. 2. Оценки остаточных дрейфов микроэлектромеханических гироскопов и смещений нулей микроэлектромеханических акселерометров • наличие в математической модели ИСНК бортового оборудования по оценке истинного БЛА обратных связей по ошибке определения местоположения беспилотного летательного углового положения позволяет получать оценку аппарата как при наличии, так и при отсутствии вектора навигационных параметров в широком корректирующих сигналов спутниковых ради-диапазоне изменения углового положения лета- онавигационных систем. тельного аппарата.

Л И Т Е Р А Т У Р А

В Ы В О Д

Рассмотренный алгоритм работы перспективного инерциально-спутникового навигационного комплекса разработан в классе линейных дискретных стохастических моделей. Основным отличием его от аналогов является комплексирование на основе уравнений линейного дискретного фильтра Калмана навигационной информации бесплатформенной инерциальной навигационной системы, бесплатформенной инерциальной системы курса и вертикали, системы воздушных сигналов, спутниковой радионавигационной системы, а также возможность использования в качестве источников первичной навигационной информации инерциальных датчиков низкой точности (изготовленных по «МЭМС-технологии»). Результаты моделирования подтвердили возможность оценки остаточных дрейфов микроэлектромеханических гироскопов и микроэлектромеханических акселерометров не только на этапе начальной выставки навигационного комплекса, но и в полете беспилотного летательного аппарата. Использование данного алгоритма в перспективных навигационных комплексах подвижных объектов позволит существенно повысить точностные характеристики

1. Анучин, О. Н. Интегрированные системы ориентации и навигации для морских подвижных объектов / О. Н. Анучин, Г. И. Емельянцев. - СПб.: ГНЦ РФ-ЦНИИ «Электроприбор», 2003. - 389 с.

2. Современные информационные технологии в задачах навигации и наведения беспилотных маневренных летательных аппаратов / К. К. Веремеенко [и др.]; под общ. ред. М. Н. Красильщикова, Г. Г. Серебрякова. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. - 556 с.

3. Матвеев, В. В. Основы построения бесплатформенных инерциальных навигационных систем / В. В. Матвеев, В. Я. Распопов. - СПб: ГНЦ РФ-ЦНИИ «Электроприбор», 2009. - 278 с.

4. Управление и наведение беспилотных маневренных летательных аппаратов на основе современных информационных технологий / К. К. Веремеенко [и др.]; под общ. ред. М. Н. Красильщикова. - М.: ФИЗМАТЛИТ,

2005. - 280 с.

5. Ориентация и навигация подвижных объектов / Б. С. Алешин [и др.]; под общ. ред. С. В. Алешина, К. К. Веремеенко, А. И. Черноморского. - М.: ФИЗМАТЛИТ,

2006. - 424 с.

6. Сахарук, Д. А. Математическая модель автономной бесплатформенной инерциальной навигационной системы беспилотного летательного аппарата / Д. А. Сахарук // Вестник ВА РБ. - 2010. - № 2 (27). - С. 52-60.

7. Помыкаев, И. И. Навигационные приборы и системы / И. И. Помыкаев, В. П. Селезнев, Л. А. Дмитрочен-ко. - М.: Машиностроение, 1983. - 450 с.

8. Сахарук, Д. А. Математическая модель ошибок микроэлектромеханических датчиков / Д. А. Сахарук,

B. П. Шабанов // Вестник ВА РБ. - 2010. - № 4 (33). -

C. 100-106.

Поступила 25.03.2013

Наука 2 1

итехника, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.