Научная статья на тему 'Математическая модель расчета радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом турбины'

Математическая модель расчета радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом турбины Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
668
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБИНА / РОТОР / СТАТОР / РАДИАЛЬНЫЙ ЗАЗОР / НАПРЯЖЕНИЯ / УДЛИНЕНИЯ / ТЕРМОНАПРЯЖЕННЫЙ / ИНЖЕНЕРНАЯ МЕТОДИКА / TURBINE / ROTOR / STATOR / RADIAL CLEARANCE / VOLTAGE / ELONGATION / THERMOTENSION / ENGINEERING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Трушин Владимир Алексеевич, Чечулин Анатолий Юрьевич

Представлены методика, математическая модель и результаты расчета термонапряженного состояния ротора и статора малоразмерной влажнопаровой турбины в динамике при ее запуске. Изменение радиальных размеров ротора и статора под влиянием изменения температур и под влиянием термических напряжений и напряжений от центробежных сил в лопатках и диске ротора позволило определить значение оптимального радиального зазора конструкции турбины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Трушин Владимир Алексеевич, Чечулин Анатолий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical model of calculation of radial clearance between the working vanes and turbine housing

Presented method, the mathematical model and results of calculation of thermotension condition of the rotor and stator small moist-steam turbines in dynamics during the start-up. Change the radial size of the rotor and stator under the influence of the temperature change and under the influence of the thermal stresses and strains of centrifugal forces in the blades and the drive of the rotor allowed to determine the value of the optimal radial clearance of the turbine design.

Текст научной работы на тему «Математическая модель расчета радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом турбины»

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

УДК 621.438-251:539.4

В. А. Трушин, А. Ю. Чечулин

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА МЕЖДУ РАБОЧИМИ ЛОПАТКАМИ И КОРПУСОМ ТУРБИНЫ

Представлены методика, математическая модель и результаты расчета термонапряженного состояния ротора и статора малоразмерной влажнопаровой турбины в динамике при ее запуске. Изменение радиальных размеров ротора и статора под влиянием изменения температур и под влиянием термических напряжений и напряжений от центробежных сил в лопатках и диске ротора позволило определить значение оптимального радиального зазора конструкции турбины. Турбина; ротор; статор; радиальный зазор; напряжения; удлинения; термонапряженный; инженерная методика

В настоящее время на небольших производственных предприятиях и в поселках вокруг них широко используются котельные, в которых получают сухой насыщенный пар с давлением в диапазоне около (8-14) бар для подогрева воды в бойлерных отопления административных и производственных помещений. Перед подачей в бойлерные пар дросселируется до давления порядка 5 бар. Разность давлений в котельной и в бойлерной может быть использована для расширения пара в небольшой турбине привода электрогенератора, с заменой процесса дросселирования без совершения работы процессом в турбине с совершением работы и превращением ее в электроэнергию. В процессе дросселирования пар становится перегретым относительно температуры насыщения и затем в бойлерной отдает теплоту отопительной воде при охлаждении до состояния насыщения, конденсируется и при охлаждении конденсата до определенной температуры, сжимается до давления в котле и подается снова в котельную для повторения цикла. Оценка потерь тепловой энергии паром до попадания его в бойлерную после турбины показала, что эта потеря (переходящая в электроэнергию) не превышает 8 % и существенного влияния на работу системы отопления предприятия не окажет. Электроэнергия от турбины может использоваться как для собственных нужд котельной, так и для нужд предприятия. Следует отметить упоминание об энергетической целесообразности замены дросселя турбиной в паровых процессах в [1] .

Разработана паровая малоразмерная одноступенчатая осевая турбина для работы при выше указанных начальных параметрах сухого насыщенного пара и перепаде давлений. При

расходе пара 3,33 кг/с (12 т/час) мощность турбины 250 кВт. Оценка количества конденсата, образующегося в сопловых и рабочих лопатках влажнопаровой турбины исключает в данном случае возможность применения центростремительной турбины, а в осевой малоразмерной высокооборотной турбине следует особое внимание уделять радиальному зазору между рабочими лопатками и статором. Общий вид малоразмерной паровой турбины с электрогенератором представлен на рис. 1. Конструкция турбины представлена на рис. 2. Диаметр монолитного рабочего колеса по периферии лопаток Бр = = 0, 1282 м, а высота лопатки I = 0,0181 м, диаметр диска й = 0,092 м. Внутренний диаметр кольца корпуса над лопатками рабочего колеса Ок = 0,1287 м, а радиальный зазор между рабочими лопатками ротора и элементом корпуса Д = 0,00025 м (0,25 мм) по номинальным размерам чертежей. Из-за малых диаметральных размеров, при сохранении относительных размеров радиального зазора как в крупных паровых турбинах, особое внимание должно быть уделено его абсолютному значению.

Рис. 1. Общий вид малоразмерной паровой турбины с электрогенератором

Контактная информация: 8(347)273-08-44

Рис. 2. Конструкция малоразмерной паровой турбины: 1 - ротор турбины; 2 - элемент статора (кольцо)

Рис. 3. Расчетная схема разбиения на элементы ротора и элемента корпуса влажнопаровой турбины: 1 - диск;

2 - лопатка; 3 - элемент корпуса над лопатками ротора

Данный радиальный зазор принят на основе расчетов изменения диаметральных размеров элементов ротора и элемента корпуса в динамике в процессе прогрева их при запуске турбины. Геометрия ротора и статора турбины и расчетная схема разбиения их на конечные элементы, для расчета нестационарных температур методом элементарных балансов [2] от начальных температур до выхода на рабочий режим работы турбины, представлена на рис. 3. Обороты ро-

тора п = 48000 об/мин (ю = 5027 1/с). При расчете температур ротора рассматривался сектор диска на одну лопатку, аналогично [3], так как нет теплового взаимодействия сектора с двумя соседними.

Следует отметить, что метод конечных элементов (МКЭ) требует больших затрат времени, что отмечено в работе [4], и в новом современном материале из Википедии - свободной энциклопедии (2011 г.) «МКЭ по словам специалистов «большая пушка» - метод конечных разностей и проще в реализации и быстрее». Расчет переходных процессов легко осуществляется методом элементарных балансов

А. П. Ваничева [2] как вариантом метода конечных разностей (МКР), применимым для тел любой конфигурации, в том числе и для роторов турбин (рис. 3), без существенной схематизации их геометрии при разбиении на элементы произвольной конфигурации с малыми затратами машинного времени из-за простоты алгоритма. Существуют три основных схемы решения нестационарных задач теплопроводности методом МКР [5]: I) явная схема Шмидта, II) неявная схема Лаасонена и III) неявная схема Кранка-Николсона [6]. Все три схемы при помощи коэффициента 0 объединяются в одну формулу [5]:

огшг (ГГ1 - тп)/ Ат = 110^. ; -

- тп) + (1 -0).; (т; - тп )|,

из которой при значениях 0 = 0, 1, 0,5 получаются соответственно схемы I, II и III.

В формуле (1) с, т — теплоемкость материала элемента и его масса; Ат — шаг по времени; к — обобщенная тепловая проводимость на контакте элементов по площади Надстрочный индекс п относится начальному моменту времени шага Ат.

Расчетный эксперимент для пластины показал устойчивость и хорошую сходимость результатов решения задачи нестационарной теплопроводности методом элементарных балансов по трем схемам с теоретическим решением [7] при соотношении временных шагов 1:5:25.

В работе [5] отмечается, что схемы II) Лаасонена и III) Кранка-Николсона устойчивы при любых интервалах времени, если значения коэффициентов, входящих в разностные уравнения, зависят от текущих температур, при этом указывается на повышенную точность схемы III) Кранка-Николсона по сравнению со схемами I) и II). Поэтому в настоящей работе расчет

нестационарных температур проводился по неявной схеме III) Кранка-Николсона.

Для стационарных режимов уравнение балансов имеет вид:

т - X кі,т,п (2)

Т,п - Ук.Я. . (2)

г,] г,]

Работоспособность метода элементарных балансов А. П. Ваничева подтверждена и в работе [8] при расчете полой охлаждаемой турбинной лопатки реального ГТД при работе двигателя на стенде с переходом за 5,2 с от режима малого газа на взлетный режим. На взлетном режиме показания пирометра совпадали с результатами расчетов.

Температура элементов турбины перед запуском ґ0 = 15 °С, температура пара на входе в рабочее колесо ґп =163,5 °С (рассмотрено «ударное» нагружение турбины как самое опас-

ное для значений зазора над рабочими лопатками), температура подшипника и масла ґм = = 90 оС. Коэффициенты теплоотдачи на лопатках турбины выбраны по рекомендациям [9], на диске турбины - по рекомендациям [10], а на элементе корпуса над рабочими лопатками ротора - по экспериментальным данным [11] по параметрам и теплофизическим свойствам пара со степенью сухости х, близкой к 1. Показатель адиабаты расширения пара к = 1,135, а адиабатический КПД влажнопаровой малоразмерной турбины равен 0,6.

Системы (1) и (2) применимы для расчета трехмерных (объемных) задач.

Распределение температур по радиусу ротора и элемента корпуса по моментам времени переходного режима работы при запуске турбины представлены на рис. 4.

Рис. 4. Значения температур по радиусу ротора и элемента корпуса в динамике от пуска турбины

до выхода на расчетный режим работы

Суммарные напряжения о на элементарной площадке dF поперечного сечения пера лопатки, приводящие к ее растяжению, определяется по формуле [12]:

( \

N M £ M

+ -

У F

+

+ E

-+С

+ 'Л-

-а Т T

где аТ и Е — коэффициент линейного расширения и модуль упругости материала рассматриваемого элемента, являющиеся функцией его температуры Т; С и п - главные центральные оси поперечного сечения пера лопатки; N — центробежная растягивающая сила на радиусе Я рассматриваемого поперечного сечения пера лопатки; М; и Мп — составляющие изгибающих моментов относительно главных центральных осей.

Удлинение отдельных элементов Дг пера лопатки из-за действия напряжений растяжения определяется по формуле:

е. Лга

X = —— о ,

^ а г-- га ’

Е

а от действия подогрева на ДТ по формуле:

Ха =аТ ЛТЛг. (3)

Радиальные напряжения в диске определяются по формуле [13]:

°г = А, + ^Т -

где А\ и А2 — постоянные интегрирования; г, — внутренний радиус кольцевого элемента диска; t - разность температур элемента диска в данный момент времени и начальной равномерной, ц — коэффициент Пуассона.

Тангенциальные напряжения в диске оt определяются из уравнения:

О = А1----------------------2 -

1 + 3т 22 1- аЕ с , .

-----—ри г -aEt + — I Ыг. (5)

8

Постоянные А1 и А2 находятся из граничных условий. На внешнем радиусе г = га радиальное напряжение ог равно напряжению ога, вызванному центробежной силой лопаток. На внутреннем радиусе диска с отверстием при г = г, напряжение равно нулю.

Радиальное удлинение диска на внешнем радиусе га, необходимое для подсчета радиального зазора между элементом корпуса турбины и рабочими лопатками, можно определить, используя формулы (4) и (5) [13]: г

Ха =-а (0ta -т°га ) + аа^а . (6)

Е

Изменение внутреннего диаметра элемента корпуса определяется удлинением окружности элемента из-за его подогрева по переходным режимам во времени по зависимости аналогичной формуле (3), приведенной в [14].

График изменения радиальных размеров £ диска и ротора с лопатками в целом, а так же внутреннего радиуса С статора и график изменения радиального зазора Д во времени представлены на рис. 5.

Рис. 5. График изменения значений радиуса ротора £ и увеличения внутреннего радиуса элементов корпуса С , а также радиального зазора Д в динамике от пуска турбины до выхода на расчетный режим работы:

1 — удлинение лопаток £р от центробежных сил; 2 — удлинение лопаток £ от нагрева;

3 - изменение радиуса диска £д под

влиянием радиальных и тангенциальных напряжений от центробежных сил и температур; 4 - суммарное изменение радиуса диска с лопатками (ротора) £^ в динамике; 5 - изменение внутреннего радиуса элемента корпуса над рабочими лопатками д; 6 - изменение радиального зазора Д с отметкой его минимального значения на четвертой секунде после пуска

Значение радиального зазора по номинальным размерам назначено с учетом допусков на изготовление деталей.

В заключение следует отметить, что разработанная инженерная методика, основанная на несложных уравнениях теплопроводности и термонапряженного состояния, математиче-

Ь'

и

и

г

г

г

г

ская модель и программа позволяют проводить на персональном компьютере расчетную оценку радиального зазора в турбине между лопатками ротора и элементом корпуса турбины в динамике при пуске турбины. Учет допусков на изготовление деталей позволяет выбирать оптимальное значение зазора в собранной конструкции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Техническая термодинамика / Под ред.

В. И. Крутова. М.: Высш. шк., 1991. 384 с.

2. Ваничев А. П. Приближенный метод решения задач теплопроводности при переменных константах // Изв. АН СССР. Отд. техн. наук. 1946. № 12. С. 1767-1774.

3. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей / Под ред. Д. В. Хро-нина. М.: Машиностроение, 1989. 368 с.

4. Эмери А., Карсон В. Оценка применимости метода конечных элементов при расчетах температур. Теплопередача // Тр. амер. общ-ва инженеров-механиков. 1971. № 2. С. 6-16.

5. Чекалин В. В. Разностный метод расчета нестационарного нагрева конструкций // Методы расчетов температурных полей и теплоизоляции летательных аппаратов: Сб. ст. под ред. И. И. Дракина. М.: Машиностроение, 1966. 102 с.

6. Crank J., Nikolson P. A practical method for numerical evaluation of solution of partial differential equation of heat-conduction type, Proc. Cambridge Philos. Soc., 43, 1947. Р. 50-67.

7. Лыков А. В. Теория теплопроводности. М.: Высшая школа, 1967. 600 с.

8. Трушин В. А., Трушин О. В. Термобаръер-ное покрытие турбинной лопатки на переходных режимах работы ГТД // Изв. Вузов «Авиационная техника». 2006. № 4. С. 50-52.

9. Почуев В. П., Щербаков В. Ф. Исследование локального теплообмена поверхности решеток турбинных лопаток // Теплоэнергетика. 1978. № 10.

С. 37-41.

10. Цаплин М. И. Теплоотдача и трение вращающегося диска при неподвижной ограничивающей стенке и расходном течении // Энергомашиностроение. 1975. № 10. С. 16-18.

11. Каримова А. Г., Локай В. И. Теплоотдача от газа к корпусу турбины // Изв. вузов «Авиационная техника». 1971. № 2. С. 52-58.

12. Термопрочность деталей машин // Под ред. И. А. Биргера и Б. Ф. Шорра. М.: Машиностроение. 1975. 455 с.

13. Локай В. И. , Максутова М. К., Струн-

кин В. А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1991. 512 с.

14. Трухний А. Д., Ломакин Б. В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки. М.: Издательство МЭИ, 2002. 540 с.

ОБ АВТОРАХ

Трушин Владимир Алексеевич, проф. каф. авиационной теплотехники и теплоэнергетики. Д-р техн. наук. Иссл. в обл. моделирования и расчета турбин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чечулин Анатолий Юрьевич, зам. главного конструктора ОАО «УАП «Гидравлика». Канд. техн. наук. Иссл. в обл. систем управления авиац. двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.