Научная статья на тему 'Математическая культурология'

Математическая культурология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лобовиков В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая культурология»

=

В.О. Лобовиков

функциональной исследования

Алгебраическая модель взаимосвязи алоллонической и дионисийской абстрактных форм культуры

Калокагатия: дискретная математическая модель структурно-функционального единства ригористического естественного права и классицистской эстетики

(Функциональная взаимосвязь двузначной алгебры поступков и двузначной алгебры эстетических явлений в аполлоническом аспекте бытия)

В

Согласно древнегреческой столкновения аполлоновского

Ф.Ницше, мир

трагедии - арена двух начал:

и дионисийского.

Аполлон - олицетворение светлого, разумного, гармоничного,

упорядоченного, а Дионис - темного, хаотического, безумного,

разрушительного первоначала бытия.

Важную роль в философии античной Греции играло понятие «калокагатия», относившееся прежде всего к аполлоновскому аспекту мироздания (но в двойственном смысле применимое также и к дионисийскому). Калокагатия -единство нравственного и эстетического совершенства (единство добра и красоты). Следовательно, калокагатия есть бинарный частный случай более общего и фундаментального тернарного принципа единства истины, добра и красоты. Другой бинарный частный случай этого триединства - единство истины и добра является предметом структурно-функционального

целом ряде работ, посвященных математическому

моделированию естественного права. В свете этих работ, если символы и, л обозначают логические значения высказываний, а символы х, п обозначают морально-правовые

значения поступков, то для операций Еаь Еаг, Еаз,..., являющихся одновременно и высказываниями и поступками, справедлива следующая представляющая собой (истинностно-ценностную)

таблица Т1

смешанную

функцию.

содержащуюся в работах идею дальше, предложить следующую

Еа Еа

и х Таблица Т1 л п

Развивая упомянутых естественно ниже, по адекватную

структурно-функционального калокагатии. Имеется в представление указанного калокагатии в виде следующей ниже смешанной (нравственно-эстетической) ценностной функции Т2.

мнению автора, математическую

вполне модель аспекта виду аспекта

Таблица Т2

а а к х У п

Здесь символы к и у представляют собой, соответственно, попожитепьное и отрицательное эстетические значения поступков. Согласно Т2, если а -

хороший поступок, то он красив, а если а - красивый поступок, то он хорош. Кроме того, согласно Т2, если а - плохой поступок, то он уродлив (комичен), а если а - уродливый (комичный) поступок, то он плох. По мнению автора, именно смешанная (нравственно-эстетическая) ценностная функция Т2 лежит в основе знаменитой фразы «Красота спасет мир!». Таблицы Т1 и Т2 могут быть подвергнуты критике, но она основывается на материале, относящемся к дионисийскому (карнавально-криминальному) аспекту бытия, а не к аполлоновскому. В рамках аполлоновского аспекта мира таблицы Т1 и Т2 верны.

Поскольку дионисийский аспект мироздания является двойственным по отношению к аполлоническому, постольку большой теоретический и практический интерес представляет смешанная ценностная функция, являющаяся математически

двойственной по отношению к смешанной ценностной функции «калокагатия». (Термин «математическая двойственность» используется нами в собственно математическом значении, которое является общеизвестным в среде математиков и точно определенным, например, в

монографии.) Функция, являющаяся математически двойственной по отношению к аполлонической калокагатии, может быть адекватно представлена следующей ниже таблицей Т2*.

у п Таблица Т2*

К X

Нетрудно заметить, что функции Т2 и Т2* неразличимы (вместо того, чтобы говорить о калокагатии аполлонической и калокагатии дионисийской можно говорить просто о калокагатии). Это значит, что, смешанная ценностная функция «калокагатия» математически самодвойственна. (Термин

«математически самодвойственная

функция» используется нами в собственно математическом значении, которое в среде математиков общеизвестно и строго определено). Отсюда вытекают теоретически очень интересные и практически важные следствия. (Анализ этих следствий впервые представлен автором на 15-ом Всемирном эстетическом конгрессе в Японии: Токио, 2001) Общеизвестно, что самодвойственные функции на противоположных наборах значений переменных принимают

противоположные значения, В литературе существует определение серьезного (классицистского) и несерьезного (карнавально-

романтического) миров как таких эстетических миров, в которых эстетические переменные принимают противоположные эстетические

значения. Кроме того, в литературе существует также определение легального и криминального мирое (мира добра и мира зла, соответственно) как таких нравственных миров, в которых морально-правовые переменные

принимают противоположные морально-правовые значения. Объединение легального (доброго) и классицистского (красивого, прекрасного, возвышенного) миров в одну систему (нравственно-эстетическую) относится к

аполлоническому аспекту мироздания, а объединение в одну систему криминального (злого) и карнавально-романтического (дисгармоничного,

гротескного) миров относится к дионисийскому аспекту бытия. Если эти дефиниции нравственно и эстетически противоположных миров принять во внимание, то можно определить аполлонический и дионисийский миры как такие, в которых морально-правовые переменные принимают

противоположные морально-правовые значения, а эстетические переменные принимают противоположные

эстетические значения.

Антикалокагатия: дискретная математическая модель структурно-функционального единства криминологии и карнавально-романтической эстетики

(Функциональная взаимосвязь двузначной алгебры поступков и двузначной алгебры эстетических явлений в дионисийском аспекте бытия)

Приняв во внимание представленные в предыдущем параграфе смешанные (нравственно-эстетические) ценностные таблицы Т2 и Т2*, нетрудно чисто теоретически («на кончике пера») получить следующие весьма интересные выводы. С точки зрения исследуемой дискретной математической модели абстрактной формы дионисийского аспекта мироздания, в карнавально-романтической эстетике: во-первых, должно быть так, что зло прекрасно, восхитительно, нормально; во-вторых, должно быть так, что добро безобразно, отвратительно, пошло, ненормально (Данные выводы получены чисто теоретически: они с необходимостью вытекают из обсуждаемой

математической модели абстрактной формы дионисийской нравственно-эстетической культуры.) Но ведь именно этот факт имеет место в художественной литературе и чисто эмпирически устанавливается философствующими литературоведами и пишущими романы философами. Искусствоведы

зафиксировали этот факт совершенно определенно. Но искусствоведческая фиксация данного факта является чисто эмпирической. Она не содержит ясного теоретического объяснения и обоснования необходимости

обсуждаемого факта (совершенно возмутительного, безнравственного, отвратительного с аполлонической точки зрения). Предлагаемая математическая модель абстрактной формы

нравственно-эстетической стороны жизни дает недостающее теоретическое объяснение и обоснование

необходимости рассматриваемого факта. Согласно этой модели, в карнавально-романтической литературе отнюдь не случайно, а совершенно необходимо зло

выглядит гораздо привлекательнее, симпатичнее добра, порок

предпочтительнее, чем добродетель: иначе и быть не может. Это - норма карнавально-романтической художественной литературы. Жизнь, стремление к самосохранению, добропорядочное, законопослушное существование, умеренность во всем, т.е. стремление к «золотой середине» между двумя крайностями (границами меры) получает в карнавально-романтической культуре отрицательную эстетическую оценку. А вот смерть, стремление к разрушению и, в частности, к самоуничтожению, преступление, тюрьма (детективы), садомазохизм (порно), страх зла (триллеры), неумеренность (чрезмерность) во всем, т.е. любое нарушение границ меры, любая аномалия, крайность получает в карнавально-романтической культуре положительную эстетическую оценку. С карнавально-романтической точки

зрения, смерть прекрасна. Небытие, исчезновение, конечность, преступление любых границ (в частности морально-правовых) достойны восхищения. И это -не субъективизм или психическая болезнь того или иного поэта или художника. Это - совершенно объективная, всеобщая и необходимая характеристик т.е. эстетический закон, карнавально-романтической сферы бытия. Романтизм есть эстетическая форма реализации инстинкта разрушения и смерти, влечения к небытию, к нарушению любых норм и, в частности, к преступлению любых норм морали и права.

С другой стороны, согласно обсуждаемой математической модели нравственно-эстетической культуры, в аполлоническом, т.е. одновременно легальном (добром) и серьезном (прекрасном) мире, должно быть так, что карнавалэно-романтическое эстетическое отношение к жизни и, в частности, карнавально-романтическая художественная литература осуждается с точки зрения морали и права (оценивается как социапьно-

политическое зло), а иногда даже рассматривается как психическая аномалия, вырождение и т.п. И этот чисто теоретически полученный вывод подтверждается чисто эмпирически установленными фактами из истории художественной литературы. Например, весьма показательный факт - негативное отношение моралистов и психиатров к декадентам, «проклятым поэтам», маркизу де Саду и т.п. Также уместно вспомнить в данной связи факт резко отрицательного отношения Вольтера к Рабле и Шекспиру. Такого рода отрицательные морально-правовые (а, согласно калокагатии, и эстетически тоже отрицательные) оценки не случайны и не субъективны. Согласно обсуждаемой математической модели, они

совершенно необходимы. Это - норма серьезной морализаторской эстетики классицизма. Неудивительно, поэтому, что быш времена, когда гимназистам не разрешалось читать Шекспира, дамам из приличного общества нельзя было читать Рабле. Цензура церкви и государства не только морально осуждала, но и юридически запрещала публикацию и чтение многих карнавально-романтических произведений.

Согласно математической модели абстрактной формы дионисийской нравственно-эстетической культуры, в криминальном мире (т.е. в мире зла) должно быть так, что красота (гармония,

порядок, чистота, возвышенное) оценивается как нечто отрицательное, нежелательное, неприемлемое с нравственной точки зрения и, в сюю очередь, должно быть так, что дисгармония, несовершенство,

беспорядок, гротеск, грязь, низмежое оценивается как нечто положительной (в нравственном отношении). Красота в криминальном мире подлакит разрушению, изнасилованию,

издевательству, оскорблению,

очернению. Ее стремятся запачкать, осквернить, заразить, оклеветать, продать, унизить и т.п. Мир криминала относится к красоте только как к средству, т.е. плохо, стрешсь использовать ее для достижения криминальных целей (в этом отношении «красота - страшная, дьявольская сила»).

Рассмотренные ценносчно-

функциональные закономерности и эмпирические факты можно было бы назвать «антикалокагатией», но в некотором смысле такое название не очень удачно. Дело в том, что и в аномальных, с аполлонической точки зрения, случаях имеет место калокагатия. Просто математическая самодвойственность калокагатии

необходимо приводит к тому, что в аполлоническом и дионисийском м^ах функция «калокагатия» принижет противоположные эстетические и морально-правовые значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.