Научная статья на тему 'Математическая компетентность студентов экономических университетов в контексте устойчивого развития'

Математическая компетентность студентов экономических университетов в контексте устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMIC EDUCATION / INNOVATIVE MATHEMATICS TEACHING / MATHEMATICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Наталия Александровна

В статье обсуждается проблема интеграции основных идей устойчивого развития в практику математической подготовки студентов экономических университетов. Автором рассмотрены принципы образования с позиции устойчивого развития. Уточнено понятие математической компетентности как качества инновационного обучения математике, предложены структура, критерии оценки и уровни сформированности математической компетентности, обеспечивающие мониторинг интеллектуального и личностного развития в контексте принципов образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATHEMATICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY OF ECONOMICS STUDENTS IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONTEXT

The article deals with the problem of introduction of the main ideas of sustainable development into the practical mathematical education of the students of economic universities. The author highlights the principles of education from the sustainable development perspective. The notion of mathematical competence as innovative mathematics teaching quality in the sustainable development context is specified. The author suggests the structure, evaluation criteria and levels of mathematical competence formation providing monitoring of the intellectual and personal development in the context of education principles for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Математическая компетентность студентов экономических университетов в контексте устойчивого развития»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 378.147:51 Н. А. Бурмистрова

N. Burmistrova

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

THE MATHEMATICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY OF ECONOMICS STUDENTS IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONTEXT

В статье обсуждается проблема интеграции основных идей устойчивого развития в практику математической подготовки студентов экономических университетов. Автором рассмотрены принципы образования с позиции устойчивого развития. Уточнено понятие математической компетентности как качества инновационного обучения математике, предложены структура, критерии оценки и уровни сформи-рованности математической компетентности, обеспечивающие мониторинг интеллектуального и личностного развития в контексте принципов образования для устойчивого развития.

The article deals with the problem of introduction of the main ideas of sustainable development into the practical mathematical education of the students of economic universities. The author highlights the principles of education from the sustainable development perspective. The notion of mathematical competence as innovative mathematics teaching quality in the sustainable development context is specified. The author suggests the structure, evaluation criteria and levels of mathematical competence

formation providing monitoring of the intellectual and personal development in the context of education principles for sustainable development.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономическое образование, инновационное обучение математике, математическая компетентность.

Keywords: sustainable development, economic education, innovative mathematics teaching, mathematical competence.

В современном мире с учетом возрастающих требований к подготовке выпускников вузов особую актуальность приобретает проблема разработки стратегии образования для устойчивого развития (ОУР), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования современного общества, к формированию готовности жить и действовать в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социально-экономического развития, предвидеть и прогнозировать последствия принимаемых решений в условиях мно-

говариантности и неопределенности, нести ответственность за результаты своих действий.

Термин «sustainable development» (устойчивое развитие) был впервые применен в экологическом контексте в 1987 году в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Г Х. Брунтланд. В интерпретации Г Х. Брунтланд устойчивое развитие было определено как развитие, позволяющее современным поколениям удовлетворять свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды [15]. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г) и Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002) это выражение наряду с экологическим получило также экономический и социальный контекст.

В течение трех десятилетий идеи концепции устойчивого развития развивались и эволюционировали, однако главным постулатом была и остается направленность на гармоничное сочетание интересов участников и процессов, происходящих в экономике, обществе и экологии. Третьим глобальным саммитом для определения пути устойчивого развития стала Конференция ООН «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, 2012), в соответствие с итоговой декларацией которой к 2015 году были разработаны Цели устойчивого развития. 70-я Генеральная Ассамблея ООН (Нью-Йорк, 2015] приняла Программу устойчивого развития на период до 2030 года, включающую 17 глобальных целей устойчивого развития [10].

В настоящее время мировым сообществом признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль играет образование. Терминологическое понятие «Education for sustainable development» (ОУР) рассматривается в интерпретации ООН как развивающаяся концепция, направленная на обеспечение понимания взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и развитием знаний, навыков, перспектив, ценностей, которые дадут возможность людям любого возраста принять на себя обязательства по созданию устойчивого будущего и обладанию им [8].

Несмотря на определенные достижения в развитии стратегии ОУР в российской высшей школе, успехи ее практической реализации пока незначительны ввиду приоритета отдельно взятого экологического образования. Учитывая, что концепция устойчивого развития объ-

единяет в одно целое экономические, социальные и экологические аспекты, это должно найти отражение и в модели ОУР. В связи с этим главной задачей исследования представляется ориентация предметных составляющих профессиональной подготовки кадров высшей квалификации на цели устойчивого развития.

В рамках настоящей статьи выделим принципы образования для устойчивого развития и определим возможность их реализации при формировании математической компетентности как качества инновационного обучения математике студентов экономических университетов.

Анализ современной образовательной ситуации в высшей школе в контексте идей устойчивого развития демонстрирует интерес большого числа исследователей к рассматриваемой проблеме (И. Г Акперов [2], Т. Е. Мельник [4], Е. В. Неборский [6], И. А. Немцев [7], Т. П. Николаева [8], Т. П. Шарашкина [14] и др.). Вопросам подготовки студентов экономических направлений вузов с позиций устойчивого развития посвящены работы О. И. Авериной [1], Л. П. Киченко [3], О. Ю. Мельниковой [5] и других, определяющие значимость формирования профессиональных компетенций будущих экономистов в условиях обеспечения устойчивого развития экономики страны и мирового сообщества в целом.

Тем не менее отсутствуют исследования, ориентированные на выявление имеющихся смыслов и значений ОУР в содержании математического образования студентов экономических университетов. Представляется целесообразным оценить научно-методический потенциал математической подготовки с целью формирования способностей творческого решения жизненных и профессиональных проблем в условиях многовариантности и неопределенности.

На современном этапе система отечественного высшего образования характеризуется утверждением инновационного подхода, в рамках которого приоритетным направлением становится подготовка компетентных кадров, обладающих способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

В контексте необходимости обновления образовательной политики средствами инновационной направленности обратимся к характеристике содержания понятия «инновация». В общем смысле термин «инновация» происходит от латинского innovation — нововведение, обновление. Основоположником теории инно-

ваций является австрийский экономист Йо-зеф Шумпетер, который в тридцатые годы прошлого столетия ввел понятие инновации как экономического развития. Идеи, предложенные Шумпетером, сегодня вышли за границы экономической науки, но результаты анализа различных определений термина «инновация» приводят к выводу о том, что содержание инноваций составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция развития.

Учитывая, что стратегическим направлением осознанно-целевого развития в глобальном и региональном масштабе является устойчивое развитие, представляется важным отметить, что в документах ООН и ЮНЕСКО среди 17 глобальных целей устойчивого развития выделяют четвертую цель: «Обеспечение всеохватывающего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни.

Важнейшим мероприятием для становления образования в интересах устойчивого развития выступило Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), охватывающее 2005-2014 гг. Цели ДОУР, как декларировала ЮНЕСКО, — это провозглашение образования в качестве фундамента создания более устойчивого общества людей и интеграция устойчивого развития в систему образования на всех его уровнях. Официальное открытие ДОУР состоялось в Вильнюсе в марте 2005 года, где была принята Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития. Стратегия явилась первым официальным документом большого регионального масштаба в области создания концептуальной модели ОУР.

Результаты анализа содержания стратегии, включающей 15 принципов ОУР (непрерывность образования, применение системного, комплексного и междисциплинарного подходов, использование методов активного обучения, внедрение информационных технологий, выполнение высшим образованием важной миссии внесения существенного вклада в ОУР в процессе формирования соответствующего багажа знаний и компетент-ностей, поощарение развития критического и творческого мышления, налаживание многостороннего сотрудничества в сфере ОУР и т. д.), а также положений других нормативных документов ООН и ЮНЕСКО (Боннская декларация, Глобальная программа действий по ОУР, Инч-

хонская декларация, Программа устойчивого развития на период до 2030 г.), дополняющих принципы ОУР новыми качественными характеристиками в части информатизации образования и мониторинга эффективности ОУР, подтвердили важность системы образования в качестве уникального трансфера, проводника устойчивого развития.

Корреляция принципов и путей реализации ОУР с мирровозренческими реалиями образовательной платформы XXI века обусловила необходимость акцента на компе-тентностном формате образования, призванном обеспечить формирование способностей к адаптации в быстро изменяющихся условиях.

В контексте вышесказанного представляются значимыми результаты исследований А. Д. Урсула, который подчеркивает, что преодоление проблем неустойчивого цивилизаци-онного развития может быть обеспечено человеком, сознание, мышление и деятельность которого способны предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности, реа-лизовывать в случае необходимости превентивные действия. При этом изменения в образовании, его целях и смыслах с ориентацией на будущее автор называет футуризацией, а само образование — опережающим [13].

С другой стороны,направленность на формирование компетентностной сферы студентов вузов в интересах устойчивого развития выдвигает проблему повышения фундаментальности образования, связанную с необходимостью целостного представления о мире и одновременно глубокого знания основ будущей профессии.

В общем понимании «фундаментализация образования — это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант» [12].

Принимая во внимание результаты исследований Н. Е. Сауренко, под фундаментализа-цией высшего экономического образования будем понимать направленность на формирование обобщенных и универсальных знаний, в т. ч. общей культуры, обобщенных способов мышления и деятельности, что подтверждает системообразующую роль принципа фундаментальности по отношению к концептуальным идеями устойчивого развития [11].

Учитывая вышесказанное, конкретизируем принципы ОУР для системы высшего экономического образования:

• непрерывность образования;

• фундаментальность образования;

• ориентация образовательных программ на УР;

• системный, комплексный, междисциплинарный подход;

• опережающее образование;

• компетентностная направленность;

• активное обучение;

• развитие критического, творческого мышления;

• информатизация образования;

• мониторинг результатов ОУР;

• расширение социального партнерства в сфере ОУР.

Реализация принципов ОУР требует инновационной направленности в организации образовательного процесса, состоящий в корректировке целей, дидактической обработке содержания, реализации активных и интерактивных технологий обучения, способных обновить образовательную политику в сфере высшего экономического образования с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Обратимся к характеристике инновационного потенциала математической подготовки в реализации принципов ОУР для системы высшего экономического образования. При этом под инновационным обучением математике будем понимать процесс организации познавательной математической деятельности, направленный на формирование способностей самостоятельно приобретать новые знания, способы действий в сфере будущей профессии с использованием средств и методов математики в контексте личностных смыслов, социальной и рыночной востребованности.

На современном этапе качество многоуровневой математической подготовки студентов экономического университета характеризуется математической компетентностью как составляющей профессиональной компетентности выпускника. Будем различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция — наперед заданное требование к образовательной подготовке, обусловленное запросом работодателей, заказом общества и отраженное в нормативных документах (подтверждением является ФГОС ВО), компетентность — состоявшееся личностное качество.

Руководствуясь принципами ОУР и интегрируя опыт коллектива ученых под руководством С. И. Осиповой [9], представляется целесообразным выделить в качестве структурных компонентов компетентности мотивационно-ценностный, когнитивный, креативно-деятель-ностный, рефлексивно-оценочный и наполнить их содержанием в соответствие со спецификой компетентности.

Обратимся к понятию математической компетентности студента экономического университета как ключевому для данного исследования.

Результаты анализа различных подходов к трактовке понятия «математическая компетентность», специфики целевых установок позволили конкретизировать понятие математической компетентности будущих бакалавров и магистров экономических направлений как интегративной динамической характеристики личности, выражающей готовность к использованию математических знаний, умений, навыков, опыта деятельности, способность к их приращению и творческому применению в новых ситуациях для решения профессиональных задач в соответствие с уровнем высшего образования в интересах устойчивого социально-экономического развития.

В логике концептуальных положений ОУР наполним содержанием компонентный состав математической компетентности будущих бакалавров и магистров направления «Экономика»:

• мотивационно-ценностный компонент (мотивированное отношение к изучению математики, осознание ее значимости для будущей профессиональной деятельности; ценностное отношение к математике как составляющей системы фундаментально-естественных наук и компонента общей культуры; осознание возможностей, которые дает владение методом математического моделирования для описания и прогнозирования реальных процессов и явлений в быстро меняющемся мире);

• когнитивный компонент (наличие фундаментальных и прикладных математических знаний, владение основными методами познания: анализом, синтезом, систематизацией, обобщением, абстрагированием, классификацией, математическим моделированием);

• креативно-деятельностный компонент (формирование умений, навыков, опыта деятельности по применению математических знаний, метода математического моделирования для решения профессиональных задач; развитие навыков математического самообразования, способности к приращению матема-

тических знаний, умений, навыков, опыта деятельности и творческого применения в новых ситуациях, а также системного, критического, творческого мышления);

• рефлексивно-оценочный компонент (систематический анализ и адекватная самооценка личностных качеств и результатов математической подготовки в контексте значимости мотивов и достижения целей).

Представляется важным отметить, что в отличие от ранее выполненных исследований в части уточнения сущности понятия математической компетентности, в ее структуру нами

Анализ таблицы показывает, что выделенные критерии оценки уровня математической компетентности будущих бакалавров и магистров позволяют выявить мотивационно-цен-ностное отношение к изучению математики, владение профессионально значимыми фундаментальными и прикладными математическими знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, навыками самообучения, позволяющими самостоятельно приобретать математические знания и опыт в процессе жизнедеятельности, рефлексивно-оценочными качествами, что в свою очередь опре-

включена креативная составляющая, обусловленная инновационной направленностью математической подготовки, определяющей корректировку целей, дидактическую обработку содержания, реализацию инновационных технологий и форм мониторинга в контексте формирования направленности выпускников экономических университетов на инновационную профессиональную деятельность в интересах устойчивого развития.

Учитывая вышесказанное, определим критерии оценки сформированности математической компетентности (табл.).

Таблица

деляет готовность к продуктивному решению профессиональных задач с использованием средств и методов математики в условиях достижения устойчивого развития.

Таким образом,использование математической компетентности в качестве индикатора образовательных достижений имеет огромный методический потенциал преобразования обучающей среды с учетом принципов ОУР, инновационный характер которого проявляется в ориентации на формирование креативно мыслящего и морально мотивированного поколения, обладающего соответствующими

Критерии оценки математической компетентности

Структурные компоненты Содержание компонентов Критерии оценки

Мотивационно- ценностный компонент Познавательная мотивация и ценностное отношение к изучению математики Мотивационно-целевой критерий Наличие развитой познавательной мотивации к изучению математики, ценностного отношения к математическим знаниям и умениям, обусловленных личностными и профессиональными интересами в контексте устойчивого развития

Когнитивный компонент Фундаментальные и прикладные математические знания Профессионально-когнитивный критерий Владение фундаментальными и прикладными математическими знаниями, необходимыми для формирования общей культуры и будущей профессиональной деятельности

Креативно- деятельностный компонент Умения, навыки, опыт деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой), качества мышления Профессионально-деятельностный критерий Готовность к самостоятельному применению сформированных математических знаний, умений, навыков, опыта деятельности для решения профессиональных задач

Профессионально-креативный критерий Способность к приращению математических знаний, умений, навыков творческой деятельности при решении профессиональных задач в условиях достижения устойчивого развития

Рефлексивно- оценочный компонент Рефлексивно-оценочные качества Рефлексивный критерий Владение навыками рефлексии, способность к анализу результатов собственной деятельности и других людей, самооценке, самокоррекции в контексте значимости мотивов в достижении целей

компетенциями и способного жить в современном, быстро меняющемся мире.

1. Аверина О. И., Горбунова Н. А., Меркулова И. Ф. Экономическое образование для устойчивого развития: проблемы и перспективы // Интеграция образования. 2014. №4 (77). С. 11-16.

2. Акперов И. Г., Брюханова Н. В. Профессиональное образование как ключевой фактор устойчивого развития региона // Новые технологии. 2015. № 2. С. 51-57.

3. Киченко Л. П., Пестерникова М. В. Интеграция концепции устойчивого развития в экономическое образование // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11, № 1.2. С. 237-243.

4. Мельник, Т. Е. Роль образования в становлении концепции устойчивого развития общества // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4 (60). С. 285-289.

5. Мельникова О. Ю. Образование для устойчивого развития в вузе в современных экономических условиях // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. Т.1, № 5 (5). С. 97-103.

6. Неборский, Е. В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды // Науковедение. 2015 Т. 7, № 2. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid= 1432814.

7. Немцев И. А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Вестник Том-

ского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28). С. 187-201.

8. Николаева Т. П., Бичева И. Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса / Т. П. Николаева // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34-41.

9. Осипова С. И., Янченко И. В., Окунева В. С. Формирование общекультурных компетентностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10. С. 196-200.

10. Проект итогового документа саммита ООН по принятию Повестки дня в области развития на период после 2015 года [Электронный ресурс]. URL: https:// sustainabledevelopment.un.ong/post2015.

11. Сауренко, Н. Е. Инновационное обучение математике в современном вузе // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 137-140.

12. Супранюк С.Б. О фундаментализации образования [Электронный ресурс]. URL: http://mafo-iame.nu/index. php/stati/o-fundamentalizatsii-obnazovaniya.

13. Урсул А. Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение: сб. науч. ст. М., 2012. Вып. 2. С. 20-33.

14. Шарашкина Т. П. Применение методов поиска идей и решений творческих задач в системе образования для достижения целей устойчивого развития // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 1 (33). С. 170-180.

15. Bnundtland G.H. Global change and oun common future // Environment. 1989. Vol. 31, № 5. P.16-43.

УДК/UDC 378.147

О. М. Демидова O. Demidova

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ» — УТОЧНЕНИЕ КОНЦЕПТА В МЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

"ACADEMIC" — SPECIFYING THE CONCEPT FROM THE METHODOLOGICAL POINT OF VIEW

В статье представлен анализ понятия «академический» в сопоставлении с понятием «научный.». Рассматриваются денотативное наполнение понятий и их соотношение, анализируются виды статей из зарубежных журналов, соотносящиеся с указанными понятиями, даются рекомендации по обучению студентов неязыковых специальностей научно-академической лексике при помощи интерактивных онлайн-программ.

The article analyzes "academic" and "scientific" concepts, their denotative meaning and their interrelation. The types of foreign articles which refer to these concepts are analyzed and recommendations on teaching

scientific-academic vocabulary with the help of interactive on-line programmes are given.

Ключевые слова: академический, научный, научное и академическое письмо, интерактивные онлайн-программы.

Keywords: academic, scientific, scientific and academic writing, interactive on-line programmes.

Одним из вопросов, поднятых в 2011 — 2012 годах на страницах журнала «Высшее образование в России», был вопрос терминологического соответствия. Как указано в работах В. Н. Базылева, И. Б. Короткиной [2; 12], дисциплина под названием «академическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.