Научная статья на тему 'Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»'

Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
861
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ДУШИ / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жукова Галина Александровна

В представленном мастер-классе автор обобщает свой опыт работы по теме «Воспитание духовности при изучении повести “Капитанская дочка”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

Г.А. Жукова

Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Аннотация

В представленном мастер-классе автор обобщает свой опыт работы по теме «Воспитание духовности при изучении повести "Капитанская дочка"».

Ключевые слова:

воспитание духовности, нравственность, эволюция души, дискуссия

Цель: продолжить воспитание духовности учащихся на примере повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Задачи:

1) выработать этические представления о духовном становлении личности, обсудить разные трактовки понятия «душа»;

1) содействовать укреплению духовных качеств: нравственности, оптимизма, сострадания, милосердия;

1) создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление [1].

Позволю себе попытаться обобщить свой опыт по теме «Воспитание духовности при изучении повести "Капитанская дочка"». Безусловно, мы воспитываем детей на каждом занятии. Однако берем еще и отдельные уроки, которые полностью посвящены нравственному становлению личности [3]. Например, такие как: «Смысл эпиграфа к повести "Капитанская дочка"», «Тема милосердия в повести "Капитанская дочка"», «Духовно-нравственное развитие в повести "Капитанская дочка"».

В своей практике одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему воспитания у учащихся духовности. На примере главных героев стараюсь воспитывать духовное начало в наших учениках. Сегодняшний мастер-класс — один из примеров такого урока.

Обсуждение сопровождается показом слайдов.

Итак, что же такое духовность? Человек, будучи интересным существом, порой ставит сам перед собой такие вопросы, на которые однозначные ответы зачастую найти невозможно: что есть время? Есть ли конец у Вселенной? Что такое разум? [2] И наконец, что такое душа, о которой порой так много говорят, к которой нередко обращаются? Уверена: каждый для себя должен дать

ответ на этот вопрос. Я же постараюсь, высказав свои мысли, просто навести вас на рассуждения, в результате которых вы придете, может быть, к другому выводу.

Так что же такое душа? Еще в древнейшие времена люди задумывались над тем, что движет их поступками, что заставляет их чувствовать, переживать, испытывать различные эмоции. И вот именно тогда, на заре цивилизации, первый раз человек обратил внимание на то, что называется душой. Душа всегда считалась внутренним содержимым каждой личности. То есть без души человек — это только телесная оболочка. Душа ставилась всегда на первое место в любые времена у любых наций и народностей.

Но, выслушав массу конкретных мнений, приходим к выводу: понимание души у каждого человека свое. И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о душе.

— А вот какое разъяснение термина «душа» мы можем наблюдать в словарях.

Душа (др.-евр. ruah, греч. лат. anima) — ду-

ховная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

Душа (от др.-рус. доуша, греч. лат. anima) —

сложное понятие из области философии, религии и психологии. Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена вся природа человека, дающая начало и обусловливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу. Следовательно, душа дает начало нашей жизни и обусловливает способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли.

— Почему духовное развитие человека и его души является определяющим критерием его жизнедеятельности?

Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Духовность человека — это преобладание в человеческой душе возвышенного, наполненность добротой, порядочностью, любовью к людям, высокая культура поведения, доскональное знание и исполнение законов природы.

— Каков же механизм эволюции души человека? Психологи утверждают, что существует пять уровней духовного развития. Оно проходит по определенному плану. Согласно этому плану, человек проходит каждый этап жизни как один урок школы вечной жизни. Условно говоря, вечная жизнь каждого из нас разбита на несколько классов, каждый из которых имеет свои задания, свои уроки жизни.

— Как вы думаете, кто относится к первому классу? Ответ. К первому классу относятся люди, для которых темой урока является резкое снижение уровня эгоизма. Умственное развитие таких людей находится в зачаточном состоянии, на уровне первобытного человека.

— Ко второму классу? Ответ. Второй класс — люди ограниченного кругозора, их интересы не выходят за пределы семьи, национальности, но задание им уже меняется — человек должен учиться, как делиться с другими.

— В первых двух классах в настоящее время «обучается» большинство человечества.

А к третьему классу? Ответ. Третий класс — это культурные люди, стремящиеся постичь возвышенное, с высокими идеалами, их умственное развитие позволяет осознать единство человечества, они принимают участие в судьбах других людей, стремятся помочь им.

— К четвертому? Ответ. Четвертый класс — люди, достигшие космического сознания, осознавшие свое место во Вселенной. Это святые, приближенные к Великим учителям.

— А к пятому? Ответ. Пятый класс — люди, достигшие высокого развития души, обладая огромными способностями, возможностями, они помогают группам людей, всему человечеству. Это Великие учителя: Христос, Будда, Магомед, Моисей. Они воплощаются лишь по своему желанию, когда возникает реальная угроза существованию человечества. Чтобы перейти в следующий класс, мы должны не только заботиться о своем телесном существовании (как мы делаем это сегодня: холим, лелеем, одеваем, кормим свое тело), но прежде всего должны воспитывать свою душу, заботиться о ней, совершенствовать ее.

— А теперь обратимся к повести «Капитанская дочка». Герои этого произведения заботятся ли о своей душе, воспитывают ли ее, совершенствуют ли свои человеческие качества? Для начала рассмотрим, каков уровень духовного развития героев произведения. Как вы думаете, в каком классе школы духовного развития находятся герои романа? Гринев, Маша Миронова, капитан Миронов и его жена, Швабрин, Пугачев, Савельич? (Дискуссия по вопросу.) Ответ. В первом классе по уровню своего умственного развития и по уровню эгоизма учится Швабрин. Во втором классе — капитан Миронов, его жена, Савельич. А вот в третьем классе — Гринев и Пугачев. Маша Миронова находится в промежуточном состоянии между вторым и третьим классами. Но однозначно сказать, что тот или иной герой относится именно к этому классу, мы не можем, т. к.

в повести автор изображает духовное становление, развитие личности. Именно в образах Петра Гринева и Маши Мироновой мы видим процесс становления личности, их духовное развитие.

— Поговорим о Гриневе. (Дискуссия с учителями.)

Он не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Духовное становление героя, признаться, довольно стойкого и прямолинейного молодого дворянина, связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, делаемого абсолютно правильно, несмотря на жалкий жизненный опыт. Последний заключался только во фразе, сказанной сыну отцом на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «Береги честь смолоду».

Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство для спасения собственной жизни, в отличие от некоторых не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то как не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия.

Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина, или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают и никто не сможет прийти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «...вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную», — стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра. Образ капитана Миронова неоднозначен. Мы видим духовное становление, рост и этого героя. Если перед нами сначала предстает простой семьянин, капитан заброшенной, недействующей крепости, то во время казни мы видим преданного своему долгу и чести, своей Родине и императрице офицера.

Маша Миронова — воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешностью: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, глад-

ко зачесанными за уши», но за этой простотой таится настоящее нравственное богатство. В Маше столько нежности и мягкости, что трудно и предположить в ней внутреннюю твердость и решительность. В той обстановке, в которой она росла, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Ее речь — показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла». Но несмотря на это она обладает неким нравственным чутьем и поэтому чувствует неискренность, нравственный изъян в Швабрине, который к ней сватается. А вот Петр Гринев сразу вызывает в ней симпатию и расположение, она не может не заметить его искренность и чистоту души.

Сильно привязавшись к Петру Гриневу, любя его всем сердцем, она отказывается выйти за него замуж без благословения его родителей: она по-народному, по-патриархальному верит в судьбу, не хочет начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. «Без их благословения не будет тебе счастия», — говорит она Гриневу. Она готова покориться «воле господней», нежели причинить кому-либо боль или страдание. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Ради спасения любимого человека, сама недавно пережившая трагедию гибели родителей, Маша совершает невозможное. Она добивается свидания с Екатериной II, от которой ждет высшей справедливости в решении вопроса о признании невиновным ее жениха Петра Гринева.

Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Швабрин — эгоист, думающий только о себе, о своем социальном положении, о своей выгоде, о своих чувствах. Поэтому становление его души не продвинулось выше первого класса. Умственное и духовное развитие его находится в зачаточном состоянии.

— Каких людей много в нашем сегодняшнем обществе? Таких, как Гринев и Маша Миронова, или же таких, как Швабрин? (Ответы учителей.)

— Современное общество стало более холодным и жестоким. Почему это так?

— Потому, что мы не уделяем внимания своей душе, не развиваем ее, не воспитываем, а заботимся лишь о своем телесном существовании. Поэтому редко кто уже говорит о душе, задумывается над данным феноменом. Но все же душа есть у каждого человека и он к ней так или иначе обращается, причем делает это постоянно, осознанно или же нет.

— Задумывались ли вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же более бесстрашен? Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это, по сути, все та же душа, только с научной точки зрения.

— Сейчас я предлагаю каждому из вас взять афоризмы, кому-то достанутся пословицы и поговорки. Попробуйте объяснить их. Но для начала вспомним, что такое афоризм, пословица и поговорка. Ответ. Афоризм — это высказывание великих мыслителей, героев произведений. Пословица — это краткое мудрое изречение.

Учителя берут листочки с афоризмами и объясняют

их.

— Спасибо большое, уважаемые коллеги, за ваши ответы.

Заключительное слово. Таким образом, духовное развитие для каждого из нас определено свыше, но скорость его духовной эволюции зависит от степени прилагаемых усилий. Если эти усилия будут недостаточны, то в первых двух классах земного обучения они проведут большую часть своих жизней, испытывая постоянные физические, моральные страдания. Если усилия человека будут направлены на интенсивное духовное развитие, то это позволит ему большую часть жизни прожить в гармонии со Вселенной, не испытывая физических, духовных неудобств. Эти усилия, направленные на ускорение духовной эволюции, называются самосовершенствованием.

Домашнее задание, которое я даю после изучения этой темы, связано с поиском героев из других художественных произведений, на примере которых можно показать их духовное развитие или же деградацию личности.

Таким образом, можно прийти к выводу: смысл жизни человека на Земле — самосовершенствование, а цель его земного воплощения — достижение как можно более высокого уровня развития души посредством самосовершенствования.

Литература

1. Панова В.М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 61-63.

2. Стариков П.А. Комплексный анализ представлений современной учащейся молодежи о творчестве // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 13-18.

3. Субоч Р.И. Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества филологического образования в школе / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 27-30.

Приложение 1

Марков, Аврелий

Аврелий Марков (в быту Валерий Пуеров) — русский любитель литературных миниатюр, проживающий в Латвии (Рига) и получивший толчок к творчеству от

двух евреев — поляка Ежи Леца и земляка Цаля Ме-ламеда. Прошел заочное обучение у древних, средневековых и современных корифеев мысли и получил предметные уроки реальной жизни. О себе говорит так: «Я реалист, которому мешает жить действительность, но помогают выжить грезы».

Мастер-класс на тему «Воспитание духовности при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Приложение 2

Афоризмы, пословицы, поговорки

Красота мира начинается с красоты души. (Д. Соло «Принципы рационализма. Начало»)

Правы все-таки материалисты — у нынешнего человека нет души. Ибо отдана она полностью работе, развлечениям, тряпкам, наживе... (Аврелий Марков) Лицо — зеркало души. (Марк Туллий Цицерон) Душа, как и тело, живет тем, чем питается. (Холленд) Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен)

Есть режим для души, как есть режим для тела: надо уметь ему подчиниться. (Петр Яковлевич Чаадаев)

Всю жизнь человек заботится о своей одежде, теле и удовольствиях, забывая, что одежда превращается в лохмотья, тело — в прах, удовольствия — в ничто. Лишь о душе он не заботится, хотя никто не знает, во что превращается она. (Н. Векшин)

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. (Ювенал)

О душе человека люди судят по его повседневным делам. (Ямамото Цуиэто)

Большая душа, как большой костер, — издалека видна. (Пословица)

Лес горит — все видят, а душа горит — никому не видно. (Пословица)

В богатстве сыто брюхо, но голодна душа. (Пословица)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.