Научная статья на тему '\ мастер-класс \ эко-невидаль'

\ мастер-класс \ эко-невидаль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ мастер-класс \ эко-невидаль»

Э КО-невидаль

Каждой корове в ухо вживлен микрочип, который передает всю информацию на компьютер. На чипе хранятся все данные, необходимые для правильного содержания животного: вес, возраст, уровень дойки, даты отела, вакцинаций, уровень потребления кормов и т.д.

александр сергеевич коновалов

родился 15 мая 1964 года в Казахстане, в городе Балхаше. в 1986 году с отличием окончил Тольяттинский политехнический институт по специальности «инженер-технолог». с 1987 по 1992 год работал в научно-техническом центре Ао «Автоваз» сначала мастером, а затем инженером — координатором новых проектов. с 1995 по 1997 год — гендиректор ооо «довгань», а с 1997 по 2000 год возглавлял офисы европейских представительств компании Dovgan в голландии, германии

и чехии. в 2002 году вместе с владимиром довганем основал компанию «Эдельстар» и был ее президентом по июнь 2010 года. в 2009 году принял решение создать собственную экоферму «Коновалово». инвестиции в экоферму составили $1 млн. в июне 2011 года основал первое в россии профессиональное объединение производителей, поставщиков и потребителей экопродукции и экоуслуг «Экокластер». Женат, имеет двух дочерей и трех внуков.

— Почему вы решили заниматься экопродуктами?

— Три года назад у меня родилась первая внучка. И я понял, что хочу, чтобы мои внуки питались исключительно экологически чистыми продуктами. Мы с женой приняли решение построить свою ферму, так как я не сумел найти продукты, в которых мог быть уверен на 100%.

— А в чем отличия экофермы от обычной?

— На экоферме мы контролируем весь процесс производства — от зернышка до прилавка. Не менее трех лет в землю нельзя вносить химические удобрения, семена использовать без ГМО, корма для животных — только натуральные. Исключены пестициды, гербициды, гормоны роста, антибиотики, пищевые добавки.

При этом мы внимательно следим за инновациями и активно их внедряем, бываем на международных выставках, участвуем в отраслевых мероприятиях, собираем информацию. На экоферме «Коновалово», которая расположена в 120 км от Москвы, в Шаховском районе, в коровнике на 10 животных установлены мониторы с колонками. На плазменных экранах коровам во время дойки показывают фильмы о природе со спокойной музыкой. Это дает увеличение удоев.

Мы успешно внедрили разработку конструкторско-исследовательского бюро Национального исследовательского ядерного университета МИФИ — новую отечественную методику радиочастотной идентификации животных. Каждой корове в ухо вживлен микрочип, который передает всю информацию на компьютер. На чипе хранятся все данные, необходимые для правильного содержания животного: вес, возраст, уровень дойки, даты отела, вакцинаций, уровень потребления кормов и т.д. Ежеминутно сотрудники фермы могут из любой точки мира отследить, где находится корова, что она ест, какого удоя можно сегодня ожидать и чего не хватает ее организму.

Большое наше достижение — сотрудничество с Научным центром сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Российской академии медицинских наук. Мы применяем специальную органическую

Во всем мире растет спрос на экологически чистые продукты. Своим успешным опытом в их производстве делится основатель подмосковного фермерского хозяйства «Коновалово» и международного объединения поставщиков «Экокластер» Александр Коновалов.

Органическое фермерское молоко от «Экокластера» обойдется в 140 руб. за 1 л с доставкой, телятина без кости — 700 руб. за 1 кг, фарш домашний — 900 руб. за 1 кг, десяток яиц — 170 руб., куриная тушка — 560 руб. за 1 кг, домашние пельмени — 1200 руб. за 1 кг, домашняя балыковая варено-копченая колбаса — 690 руб. за 1 кг.

Анна

Тихомирова

технологию откорма животных, поэтому наши биоматериалы были отобраны среди сотен других: из них делают специальные биопротезы, которые вживляют больным людям.

— Расскажите об объединении «Экокластер».

— Когда я понял, что не могу удовлетворить спрос на экологически чистую продукцию, то решил объединяться с фермерами, которым доверяю. Для этого перевел на русский язык европейские стандарты и адаптировал их к нашей действительности. На основе этих разработок мы внедрили нашу собственную систему контроля качества. Специально подготовленные аудиторы выезжают в хозяйства и проверяют все этапы производства: берут на анализ пробу земли, кормов, готовой продукции. Мы регулярно сдаем продукцию в лабораторию на экспертизу. Изучаем происхождение земли: какие культуры на ней выращивали, в чьей собственности была, как долго она стояла без дела. После заполнения специальных технологических карт вырисовывается общая картина происхождения земли.

Предположим, по результатам проверки мы даем подтверждение, что продукция соответствует нашему представлению об экологической безопасности. С новыми партнерами мы подписываем кодекс чести, где излагается схема взаимоотношений между мной, как заказчиком, и производителями.

Сейчас в объединении «Экокластер» более 85 партнеров, причем не только из России. Мы сотрудничаем с фермерами из 12 стран мира — США, Франции, Германии, Финляндии, Швейцарии, Испании, Греции, Англии, Украины и другими. Например, с партнерами из США — компанией «Молоко Холдингс» — мы взаимодействует по возведению в Ульяновской области крупнейшей эко-фермы, с последующей реализацией органического молока через нашу сбытовую систему.

Все продукты продаем под единым брендом — «Экокластер». Мы создали свою уникальную систему — прямые продажи через Интернет (www.ecocluster.ru) и через сеть собственных торговых точек натуральной продукции «Эко-

кластер». Таким образом, мы избегаем сложной логистики, накруток в ценах, контролируем условия хранения и транспортировки, что очень важно для фермерских продуктов.

Первый магазин «Экокластер» успешно функционирует на 24 км Новорижского шоссе в поселке Княжье Озеро. Второй мы открываем по системе франчайзинга — наши партнеры купили землю на Ильинском шоссе и уже возводят там павильон. Третий и четвертый магазины тоже открываются по франчайзингу на Рублевском шоссе, в Горках-8, и в районе поселка Николина Гора. В Горках-8 будет целый торговый комплекс «Экокластер» с магазином, рестораном и ЭРД-центром.

— Чем отечественная органическая продукция отличается от западной?

— Мы продаем молочную и мясную органическую продукцию только отечественного производства, у нее минимальные сроки хранения — три-семь дней. Она превосходит зарубежную продукцию по органолептиче-ским характеристикам. Органическое оливковое масло, экошоколад, соки мы везем из-за границы. Все остальное — местное: овощи, фрукты, мясо, молоко.

— Ваша компания оказывает ряд сопутствующих услуг. Расскажите о них.

— В «Коновалово» пользуется спросом экотуризм. Люди могут остановиться в нашем семейном отеле, прямо на территории экофермы. Отель рассчитан на одновременный прием 16 человек. Все номера европейского уровня комфортности. При этом можно отведать продукты в нашем семейном кафе, своими глазами увидеть, как мы заботимся о животных, выращиваем продукцию. Эко-туристы могут попить парного молока, собрать куриные яйца, сорвать с грядки огурчики, помидорчики, зелень, отдохнуть, попариться в баньке. Остановка в нашем отеле в двухместном номере с хорошим фермерским завтраком стоит 3 тыс. руб. на двоих в сутки.

— Как вы думаете, у вас в России есть конкуренты?

— Конкуренты — все те, кто занимается аналогичным бизнесом. Но я не воспринимаю это как серьезную конкуренцию, так как у нас несколько другие подходы и планы.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (127) 2012 47

\ МАСТЕР-КЛАСС \

Россия потребляет экопродук-цию всего лишь на $80 млн, причем 90% продукции — привозная. Мировой рынок достигает $75 млрд.

Мы заявили о себе как о международном объединении, и главная наша задача — не заработок, а создание цивилизованного рынка в России. Покупатель должен четко вычленять производителей, которым он может доверять. К примеру, сейчас биойогурты, которые продают в магазинах страны, ничего общего с «био» не имеют. Настоящий биойогурт должен производиться по органической технологии и иметь специальный биосертификат.

— А как обычному покупателю разобраться — качественная продукция или нет?

— Необходимо внимательно читать на этикетках состав продуктов. Если там есть загустители, консерванты — это уже не биопродукт. К тому же очень важно, из какого сырья сделан тот же йогурт. Например, йогурт «Экокластера» производится из натурального органического молока с добавлением закваски. Это настоящее «био».

— Вы выступили инициатором принятия закона об органическом земледелии в России. о чем этот документ?

— Закон должен регулировать все, что касается производства, переработки, транспортировки, хранения и реализации органической продукции. Параллельно с законом необходимо принимать техрегламент на органическую продукцию, где будут прописаны требования к качеству и маркировке органических продуктов. Мы направили открытое письмо министру сельского хозяйства Николаю Федорову и сейчас в составе рабочей группы участвуем в подготовке закона, который должен быть вынесен на обсуждение в Госдуму в ноябре.

— Какие перспективы открываются перед вами со вступлением России в ВТо?

— Многие производители со вступлением в ВТО будут чувствовать себя не очень комфортно, потому что

ООО «ЭКОКЛАСТЕР» — международное объединение поставщиков экопродук-ции, объединяет более 70 партнеров из России и других стран мира. Летом 2011 года экологическую чистоту биоматериалов с экофермы «Коновалово» подтвердила Лаборатория производства биопротезов НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сегодня под собственным брендом на экоферме производят молочную, кисломолочную, мясную продукцию, предлагают яйца, птицу, рыбу, овощи,

фрукты, мед, варенье, собственную выпечку, квас, подсолнечное масло, экокосметику. С марта по июнь этого года суммарный объем продаж «Экокластера» составил около $1 млн. Почти треть этой суммы пришлась на ферму Коновалова (основана в 2009 году, на экоферме работает шесть человек). Рентабельность бизнеса составляет около 35-40% годовых. Ежемесячный оборот экофермы «Коновалово» — 1 млн 600 тыс. рублей.

к нам хлынет поток западной сельхозпродукции, и конкуренция будет жесточайшая. Но мы, экопроизводители, сертифицируем наши товары по европейским стандартам, поэтому имеем полное право продавать нашу продукцию на европейских рынках. У нас есть преимущества перед местными конкурентами: хорошая земля, да и земельный потенциал в России очень большой. На человека в среднем приходится 1,5 га пашни, а всего в России 38 млн га — один из самых высоких показателей в мире. Однако не вся пашня пригодна для органического земледелия. Тем не менее в России много залежной земли, которую десятилетиями не обрабатывали и никаких химикатов в нее не вносили. Европейцы уже присматриваются к этим землям. Сейчас мы ведем переговоры с иностранными компаниями о совместных производствах, и в скором времени мы их запустим.

— Ваш прогноз о ближайшем будущем экорынка в России?

— Год от года спрос на экопродукты растет. В Европе и США рост спроса составляет 20% в год, в России, по данным 2011 года, — 12%. Мировой рынок достигает $75 млрд. Россия потребляет экопродукцию всего лишь на $80 млн, причем 90% продукции — привозная. Соответственно только $8 млн осваивается нашими отечественными производителями. Так что перспективы роста очевидны. Тем более после принятия закона об органическом сельском хозяйстве рост будет, я надеюсь, еще активнее. Чем больше будет в России производителей органической продукции, тем ниже станет себестоимость на эту продукцию. А если государство возьмет на себя какие-то затраты по сертификации и субсидиям, то цена будет идти вниз, объемы будут расти, и все больше людей смогут приобретать экопродукцию.

— Каковы ваши планы по развитию «Экокластера»?

— Мы будем расширяться и включать в объединение людей, которые хотят производить не только органические

продукты. Сейчас у нас много заявок от производителей,

которые занимаются выпуском натуральных продуктов, предназначенных для определенных групп людей (детей, пенсионеров, людей, страдающих диабетом).

Мы также ставим перед собой задачу внедрять на территории России западные технологии производства и переработки органической продукции. В этом огромная социальная задача: чем быстрее сюда придут технологии, которые уже хорошо освоены в мире, тем проще будет нашим производителям их адаптировать и получать качественный экологически чистый продукт.

Наконец, мы очень хотим сотрудничать с государственными структурами и организациями, которые заинтересованы в укреплении здоровья нашей нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.