Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы как главная тенденция развития образования'

Массовые открытые онлайн-курсы как главная тенденция развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2201
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Непрерывное образование / открытое образование / платформа открытого образования / массовые открытые онлайн-курсы (МООК) / портал «Образование на русском» / портал «Открытое образование». / Continuing education / open education / open education platform / mass open online courses (mooc) / portal «Education in Russian» / portal «Open education».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яскевич Марина Ивановна

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития открытого образования, основанного на использовании массовых открытых онлайн-курсов (МООК), создаваемых и реализуемых лучшими мировыми и российскими университетами; приводится статистика востребованности онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яскевич Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS THE MAIN TREND OF EDUCATION DEVELOPMENT

The article discusses the current state and development trends of open education based on the use of mass open online courses (moocs) created and implemented by the best world and Russian universities; provides statistics on the demand for online education.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы как главная тенденция развития образования»

УДК 93 ББК 71

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Яскевич Марина Ивановна,

кандидат физико-математических наук, доцент.

Проректор по инновационной деятельности, ФГБОУВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина» ул. Академика Волгина, д. 6, Москва, Россия e-mail: mi_yask@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития открытого образования, основанного на использовании массовых открытых онлайн-курсов (МООК), создаваемых и реализуемых лучшими мировыми и российскими университетами; приводится статистика востребованности онлайн-образования.

Ключевые слова

Непрерывное образование; открытое образование; платформа открытого образования; массовые открытые онлайн-курсы (МООК); портал «Образование на русском»; портал «Открытое образование».

Одной из ведущих тенденций современного социокультурного развития является смена образовательной парадигмы — от обучения на всю жизнь к обучению в течение всей жизни. Идея непрерывности образования предусматривает создание условий для предоставления каждому человеку возможности получать новые знания или повышать профессиональные навыки в соответствии с его личными способностями и индивидуальными потребностями, поддерживать творческий потенциал и оставаться профессионально активным в течение всей жизни. При сохранении ценности качественного базового образования, являющегося необходимой основой для обучения на протяжении всей жизни, в быстро меняющемся мире все большую значимость приобретают дополнительное профессиональное образование и профессиональная переподготовка. Социальный запрос на непрерывность образования нашел ответ в развитии открытого образования, базирующегося на новейших цифровых технологиях, предоставляющих каждому желающему вне зависимости от его места проживания или социального статуса возможность

доступа к качественным образовательным ресурсам.

Развитие открытого образования началось в начале двухтысячных годов, когда Массачу-сетский технологический институт (MIT) стал бесплатно выкладывать на своем интернет-сайте материалы курсов лучших университетских преподавателей. Отвечая на критику оппонентов по поводу целесообразности такого решения, президент MIT заявила, что это делается с целью обеспечения университету главенствующего положения в мире. MIT действительно занимает сегодня первые строчки мировых университетских рейтингов, а открытое образование стало мощнейшим инструментом борьбы многих университетов и национальных систем образования за студента и слушателя.

Новый импульс развитию открытого образования был сообщен в результате появления во втором десятилетии XXI века массовых открытых онлайн-курсов — МООК (от английского Massive Open Online Course — MOOC). МООК идентичны по содержанию академическим курсам, преподаваемым студентам в университет-

ских аудиториях, а по форме представляют собой упорядоченную совокупность видеолекций, учебных текстов, автоматически проверяемых заданий, проверочных тестов и других образовательных материалов, реализованных в программных средах интернет-платформ открытого образования, обеспечивающих обучающемуся возможность системного и ритмичного освоения учебных материалов при самостоятельном обучении в удобном для него темпе. Важно то, что в основе педагогики МООК лежит концепция сотрудничества, когда обучающиеся не только изучают предоставленные им материалы самостоятельно, но и активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом и преподавателем в процессе обучения1.

Первые массовые открытые онлайн курсы, размещенные на созданной в 2012 году Стен-фордским университетом образовательной интернет-платформе Udacity, а затем на созданной профессорами Стэнфорда, специалистами в области компьютерных наук Эндрю Нг и Дафной Коллер платформе открытого онлайн-образова-ния Coursera, сразу собрали тысячи слушателей2. Доступ к курсам обеспечивался бесплатно после регистрации, а аттестация проводилась в он-лайн-режиме онлайн, либо в одном из центров тестирования за определенную плату. По версии журнала «Times» Coursera в 2012 г. была признана лучшим образовательным сайтом года. Сегодня, через семь лет после появления первых МООК, работают сотни платформ открытого онлайн-об-разования, на которых более 900 университетов разных стран мира реализуют суммарно 11,4 тысячи МООК, причем около 2000 из них созданы в 2018 году. Подавляющее большинство он-лайн-курсов (около 80%) — на английском языке, около 10% — на испанском, 2,0 - 2,5% от общего числа онлайн-курсов представлено на русском языке.

Поддерживая общие принципы открытого образования, платформы онлайн-обучения

1 MOOCs: Expectations and Reality. Full Report. May 2014. Fiona M. Hollands, Ph. D. Devayani Tirthali, Ed. D. Center for Benefit-Cost Studies of Education Teachers College, Columbia University [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237. pdf

2 MOOCs: Expectations and Reality. Full Report. May 2014. Fiona M. Hollands, Ph. D. Devayani Tirthali, Ed. D. Center

for Benefit-Cost Studies of Education Teachers College, Columbia University [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237. pdf

имеют свою специфику. Так, на платформе edX (Harvard и MIT, 2012 г.) размещаются англоязычные курсы по разным дисциплинам, которые запускаются строго по расписанию. Сертификат об окончании курса без официального подтверждения личности (Honor Code Certificate) выдается слушателям, успешно завершившим курс, бесплатно. За сертификаты о прохождении курса с идентификацией личности и о прохождении цикла курсов определенной тематики взимается плата (edX Verified Certificate).

На платформе Udacity (Стенфорд, Sebastian Thrun, февраль 2012 г.) представлены англоязычные курсы по математике, естественным наукам, бизнесу, дизайну, но акцент делается на IT-те-матике — онлайн-курсах по информационным технологиям, языкам программирования, виртуальной реальности. Для всех зарегистрированных пользователей курсы доступны постоянно, начало обучения не фиксировано, время прохождения не ограничено. В 2014 году платформа Udacity стала пионером в реализации полных магистерских программ в онлайн-формате.

В 2013 году усилиями альянса Open University и 12 ведущих британских вузов при поддержке Британского совета, Британской библиотеки и Британского музея была создана онлайн-плат-форма Futurelearn. Сегодня на ней реализуются как короткие курсы профессионального мастерства, так и академические курсы по программам высшего образования, на которых обучается около полумиллиона слушателей из 190 стран мира.

В ряде стран, в том числе Индии, Малайзии, приняты государственные стратегии развития онлайн-образования. Так, индийская платформа онлайн-образования SWAYAM19 создается при активной поддержке со стороны Министерства развития человеческих ресурсов Индии.

Рост популярности онлайн-обучения, не имеющего географических барьеров, снимающего возрастные, снижающего финансовые и другие барьеры получения образования для многих людей, сделал необходимым создание универсальных инструментов навигации во множестве предлагаемых различными он-лайн-платформами курсов. Это привело к появлению агрегаторов МООК — специализированных сайтов, поисковые системы которых позволяют каждому интернет-пользователю легко найти, удовлетворяющий его образовательным потребностям. Среди зарубежных агрегаторов

МООК наиболее известными являются сайты MOOC List (https://www.mooc-list.com) и Class Central (https://www.class-central.com). Последний является не только крупнейшим агрегато-ром МООС, но и центром проведения масштабной исследовательской работы по анализу социокультурных изменений и трендов в области образования, связанных с онлайн-обучением.

Так, по данным агрегатора Class Central в 2018 году 20 миллионов человек стали новыми пользователями онлайн-курсов. Каждый из них зарегистрировался хотя бы на одной из онлайн-платформ и стал подписчиком хотя бы одного МООС. Онлайн-гигантами, доминирующими на растущем рынке МООК, как и в 2017 году являются 5 онлайн-платформ: американские Coursera, Udacity, edX, британская Futurelearn и китайская XuetangX. В конце 2018 года в каталоге платформы Coursera были представлены 3100 активных курсов, разработанных вузами-партнерами из разных стран мира, а аудитория онлайн слушателей составила 37 миллионов человек. Каталог второй по популярности платформы edX составил 2200 онлайн-кур-сов, а аудитория — 18 миллионов человек. Третьей по посещаемости является китайская платформа XuetangX — 14 миллионов человек, затем следует Udacity — 10 миллионов пользователей и FutureLearn — 8,7 миллионов пользователей и около 1000 онлайн-курсов. В 2018 году Coursera, edX, FutureLearn и XuetangX объявили о запуске новых программ онлайн-дипломов, пройдя которые можно получить магистерскую или бакалаврскую степень. Таким образом, количество программ с возможностью получения дипломов выросло до 47. Развитие образовательных программ, которые дают полноценное высшее образование — один из главных приоритетов для он-лайн-платформ сегодня3. Описанная тенденция означает, что для заметной части обучающихся живая студенческая аудитория постепенно заменяется экраном персонального компьютера.

Аудитория мировых онлайн-платформ интернациональна и мультилингвальна. Так, русскоязычный сегмент обучающихся на Coursera составляет 3 - 4% слушателей, в число которых

3 Как интернет меняет образование? Отвечает CEO сервиса Coursera. Официальный сайт ООО «Компания Афиша» [Электронный ресурс]/Режим доступа https://daily.afisha.ru/brain/10329-kak-internet-menyaet-obrazovanie-otvechaet-ceo-servisa-coursera/

входят не только жители России, но и других стран. Еще в 2014 году, преследуя цель увеличения количества российских слушателей, платформа Coursera начала проект по переводу и реализации англоязычных курсов с субтитрами на русском языке. В том же году на Coursera появились первые онлайн-курсы, подготовленные российскими университетами. Сегодня на платформах Coursera и edX восемь российских вузов, среди которых Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики, Томский государственный университет и другие крупнейшие университеты представляют более 260 курсов на русском и английском языках. Аудиторию российских курсов на Coursera составляют как россияне, так и жители зарубежья, в основном стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Интересно отметить, что одним из самых популярных курсов, когда-либо запущенных на платформе Coursera, стал посвященный робототехнике курс на русском языке, разработанный преподавателями МФТИ.

Развитие открытого онлайн-образования является ведущей тенденцией, характеризующей образовательную ситуацию в России на протяжении последнего десятилетия. Пионером отечественного открытого образования в 2012 году выступил Лекториум — онлайн-платформа https:// www.lektorium.tv/4, медиатека которой насчитывает сегодня более 4000 тысяч академических лекций на русском языке, разработанных преподавателями и учеными лучших высших учебных заведений России. Созданная в 2013 г. как сетевая межуниверситетская площадка платформа Универсариум предоставляет возможность пройти более 100 дистанционных курсов различной тематики на русском языке5. В 2013 г. основана открытая образовательная платформа Stepik, включающая кроме прочего конструктор онлайн-курсов и уроков на русском и английском языках по естественно-научным дисциплинам, программированию, математике, информатике. Инструментарий платформы позволяет зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы с автоматической проверкой, обратной связью,

4 Официальный сайт «Лекториум» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.lektorium.tv.

5 Официальный сайт «Универсариум» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://universarium.org.

обсуждением на форуме. Основные целевые аудитории онлайн-курсов— школьники (в основном курсы по подготовке к ЕГЭ), студенты, начинающие специалисты. Уже в 2016 году Stepik. org имел аудиторию зарегистрированных пользователей в 232 тыс. человек и стал крупнейшей российской MOOC-площадкой. В том же году компания получила Премию РБК-2016 «За лидерство на рынке открытых онлайн-курсов»6. В конце 2014 г. создана некоммерческая просветительская платформа «Arzamas» (http://arzamas. academy/), нацеленная на распространение гуманитарного знания. Особенностью образовательного контента по истории, искусству и литературе является сочетание коротких видеолекций, прочитанных известными специалистами, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок, статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами — всего, что помогает полнее раскрыть тему. Аудиторию Арзамаса составляют россияне (55%) и жители десятков зарубежных стран, интересующиеся русским языком, литературой, культурой.

В 2015 г. начал свою работу портал «Открытое образование» (openedu.ru)7. Платформа учреждена Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», в которую вошли крупнейшие классические и технические университеты России: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МИСИС, ВШЭ, УрФУ, ИТМО, МФТИ, СПбГТУ им. Петра Великого. Цель создания платформы — развитие открытого образования как нового элемента системы высшего образования в России. В настоящее время на портале размещено более 345 курсов по программам высшего образования. Дополнительному онлайн-обра-зованию по школьным предметам посвящены платформы Учи. ру, Интернетурок, Знаника. ру, пользующиеся популярностью у учеников, их родителей и учителей во многих российских регионах и за рубежом.

Осенью 2014 г. запущен имеющий особенную культурную значимость интернет-портал «Образование на русском». Его миссия — продви-

6 Сайт Премия РБК-2016 [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://spb.awards.rbc.ru/nominees/startup_spb/ stepic-spb.htm.

7 Сайт Премия РБК-2016 [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://spb.awards.rbc.ru/nominees/startup_ spb/stepic-spb. htm.

жение русского языка, литературы и культуры за рубежом, обеспечение открытого и бесплатного доступа к электронным образовательным ресурсам для изучения русского языка, оказание преподавателям — русистам методической помощи и поддержки их профессиональной деятельности. Разработка портала осуществлена Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина в рамках ключевого направления Программы продвижения русского языка и образования на русском под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и Минобрнауки РФ.

В настоящее время сфера осуществляемой на портале «Образование на русском» деятельности широка и разнообразна. Прежде всего, это реализация более чем 145 МООК гуманитарной тематики. Среди них центральное место принадлежит фундаментальному модульному онлайн-курсу обучения русскому языку как иностранному на уровнях от А1 до С2, он-лайн-курсам повышения квалификации преподавателей-русистов, онлайн-курсам, направленным на развитие речевой деятельности на русском языке. Онлайн-обучение русскому языку детей-билингвов, проведение в онлайн-формате олимпиад, конкурсов, других интеллектуальных соревнований для изучающих и преподающих русский язык являются не менее значимыми функциями портала.

Ряд представленных на портале открытых тематических мультимедийных образовательных ресурсов предназначен для непосредственного использования на уроках русского языка в иностранной аудитории и разработан с применением иных, нежели те, что используются в МООК, информационных образовательных технологий. Электронный комплексный мультимедийный ресурс «Русский язык для наших детей» разработан специально для изучающих русский язык детей-билингвов. Уроки образовательного комплекса «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина» направлены на обучение правильному русскому языку и развитие интереса к вдумчивому чтению произведений русской классической и современной литературы. «Лингвострановедческий словарь «Россия» — уникальный мультимедийная система образовательных ресурсов страноведческого культурологического характера, упорядоченных по уровню владения русским языком, исполь-

зуется педагогами, студентами-лингвистами, аспирантами в более чем 100 странах мира. Открытая образовательная среда «Встречи с Россией», ориентированная на изучающих русский язык как иностранный (второй иностранный) и их преподавателей в странах Европы, содержит тексты, видео, графические изображения, интерактивные задания, посвященные произведениям русской литературы, тематически связанным с событиями русской истории, культуры, искусства. Представленные на портале ресурсы позволяют построить процесс обучения русскому языку в режиме диалога преподавателя и ученика и приобщить обучающихся к духовным ценностям и нравственным идеалам российской культуры.

Широкий спектр реализуемых онлайн-про-грамм и предлагаемых пользователям сервисов позволили платформе «Образование на русском» занять собственное место в российском и зарубежном пространстве открытого образования. К началу 2019 года аудитория портала составила 6000000 человек из 204 стран мира, более 1152480 из которых являются зарегистрированными слушателями, в том числе 68000 — преподавателями8.

Создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий объявлено одной из важнейших стратегических задач государства, закрепленной осенью 2016 года в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда». К концу 2025 года на русском языке должны появиться не менее 3500 онлайн-курсов, результаты освоения которых слушателями могут быть зачтены в основных образовательных программах высшего образования.

На ключевом портале проекта — сайте-агре-гаторе «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (https://online.edu.ru/), работающем как и агрегатор Central Class по принципу одного окна, уже сегодня каждый может получить информацию о качественных онлайн-кур-сах на русском языке, разработанных лучшими российскими университетами и реализуемых на ведущих отечественных онлайн-платформах. Предполагается, что число россиян, воспользо-

вавшихся возможностями открытого образования и освоивших онлайн-курсы, к 2025 году должно возрасти до 11 млн человек9.

Онлайн-образование становится мощным фактором социокультурного развития современного мира. Решение задачи укрепления российских онлайн-платформ и эффективного использования их потенциала должно в ближайшие годы обеспечить равный доступ жителей страны к качественному образованию и стать действенным инструментом продвижения бренда российского образования за рубежом.

Список литературы

1. MOOCs: Expectations and Reality. Full Report. May 2014. Fiona M. Hollands, Ph. D. Devayani Tirthali, Ed. D. Center for Benefit-Cost Studies of Education Teachers College, Columbia University [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237. pdf

2. HarvardX and MITx: Four Years of Open Online Coursesю Fall 2012-Summer 2016 [Электронный ресурс]/Режим доступа: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_ id=2889436

3. Как интернет меняет образование? Отвечает CEO сервиса Coursera. Официальный сайт ООО «Компания Афиша» [Электронный ресурс]/Режим доступа https:// daily.afisha.ru/brain / 10329-kak-internet-menyaet-obrazovanie-otvechaet-ceo-servisa-coursera/

4. Официальный сайт «Лекториум» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https:// www.lektorium.tv.

5. Официальный сайт «Универсариум» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https:// universarium.org.

6. Сайт Премия РБК-2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://spb.awards.rbc.ru/nominees/startup_ spb/stepic-spb. htm

7. Официальный сайт «Открытое образование» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://openedu.ru.

Официальный сайт «Открытое образование» [Элек-

тронный ресурс]/Режим доступа: https://openedu.ru

Официальный сайт «Образование на русском» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: ЪИрБ:// pushkininstitute.ru

8. Официальный сайт «Образование на русском» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://pushkininstitute.ru

9. Официальный сайт приоритетного проекта «Современная образовательная цифровая среда в РФ» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://online.edu.ru/ги/

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS THE MAIN TREND OF EDUCATION DEVELOPMENT

Yaskevich Marina Ivanovna,

PhD, associate Professor.

Vice-rector for innovation, Of the «State Russian language Institute A. S. Pushkin» str. ACA Volgina, d. 6, Moscow, Russia e-mail: mi_yask@mail.ru

Abstract

The article discusses the current state and development trends of open education based on the use of mass open online courses (moocs) created and implemented by the best world and Russian universities; provides statistics on the demand for online education.

Keywords

Continuing education; open education; open education platform; mass open online courses (mooc); portal «Education in Russian»; portal «Open education».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.