Научная статья на тему 'Массовые коммуникации и социальные стереотипы'

Массовые коммуникации и социальные стереотипы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
682
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мингазиева К. Р.

В статье дано определение массовых коммуникаций, рассмотрены основные подходы к понятию «стереотипы», предложены пути их изучения и применения на практике, а также выделены и структурированы этапы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые коммуникации и социальные стереотипы»

Также практика показывает, что многие учителя не доверяют СМИ и стараются оградить учащихся от их влияния, что, по нашему мнению, не совсем правильно.

В качестве позитивного примера можно привести национальный французский эксперимент под названием «Активный юный телезритель», призвавший все воспитательное сообщество (семью, педагогов, социальных работников) к тому, чтобы в своей воспитательной работе они учли роль, которую играет телевидение в повседневной жизни подростка (так как среди средств массовой информации по масштабу воздействия на школьников лидирует именно телевидение), и стремились так организовать свою педагогическую работу, чтобы научить юного телезрителя извлекать пользу из данного средства коммуникации. Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы научить подростка быть «активным», т.е. разборчивым критичным и любознательным и одновременно открытым для новой информации; развить самостоятельность и независимость, которые повлияют на школьника и будут корректировать его отношения с социальной средой. Каков бы ни был возраст ребенка, телевидение и взгляды, которые оно порождает очень сильно способствуют его социализации.

Таким образом, влияние средств массовой информации на развитие личности подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. При правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.

Список литературы:

1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2010.

2. Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. - М., 2009.

3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - М.: Р МИСИ, 2009.

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

© Мингазиева К.Р.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье дано определение массовых коммуникаций, рассмотрены основные подходы к понятию «стереотипы», предложены пути их изу-

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

чения и применения на практике, а также выделены и структурированы этапы их формирования.

Массовая коммуникация - феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества, воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами, причем совершенно неоднозначно. Она оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрошенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе [1].

Следует отметить, что стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).

Так, А.И. Гнетнев [2], считает, что в СМИ существуют различия в изображении мужчин и женщин. Анализ фотографий, помещенных в журналах, свидетельствует о том, что женщины, как правило, занимают в пространстве фотоснимка положение ниже, чем мужчины, часто они изображаются в ролях, которые подчеркивают их красоту, зависимость от мужчин, сексуальную привлекательность. У мужчин на фото главным образом присутствуют лицо и голова, женщин же чаще изображают во весь рост и более открыто.

Анализ литературы показал также, что мужчины предстают в СМИ более властными, доминантными, агрессивными, твердыми, настойчивыми, рациональными и умными. Женщины же - более привлекательными, альтруистическими, общительными, моложавыми. В целом, женщины часто изображаются в стандартных и стереотипных ролях, отношениях, ситуациях.

Немаловажным является и тот факт, что такая демографическая группа, как пожилые люди, также подвержена стереотипизации в массовой коммуникации. Ее представители редко становятся героями фильмов и передач. Подобная недооценка пожилых, формирует представление о них, как об уменьшающем сегменте общества. Пожилые люди изображаются в неважных, ограниченных и неценных ролях и образах. 2/3 пожилых женщин и 1/2 пожилых мужчин в фильмах предстают как не имеющие здравого смысла, глупые и эксцентричные. Установлена зависимость между активным «смотрением» телефильмов и негативным восприятием пожилых.

Заметный вклад СМИ вносят и в стереотипное восприятие этнических групп. Представители этих групп появляются в СМИ, как правило, значительно реже, чем представители коренного населения. Воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов и имиджей. Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме формирования стереотипов, она остается одной из самых малоизученных в психологии журналистики.

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека [1, с. 12].

Необходимо отметить также, что стереотип содержит в себе оценочный элемент. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип - не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип неадекватен.

В начальном периоде исследования проблемы стереотипизации стереотипы рассматривались как ложные, алогичные и несовершенные образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ».Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизирован-ные» понятия, оценки, категории - как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления. «Большинство исследователей едины во мнении, что стереотипы можно «навязывать» через средства массовой информации. При этом формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме и хорошо известным признакам.

В книге «Средство для миллионов» Р. О'Хара называет эти три этапа (рис. 1).

! 1 этап - выравнивание (leveling)

2 этап - усиление (sparptning)

-"-^

3 этап - ассимиляция ( assimilation)

Рис. 1. Основные этапы формирования стереотипа (по Р. О'Хара)

Первоначально сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида.

Важным для нашего анализа является то, что в начале 60-х гг. XX в. в контексте новой исследовательской волны формируются новые проблемы изучения стереотипа. Изучается влияние индивидуально-психологических особенностей, личных характеристик на механизмы стереотипизации; анализируются основные структурно-динамические особенности стереотипов социальных объектов и ситуаций; способы формирования стереотипов.

У исследователей нет однозначного взгляда на природу и сущность стереотипа. Одни находят, что стереотип общественного сознания всегда специально организован и функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Он зависит от задач социализации, а не от стихии чувственной природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, соглашаясь с тем, что стереотипное мышление образовалось стихийно, подчеркивают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, постепенно пронизывающих все области жизни, включая политику и искусство, и, в конечном счете, приобретающих силу нравственного закона или правила общежития, которые имеют историческое значение.

Одной из главных сторон изучения стереотипа является проблема соотношения устойчивости и изменчивости. Ряд исследователей (К. Макко-ли, К. Стит, М. Сегал), обращая внимание на устойчивость стереотипов, замечают, что опровергающая информация рассматривается как исключение, подтверждающее правило. Однако практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации.

История развития России содержит немало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Это было связано с изменением внешних факторов: экономических, политических, социальных условий жизни человека. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые служили идеологическому обоснованию системы социализма: «Социализм -самая прогрессивная система в мире», «В нашей стране реализованы высшие формы демократии», «Марксизм-ленинизм - вечно живое революционное учение», «Дело Ленина живет и побеждает».

Новая эпоха принесла нигилистическое понимание прошлого, на смену одним стереотипам пришли другие: «Запад нас спасет», «Капитализм -лучший из миров», «Фермер нас накормит» и др. Позднее вошли в обиход такие стереотипы, как «Россия продана по частям», «Россия превращается в колониальную страну», «Все члены правительства имеют счет в Швейцарском банке, а в Греции - виллу», «Вся милиция работает на мафию», «Все депутаты - взяточники».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в массовом сознании превалируют сложившиеся ранее стереотипы на проблемы распределения,

обеспечения, благосостояния. Новые стандарты в оценках и подходах складывающихся ситуаций, противоречий в различных слоях общества закрепляются по-разному. Менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новым событиям и информации.

Справедливо утверждение, что сегодня «информация» превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области технологии делают его структурным элементом стратегии имперского государства, предначертанным для ротации структуры бюрократической жизни, т.е. управленческого аппарата государства. Именно поэтому информация поступает к потребителю в усеченном виде. Средства массовой информации навязывают определенные правила прочтения социальных отношений, стоящих на службе существующего порядка.

Анализ литературы по теме исследования позволяет нам сделать вывод о том, что успешным средством защиты от стереотипизапии является создание и показ в СМИ специальных программ, изображающих объекты стереотипизации в разнообразии присущих им качеств и особенностей. Для борьбы со стереотипами используется и специально организованное межгрупповое общение, ориентированное на знакомство и сотрудничество представителей различных социальных и этнических групп.

Список литературы:

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М.: Интер, 2007.

2. Гнетнев А.И. Современная пресс-служба. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010.

3. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. - СПб.: Питер, 2010.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЧЕРНОГО РИ»

© Подпятникова Н.М.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье с разных сторон рассмотрено такое понятие, как «черный РЯ», выделены и структурированы его основные цели и функции. Дано обоснование необходимости применения технологий, основанных на стереотипизации, слухах и других технологиях.

«Черный РЯ» достаточно сложный термин. Его истинное значение до настоящего времени остается предметом споров не только журналистов, но и

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.