Научная статья на тему 'Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования'

Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1441
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ УБИЙСТВА / МАССОВЫЕ УБИЙЦЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / MASS KILLINGS / MASS MURDERERS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / FIREARMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суходольская Юлия Валерьевна

В данной статье автор рассматривает массовые убийства в образовательных организациях как социальный и криминологический феномен в российском обществе, имеющий тенденцию к нарастанию. Автором проанализированы некоторые криминологические особенности массового убийства, рассмотрены общие черты личности преступников, совершивших преступления рассматриваемой категории. Кроме того, автором проанализированы возможные причины, детерминирующие совершение массового убийства в образовательном учреждении, связанные с микросредой потенциального преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования»

МАССОВОЕ УБИЙСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Суходольская Ю.В. Email: Sukhodolskaya660@scientifictext.ru

Суходольская Юлия Валерьевна - советник юстиции, заместитель прокурора, Егорьевская городская прокуратура Московской области,

г. Егорьевск, Московская область, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, аспирантура,

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье автор рассматривает массовые убийства в образовательных организациях как социальный и криминологический феномен в российском обществе, имеющий тенденцию к нарастанию. Автором проанализированы некоторые криминологические особенности массового убийства, рассмотрены общие черты личности преступников, совершивших преступления рассматриваемой категории.

Кроме того, автором проанализированы возможные причины, детерминирующие совершение массового убийства в образовательном учреждении, связанные с микросредой потенциального преступника.

Ключевые слова: массовые убийства, массовые убийцы, образовательные организации, огнестрельное оружие.

MASS KILLINGS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH Sukhodolskaya Yu.V.

Sukhodolskaya Yulia Valer 'evna - Counselor of Justice, Vice public Prosecutor, EGORYEVSKAYA CITY PROSECUTOR'S OFFICE, EGORYEVSK, MOSCOW REGION, Candidate for the Scientific Degree of Candidate of Science, POSTGRADUATE STUDIES FEDERAL STATE ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION UNIVERSITY OF PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: in this article, the author considers the mass killings in educational organizations as a social and criminological phenomenon in Russian society tending to increase. The author analyzed some criminological features of the mass killings, reviewed the general personality traits of criminals, suggested specific measures for prevention. In addition, the author analyzed the possible reasons determining the mass killings in educational organizations related to the microenvironment of a potential criminal. Keywords: mass killings, mass murderers, educational organizations, firearms.

УДК 343.9

За последние несколько лет правоохранители столкнулись с новым феноменом в подростковой и молодежной преступности - массовые убийства в российских образовательных учреждениях, когда жертвами становятся учащиеся, педагоги, сотрудники правоохранительных органов, пытающиеся обезвредить преступника, как правило, ученика или студента учебного заведения, являющегося местом совершения преступных действий.

Наиболее резонансные преступления, характеризующиеся значительным количеством пострадавших, совершены в школе № 263 г. Москвы, школе № 127 г.

Перми, школе № 5 г. Улан-Удэ, школе № 1 г. Ивантеевки (Московская область), Керченском политехническом колледже (Республика Крым).

Все инциденты широко освещались в средствах массовой информации и активно обсуждались в Интернете. Общественность озабочена распространением информации в социальных сетях, связанной с пропагандой насилия в школах, требуя заблокировать паблики и группы, связанные с распространением информации о массовых убийствах в американской школе «Колумбайн».

Начало популяризации криминологического феномена, получившего в зарубежной прессе названия «mass shooting», «school shooting» (массовая стрельба, стрельба в школах - пер. с англ.), было положено 20 апреля 1999 г., когда старшеклассники школы «Колумбайн» округа Джефферсон штата Колорадо (США) Эрик Харрис и Дилан Клиболд открыли огонь из принесенного с собой в школу огнестрельного оружия, предварительно заложив взрывное устройство в кафетерии образовательного учреждения. В результате их действий погибло 13 человек, ранено 23 человека. После расправы над учащимися школы Харрис и Клиболд совершили суицид [1].

Необходимо отметить, что массовые убийства учащихся в школе «Колумбайн» штата Колорадо США, совершенные в 1999 г., положили начало новому тренду в подростковой психологии. Печально знаменитые события легли в основу многих популярных в молодежной среде песен, компьютерных игр и фильмов.

Героизация Харриса и Клиболда в современном кинематографе, музыке, литературе привела к тому, что современные российские подростки видят за их действиями не просто акт лишения человеческих жизней, а целую идеологию. Американские стрелки были изгоями в своей школе, одноклассники отвергали их, высмеивая стиль одежды, манеру общения.

Идея о мести аутсайдера обществу более успешных и популярных школьников находит отклик у подростков, несмотря на то, что с момента событий в «Колумбайне» минуло почти двадцать лет.

Позднее у Харриса и Клиболда появились многочисленные подражатели по всему миру - массовые убийства в школах и колледжах США, Канады, Германии развивались по одному и тому же сценарию - применение огнестрельного оружия, случайные жертвы, которые просто встретились на пути в школьном коридоре, посткриминальный суицид.

Спустя более, чем пятнадцать лет, западный феномен получил распространение и в России. В соцсетях создаются и функционируют многочисленные паблики, собирающие и обменивающиеся сведениями об убийствах в «Колумбайне». Появилось новое интернет-движение - т.н. «колумбайнеры» - в основном, участниками данного движения являются учащиеся российских образовательных учреждений, которые не скрывают своей агрессии и склонности к насильственным действиям по отношению к педагогам и ученикам своего класса, группы [2].

Систематичность повторяющихся сценариев нападений подростков на образовательные организации позволяет с уверенностью сделать вывод не о разрозненных случаях, а о явно намечающейся тенденции в российском обществе, представляющей серьезную угрозу для общественной безопасности.

Необходимо отметить, что социально-криминологическая природа рассматриваемой категории преступлений является малоизученной как в отечественной, так и в зарубежной криминологии, поэтому требуется углубленное развитие накопленных знаний для осуществления эффективных мер по предупреждению подобных преступлений.

Более того, по мнению автора, нарастающая за последние пять лет динамика совершения нападений учащихся образовательных организаций с целью убийства неопределенного количества лиц (учащихся, педагогов) позволяет выделить новый тип личности преступника в российской криминологии - массовый убийца.

Криминологические особенности личности массового убийцы не нашли своего отражения ни в диссертационных, ни в монографических российских исследованиях.

В отечественной криминологии также не изучены критерии, согласно которым возможно отграничивать массовое убийство от других видов причинения смерти со множественным количеством жертв.

По мнению автора, данный криминологический феномен вызван деформацией сознания подростков, которая, в свою очередь является следствием отсутствия социально значимых ценностей, дезориентацией в межличностных отношениях, отторжением ближайшего окружения (сверстников, семьи), нестабильностью психического состояния.

Представляется необходимым углубленное изучение природы и криминологической характеристики массовых убийств, совершаемых с использованием оружия в образовательных организациях, а также системы детерминант, способствующих совершению преступлений рассматриваемой категории для создания эффективной системы мер по их предупреждению.

Список литературы /References

1. Массовое убийство в школе «Колумбайн» // wikipedia.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 27.03.2019).

2. Информационный портал РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20180507/1519930073.html/ (дата обращения: 28.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.