Научная статья на тему 'Масштабы коррупции и индекс ее восприятия'

Масштабы коррупции и индекс ее восприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / THE METHODOLOGY FOR CALCULATING THE INDEX OF PERCEPTION OF CORRUPTION / УЩЕРБ ОТ КОРРУПЦИИ / DAMAGE FROM CORRUPTION / УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна

Рассматриваются вопросы методики расчета индекса восприятия коррупции, сопоставление значений данного индекса и других показателей, характеризующих коррупцию на примере стран: Финляндия, Беларусь, Германия, Китай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measure of corruption and corruption perceptions index

Discusses the calculation methodology of the corruption perceptions index, a comparison of the values of this index and other indicators of corruption in the countries: Finland, Belarus, Germany, China

Текст научной работы на тему «Масштабы коррупции и индекс ее восприятия»

экономического развития составляет сущностный базис для формирования инновационного плана, который нужно рассматривать с учетом инновационной инфраструктуры, представляющей совокупность институтов, стимулирующих инновационный климат.

Литература

1 Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. URL: http://spkurdyumou.narod.ru

2 Минкомсвязь России. URL: http:www.minsvyaz.ru. Технопарки.

3 Миркина О.Н. Элементы технологического маркетинга в распределении продукции / Проблемы теории и практики управления. № 5. 2007.

Background and the estimation of the innovation climate of the local economic system

Larisa Aleksandrovna Mylnikova, Cand.Econ.Sci., associate Professor, Smolensk state University

The article considers the priority of the formation of the innovation climate of the institutional system promoting innovative development of the economy. Activation of innovative activity is a necessary condition ^ for ^ further qualitative and quantitative development of the national economy. The content of the ongoing processes requires active involvement in the analysis of economic phenomena of the institutional approach. The institutional approach seems to be particularly promising in relation to the assessment of trends associated with the development of innovative economic systems, because of the dynamics of this process depend on the pace of development of the national economy.

Key words: innovations, institutional, investment climate, infrastructure, airport, technoparks, innovation potential.

УДК 343.35(47)

МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ И ИНДЕКС ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ

Светлана Владимировна Сильченкова, ст. преп. кафедры экономики

E-mail: iuliy_67@mail.ru Смоленский государственный университет http://www.smolgu.ru

Рассматриваются вопросы методики расчета индекса восприятия коррупции, сопоставление значений данного индекса и других показателей, характеризующих коррупцию на примере стран: Финляндия, Беларусь, Германия, Китай.

Ключевые слова: индекс восприятия коррупции, коррупция, методология расчета индекса восприятия коррупции, ущерб от коррупции, уровень коррупции.

Основным показателем, характеризующим масштабы коррупции в мире, является индекс восприятия коррупции (ИВК). Однако анализ других показателей (ущерб от коррупции в стоимостном выражении, уровень коррупции по отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) страны) показывает некоторые противоречия в оценке масштабов данного явления.

Рассмотрим методику расчета индекса восприятия коррупции. Данный индекс рассчитывается исходя из мнений бизнесменов и международных экспертов. Учитывается объем и частота взяток в государственном секторе, решения, принятые без ведома общественности, и злоупотребления при распределении средств бюджета [6].

Какой-либо формулы для расчета данного показателя не приводится, это может означать некоторую закрытость или недоработанность методики расчета, что противоречит сущности данного индекса. При расчете индекса 2011 г. и более ранних периодов не учитывался временной промежуток случаев коррупции, расчет шел по накопительной системе. То есть количество случаев коррупционного поведения, оцениваемых в текущем году, включало в себя такие случаи за несколько предыдущих лет. Таким образом, нельзя было оценить динамику ИВК. Кроме того использовалось несколько источников информации, которые могли включать в себя одни и те же случаи коррупции. Неясным остается вид и размер выборки, используемые для проведения наблюдения. Видимо более в этом случае подходит типическая выборка, так как численность населения в каждой стране различна.

Для того чтобы страна или территория была включена в ИВК, было необходимо наличие, как минимум, трех источников, оценивающих такую страну или территорию. Балл ИВК для соответствующей страны вычисляется как среднее значение всех стандартизированных оценок, доступных для этой страны.

По информации центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транс-перенси Интернешнл-Россия» в рамках скрупулезного процесса пересмотра методологии расчета ИВК, в 2012 г. в нее были внесены некоторые важные изменения. Метод, используемый для агрегирования различных источников данных, был упрощен и в настоящее время опирается на данные из каждого источника, полученные только за два последних года [7]. Данный метод позволяет проводить оценку показателей динамики данного индекса.

Так как изменилась методология, расчета ИВК, оценки, полученные странами за 2012 г., не могут сравниваться с данными за 2011 г. и других предшествующих выпусков индекса. Погодовые сравнения станут возможны начиная с 2012 г. ИВК за

2012 г. рассчитывался с использованием данных, представленных независимыми организациями, регистрирующими уровни восприятия коррупции. Каким образом оценивают коррупцию данные организации, какие признаки входят в данный индекс (также частота и размер взяток)? Конечно, показатели должны быть количественные, поскольку затем осуществляется их стандартизация посредством «вычитания среднего значения набора данных и делением на величину среднего квадратичного отклонения. В результате чего определяются Z-показатели, которые затем приводятся к значениям среднего, составляющим примерно 45 и величине среднего квадратичного отклонения, составляющего приблизительно 20 с тем, чтобы наборы данных укладывались в шкалу ИВК от 0 до 100» [6]. Однако в данной схеме остается неясным, каким образом Z-показатели приводятся к значениям среднего.

Поэтому разработчикам ИВК следует более конкретно показать методику расчета индекса, поскольку в настоящем виде, она рождает больше вопросов, нежели доверия. Ситуация усугубляется в связи с информацией о частоте и размерах взяток, описанных в средствах массовой информации. Так, известно, что Финляндия согласно ИВК считается наиболее благоприятной в отношении коррупции и страной. Она в

2013 году занимает 2 место с 89 баллами (из 100) [7].

Но по сообщению газеты «Аамулехти» каждый третий опрошенный сообщил, что сталкивался с теневой экономикой или отказался от теневых сделок. Согласно результатам опроса, проведенного газетой «Аамулехти», число людей, столкнувшихся с теневой экономикой, несколько выросло. Из-за коррупции Финляндия ежегодно теряет 4-6 млрд евро [8].

По мнению государственного обвинителя Юкки Раппе, большая часть случаев коррупции остается вне статистики. Предприятия скрывают такие факты, чтобы

избежать скандалов, многие факты коррупции поступают в судопроизводство в рамках дел по другим преступлениям [9].

Рассмотрим ситуацию с коррупцией в Республике Беларусь. За первые пять месяцев 2012 года в стране было зафиксировано 1011 преступлений, связанных с коррупцией. Этот показатель на 26,1 % ниже, чем показатель аналогичного периода прошлого года [2]. Но является ли это подлинным свидетельством снижения коррупционной преступности? В Беларуси государство, стремясь искоренить факты незаконной деятельности, периодически начинает борьбу с нелегальными доходами. Тем не менее, объем теневого бизнеса в стране от этого меньше не становится, а скорее еще больше уходит в тень.

По словам компетентного источника из Комитета государственного контроля Беларуси, оценить объемы ущерба, который наносит теневой бизнес экономике, сложно, однако по неподтвержденным данным, он составляет около 5-7 % ВВП. Экономическая коррупция ежегодно наносит государству ущерб в размере 4,1 млрд евро в 2007 г. до 3,4 млрд евро в 2009 г. Около 2 % всех наемных сотрудников подвержены коррупции, причем на высоких должностях эта доля выше. Как известно Беларусь по ИВК находится в 2013 г. на 123 месте, в 2009 г. это было 127 место [4]. Судя по размеру ущерба от коррупции, ситуация в Беларуси и Финляндии одинакова, индекс разный. Возникает вопрос об источниках информации, на которые опирается расчет ИВК.

Сравним ситуации с коррупцией в Беларуси и Германии. Германия занимает 12-е место в списке наименее коррумпированных стран в мире.

Сотрудник немецкого департамента Кристиан Лантерманн сделал презентацию о коррупции в ФРГ. По это оценкам экономическая коррупция ежегодно наносит государству ущерб в размере от 4,1 млрд евро в 2007 г. до 3,4 млрд евро в 2009 г. Около 2 % всех наемных сотрудников подвержены коррупции, причем на высоких должностях эта доля выше [5].

Но по оценкам известного профессора экономики Университета Иоганна Кеплера в Линце, исследователя Фридриха Шнайдера из Австрии взяточничество и получение взятки в немецкой экономике в 2012 году может привести к потере около 250 млрд евро. Как сообщал «Welt» ранее, семь лет назад по оценкам ущерб от коррупции стояла на более низкой точке в 220 млрд евро [3].

Если ВВП Германии (1111С) составляет в 2011 году - 3089,471 млрд долл. (или около 2 трлн евро), то можно предположить, что уровень коррупции составит около 12,5 % от ВВП.

Как и предсказывали эксперты Всемирного банка в начале 2010 года, в охваченном кризисом мире растет число взяток. Германия не стала исключением, что косвенно подтверждают соцопросы среди бизнесменов.

Еще до конца 2010 года немецкий бизнес ставит на первое место среди коррупционных преступлений взяточничество (61 %), затем идет воровство (57 %) и электронная преступность (53 %). В сфере экономической коррупции в Германии раскрывается примерно каждое пятое преступление. Внутренние проверки вскрывают лишь порядка 14 % коррупционных преступлений [5].

Опять мы видим колоссальный ущерб от коррупции по оценкам различных источников, и опять они не соответствуют величине ИВК.

Китай находится на 80 месте по ИВК. И уже много лет в Китае периодически поднимается вопрос о введении системы обнародования информации о личном состоянии чиновников, которая существует во всех западных странах. Китайцы активно борются с коррупцией. Однако как ни парадоксально, но за эти годы, несмотря на расстрелы и пожизненное заключение чиновников, посмевших позариться на государственную казну и использовать свое положение в личных целях, коррупция в Ки-

тае не только не уменьшилась, но и разрослась до такой степени, что партия уже открыто называет ее угрозой для своей власти.

Возможно, обнародование доходов чиновников в Китае было бы действительно реальным шагом в борьбе с коррупцией, но до сих пор решение этого вопроса наталкивается на глухую стену молчаливого нежелания даже обсуждать эту проблему. Как рассказал член всекитайского собрания народных представителей Хань Дэюнь, он уже семь лет подряд пытается продвинуть рассмотрение этого вопроса на собрании, но абсолютное большинство делегатов постоянно голосуют против. В этом году он в очередной раз предложил этот вопрос для обсуждения во время весенней парламентской сессии. Как только вопрос был озвучен, в зале воцарилась гробовая тишина, после чего 99,99 % делегатов нажали кнопку «против». По мнению наблюдателей, это означает, что в Китае 99,99 % чиновников коррумпированы и боятся принятия такого закона [1].

По мнению профессора пекинского технологического института Ху Синтоу, в Китае наказывают только тех коррупционеров, которые по разным причинам лишаются защиты вышестоящих чиновников.

«Так как в стране существует некая сеть влияния, поэтому многочисленные партийные руководители могут легко избежать ответственности даже за уголовное преступление. Таких случаев в Китае очень много. Раньше я подсчитывал и пришел к выводу, что наказывают только примерно один процент коррупционеров», - рассказал профессор в интервью радио «Голос Америки» [1].

О коррумпированности нашей страны порой ходят легенды, безусловно, такое понимание ситуации было сформировано и в ходе целенаправленных информационных кампаний (как на Западе, так и внутри России) и даже благодаря недальновидности некоторых отечественных чиновников, которые говоря о коррупции забывают об имиджевых потерях для страны. Конечно, коррупция в России существует, это распространенное явление, но если говорить о ее масштабах «в высших эшелонах власти», то здесь, пожалуй, особых принципиальных различий между Россией и Западом нет. Основное отличие составляет более активная позиция населения других стран, их эффективная законодательная и судебная система, а также информационная пропаганда, формирующая мнение населения о коррумпированности в стране.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Методология расчета индекса восприятия коррупции до конца неясна, видимо она умалчивается потому, что является не полностью разработанной и постоянно совершенствуется. Следует уделить больше внимания источникам информации о частоте коррупционного поведения в стране, например, использовать независимые международные комиссии для опроса общественности, так как создается впечатление, что большинство фактов коррупции умалчивается с целью создания положительного имиджа страны.

Литература

1 Иванов И. Шокирующие цифры коррупции в Китае // Военное обозрение. URL: http://topwar.ru/20271-shokiruyuschie-cifry-korrupcii-v-kitae.html (дата обращения: 24.10.2012).

2 Как в Беларуси обстоят дела с коррупцией? // MYFIN. URL: http://myfin.by/stati/view/227 (дата обращения: 08.07.2012).

3 Коррупция 2012 в Германии зашкалит за четверть триллиона евро // Информационный центр Aftershock. URL: http://aftershock.su/?q=node/4031

4 Коррупция в Беларуси - на уровне Гватемалы и Того // Хартыя'97. URL: http://charter97.org/ru/news/2013/12/3/81031/ (дата обращения: 03.12.2013).

5 Коррупция в Германии // Открытые данные. URL: http://opendata.by/?cat=6 (дата обращения: 05.12.2012).

6 Рейтинг самых коррумпированных стран в мире на 2012 год // Финансы и бизнес. URL: http://finance-and-business.ru/economy/rejting-samyx-korrumpirovannyx-stran-v-mire-na-2012-god.html

7 Трансперенси Интернешнл - Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://www.transparency.org .ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog

8 Aamulehti: каждый четвертый финн заключал «темные» сделки // yle uutiset. URL: http://yle.fi/uutiset/aamulehti_kazhdyi_ chetvertyi_ finn_ zaklyuchal_ temnye_sdelki/6603220 (дата обращения: 24.04.2013).

9 Rappe: Valtaosa korruptiosta jää tilastoimatta // Julkaistu. URL: http://www.mtv.fi/uutiset/kotimaa/artikkeli/rappe--valtaosa-korruptiosta-jaa-tilastoimatta/1859046 (дата обращения: 19.07.2009).

Measure of corruption and corruption perceptions index

Svetlana Vladimirovna Silchenkova, Teacher, Department of Economics, Smolensk State University

Discusses the calculation methodology of the corruption perceptions index, a comparison of the values of this index and other indicators of corruption in the countries: Finland, Belarus, Germany, China.

Key words: the Corruption Perceptions Index, corruption, the methodology for calculating the index of perception of corruption, damage from corruption, corruption

УДК 339.972

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО

ПОДХОДА

Сергей Юрьевич Янсон, канд. экон. наук, доц., генеральный директор E-mail: ianson@gidroogk.ru ОАО «Трест Гидромонтаж» http://www.oao-thm.ru Михаил Михайлович Саломатин, аспирант E-mail: psiluft@gmail.com Московский городской университет управления правительства Москвы

http://www.mguu.ru

До недавнего времени в нашей стране проблеме обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности не уделялось должного внимания. Однако в последнее время энергосбережение и энергоэффективность становятся одними из приоритетных направлений развития национальной экономики, что актуализирует необходимость применения соответствующих механизмов и инструментов реализации государственной политики в этой области. В статье проанализировано развитие программно-целевого подхода к реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определены проблемы формирования и выполнения государственных программ в этой сфере и охарактеризованы направления их решения.

Ключевые слова: программно-целевой подход, государственная программа, энергосбережение, энергоэффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.