инвестиционного капитала транснациональными корпорациями международного гостеприимства.
2. Перспективными этническими регионами, предлагаемыми для этнического туризма (в т.ч. в маркетинговых программах «Русские отели»), глобальные гостиничные сети определяют Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Самару, Нижний Нов-город, Домбай, Хабаровск, где активно развиваются 3-4-5-звездночные отели, способные принимать (по УГР-обслуживанию) не только российских, но и требовательных западных туристов.
Литература
1. Свистунов, С. А. Классические модели российских гостиничных сетей.// Турист.-2010. -№3.-с.69-71.
2. Юсупова, Е.П. Транснациональные интересы глобальных гостиничных сетей.// Рынок столицы.- 2010.- №2.- с.94.
3. Свинов, А.К. Российский рынок гостиничных услуг.// Русские отели.- 2010.-№1.- с.54-56.
Гамзатов А. О.
Маркетинговый инструментарий в реализационных мероприятиях на российском рынке жилищно-коммунальных услуг
В результате экономических преобразований за последние годы изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Так, доля частного жилищного фонда, составляющая 30% в 1992, году превысила 50% уже к 2010 г., в т.ч. доля жилья, находящегося в собственности граждан, за этот период возросла с 26% до 80%. Более 3/4 квартир государственного и муниципального жилищных фондов приватизированы. Структура жилищного фонда в РФ по формам собственности приведена в таблице 1. Как подчеркивает С. Н. Нотенко (2010), одним из важнейших направлений реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве является «привлечение населения к управлению и содержанию жилищного фонда. Это позволяет частично снять бремя органов власти по ремонту и эксплуатации зданий, сократив расходы бюджета за счет привлечения труда и финансовых средств собственников, арендаторов и нанимателей жилья. Закон РФ «О товариществах собственников жилья», принятый еще в 1996 году, регламентирует процесс создания товариществ, гарантирует права собственности и регулирует взаимоотношения граждан и юридических лиц. При этом, моделируя маркетинговые программы на рынке услуг ЖКХ, следует понимать, что действующее законодательство определяет товарищество собственников жилья как некоммерческую организацию, т.е. форму объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, использования и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом. В соответствии с существующим законодательством создание товарищества не может преследовать цель извлечения прибыли. Все доходы, полученные от использования недвижимости и земли, направляются на улучшение условий проживания граждан дома или группы домов, развитие социальной инфраструктуры, проведение необходимых ремонтных работ, устройство территории и другие цели. При этом домовладелец рассматривается как собственник помещения в комплексе недвижимого имущества. Российский законодатель считает, что кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, а также объекты недвижимости. В отличие от зарубежной практики, где домовладельцами в кондоминиуме являются только физические лица, в РФ Закон разрешает образовывать кондоминиумы различной формы собственности, т.е. из долей как частной, так и муниципальной (федеральной). В соответствии с Законом в состав кондоминиума могут входить одно или несколько зданий с прилегающими земельными участками. Если здания состоят из отдельных изолированных секций, то в них также могут создаваться кондоминиумы. Законодатель указывает, что в кондоминимуме общее имущество - это часть комплекса недвижимого имущества, предназначенного для обслуживания, использования и доступа к помещениям, находящимся в общей долевой собственности домовладельцев. Собственниками помещений в кондоминиуме могут являться как физические, так и юридические лица. Лестничные клетки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, подвалы, конструкции здания, инженерные системы, прилегающие земельные участки, т.е. все, что находится за пределами жилых помещений (квартир), является общим имуществом владельцев.
В таблице 1 приведен перечень объектов общего пользования в жилых домах, которые находятся в общей собственности граждан и юридических лиц. В рамках исследования при использовании маркетингового инструментария была выявлена на статистически достоверном уровне наблюдений видовая диссеминация маркетинговой стратегии субъектов рынка дополнительных жилищно-коммунальных услуг в городах-курортах Юга России. Так, например, в ходе реализации маркетинговой стратегии завоевания или расширения изучаемой доли рынка методология использования маркетингового инструментария предусматривала ориентацию на устойчивую во времени ёмкость части изучаемого рынка, которую не могли освоить муниципальные жилищно-эксплуатационные предприятия. Другими словами, используя целевой маркетинг, базы исследования обратили в свою пользу возникновение особой ситуации на рынке жилищно-коммунальных услуг, когда в результате определенного стечения условий и обязательств хозяйственной деятельности муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий появился неудовлетворенный покупательский спрос на названные услуги. При этом приемы горизонтального маркетинга, проведенного базами исследования, позволяли постоянно расширять ассортимент дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Одновременно с этим приемы
вертикального маркетинга обеспечивали базам исследования поиск способов реализации какой-либо одной (но массовой) жилищно-коммунальной услуги вместе с функционально близкой по своим потребительским свойствам другой услугой для различных групп потребителей (на нескольких сегментах рынка одновременно). Однако наиболее конкурентоспособными оказывались те виды дополнительных жилищно-коммунальных услуг (например, постоянный контроль эксплуатации сантехнического оборудования или работы бытовой техники, установленной в жилом секторе компактного проживания потребителей, т.е. в конкретном многоквартирном доме или микрорайоне), которые привлекали за собой реализацию целого набора предлагаемых базами исследования подобных услуг (дополнительный ремонт или перепланировку помещений, например, ванны и кухни, где потребитель желал установить бытовую технику нового поколения).
Таблица 1. Структура жилищного фонда в РФ по формам собственности (сводная аналитика материалов с использованием данных Росстата, А. М.
Стражников и др., 2010).
Принадлежность жилищного фонда Общая площадь, млн. м2 Доля в общем фонде, % В том числе
В городах В сельской местности
Общая площадь, млн. м2 Доля в общем фонде,% Общая площадь, млн. м2 Доля в общем фонде,%
Частный (в том числе инд ив ид у альный, ЖСК и ЖК) 1312,2 50,3 725,7 27,8 586,5 22,5
Го суд арственный (вед омств енный) 349,6 13,4 277,5 10,6 72,1 2,8
Муниципальный 732,4 28,1 697,1 26,8 35,3 1,3
Общественный 2,6 0,1 1,7 0,07 0,9 0,03
Коллективный (смешанная форма собственности) 211,4 8,1 180,3 6,9 31,1 1,2
ВСЕГО в России 2680,2 100 1882,3 72,17 725,9 27,83
В рамках настоящего исследования, с использованием вышеуказанных маркетинговых приемов, была разработана стратегия управленческих действий персонала баз исследования при оформлении ассортимента дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Этот алгоритм управленческих действий включал:
- этап А, где осуществлялся поиск и отбор идей по производству базами исследования нового ас-сортимента дополнительных жилищно-коммунальных услуг, а также производилась конкретная разработка замысла нового (модифицированного) вида услуги, включая предварительный расчет расходов на ее производство и доходов от ее реализации;
- этап В, где проводилась маркетинговая оценка емкости рынка и анализ маркетинговых возмож-ностей на этом рынке конкретной базы исследования;
- этап С, где предусматривалось как практическое моделирование нового вида жилищно-коммунальных услуг, так и испытание этого модифицированного образца конкретной услуги в рыночных условиях.
В рамках настоящего исследования маркетинговый мониторинг ценообразования дополнительных жилищно-коммунальных услуг на изучаемом сегменте рынка в рекреационной зоне курорта Сочи и по г. Краснодару, городов-курортов российского Причерноморья предусматривал составление ценовых линий, связанных с продажей названных услуг в таком диапазоне цен, когда каждая цена отражала определенный уровень качества различных модификаций одного и того же вида анализируемой услуги.
Подобный диапазон цен определялся в рамках исследования тремя градациями: диапазон низких цен, диапазон средних цен, диапазон высоких цен. При этом основная задача персонала баз исследования состояла в том, чтобы дать потребителю наиболее полное представление о качественных различиях тех или иных модификаций реализуемых жилищно-коммунальных услуг, которые могли бы служить достаточным основанием для их ценовой дифференциации. Маркетинго-вый контроль на анализируемом сегменте рынка выявил, что цена доминирующей фирмы служила своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-аутсайдеров (даже в том случае, когда качество услуг этих аутсайдеров было ниже, чем у лидера).
В рамках настоящего исследования проводилось ежегодное маркетинговое тестирование населения изучаемых курортов по определению степени удовлетворенности потребителей количественными, качественными и стоимостными характеристиками дополнительных жилищно-коммунальных услуг на анализируемом сегменте рынка. Подводя итоги этого маркетингового тестирования, следует констатировать, что 64,8 - 70,2% респондентов в 2010 году были удовлетворены стоимостными параметрами приобретаемых дополнительных жилищно-коммунальных услуг, тогда как в 1998 году (после дефолта) были удовлетворены их стоимостью только 31,4 - 31,5% потребителей. Одновременно с этим при покупке анализируемых услуг в 2000 году только 24,2 -29,3% респондентов были довольны их ассортиментом, тогда как в 2010 году этот рыночный критерий в период маркетингового тестирования населения изучаемых курортов уже составил 69,1 - 70,1%. 74
Схема 1. Ценовые линии моделей изучаемых маркетинговых программ на рынке жилищно-коммунальных услуг (с кооптацией аналитических данных
С.Н. Нотенко, 2010).
Реально сложившийся рынок дополнительных жилищно-коммунальных услуг в городах-курортах Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа потребовал от производителей значительного улучшения качества названных услуг и увеличения скорости их исполнения. В частности, чуть более трети потребителей были удовлетворены названными характеристиками приобретенных услуг в 2000 году, тогда как к 2010 году их количество увеличилось в 1,7 - 1,8 раза. Аналогичной выглядит отсроченная оценка самими потребителями сравнительных тарифов этих же услуг у фирм-поставщиков и их конкурентов. В частности, в 2010 году 67,873,7% потребителей дали позитивную (отсроченную на 1 год) оценку качеству приобретенных жилищно-коммунальных услуг, тогда как в 2000 году этот же показатель вызывал положительные эмоции только у 30,2 - 35,3% респондентов.
Вывод
Вышеизложенные данные позволяют утверждать: за период проведения настоящего исследования в его рамках были произведены, на статистически достоверном уровне наблюдений, научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность малых предприятий (или предпринимателей без образования юридического лица), что позволило активно влиять на процесс формирования ассортиментного позиционирования и этапной инновационной стратегии баз исследования на рынке ЖКХ-услуг. В итоге это привело к повышению уровня их конкурентоспособности в сфере производства
и реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг населению курортных зон российского Причерноморья.
Литература
1. Нотенко, С.Н. Основные направления реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.// Рынок столицы.- 2010.- №6.- с.61-64.
2. Стражников, А.М. и др. Структура жилищного фонда в РФ и методы его реконструкции.// Проблемы ЖКХ.- 2010.- №2.- с.56-58.
Информатизация образования Девтерова З.Р.
Информатизация образования как условие становления дистанционного образования
В течение последних лет многие страны мира демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к построению информационного общества, которое призвано создать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого члена общества. Переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания, является доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации.
Информатизация - одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса. Вместе с тем она является важнейшим фактором развития современного общества, оказывающим влияние на общественные отношения как внутри каждой страны, так и между странами и народами. Мы являемся свидетелями активного воздействия информатизации на материально-производственную и социокультурную сферы жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. Этому способствуют современные технические достижения (персональные ЭВМ, оптоволоконные каналы связи, системы электронной почты и т. п.), обеспечивающие создание и функционирование высокоавтоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к хранилищам информации. Фактически это означает, что информационная среда дает решение глобальной проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте. С другой стороны, среда заставляет по-новому подойти к достаточно традиционной проблеме отношения субъекта и орудия его труда, по-иному рассматривать перспективы научно-технической революции и цивилизованного развития общества [5].
Информатизация системы высшего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу