Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ: обзор методов оценки стоимости научных разработок'

Маркетинговый анализ: обзор методов оценки стоимости научных разработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК / COMMERCIALIZATION OF INNOVATION / METHODS OF INNOVATIONS COSTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Николай Александрович

Статья посвящена проблемам коммерциализации инновационных разработок на настоящем этапе развития экономики России. Рассмотрены методы, позволяющие оценить стоимость внедрения инновационных разработок в промышленное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing analysis: Overview of value estimation methods for scientific developments

The article deals with the problems of commercialization of innovations at the present stage of development of the Russian economy. The authors examine methods of innovations costing.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ: обзор методов оценки стоимости научных разработок»

Краткие сообщения

УДК 658.148 ББК У9(2)-55

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ: ОБЗОР МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК

Н.А. Беляев

Статья посвящена проблемам коммерциализации инновационных разработок на настоящем этапе развития экономики России. Рассмотрены методы, позволяющие оценить стоимость внедрения инновационных разработок в промышленное производство.

Ключевые слова: коммерциализация инноваций, методы оценки стоимости инновационных разработок.

Опыт экономически развитых стран показывает, что в конкурентной борьбе неизбежно побеждает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом коммерциализации инноваций. Известны многие зарубежные компании, которые используют свою инновационную активность как решающее конкурентное преимущество.

В настоящее время проблеме перехода на инновационный путь развития уделяется очень много внимания. Это объясняется ростом конкуренции в подавляющем большинстве отраслей, который требует поиска новых решений для удержания текущих позиций и повышения конкурентоспособности.

Непосредственно процесс внедрения новшества (коммерциализация) принимает проектные формы. Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научноисследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации [1]. По ходу реализации многих инновационных проектов продуцируется большое количество объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность представляет собой исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и др.). Являясь базой формирования нематериальных активов фирмы, интеллектуальная собственность играет все большую роль в формировании и повышении стоимости фирмы на рынке.

Правила учета нематериальных активов подробнейшим образом освящаются в учебной литературе и периодической печати, посвященной бухгалтерскому учету. Оценка же интеллектуальной собственности является неразработанной сферой финансово-экономической деятельности предприятий и организаций [2].

Для целей ведения бухгалтерского учета вместо понятия «интеллектуальная собственность» обычно применяют понятие «нематериальные активы». Оценка стоимости прав на нематериальные активы имеет много общего оценкой стоимости объектов материального имущества. Однако для нематериальных активов не существует универсального метода определения стоимости, каждый объект интеллектуальной собственности имеет индивидуальных характер.

Оценка интеллектуальной собственности - это комплекс мероприятий юридического, экономического, организационно-технического и иного характера, направленных на установление ценности объекта оценки как товара [3].

Цель оценки стоимости и её дальнейшее использование должны быть четко сформулированы, так как от этого зависит стандарт оценки, объем и структура необходимой для оценки информации, а также возможные рекомендации оценщика.

Основными показателями, определяющими стоимость объектов интеллектуальной собственности, по мнению авторов различных научных публикаций, являются:

- надежность правовой охраны соответствующего объекта;

- возможность оцениваемого объекта свободно применяться на рынке без нарушения прав третьих лиц (показатель патентной чистоты объекта);

- технико-экономическая значимость объекта правовой охраны;

- издержки владельца исключительных прав на создание (разработку) объекта правовой охраны;

Краткие сообщения

- издержки владельца исключительных прав на патентование (регистрацию) объекта промышленной собственности, включая пошлины, сборы и другие расходы на поддержание охранных документов в силе, а также оплату услуг патентного поверенного или представителя;

- издержки на организацию использования объекта промышленной собственности, включая затраты на его маркетинг;

- затраты на страхование рисков, связанных с объектом промышленной собственности;

- срок действия охранного документа (патента, свидетельства) на момент оценки его стоимости или срок действия лицензионного договора;

- издержки владельца исключительных прав на разрешение правовых конфликтов по оцениваемому объекту промышленной собственности, в том числе в судебном или добровольном порядке (на приобретение прав третьих лиц);

- ожидаемые поступления лицензионных платежей по данному объекту промышленной собственности (при условии фиксации объемов лицензионных платежей);

- ожидаемые поступления в форме компенсационных выплат (штрафных платежей) при условии подтверждения факта нарушения исключительных прав владельца объекта промышленной собственности;

- срок полезного использования оцениваемого объекта и фактор морального старения оцениваемого объекта;

- среднестатистические ставки роялти для данного вида объектов правовой охраны и расходы, связанные с необходимостью уплаты налогов и сборов;

- промышленную (производственную) готовность оцениваемого объекта [2].

Выделяют большое количество методов оцен-

ки стоимости объектов интеллектуальной собственности. Традиционно, методы объединяют в группы: затратные методы, доходные методы и рыночные (сравнительные) методы (см. рисунок).

Затратные подходы используются, если невозможно или затруднительно найти аналогичный объект интеллектуальной собственности, нет опыта опыт купли/продажи или передачи прав на подобные объекты. Обычно в подобных ситуациях корректно спрогнозировать будущие доходы не представляется возможным.

Также затратные методы используются для целей балансового учета имущества организации. В результате использования затратных методов определяется минимальная цена объекта интеллектуальной собственности, ниже которой сделка купли/продажи для владельца будет экономически неэффективна. При постановке объекта интеллектуальной собственности на балансовый учет применяется именно этот подход.

Доходные методы основаны на прогнозировании ожидаемых доходов в результате использования объекта интеллектуальной собственности. Обязательным условием использования этих методов является возможность получения дохода от использования интеллектуальной собственности в будущем.

Доходом от использования интеллектуальной собственности является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами (денежный поток), получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности. Основными формами денежных поступлений являются платежи за предоставленное право использования интеллектуальной собственности, например, роялти, паушальные платежи и другие. Выбор конкретного метода оценки зависит от ха-

Методы оценки интеллектуальной собственности

172

Вестник ЮУрГУ, № 30, 2012

Беляев Н.А.

Маркетинговый анализ: обзор методов оценки стоимости

научных разработок

рактера актива, а также природы и устойчивости дохода.

При использовании рыночных (сравнительных) методов оценки стоимость нематериального актива определяется по аналогии со стоимостью продажи подобных объектов интеллектуальной стоимости или с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике [4].

Сложность оценки и защиты прав объектов интеллектуальной собственности состоит в правильном понимании конкретных ситуаций, нестандартности объекта, многих внешних факторов. Выбор того или иного подхода к оценке зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить

наличие необходимой информации, конкурентной и экономической ситуации, требования собственников или покупателей объектов интеллектуальной собственности.

Литература

1. Туккель, И.Л. Управление инновационными проектами: учебник / И.Л. Туккель, А.В. Сурина, Н.Б. Культин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. -416 с.

2. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 711 с.

3. Шипова, Е.В. Оценка интеллектуальной собственности: учеб. пособие / Е.В. Шипова. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 122 с.

4. Климович, Е.С. Методическое обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности / Е.С. Климович, Л.Н. Хитрова. - М.: Роспатент, 2007. -100 с.

Поступила в редакцию 9 июля 2012 г.

Беляев Николай Александрович. Ассистент, аспирант очной формы обучения кафедры «Маркетинг и менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - маркетинговые исследования и анализ, коммерциализация научных и инновационных разработок. Тел. 8(351)2679995. E-mail: nbelyaev@inbox.ru.

Nikolay Aleksandrovich Belyaev, Assistant, a full-time postgraduate student of Marketing and Management Department at South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: marketing research and analysis, commercialization of scientific and innovative elaborations. Contact phone: 8(351)2679995. E-mail: nbelyaev@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.