Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования качества подготовки специалистов в области туризма'

Маркетинговые исследования качества подготовки специалистов в области туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Маркетинг / Качество образования / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанова И. М.

Проведены маркетинговое исследование структуры индустрии туризма. Выявлены обязательные требования к качеству туристских услуг. Отмечено, что важным компонентом диверсифицированной педагогической системы профессионального образования в сфере туризма является личностный компонент. При этом качество образования играет ведущую, доминирующую роль в развитии сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования качества подготовки специалистов в области туризма»

УДК 378.017.7 ББК 87.77

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

И.М. Рубанова1

1 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 55/1

Проведены маркетинговое исследование структуры индустрии туризма. Выявлены обязательные требования к качеству туристских услуг. Отмечено, что важным компонентом диверсифицированной педагогической системы профессионального образования в сфере туризма является личностный компонент. При этом качество образования играет ведущую, доминирующую роль в развитии сферы туризма.

Ключевые слова: туризм, маркетинг, образование, услуги, управление.

В современных условиях туризм имеет чрезвычайно большое значение для развития экономики и социальной сферы любой страны. В настоящее время индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На область туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 10,6% общей численности занятых, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, доходы от туризма в мире по прогнозам ВТО к 2010 г составит 1.1 трлн. USD. Эти цифры свидетельствуют о том, что специализация на производстве услуг туризма обеспечивает мощный приток денежных средств, резко расширяет сферу приложения труда и потому является важным фактором ускоренного экономического развития стран и отдельных регионов [10].

Эффект, связанный с развитием индустрии туризма, состоит не только в том, что он дает некоторый исходный импульс в форме притока денежных средств, и в частности иностранной валюты, но и в том, что порождает расходящиеся волны роста. Мировая практика показывает, что развитие туризма имеет высокий мультипликативный эффект, стимулируя рост и развитие таких важнейших секторов экономики как транспорт, связь, строительство, тор-

говля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.п. Совокупная стоимость продукции и услуг, создаваемых в отраслях, связанных с туристским обслуживанием, почти в два с половиной раза превосходит стоимость самих услуг туризма.

Маркетинговый анализ развития туризма в наиболее развитых странах свидетельствует о том, что за последние годы он превратился не только в крупнейшую, но и наиболее динамичную отрасль мировой экономики. За период с 1987 года и по настоящее время ее ежегодный рост составлял в среднем 14,8%, в то время как в других отраслях он был на уровне 8,8%. В течение последних десятилетий на услуги туризма сохраняется стабильно высокий потребительский спрос, достаточно устойчивый к неблагоприятным изменениям общеэкономической конъюнктуры. По прогнозным оценкам высокий динамизм развития туризма поставит его в разряд отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в будущем.

Маркетинговое исследование структуры индустрии туризма показало, что она состоит из предприятий, выпускающих товары и предоставляющих услуги для сферы туризма: гостиничные комплексы, предприятия питания, транспортные фирмы, экскурсионные, туристские бюро и агентства, предпри-

ятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы, научно-исследовательские и проектные организации туристского профиля, предприятия по производству туристских товаров, учебные заведения туристского профиля.

Предприятия индустрии туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря труду туроператоров, формирующих туристский продукт из всего многообразия туристских услуг. Поэтому можно сказать, что индустрия туризма - ресурсная база для деятельности туроператоров [3].

С другой стороны, качество туристского продукта определяется как совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предлагаемых потребностей туристов. Качество туристского продукта характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания. Обязательные требования к качеству туристских услуг: безопас-

ность жизни и здоровья; гарантия предоставления услуг согласно ваучеру; сохранность имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды. При этом критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов.

Из отмеченного выше следует, что широкий спектр оказываемых услуг в сфере туризма требует как универсальности знаний специалистов, работающих в этой области, так и навыков управления на самых разных уровнях: от аниматора до руководителя гостиничного комплекса или транспортного предприятия. Поэтому по мере развития туристического бизнеса наибольшая потребность, по крайней мере в последнем десятилетии, возникает в подготовке специалистов по экономике и менеджменту для туристской отрасли.

Специфика подготовки специалистов в области туризма заключается в следующем: руководитель фирмы должен знать виды и стили руководства;

обладать определенными деловыми и личностными (психофизическими, морально-нравственными) качествами; уметь использовать функции управления (планирование, отбор, обучение, контроль, руководство кадрами и др.); применять знания правовой базы. Менеджер и маркетолог должны прекрасно ориентироваться в сфере туризма, знать рынок, порядок прохождения туристского продукта, уметь работать с людьми, оценивать свои и чужие поступки.

Таким образом, требования, предъявляемые к современному специалисту туристской отрасли, предполагают, прежде всего, высокий профессионализм и компетентность.

Иногда теоретики и практики по-разному воспринимают эти понятия. В одном случае - это высококвалифицированный специалист, в другом - хороший организатор. И всегда на первое место выдвигаются самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. И в дополнение - кроме наличия профессиональных качеств, руководитель должен обладать требовательностью к себе и другим, высоким уровнем общей и управленческой культуры.

Выделенные требования к специалистам сферы туризма показывает, что единой концепции менеджмента в туристическом обслуживании не существует. Сущность руководства заключается в диалектической взаимосвязи двух процессов - единоначалия и самоорганизации группового поведения. Распределение функций между членами коллектива подводит к главному: руководство - есть особый вид деятельности, центральное звено которой - управление совместным трудом людей.

Отмеченные особенности организации управленческого труда в туристской отрасли накладывают определенные требования и к формированию специфических личностных признаков руководителя, к которым относятся:

• адаптационная мобильность -склонность к творческим формам деятельности, углубленность знаний, ини-

циативность, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности, стремление к нововведениям и др.;

• контактность - общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, умение разрешить конфликтную ситуацию;

• стрессоустойчивость - интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях;

• динамичность - властность, честолюбие, стремление к лидерству.

Кроме того, специалист туристской сферы должен досконально знать дело, быть профессионалом в нем; мыслить стратегически; постоянно добывать новую информацию; обладать высокими моральными качествами; быть исключительно честным. При этом, менеджер должен иметь глубокие знания в области экскурсионной теории и методики; знать основы психологии, педагогики и экскурсионной пропаганды; обладать ораторским искусством, должен уметь формировать интуицию -способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Вместе с тем, серьезные перемены, происходящие в отечественном образовании на современном этапе, обусловили определение новых принципов и методологических средств содержания образования. Появилась концепция непрерывного (сквозного) образования человека. Исследованием различных аспектов теории и практики непрерывного (сквозного) образования человека занимались многие ученые. По мнению некоторых из них понятие непрерывности образования, охватывает четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования:

• (образование - личность) - гуманизация профессионального образования как коренной поворот от технократической цели - обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства, к гуманистиче-

ским целям профессионального становления и развития личности;

• (образование-общество) - демократизация профессионального образования, как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации профессионального обучения к созданию условий и возможностей для каждого образовательного учреждения, каждого преподавателя и учащегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

• (образование-производство) -опережающее профессиональное образование: уровень общего и профессионального образования людей, развития их как личностей должен опережать уровень развития производства, его техники и технологии;

• образование, вытекающее из рефлексии (обращения объекта на самого себя) категории образования - ведь «потребителем» образования является сама система образования. И, наконец, идея непрерывного образования, как переход от определения «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».

То есть в процессе непрерывного образования человек учится постоянно: в образовательном учреждении или самостоятельно, при этом обязательным условием является преемственность содержания образовательной деятельности и преемственность образовательных программ, если образование реализуется в учебных заведениях под руководством педагогов.

Свое отражение данная концепция нашла в Законе «Об образовании» Российской Федерации, где указано, что система образования в РФ представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Закон «Об образовании» создал новую основу для развития многочисленных форм новых профессиональных учебных заведений. Появившаяся среди новых образовательных

парадигм диверсификация образования

- возникновение многовариантной образовательной системы - находит свое проявление в многоуровневости образования, в многоступенчатости профессиональной подготовки, в гибкости и вариантности, в многофункциональной активности. Диверсификация - это адаптивная реакция общества и образования на негативные процессы».

Анализируя принципы диверсификации образования можно отметить, что многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь», и это условие позволяет разрабатывать разнообразные программы с учетом возраста и особенностей личности. Ступенчатая подготовка кадров, позволяющая личности самостоятельно строить свою образовательную траекторию, предусматривает овладение профессиональными знаниями в виде завершенных блоков информации. Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализаций. Многофункциональность системы подчеркивается широким спектром функций профессиональных образовательных учреждений в сфере подготовки кадров.

Диверсификацию, «современное перспективное направление развития профессионального образования», Т.Ю.Ломакина рассматривает как «общедидактический принцип развития системы непрерывного профессионального образования, который формирует новую педагогическую систему профессионального образования и современную типологию соответствующих учебных заведений» [7].

Появление диверсификации обусловили повышение социального спроса на более высокий уровень профессиональных знаний и необходимость удовлетворения увеличивающихся потребностей в них населения, которая характеризуется успешной разработкой образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения,

отражающих постоянно изменяющийся спрос на рынке рабочей силы. При этом образовательные учреждения принимают меры по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики.

Основными принципами функционирования диверсифицированной педагогической системы являются:

■ соответствия - удовлетворение социально-экономической потребности в квалифицированных кадрах, способных решать комплексные задачи;

■ качественности - повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и уровня требований к квалификации профессиональных кадров;

■ личностной направленности -удовлетворение потребности личности в многообразии образовательных услуг;

■ свободы выбора - расширение возможностей профессиональных учебных заведений в предоставлении образовательных услуг.

Анализируя данную проблему в контексте подготовки менеджеров, Коротков Э.М. развивает определение диверсификации. Он отмечает, что диверсификация характеризует расширение и совмещение различных специализированных видов деятельности в рамках существующей организации, ее потенциала и структуры ресурсов, повышает конкурентоспособность, делает более гибкой стратегию поведения, позволяет более полно использовать ресурсы, комбинировать технологические процессы, учитывать изменение потребностей и коньюнктуры, использовать достижения научно-технического прогресса. Далее он говорит, что «...в образовании она проявляется не в количественном увеличении учебных дисциплин, специальностей, форм обучения, методов и технологий образования, т.е. экстенсивного развития, а в возникновении нового качества специальностей, дисциплин, методов и технологий, в конечном итоге - нового качества» [6,

с.13].

При этом используются подходы: индивидуализации образования, выбор дисциплин студентами и собственной образовательной траектории, интенсификация образовательных процессов, компьютеризация и креативизация образования - элементы качественности, и соответствия реалиям современной жизни.

Индивидуализация образования отражает возрастающую потребность в индивидуальном выборе дисциплин, формировании собственной программы образования, развивает самостоятельность работы. Выбор дисциплин студентом способствует осмысленному подходу к формированию своей карьеры, мотивации образовательного процесса, изучению и осознанию особенностей профессиональной деятельности. Опережающее образование учитывает тот факт, что знания, определяющие профессионализм, стареют каждые 3-5 лет, и образование должно учитывать перспективы и прогнозы. Интенсификация образовательных процессов определяется тем фактом, что объем информации и объем знаний постоянно возрастают высокими темпами и этот процесс бесконечен. Увеличивать сроки получения образования невозможно беспрерывно, можно его интенсифицировать, что зависит от интеллектуального потенциала обучающегося, новых методов информационного и методического обеспечения, структуры образовательной программы, мотивации образования, комфортности получения образования. Компьютеризация образования определяет закономерность насыщения образовательных процессов современной компьютерной техникой, разработку и эффективное использование мультимедийных, компьютерных программ обучения. Креативизация образования означает, что современный специалист должен быть не исполнителем, а творцом, и отсюда - образование должно быть ориентировано на развитие творческого потенциала, отвечать потребности инновационного подхода к профес-

сиональной деятельности.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что для профессионального образования изменение содержания обучения на принципах многоуровнево-сти, многоступенчатости, гибкости и многофункциональности чрезвычайно важны, так как создают новые условия предоставления образовательных услуг и выбора личной карьеры обучающимся.

Концепция непрерывного образования ориентирована на индивидуальные особенности личности, на социально -педагогические аспекты выбора ею своей будущей профессии (Касаткина Н.Э.). Все большее распространение получает личностно-ориентированное обучение и воспитание, суть которого состоит в ориентации всей педагогической деятельности на интересы саморазвития и социализации личности учащегося

[4].

Таким образом, важным компонентом диверсифицированной педагогической системы профессионального образования является личностный компонент. Поскольку в процессе обучения участвуют две стороны (обучающие и обучаемые), личностный компонент педагогической системы профессионального образования может быть рассмотрен с двух позиций. Во-первых, многоуровневая (диверсифицированная) педагогическая система учитывает особенности формирования и становления личности, совершенствует функциональные механизмы психики, способствует формированию индивидуального стиля деятельности, и, в конечном счете, позволяет обучаемому в соответствии со своими возможностями, потребностями и способностями выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Во-вторых, такая педагогическая система создает условия педагогу для собственного дальнейшего развития в плане получения дополнительного образования и повышения профессионального уровня.

Названные тенденции развития

непрерывного и многоуровневого образования вызваны объективными условиями, нередко реализуются в практике как ответ на запросы рынка труда, уровня современной техники и технологии, на потребности и требования субъектов процесса обучения, в том числе туризма.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отечественная система многоуровневой подготовки специалистов в области туризма переживает в настоящем трудный этап своего становления под влиянием двух социально-экономических факторов:

• во-первых, это интенсивное внедрение в национальную систему элементов непрерывного образования и практики многоуровневой подготовки, поиск новых форм профессионального образования;

• во-вторых, отраслевой фактор, поиск способов подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающегося рынка туристского бизнеса.

В свою очередь, необходимость адаптации туристского обслуживания к изменяющимся реалиям экономической жизни требует непрерывной подготовки специалистов, которую имеет возможность предоставить система многоуровневой подготовки, как обеспечивающая необходимую диверсифицированность образования.

Вместе с тем, перед системой образования, как социальным феноменом, главными функциями которой являются культурообразующая, гуманистическая, нравственная, воспитывающая, на современном этапе ставится важная задача поиска путей обеспечения высокого качества конечного результативного этапа образовательной деятельности и всего процесса, способствующего достижению этого результата.

Интерес представляет подход, предлагаемый Э.М. Коротковым, при котором «качество образования» предлагается рассматривать как «качество подготовки», и под качеством образования «.понимать соотношение цели и

результата, меру достижения цели».

И, поскольку образование, как и любой вид деятельности, опирается на ресурсы и результат деятельности, то в значительной мере определяется величиной используемых ресурсов.

Автор предлагает качество образования рассматривать в двух ракурсах: качество потенциала образования и качество полученного результата образования, которое проявляется в характеристиках подготовленного специалиста

- выпускника образовательного учреждения.

В этом случае качество потенциала образования включает:

■ преподавательский состав, материально-техническую базу вуза, научный потенциал вуза, образовательную программу (содержание, реализация, вид и пр.);

■ методологию образования (совокупность подходов, целей, методов и средств);

■ технологию образования (последовательность формирования профессионального сознания);

■ педагогику, систему образования (специальности, специализации, виды образования и пр.);

■ потребителя образования (студенты, слушатели и пр.);

■ управление образованием (требования, ограничения, приоритеты, ориентиры и пр.).

С другой стороны, качество полученного образования определяется многими факторами реализации потенциала образования, к которым относятся: оценка и понимание потребностей практики; цель и миссия образования; действующая концепция профессиональной подготовки специалистов; методология освоения знаний, выбираемая студентом - это как бы индивидуальная трансформация методологии для личного восприятия [6, с. 16-17].

Кроме того, говоря о качестве образования (с точки зрения реализации образовательного потенциала), необходимо учитывать факторы, отражающие особенности образовательного учреж-

дения. К ним относятся: конкретная структура образовательной программы, нормативы объемов дисциплин, устанавливаемых учебным заведением, господствующая методика преподавания, квалификация и специализация преподавателей, существующая система контроля знаний.

К факторам формирования качества образования некоторые исследователи относят - внешние и внутренние. К первым относятся: государственное

управление образованием (Закон об образовании, деятельность Министерства образования, Государственные образовательные стандарты и пр.), организационно-правовое обеспечение образования, система финансирования образования, проявление образовательных по-

требностей и общественное представление о качестве образования.

Внутренние факторы включают состав преподавателей и студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, информационно-методическое обеспечение, технологию образования и воспитательную работу.

На основании вышесказанного система качества образования может быть представлена в виде схемы (рис.1), и как любая система, может характеризоваться понятием «эффективности», которое прочно вошло в специальную терминологию многих теоретических дисциплин.

Цель образования

Г осударствен ное

управление

образованием

Орг.-

правовое • обеспечение образованием

т

Финансиров

ание

образования

Система

управления

качеством

образования

Состав

преподава

телей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовател

ьные

потребности

Качество образования

Состав

студентов

Воспитательная

работа

Информацион

но-

методическое

обеспечение

Образователь ная программа

Материально

-техническое

обеспечение

Технология

образования

-Ы КАЧЕСТВО ВЫПУСКНИКА ■> (профессиограмма)

Рисунок 1. Основные факторы формирования качества образования

Понятие «эффективность» в са-

мой общей форме обозначает степень

приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.

Эффективность образования в педагогическом смысле этого термина предполагает получение лучших качественных результатов, освоение большего учебного материала, увеличение творческой, преобразующей деятельности при сокращении затрат труда студентов и преподавателей, а также материальных затрат на единицу измерения учебно-воспитательного результата.

Таким образом, выявленные подходы к исследованию проблемы качества позволяют определить ряд важных особенностей качества многоуровневой профессиональной подготовки в области туризма:

•зования.

• Вместе с тпотребители образовательных услуг (учащиеся) являются активными участниками (наряду с учителями) образовательной деятельности. Поэтому от их активности, позиции, мотивации и усилий зависит конечный результат;

• удовлетворенность обучаемых качеством полученного образования субъективна и не является единственным критерием его оценки;

• объективная проверка качества подготовки специалистов осуществляется за ее пределами, по критериям и показателям, принятым в дальнейшей сфере профессиональной деятельности (области туризма). Это условие предъявляет жесткие требования к системе контроля знаний,

навыков и умений на всех этапах обучения, обусловливает высокую значимость самооценки;

• результирующей стороной образовательного процесса выступает сложный нематериальный, индивидуально неповторимый продукт в виде образованности, в формировании которой играет роль не только образовательное учреждение, но и средства массовой информации, семья, другие институты

социализации;

• полный цикл оказания услуги по получению образования в системе многоуровневой профессиональной подготовки в области туризма достаточно продолжителен по времени. За это время могут измениться образовательные стандарты, нормативноправовая база, состав педагогов, потребности рынка труда, что в конечном итоге, сказывается на результатах образования;

• требования гуманизации, индивидуализации обучения, стремление более полно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал учащихся не позволяет полностью технологизировать педагогический процесс, и это означает, что формирование качества всегда будет в какой-то степени неуправляемым, сопровождаться рядом неучтенных факторов;

в обеспечении качества образовательной услуги, больше чем где-либо велика роль личности - неоспоримо, что два преподавателя, обучая по одним и тем же программам, могут добиться совершенно разных результатов, и учащиеся, обладая разными возможностями, потребностями и способностями получать разный уровень обраем, представляется, что основным ориентиром качества многоуровневой профессиональной подготовки в области туризма должна быть максимально возможная степень соответствия содержания подготовки специалистов требованиям их профессиональной деятельности, что определяется структурой согласованных ГОС НПО, СПО и ВПО, представленных в настоящее время комплексом нормативных документов: стандартов уровней образования («ГОС. Общие требования»), классификатора специальностей (и направления - для ВПО), требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям (направлениям) и квалификационными требованиями к уровню подготовки выпускника.

Стратегия организации профессионального образования в начале нового столетия отражена в Доктрине отечественного образования, принятой на Совещании работников образования в 2000 году, федеральных программах развития образования и научно обоснована в различных концепциях реформирования профессионального образования.

Одновременно в Москве и Санкт-Петербурге возник целый ряд учебных заведений, которые отвечали на возникший запрос рынка. Помимо специализированного Международного института туризма и экскурсий (ныне Академия туризма), Московского технологического института (ныне Государственная академия сферы быта и услуг), образовался целый ряд новых институтов и факультетов при родственных отраслевых учебных заведениях. Например, Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, Московская высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству и Московский колледж «Царицыно» (в рамках МИГМТ). В Санкт-Петербурге обучение специалистов сферы туризма ведется в Балтийском международном институте туризма, в Петербургском институте сервиса государственной академии сферы быта и услуг, а также на специализированных факультетах при вузах. Лишь небольшое количество учебных заведений начального и среднего профессионального образования осуществляют подготовку по массовым профессиям для сферы туризма.

Простое перечисление учебных заведений показывает некоторое несоответствие в соотношении кадров управленческого звена по сравнению с обслуживающим персоналом. На основании разработанной Чижовой методики расчета потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах туристской системы показано, что формула занятости в отрасли по уровням с высшим, средним специальным, средним

специальным по массовым (рабочим) профессиям и кадровым ресурсам с начальным профессиональным образованием

составляет соответственно : 1- 1,35 - 2,8

- 3,5 [8]. Анализ приведенных пропорций свидетельствуют о том, что успешное функционирование всей системы туристского обслуживания существенно зависит от профессионализма специалистов всех образовательных уровней. Это условие для многоуровневой профессиональной подготовки специалистов определяет повышенные требования к обеспечению качества образовательной системы и педагогического процесса образовательного учреждения.

Преодоление такой диспропорции В.А.Квартальнов предлагает решить, организуя многоступенчатую подготовку кадров по типу французской системы образования в сфере туризма, когда обучающиеся в обязательном порядке проходят все ступени - от начального до высшего образования. Автор приводит, в частности, структуру и схему курсов обучения в Лозаннской школе гостиничного хозяйства, подробно описывая ступени и процесс обучения в ней [5].

Зарубежные образовательные программы реализуют приведенные рекомендации через разветвленную сеть туристских учебных заведений. Система подготовки туристских кадров во Франции, например, ежегодно обеспечивает выпуск специалистов гостиничного хозяйства и ресторанов, водителей туристских автобусов и других специальностей численностью до 6500 человек, при сроках обучения от 2-х лет и более.

Особенностью подготовки кадров гостиничного и ресторанного хозяйства во Франции является обучение на базе гостиниц и ресторанов, и лишь небольшая часть учебных дисциплин касается чисто туристской деятельности. Крупные гостиницы имеют свои замкнутые учебные центры для собст-

венной сети, мелкие предприятия пользуются услугами лицеев и колледжей местной и территориальной сети под эгидой Министерства национального образования. Программы готовятся

учебным заведением и утверждаются территориальным управлением и Министерством. Описываемая структура представляет собой как начальный уровень

профессиональной подготовки с узконаправленной, специализированной системой подготовки, так и всю систему подготовки туристских кадров.

Начальный уровень образования обеспечивает подготовку турорганиза-торов и туроператоров, работников бюро обслуживания. Турагентов и посредников туристического бизнеса готовят в колледжах и институтах, специальных школах и лицеях. Характерной чертой подготовки в учебных заведениях указанного типа является обязательное прохождение каждым обучающимся всех уровней обучения: стажер - профессионал - бакалавр - магистр. Анализ официальных документов и практики туристского дела во Франции показывает, что образование специалистов для сферы туризма включает в себя следующие уровни подготовки:

• школа ученичества

(профориентация, 1 ступень);

• школа профессиональных кадров (квалифицированные кадры по профессии, 2 ступень);

• школа формирования

специалистов технолого-

управленческого профиля (специалисты средней квалификации, бакалавры 3 ступень);

• школа подготовки спе-

циалистов экономико-управленческого профиля (специалисты-менеджеры,

специалисты в области маркетинга, бизнеса высшей квалификации, магистры, 4 ступень)

• последипломное образование, реагирующее на изменения в характере труда, требования рынка, достижения научно-технического прогрес-

са, экономическую ситуацию.

Особенности российского туристского рынка давно привлекает деловых людей многих стран мира не только для организации туристского обмена, но и для участия в процессах подготовки и повышения квалификации кадров. Многие фирмы предлагают готовить в нашей стране кадры для сферы туризма, однако при этом возникает проблема переводов и адаптации учебных программ, текстов к условиям и реалиям отечественной действительности. Квар-тальнов, отмечая, что нельзя перенести английский или французский курс обучения в наши профессиональные учебные заведения, поскольку эти курсы не учитывают специфики российского туристского рынка, законодательных и юридических основ его деятельности, государственных образовательных стандартов.

С другой стороны, для увеличения академической и профессиональной мобильности, для обеспечения возможности европейским и российским гражданам полноценно реализовать свои способности в получении знаний и успешном применении их в дальнейшей деятельности возникла необходимость расширения контактов с различными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и другими организациями с целью вхождения российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство.

Начиная с 2002 года на уровне ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Воронежа, Саратова и др. проделана значительная работа по решению «.проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании Российской Федерации в соответствии с задачами создания единого образовательного пространства государств-участников СНГ и полномасштабного участия российской высшей школы в общеевропейской интеграции образования на основе Болонской декларации»

[9, с. 85].

Исследование указанных особенностей показало, что качество туристского образования и подготовки специалистов туристской деятельности получили широкое отражение в документах ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВТО и в других международных актах. Среди них особое место занимают документы Римской конференции ООН по туризму и путешествиям (1963 г.), Манильской конференции по мировому туризму (1980 г), Межпарламентской конференции по туризму в Гааге (1989 г.), Всемирной конференции министров по туризму в Осаке (1994 г.), «Хартия туризма» (1985 г.). Данные документы содержат развернутые требования к профессиональной обученности туристских кадров. Например, в Хартии туризма говорится: «Работники в области туризма и поставщики услуг для туризма обязаны соблюдать любые обязательства, взятые на себя в рамках их профессиональной деятельности, обеспечивая высокое качество предоставляемого туристского продукта в целях содействия утвержденному гуманистическому характеру туризма» [11, с.145]. А в Гаагской декларации по туризму определены меры, обеспечивающие качество туристской подготовки, в частности: принятие эффективных мер по подготовке специалистов для организации путешествий и туризма путем включения изучения туризма в учебные планы школ и высших учебных заведений; поощрением молодежи к выбору карьеры в области туризма; созданию сети учебных заведений, способных предоставлять не только обучение, но и образование в области туризма на основе стандартизированного на международном уровне учебного плана, который облегчил бы взаимное признание дипломов и обмен

туристским персоналом [12].

Следовательно, можно утверждать, что в профессиональной подготовке специалистов в области туризма идеи совершенствования качества образования играют ведущую, доминирующую роль.

Литература

1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. -360 с.

2. Горчакова А.А., Сибирская М.П., Кочетков В.И. Многоуровневое образование в профессиональном лицее. - СПб.: ИПКСО, 2001.- 238 с.

3. Гуляев В.Г. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

4. Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. - М., 1995. -38 с.

5. Квартальнов В.А. Профессионально-квалификационная структура туризма / Сб. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. - М.: РМАТ, 1997. - 116 с.

6. Коротков Э.М. Качество образования. - М., 2002. - 83 с.

7. Ломакина Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. - Педагогика, 2002, №1. - 75-78 с.

8. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации // Под ред. Н.А.Селезневой, Ю.Г.Татура. - М.: Исслед. Центр качества подготовки специалистов, 2000.

- 82 с.

9. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд.4-е, стереотипное. -М:Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 95 с.

10. Статистика в туризме / Справ. ТОМ. - М.: Оп-Ііпе.2002. - 146 с.

11. Хартия туризма / Туристские фирмы. Вып. 8.

- СПб., 1995. -143-147 с.

12. Гаагская декларация по туризму / Туристские фирмы. Вып.8.- СПб.: Академия туризма, 1995.- 153-161 с.

1 Рубанова Ирина Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Маркетинг» СПбГУСЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.