Научная статья на тему 'Маркетинговое проектирование обучающих компаний на основе стратегии развития'

Маркетинговое проектирование обучающих компаний на основе стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПАНИЯ / КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / "ПАРАДИГМА ДИНАМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ" / КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / "DYNAMIC CAPABILITIES PARADIGM " CORPORATE JURISDICTION / INNOVATIVE MARKETING / TRAINING COMPANIES / COGNITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пржедецкая Н. В.

Рассматриваются маркетинговые стратегии обучающих компаний, этапы решения задач по созданию новых знаний компании как важнейшего инструмента обеспечения устойчивого функционирования инновационно ориентированного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing projection of training companies based on development strategy

The article is concerned with marketing policies of training companies, stages of solution of tasks, aimed at creating of new knowledge of company as the most important tool of stable functioning of innovative-oriented business implementation.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое проектирование обучающих компаний на основе стратегии развития»

Библиографический список

1. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5(37). С. 74-79.

2. Катков В.В. Мониторинг конкурентоспособности продукции и предприятия промышленности // Инновации. 2006. № 11(98). С. 79-81.

3. Зинченко Н.В. Конкурентоспособность российской экономики как залог ее модернизации // Финансы и кредит. 2010. № 32(416). С. 24-27.

4. Морозенкова О.В. Рейтинг конкурентоспособности России и различные подходы к методу их оценки // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 5. С. 12-16.

5. Морозенкова О.В. Рейтинг конкурентоспособности России и различные подходы к методу их оценки // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 7. С. 19-27.

6. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4. С. 3-9.

7. Овчаренко Н.А. Организация мониторинга конкурентной среды в промышленности России // Экономические науки. 2010. № 5(66). С. 161-163.

S.A. Nikitin, S.R Bondareva

Conceptual bases monitoring of competition and competitive advantages of in industry

This article reveals the theoretical basis for monitoring of competition and competitive advantage in the industry, its trends and results.

Key words: monitoring, competition, competitive advantage.

УДК 005.963.1:005.21:005.412

Н.В. Пржедецкая, канд. экон. наук, доцент, 8-863-223-08-03, 8-918-558-25-02, nvpr@bk.ru. (Россия, Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет)

МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются маркетинговые стратегии обучающих компаний, этапы решения задач по созданию новых знаний компании как важнейшего инструмента обеспечения устойчивого функционирования инновационно ориентированного бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг инноваций, обучающая компания, когнитивная стратегия, «парадигма динамических возможностей», корпоративные компетенции.

Эволюция маркетинга связана с развитием рынков, поэтому концепции маркетинга находятся в постоянном развитии. Сегодняшний маркетинг

призван обеспечить успешную рыночную политику компании в условиях развития инновационной экономики, где знание становится ведущей производительной силой, информация услуги по ее обеспечению — полноправным товаром, а информационные технологии — инновационным маркетинговым каналом. Расширение сферы применения маркетинга сопровождается развитием и изменением концепций, методов и инструментария.

Что же образует поле деятельности маркетинга сегодня?

Современная маркетинговая система — это совокупность определенных элементов, субъектов и рыночного пространства как среды маркетинга, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Через сложную сеть коммуникаций в этой системе происходит формирование спроса на товары и услуги, получение прибыли и удовлетворение потребностей.

Маркетинговая система включает в себя различные элементы: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей, присутствующих на рынке, и непосредственно ту фирму, деятельность которой является предметом анализа. Кроме того, необходимо учитывать, что формирование маркетинговой системы происходит в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием различных условий и факторов.

Маркетинг всегда был ориентирован на наилучшее достижение стратегических целей компании через использование рыночных инструментов деятельности. Поэтому последние, наряду с целями маркетинговой деятельности, всегда надо рассматривать в единстве с задачами компании в целом.

Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями фирмы и призваны способствовать их достижению. К основным целям фирмы можно отнести:

- завоевание рынка;

- рентабельность;

- финансовую устойчивость;

- обеспечение социальных факторов развития (мотивации);

-укрепление рыночной позиции и престижа фирмы.

В идеале целью маркетинга должно быть обеспечение оптимальной скорости согласования спроса и предложения. В случае с инновациями это такая скорость, при которой наиболее выгодные темпы разработки идей, воплощения их в товар, производства, распределения и реализации, оборачиваемости производственных ресурсов достигались бы при наименьших возможных затратах фирмы на всех стадиях продвижения товара от производителя к потребителю, обеспечивающих наилучшее удовлетворение спроса.

В современной теории маркетинга принято говорить о разных видах маркетинга, которые были характерны для различных этапов его эволюции. Выделяют недифференцированный (до 50-х годов), дифференцированный (1960-е годы), концентрированный (1970-е годы), комплексный

(1980-е годы) и коммуникативный (начиная с 1990-х годов) маркетинг (маркетинг взаимодействия) [1].

Говоря об особенностях инновационного процесса, не надо забывать о том, что в процессе освоения инновация становится товаром, как и все прочие товары. Это значит, что они должны соответствовать стадии развития рынков, масштабам и перспективам роста потребительского спроса, моделям потребительского поведения и особенностям и применяемым формам конкуренции. В то же время маркетинг инноваций имеет особое поле деятельности, в результате чего возникают особенности в содержании и направлениях стратегических маркетинговых решений, особые комбинации методов и сочетания форм маркетинговой деятельности.

Говоря о содержании маркетинга инноваций, прежде всего необходимо понять, какие области должны быть охвачены маркетинговыми решениями и в каких направлениях эти решения должны приниматься.

Рыночная среда бизнеса подверглась фундаментальному изменению под влиянием прогресса технологии и процессов глобализации. Благодаря Интернету и более свободной торговле любые компании теперь могут конкурировать друг с другом на любом рынке.

Всемирно известный теоретик маркетинга Ф. Котлер, опубликовавший несколько десятилетий назад свою книгу «Основы маркетинга», ставшую для многих исследователей и практиков «библией маркетинга», сформулировал в начале XXI в. новые тенденции в маркетинге, отражающие новые процессы, происходящие в инновационной, информационной экономике [2].

Очень важно понять, как будет воздействовать такое новое влияние, как доступ к информации в режиме реального времени на практику маркетинга. Информация в режиме реального времени (real time information) — данные, поступающие к продавцу или производителю товара непосредственно от участников процесса маркетинга (розничных продавцов, дистрибьюторов и т. д.) в режиме реального времени, позволяющие учитывать среди прочих показатели сбыта, спроса, объем продаж и корректировать их по мере необходимости.

Управление взаимоотношениями с клиентом (customer relationship management, CRM) — относительно новая маркетинговая стратегия с активным использованием информационных технологий, которая включает в себя составление и применение обширных баз данных и позволяет компании собирать и обрабатывать информацию о клиентах с целью создания взаимовыгодных отношений, основанных на персональном подходе.

Кардинальные социально-экономические преобразования последних 15 лет в России существенно изменили сложившиеся в течение жизни нескольких поколений традиции и стереотипы общественного, коллективного и индивидуального поведения на производстве.

В современном мире повысилась роль обучающих организаций. Их обучающую организацию можно рассматривать как определенный институт, который идентифицирует, продвигает и оценивает качество процессов обучения внутри организации. С другой стороны, организационное обучение — это процесс, который показывает степень, в которой люди в организации сами стремятся приобретать комплекс знаний, принимают их как потенциально полезные, развивают и распространяют их внутри организации.

В последнее время сформировались два подхода к обучающейся организации, однако они ни в коем случае не исключают друг друга: разработка комплекса ценностей и логики для менеджмента и контроля; необходимая компетенция менеджеров для работы в обучающейся организации.

Задача строительства обучающейся организации — усилить ценности, в которых люди испытывают потребность на работе, а именно:

1. Организации, скорее, должны стать платформой для человека, а не человек ресурсом для организации.

2. Люди более эффективны, когда имеют внутреннюю мотивацию к действиям и обучению (если только организация систематически не ограничивает их возможности), чем при внешней мотивации с помощью вознаграждений.

Следовательно, обучающаяся организация по логике управления выглядит как контекст для людей. В совершенстве — это организация, в которой эффективное обучение имеет место только тогда, когда оно существует с точки зрения его участников. По этой причине большинство авторов склоняются к тому, чтобы измерять и оценивать институты (организации) по отношению к определенному идеалу. Поэтому основное внимание они тратят на диагностику и оценку инструментов, которые могут привнести качество в процессы обучения внутри самой организации.

Выделим необходимые компетенции менеджеров в обучающейся организации, которые обеспечиваются внедрением информационных систем для сбора соответствующих данных; стандартизацией информации и быстрым распространением решений проблем среди соответствующих отделов.

Важную роль в выявлении особенностей обучающей организации играет социальный подход, при котором основная задача менеджмента управляющих компаний состоит в формировании способности персонала компании развивать технологии когнитивного мышления. В системе стратегического менеджмента компании разрабатываются модели процесса обучения и выделяют фазы, которые должна пройти организация, чтобы обучиться. Такие модели представляют собой серию линейных, поступательных, иерархических стадий прогрессирования организации или ряд

циклических фаз, которые позволяют повысить эффективность организационной практики и процессов.

Люди, работая в компетентных компаниях, иногда не считают, что работают в обучающихся организациях, например университеты часто отличаются традиционностью, консервативностью и ригидностью. Способ адаптации организации к окружающей среде обусловливает различие стратегий получения компетенций. Конкурентоустойчивые компании — это наиболее успешные компании, способные значительно дольше поддерживать свою способность адаптироваться, чем их конкуренты, поскольку сами инициировали эволюцию.

Формирование конкурентоустойчивых агентов рынка образовательных услуг зависит от взвешенной кадровой стратегии ее развития. Адаптивное обучение связано с преодолением проблем, и его рассматривают как необходимую и важную форму обучения.

Обучающуюся организацию сложно создавать еще по той причине, что большинство менеджеров не имеют достаточной компетентности в лидерстве. Лидерская компетентность исторически была основана на индивидуалистичном и несистемном мировоззрении, которые на первое место ставили значение харизматического процесса принятия решений. Лидерство должно быть скорее распределено во всей организации, чтобы создать условия для обучения.

Поскольку большая часть знаний в организации основана на субъективном понимании, интуиции и идеях, то для любого значимого обобщения, эксперимента и анализа, прежде всего, обязательно потребуется взаимопонимание. Для того чтобы сформировать знания, менеджерам нужно выявить скрытые (имплицитные) знания своих подчиненных. Это значит, что менеджеры должны овладеть такой областью знаний, как управление ментальными моделями (своими собственными и моделями других людей).

Все ключевые маркетинговые решения, касающиеся стратегии и тактики компании, должны опираться на рыночные исследования. Эти исследования помогают получать информацию, повышающую обоснованность ключевых управленческих решений при реализации товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы. С помощью информации можно планировать мероприятия комплекса маркетинг-микс, отслеживать эффективность их исполнения. Основное назначение маркетинговых исследований -— снижение рисков принятия неверных управленческих решений в рыночной политике и более полное использование рыночных возможностей, поэтому информация становится источником конкурентных преимуществ компании. Размер финансового риска в случае принятия неверных управленческих решений в конечном счете является фундаментом для определения бюджета маркетингового исследования.

Необходимый элемент обучающейся организации — это команда людей, которые самостоятельно берут ответственность на себя за собственное обучение, однако индивидуального обучения недостаточно, чтобы обеспечить обучение организации. Обучающаяся организация формируется в том случае, если ее сотрудники позволяют себе более широко смотреть на ситуацию, охотно пересматривают свои собственные предположения, рефлексируют события, используют интуицию, принимают риск, становятся эмоционально вовлеченными в организацию и меняют свое поведение. Обучающаяся организация зависит от индивидуальной компетентности своих менеджеров.

В свою очередь, компетентность зависит от навыков, которые связаны с продуктивным обучением, лидерством в организации, основанной на знаниях, и созданием диалога. Центральными компонентами для обучающейся организации выделяют установки, умения и компетентность в приобретении и усвоении знаний, которые сообщают потребители, посторонние люди, а также члены организации друг другу. Существенным компонентом является компетентность в регулярном разрешении проблем, экспериментировании с новыми подходами, обучении на основе собственного опыта и опыта других, а также способности быстро и эффективно распространять знания внутри организации.

Линейный взгляд на обучающуюся организацию (с позиции технического или социального подхода) состоит в том, что большинство организаций изначально были согласны приспосабливаться к изменяющейся среде., учиться на основе прошлого опыта и, наконец, предвидеть угрозы и возможности внешней среды и впоследствии реагировать на них постоянными нововведениями.

Перспективным направлением развития обучающей органзации является интуитивное сотрудничество человека и компьютера. Интегрированное производство, при котором все процессы — от замысла до сборки готового изделия — объединены и представлены на компьютере, позволяет значительно ускорить разработку новых товаров. Методы современной логистики оптимизируют процессы обмена информацией и товарами между компаниями. Адаптивные (самоприспосабливающиеся) структуры развивают свои конкурентные преимущества на основе когнитивной стратегии.

Под знаниями организации ученые понимают обобщенную, систематизированную и относящуюся к существенным для деятельности организации аспектам информацию [3]. В качестве стратегии управления знаниями организации (когнитивной стратегией) должен быть представлен комплекс решений, определяющих структуру процессов привлечения, создания, хранения, распределения знаний и обеспечения доступа к ним [4].

Знания как экономические блага и как ресурсы имеют определенные особенности. С одной стороны, знания можно отнести к внутренним ре-

сурсам производства, и в этом смысле когнитивная стратегия подобна стратегии управления другими внутренними ресурсами предприятия, например стратегии управления персоналом. С другой — знания частично относятся к интеллектуальному капиталу предприятия и могут стать самостоятельным предметом обмена или продажи, что сближает когнитивную стратегию с товарно-рыночной.

В.Л. Макаров указывает на роль спроса на знания в характеризации единицы знания: грубо говоря, единица знаний — это минимальная «порция», которая может быть продана самостоятельно [5]. Понятие единицы знаний имеет как общие черты с понятием единицы изделия определенного вида, так и особенности. Например, объединение нескольких единиц одного и того же знания в отличие от объединения нескольких единиц материальной продукции одного и того же вида приводит все к той же единице знания. Можно говорить о номенклатуре знания, понимая под этим совокупность единиц различного по предметам или виду единиц знания.

Предметная классификация знаний имеет весьма развитую и разветвленную структуру. Корпоративные знания по этой предметной классификации могут быть отнесены к знаниям:

- о самой компании;

- о внешней среде, ее структуре и объектах;

- о взаимоотношениях и связях предприятия и внешней среды. Эта классификация является наиболее общей и наиболее важной в аспекте формирования когнитивной стратегии.

Кроме того, выделяются общие фундаментальные, специфические и прикладные знания социально-экономического, технического и естественно-научного характера.

По мнению Г.Б. Клейнера, знания о компании могут относиться к функциональным подсистемам предприятия [4]: ментальной, институциональной, когнитивной, имущественно-финансовой и технологической, имитационной, исторической.

Когнитивная стратегия управляющей компании должна отражать позицию предприятия по отношению к оценке роли знаний в деятельности предприятия. Стремление к максимальной формализации знаний, как правило, облегчает доступ к ним и передачу от одного работника к другому. Вместе с тем такая степень формализации делает предприятие уязвимым для конкурентов, поскольку в этом случае важные в рыночном отношении знания становятся в принципе доступными и для конкурентов. При этом стратегия минимизации доли формализованного знания в его общекорпоративном объеме обеспечивает уникальность конкурентных преимуществ, невозможность их заимствования и воспроизведения.

Проблемы возникают в привлечении именно знаний, т. е. общественно апробированной и систематизированной информации, для чего требуются специальный организационно-информационный аппарат. Идет ли

речь о покупке знаний, бартерном обмене знаниями или же об освоении заимствованных и находящихся в широком доступе знаний, эти проблемы сохраняют свою важность. Организация совместных проектов с другими предприятиями и фирмами может способствовать притоку знаний в управляющую компанию.

Ориентация на внутрифирменные методы образования знаний требует высоких внутренних затрат на проведение исследований, найма квалифицированных сотрудников, существенную переориентацию деятельности предприятия. Кроме того, здесь всегда возможен риск недостижения намеченных результатов, так что, по сути дела, мы имеем внутренний венчур. Возможны два принципиально разных организационных подхода к созданию новых знаний в компании: централизованный и децентрализованный.

Независимо от того, каким образом и где в компании созданы новые знания, они должны пройти стадии апробации, сертификации, систематизации. Поэтому в состав когнитивной стратегии входит стратегия концентрации знаний, объединяющая способы реализации этих процессов.

Последний блок подразделов стратегии связан с выбором механизмов управления стратегией. Здесь должны быть приняты решения относительно учета будущих потребностей в знаниях предприятия (либо концентрации на текущих когнитивных потребностях); выбора специализированных или гибких и широкофункциональных механизмов управления; систем «когнитивного» мониторинга и аудита (систематический, периодический, эпизодический аудит знаний или отказ от аудита знаний). Сама по себе оценка и рейтингование также требуют немалых затрат и могут быть оправданны в случае соответствующих результатов, например подготовки компании к продаже.

Создание базы знаний управляющей компании можно определить в качестве важнейшего инструмента обеспечения устойчивого функционирования инновационно ориентированного бизнеса. Если уровень капитализации инновационно ориентированной управляющей компании недостаточен для формирования когнитивной стратегии развития, то государство должно оказывать им поддержку, направленную на формирование инновационного бизнеса.

В создании компетентной организации важны такие виды организационной компетентности, которые генерируют восприятие риска. Во многих ситуациях управляющие компании вынуждены искать баланс между разработкой новых технологических продуктов или процессов (что в перспективе может привести к новым стратегиям и знаниям) и их эксплуатацией (что может на некоторое время быть выгодно, но не обеспечивать доходности в будущем).

Вместе с тем наиболее сложные риски для организации возникают только тогда, когда люди ведут себя не рационально, а следуют своим собственным рисковым программам. Часто менеджеры действуют вразрез ин-

тересам всей организации; они искажают или замалчивают информацию, чтобы поддержать привлекательные программы и избирательно используют информацию, чтобы узаконить решения, созвучные их собственным интересам.

Сторонники технического взгляда на обучение придерживаются мнения, что обучаются не сами организации, а их сотрудники. Поэтому многие авторы проецируют модели индивидуального обучения непосредственно на организации. Организации обучаются, если их участники учатся быть агентами организационных действий. Знания приобретают и создают люди, а затем их встраивают в организационную память. Организационное обучение часто рассматривают как степень, в которой люди в организации стремятся приобрести последовательность знаний и воспринимают их потенциально. Создание знаний на уровне отдельного сотрудника доказывает существование организационных знаний. Степень распространения этих знаний представляет широту организационного обучения. Обучение ускоряется, когда знания становятся более разнообразными и совершенными, а возможности для действий расширяются.

Организация нуждается в том, чтобы тщательно управлять встраиванием сотрудников в различные организационные роли с той информацией, которая потребуется им, чтобы создавать знания. Это можно сделать с помощью проекта соответствующей системы менеджмента человеческих ресурсов. Данный рецепт, хотя он и инструктивный, высоко затратный и основан на усредненной компетенции служащего, состоит в следующем.

Например, топ-менеджеры обязаны устанавливать стандарты, которые применяют, чтобы определить ценность знаний. Эти стандарты скорее качественные, а не основанные на строгих экономических и стратегических критериях. Лидерам команд и менеджерам среднего звена необходимо синтезировать скрытые знания на «передовой», а также внедрять их в новые технологии и продукты — это полный тест для организационного обучения.

Современные управляющие компании нуждаются в том, чтобы вводить практики, которые позволяют обучаться, развивая свою собственную идентичность, профессию и навыки. Многие из этих идентичностей и профессий, конечно, являются надорганизационными по своей природе. Для того чтобы добиться «вовлеченного участия» и партнерства в организационных проектах по обучению, организации должны:

- привлекать сотрудников и менеджеров среднего звена к решению вопроса о том, куда стремится идти организация;

- предоставить возможность группам и объединениям понять их собственную траекторию развития.

Современные подходы к системе управления ростом компетентност-ной организации предполагают создания информационной системы, способствующей принятию управленческих решений при возникновении раз-

личных текущих ситуаций. Как правило, носителями этих знаний являются несистематизированные документы и сотрудники, статус которых может измениться, что приведет к потере информации. Кроме того, решение комплексных проблем с участием многих лиц неизбежно затягивается в силу загрузки их параллельными работами, различных личностных интересов и т. п. Наличие информационной составляющей позволяет существенно повысить оперативность и обоснованность принятия стратегических и тактических решений.

Новые процессы управления, гибко реагирующие на изменение текущей ситуации в оперативном и стратегическом плане, использующие для этого весь доступный арсенал информационных технологий, должны обеспечивать возможность быстрого анализа путей совершенствования организационной структуры управления; проблем и условий устойчивого развития управляющей компании; путей оптимизации финансовых потоков; инфраструктуры и инвестиционных возможностей вуза; экстремальных ситуаций.

При стратегическом управлении необходимость оперативно обрабатывать огромное количество внешней и внутренней информации требует разработки и внедрения в управление вузом информационной системы, которая позволит ректору получать непрерывную, объективную картину состояния компании в целом и ее структурных подразделений; выявлять тенденции развития.

Наличие информационного обеспечения также позволяет формализовать производственные процессы и обеспечить возможность прогнозирования движения всех типов ресурсов, в том числе материальных, энергетических, информационных, финансовых и трудовых потоков.

Управляющая компания на рынке образовательных услуг как открытая система предполагает перманентный мониторинг внешней среды. Подобные исследования носят и маркетинговый, и научный характер. Поэтому подсистемами управляющей компании вуза должен учитываться фактор оценки состояния внешней среды.

Особую роль в компетентной организации начинают играть коммуникации как средство взаимодействия с внешней средой. Возникает необходимость в упорядочении и структуризации коммуникативного пространства, в котором проходит информационный обмен фирмы. В условиях глобализации рынков роль коммуникативного пространства возрастает.

В последние годы появилась теория «парадигма динамических возможностей». Эта концепция является целостным подходом к пониманию новых источников конкурентного преимущества. Стратегия динамических возможностей определяет, в каком направлении следует расширять существующие внутренние и внешние компетенции фирмы, чтобы соответствовать изменениям в окружающем мире. Управление использует динамические возможности для объединения, выстраивания и реформирования

внутренних и внешних компетенций. Основой динамических возможностей служит ориентация деятельности организации на процессы, а не рынки. Благодаря такому подходу можно создавать корпоративные компетенции в зависимости от выбранной стратегии и природы конкуренции.

Можно заметить, что описанные выше стратегические подходы исходят из того, что конкурентное преимущество базируется на внутренних и внешних ключевых компетенциях, которые дают возможность достичь конкурентоспособности самой организации или фирмы и поддерживать ее. Данная стратегия предполагает контроль стандартов, системную совместимость продуктов или услуг, работу функциональных команд. Такие компетенции основаны на опыте, знаниях, эффективном управлении и не теряют своей ценности от их использования. С другой стороны, такие компетенции нуждаются в усовершенствовании, без постоянного применения опыт утрачивается.

Постоянно меняющиеся условия конкурентной среды рано или поздно сделают неактуальными сегодняшние ключевые компетенции. Следовательно, конкурентоспособность зависит от создания будущих компетенций. Для того чтобы создавать компетенции для завтрашнего дня, необходимы особые качества — динамические возможности.

Создание ключевых компетенций требует аккумуляции и интеграции навыков, находящихся как внутри, так и вне организации. Поэтому в деле создания ключевых компетенций способность интегрировать различный опыт важна настолько же, насколько и способность создавать новое.

Динамические возможности это и есть способность к интеграции опыта, разработке и реформированию внешних и внутренних компетенций с тем, чтобы соответствовать быстро меняющимся окружающим условиям. Таким образом, динамические возможности отражают способность авторов создавать новые, передовые формы ключевых компетенций в конкретной обстановке.

Ключевые компетенции не могут быть созданы путем простого монтирования имеющихся в наличии элементов. Но динамические возможности создать еще труднее. Чтобы понять возможности, необходимо рассматривать не статьи баланса и финансовые ресурсы, а организационные структуры и процессы управления, которые поддерживают ключевые компетенции, формируя новые возможности. Рациональное использование персонала — непременное условие, обеспечивающее бесперебойность образовательного процесса и успешное выполнение поставленных задач.

Выделяются три группы способов и методов мотивации: экономические, административно и социально-психологические. Их все необходимо учитывать для эффективности управления образовательным бизнес-процессом. [7].

Таким образом, когнитивная стратегия управляющих компаний представляют собой систему формализации знаний, направленных на уве-

личение доли формализованных знаний и сохранение объема знаний, неотделимых от отдельных работников. Реализация такой стратегии предполагает концентрацию усилий по привлечению знаний из внешних и внутренних источников, организацию обмена формализованными знаниями, наем на постоянную работу новых сотрудников (носителей знаний), обучение, повышение квалификации работников привлечение консультантов, а также совместную деятельность с другими организациями по проектированию системы создания знаний.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. М.: Финпресс, 1998. С. 64.

2. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер. М.: Олимп-Бизнес, 2006.

3. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. С. 460.

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки России // Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск. 2003. № 1(11), С. 62.

6. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. С. 464.

7. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб.: «Гуманистика», 2007. С. 79.

N, V, Przhedetskaya

Marketing projection of training companies based on development strategy.

The article is concerned with marketing policies of training companies, stages of solution of tasks, aimed at creating of new knowledge of company as the most important tool of stable functioning of innovative-oriented business implementation.

Key words: innovative marketing, training companies, cognitive strategy, "dynamic capabilities paradigm " corporate jurisdiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.