Маркетинг территории в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Внешняя торговля»

Научная статья на тему 'Маркетинг территории в интернет-пространстве' по специальности 'Внешняя торговля' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 2 /
Коды
  • ГРНТИ: 72.75.39 — Маркетинг
  • ВАК РФ: 08.00.14; 08.00.05
  • УДK: 339.5:339.138;339.138
  • Указанные автором: УДК: 339.138:004.738.5

Статистика по статье
  • 1267
    читатели
  • 181
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • инструменты интернет-маркетинга
  • муниципальное развитие
  • маркетинг территорий
  • instruments of Internet-marketing
  • municipal development
  • marketing of territories

Аннотация
научной статьи
по внешней торговле, автор научной работы — Аношкин А. А., Матусевич P. O.

В статье показано, что инструменты маркетинга территории с помощью интернет-технологий могут давать быстрые и значимые результаты. При этом интернет-маркетинг практически не используется органами местного самоуправления Пермского края. Ставится задача методологического и теоретического обоснования использования инструментов интернет-маркетинга на уровне органов местного самоуправления: муниципальных районов, городских поселений, сельских поселений.

Abstract 2010 year, VAK speciality — 08.00.14;08.00.05, author — Anoshkin A. A., Matusevich P. O.

Although the tools of territorial marketing may give quick and significant results with the use of Internet technologies, Internet-marketing is virtually absent in the work of local self-administration in Perm" territory. The authors argue for the necessity of methodological and theoretical development of the tools of Internet-marketing on the level of local self-administration: municipal districts, towns, and settlements.

Научная статья по специальности "Маркетинг" из научного журнала "Проблемы современной экономики", Аношкин А. А., Матусевич P. O.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по внешней торговле , автор научной работы — Аношкин А. А., Матусевич P. O.

Текст
научной работы
на тему "Маркетинг территории в интернет-пространстве". Научная статья по специальности "Маркетинг"

МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
А.А. Аношкин,
младший научный сотрудник Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета ekaterin-anoshkin@yandex.ru
Р.О. Матусевич
младший научный сотрудник Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета;
В статье показано, что инструменты маркетинга территории с помощью интернет-технологий могут давать быстрые и значимые результаты. При этом интернет-маркетинг практически не используется органами местного самоуправления Пермского края. Ставится задача методологического и теоретического обоснования использования инструментов интернет-маркетинга на уровне органов местного самоуправления: муниципальных районов, городских поселений, сельских поселений.
Ключевые слова: инструменты интернет-маркетинга, муниципальное развитие, маркетинг территорий.
УДК: 339.138:004.738.5; ББК: 65.42:32.97
Интернет-маркетинг — это организация маркетинга в среде Интернет. К методам Интернет-маркетинга относятся: поисковый маркетинг, баннерная реклама, контекстная реклама, e-mail маркетинг, разработка и развитие Интернет-сайтов, а также Web 2.0 стратегии. Интернет-маркетинг дает уникальные возможности, он обеспечивает возможности коммуникации с целевыми аудиториями, обеспечивает возможность коммуникации с международной аудиторией, дает возможность анализировать эффективность маркетинга.
Территории (страны, регионы, муниципальные районы, города) могут использовать различные возможностями маркетинга в Интернет. Во-первых, прекрасным коммуникационным инструментом может быть сайт территории. Собственный сайт обеспечивает коммуникации, как с внутренними, так и с внешними аудиториями. Во-вторых, в ряде случаев имеет смысл создание сайтов по отдельным направлениям: экономика, инфраструктура, образование, здравоохранение, экспорт и т.п. В-третьих, территория может быть представлена на сторонних сайтах: Википедия, тематические ресурсы по промышленности и туризму, сайты посвященные более широкому региону (стране, субъекту федерации, муниципальному району и т.п.).
В Интернете территория может продвигать: собственный имидж в целом, конкретные достопримечательности, инфраструктурные возможности, а также выдающихся людей или группы людей [1].
Современный Интернет — это единая коммуникационная среда, связывающая 1,5 млрд человек по всему миру. При этом к 2016 г. количество интернет-пользователей, по мнению Джона Гантца, может составить 2 млрд человек [2].
В России количество пользователей Интернета составляет более 40 млн человек, 36% населения страны. По проникновению Интернета Россия отстает от развитых стран (в Австралии Интернетом пользуются 77% населения, в Великобритании — 71%, в Германии — 70%). В Приволжском федеральном округе уровень проникновения Интернета чуть ниже, чем в других округах страны (за исключением Сибирского) [3].
Большинство муниципальных районов Пермского края в настоящее время сталкивается с необходимостью привлечения сторонних инвесторов, т.к. собственных сил, как правило, недостаточно для полноценного развития экономических кластеров, эффективной интеграции в протекающие урбани-зационные процессы, вхождение в Пермскую агломерацию или стимулирование интеграционных процессов в социальной и экономической сфере. Использование Интернет-маркетинга
может стать ключевым инструментом стимулирования процессов развития района.
Интернет-маркетинг для районов Пермского края призван, на наш взгляд, решать следующие принципиальные задачи:
• развивать местную предпринимательскую культуру, формировать локальную идентичность;
• формировать инновационную и творческую среду, привлекательную для местной молодежной аудитории;
• привлекать инвесторов и бизнес на территорию района;
• привлекать новые рабочие кадры;
• создавать благоприятное впечатление о продукции, производимой на территории района, а также способствовать сбыту продукции.
Интернет-маркетинг муниципальных районов исследовался на примере некоторых муниципальных районов, с которыми Центр регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета взаимодействовал в рамках разработки документов территориального планирования. Это 12 районов Пермского края: Верещагинский, Гайнский, Добрянский, Краснокамский, Ку-дымкарский, Куединский, Кунгурский, Нытвенский, Очерский, Пермский, Чайковский, Юрлинский.
В рамках данной работы проанализирована информация, содержащаяся на официальных сайтах районов, а также в Википедии, с точки зрения интереса для ключевых групп аудиторий: местное сообщество, местный бизнес, жители района; инвесторы и бизнес из других территорий; экспортные рынки.
Большинство обследованных районов (кроме Куединского и Юрлинского) имеют собственные официальные сайты. Сайты имеют невысокие показатели, т.е. территориальный индекс цитирования (ТИЦ), рассчитанный по специальной методике. Минимальный показатель — 10, характерен для большинства обследованных районных сайтов, максимальный — 80 — у сайта Добрянского муниципального района. Индекс PR составляет 0 — у сайтов Верещагинского и Нытвенского районов, 4 — у остальных.
Однако, наряду с невысокой конкуренцией по многим релевантным поисковым запросам, то есть отсутствием коммерческих сайтов целенаправленно продвигающихся по запросу, например, «Нытвенский район», это позволяет большинству официальных сайтов районов находиться в Т0П-10 поисковой выдачи Яндекс и Google.
В Википедии также присутствуют разделы, посвященные исследованным районам. Большинство районов имеют лишь
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ-регион (грант № 10-02-82203 а/У).
страницу на русском языке, раздел по Юрлинскому муниципальному району имеется также в финской Википедии.
Информация, размещенная на официальных сайтах районов, нацелена, в основном, на местное население и инвесторов. Информация для экспортных рынков практически отсутствует. При этом даже существующие разделы официальных сайтов зачастую не предоставляют пользователю полной информации по предмету, встречаются вовсе не заполненные разделы.
Информация в Википедии, как правило, не дает полного представления о муниципальном районе, плохо раскрыты вопросы, касающиеся местной экономики, достопримечательностей, истории. Очевидно, что работа по информационному наполнению Википедии органами местного самоуправления не ведется.
Рассмотрим возможности Интернет-маркетинга на примере двух районов Пермского края — Пермского муниципального района и Кудымкарского муниципального района.
Кудымкарский район находится в южной части Коми-Пермяцкого округа, граничит с городом Кудымкар. Население района — около 30 тыс. человек, живут в 6 сельских поселениях. Базой экономики района являются предприятия, занимающиеся заготовкой и переработкой леса, сельскохозяйственные предприятия (мясомолочное животноводство). Район имеет нераскрытый туристический потенциал (экологический туризм, этнокультурный туризм), перспективной отраслью также могут стать народные ремесла.
Для Кудымкарского района Интернет-маркетинг должен способствовать решению следующих задач:
• привлечь инвесторов, предпринимателей и энтузиастов (ранних потребителей, журналистов, ученых и других популяризаторов) для развития потенциала местного туристического комплекса;
• привлечь инвесторов и предпринимателей для развития местной промышленности (лесной и пищевой), сельского хозяйства, отрасли народных промыслов, добычи и переработки местных полезных ископаемых;
• привлечь инвесторов и предпринимателей для строительства жилья на территории района (прежде всего, на участках отведенных согласно генеральному плану Степановского сельского поселения вблизи города Кудымкар).
В перспективе добавится еще несколько, не столь актуальных на сегодняшний день, задач:
• стимулирование сбыта продукции местной промышленности;
• привлечение туристов;
• развитие местной культуры.
В данной статье мы остановимся только на решении наиболее актуальных задач.
Для привлечения инвесторов, предпринимателей и энтузиастов в целях развития потенциала местного туристического кластера предлагается:
• создание раздела на сайте www.kudraion.ru, посвященного туристическому кластеру района, размещение баннеров, ведущих на раздел главной страницы сайта, а также на сайт Коми-Пермяцкого округа www.komipermyatskiiao.ru. В настоящее время на сайте района размещена довольно объемная презентация туристических объектов района. Раздел можно сделать на основе презентации;
• создание в Википедии полноценных статей, посвященных: основным достопримечательностям района (Строгановская окраина, Свято-Алексеевская церковь, церковь с. Белоево, Проня-ключ, урочище Крот, Буждомский ельник, Кувинский сосновый бор), выдающимся личностям, проживавшим на территории района (например, поэту Лихачеву М.П.), населенным пунктам, которые могут привлекать внимание туристов (с. Белоево, с. Кува), значимым событиям (фестиваль «Ай да Рыжик»).
Для привлечения инвесторов и предпринимателей в целях развития местной промышленности предлагается:
• расширение статьи о Кудмкарском районе в Википедии, написание статей по основным поселениям района, в которых существуют наилучшие перспективы для создания производственных предприятий (Белоевское с.п., Степанов-ское с.п.);
• размещение на сайте района информации о предприятиях, работающих на территории района, выпускаемой ими продукции, возможностях применения продукции, потребностях предприятий;
• в настоящее время на сайте существуют разделы с описанием площадок для развития бизнеса (1 площадка) и бизнес-идей, возможно расширение данного раздела за счет добавления информации о предприятиях, которым требуются инвестиции или предприятиях, которые владелец готов продать, в случае, если данная информация, на взгляд местной администрации, может быть действительно интересна потенциальному инвестору. Возможна организация рекламной кампании в Яндекс и Google по ключевым запросам (например, «малый бизнес — идеи» — 627 запросов в Яндекс по Пермскому краю). С учетом невысокой конкуренции по запросам бюджет даже относительно масштабной рекламной кампании составит менее 1000 рублей в месяц.
Для привлечения инвесторов и предпринимателей для строительства жилья на территории района предлагается размещение на сайте района раздела с описанием площадок, зарезервированных под жилищное строительство (в соответствии с СТП Кудымкраского района и генеральными планами поселений).
Перед Пермским районом стоят схожие маркетинговые задачи, однако экономика Пермского района развита лучше, чем Кудымкарского, поэтому маркетинг должен способствовать не только привлечению инвесторов, но и привлечению потребителей, в частности, туристических услуг и сельскохозяйственной продукции.
Задачи, которые могут быть решены с помощью Интернет-маркетинга Пермского района:
• привлечение туристов;
• привлечение инвесторов в основные отрасли района;
• развитие местной культуры.
Так как мероприятия по привлечению инвесторов для Пермского и Кудымкарского районов не слишком отличаются, остановимся на привлечении туристов и развитии местной культуры.
Привлечение туристов предполагает:
• создание в Википедии страниц, посвященных туристическим объектам района (Усть-Качка, Хохловка), перевод статей на английский язык, включение информации в англоязычную статью Википедии о Пермском крае;
• визуализация существующих и будущих разделов Википедии, размещение фотографий культурных и природных достопримечательностей;
• создание Гида по Пермскому району с перечислением достопримечательностей, возможностей их посетить, ценах, транспорте, событийном календаре и прочей необходимой туристу информацией (включая карту района). Это может быть реализовано в виде отдельного мини-сайта, раздела Википедии (или другого сайта на Вики-движке, например, Wikitravel), раздела сайта Пермского района.
Интернет-маркетинг может способствовать также развитию местной культуры.
• увеличение количества статей Википедии, посвященных знаменитым жителям Пермского района, а также местным достопримечательностям будет способствовать формированию местной идентификации;
• создание мини-сайта или раздела сайта Пермского района, посвященного успешным местным предпринимателям, размещение на данном ресурсе рекомендаций по ведению и созданию бизнеса, то есть своего рода «виртуального бизнес-инкубатора» сможет помочь развитию местной предпринимательской культуры.
Очень важно рассматривать структуру основного сайта района не просто как перечень необходимых, логичных разделов, а с учетом интересов пользователей, осуществлять стратегию продвижения сайта в Интернет. Под интересами мы понимаем анализ той информации, которая реально востребована — можно использовать статистику-опыт аналогичных ресурсов, анализ поисковых запросов. Анализ стратегии продвижения подразумевает адаптацию структуры к механизмам привлечения посетителей на сайт.
Кроме официального сайта необходимо использовать и сторонние ресурсы. В этой статье мы сделали упор на Википедию, однако, можно использовать www.youtube.com (для размещения видеоматериалов) и www.flickr.com (для размещения фоторесурсов). Последний ресурс может быть особенно актуальным.
Таким образом, инструменты Интернет-маркетинга могут быть использованы районами Пермского края для решения различных задач. Улучшение собственного сайта, за счет
заполнения пустых или недостаточно информативных разделов, а также активная работа по написанию статей в Википедии (которых требуется для полного раскрытия информации о районе не так уж много) способны дать быстрые результаты хотя бы в плане информирования заинтересованных аудиторий. Привлечение заинтересованных аудиторий, при наличии хорошего информационного ресурса, может потребовать проведения специальной рекламной кампании в Интернете, которая потребует незначительных расходов.
Литература
1. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 376 с.
2. IDC прогнозирует рост числа постоянных пользователей интернета [Электронный ресурс] // Ежедневный сетевой журнал об Интернете internet.ru [сайт] URL: http://www.internet.ru/node/18678 (дата обращения: 02.01.2010).
3. Опросы «Интернет в России». Спец. вып. Март 2009. — М.: Фонд Общественное Мнение, 2009. — 58 с.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх