Научная статья на тему 'Маркетинг-менеджмент культурных потребностей в студенческом социуме Приморского края'

Маркетинг-менеджмент культурных потребностей в студенческом социуме Приморского края Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
243
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / АНАЛИЗ ДАННЫХ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / YOUTH POLICY / POLITICAL ACTIVITY OF YOUTH / QUESTIONNAIRE / DATA ANALYSIS / PRIMORSKY REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Учащаяся молодежь поколение, от которого зависит судьба России. В настоящее время молодое поколение сталкивается с новыми вызовами, связанными с изменениями в глобальном мире. Культура и духовность становятся полем битвы за умы молодежи. Поэтому в современном российском обществе нарастает осознание всей важности проблемы культурного воспитания молодежи. Предметом исследования настоящей статьи являются процессы формирования личностной культуры в студенческой среде. В работе исследуется понимание молодыми людьми образа культурного человека в современных условиях. Культурное саморазвитие личности зависит от приоритетов и жизненных установок современной молодежи. Научное исследование феномена личностной культуры требует анализа его основных структурных компонентов. Автор рассматривает такие аспекты темы, как вовлеченность молодежи в культурную жизнь города. Особое внимание уделяется исследованию причин, препятствующих культурному развитию и раскрытию творческого потенциала студентов. Методологией исследования является анализ данных мониторинга компонент формирования культурной составляющей в студенческом социуме. Оценка и систематизация факторов, влияющих на формирование культуры молодежи, основываются на массовых опросах студентов университета. Отличительная особенность проведенного анкетного опроса состоит в использовании большого количества открытых вопросов. Для их обработки используется специальная компьютерная технология, позволяющая перейти от неструктурированных данных к структурированным, что позволяет рассчитать количественные оценки факторов, влияющих на формирование культурной составляющей в студенческом социуме. Выявление и структуризация проблем, стоящих на пути культурного становления молодежи, определяют приоритеты их разрешения и способствуют поиску эффективных механизмов формирования культурных ценностей молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing management of cultural needs in the student society of Primorsky Region

Studying youth this generation, on which depends the future fate of Russia. Currently, the younger generation is faced with new challenges related to changes in the global world. Culture and Spirituality in recent years become a battleground for the minds of youth. Therefore, in the modern Russian society is growing awareness of the importance of the problem of cultural education of youth. The subject of study of this article are the processes of formation of personal culture among students. In the detailed understanding of the young people we studied the image of a cultured person in modern conditions. Cultural self-development of the individual depends on the priorities and of attitudes of today’s youth. The scientific study of the phenomenon of personal culture requires an analysis of its main structural components. The author examines in detail aspects such topics as the involvement of young people in the cultural life of the city. Particular attention is paid to the study of the causes hindering the development of cultural and creative potential of students. The methodology of this study is the analysis of monitoring data component of the formation of the cultural component in the student society. Evaluation and systematization of the factors affecting the formation of the youth culture, based on the mass surveys of university students. A distinctive feature of the questionnaire survey is to use a large number of open questions. For their treatment, a special computer technology, which allows to move from unstructured data to structured that allows you to calculate the quantitative assessment of the factors affecting the formation of the cultural component in the student society. Identifying and structuring the problems standing in the way of cultural youth formation, prioritises their solution and promotes the search for effective mechanisms of cultural values of young people.

Текст научной работы на тему «Маркетинг-менеджмент культурных потребностей в студенческом социуме Приморского края»

УДК 338.467.6 Н.С. Мартышенко

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Маркетинг-менеджмент культурных потребностей в студенческом социуме Приморского края

Учащаяся молодежь - поколение, от которого зависит судьба России. В настоящее время молодое поколение сталкивается с новыми вызовами, связанными с изменениями в глобальном мире. Культура и духовность становятся полем битвы за умы молодежи. Поэтому в современном российском обществе нарастает осознание всей важности проблемы культурного воспитания молодежи.

Предметом исследования настоящей статьи являются процессы формирования личностной культуры в студенческой среде. В работе исследуется понимание молодыми людьми образа культурного человека в современных условиях. Культурное саморазвитие личности зависит от приоритетов и жизненных установок современной молодежи. Научное исследование феномена личностной культуры требует анализа его основных структурных компонентов. Автор рассматривает такие аспекты темы, как вовлеченность молодежи в культурную жизнь города.

Особое внимание уделяется исследованию причин, препятствующих культурному развитию и раскрытию творческого потенциала студентов. Методологией исследования является анализ данных мониторинга компонент формирования культурной составляющей в студенческом социуме. Оценка и систематизация факторов, влияющих на формирование культуры молодежи, основываются на массовых опросах студентов университета.

Отличительная особенность проведенного анкетного опроса состоит в использовании большого количества открытых вопросов. Для их обработки используется специальная компьютерная технология, позволяющая перейти от неструктурированных данных к структурированным, что позволяет рассчитать количественные оценки факторов, влияющих на формирование культурной составляющей в студенческом социуме. Выявление и структуризация проблем, стоящих на пути культурного становления молодежи, определяют приоритеты их разрешения и способствуют поиску эффективных механизмов формирования культурных ценностей молодых людей.

Ключевые слова и словосочетания: молодежная политика, политическая активность молодежи, анкетный опрос, анализ данных, Приморский край.

Мартышенко Наталья Степановна - канд. экон. наук, профессор кафедры международного маркетинга и торговли; e-mail: Natalya.martyshenko@vvsu.ru.

N.S. Martyshenko

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Marketing management of cultural needs in the student society of Primorsky Region

Studying youth - this generation, on which depends the future fate of Russia. Currently, the younger generation is faced with new challenges related to changes in the global world. Culture and Spirituality in recent years become a battleground for the minds of youth. Therefore, in the modern Russian society is growing awareness of the importance of the problem of cultural education of youth. The subject of study of this article are the processes of formation of personal culture among students. In the detailed understanding of the young people we studied the image of a cultured person in modern conditions. Cultural self-development of the individual depends on the priorities and of attitudes of today's youth. The scientific study of the phenomenon of personal culture requires an analysis of its main structural components. The author examines in detail aspects such topics as the involvement of young people in the cultural life of the city. Particular attention is paid to the study of the causes hindering the development of cultural and creative potential of students. The methodology of this study is the analysis of monitoring data component of the formation of the cultural component in the student society. Evaluation and systematization of the factors affecting the formation of the youth culture, based on the mass surveys of university students. A distinctive feature of the questionnaire survey is to use a large number of open questions. For their treatment, a special computer technology, which allows to move from unstructured data to structured that allows you to calculate the quantitative assessment of the factors affecting the formation of the cultural component in the student society. Identifying and structuring the problems standing in the way of cultural youth formation, prioritises their solution and promotes the search for effective mechanisms of cultural values of young people.

Keywords: youth policy, political activity of youth, questionnaire, data analysis, Primorsky Region.

Введение

Культура России занимает достойное место в мировой культуре, выступая одним из главных объединяющих факторов, обеспечивающих целостность сообщества. Понятие культуры является одним из сложнейших философских понятий. В настоящее время специалисты в области культурологии насчитывают более 500 определений культуры [8; 24].

Роль культуры в современном обществе раскрывается через функции культуры:

- социализации, или человекотворчества;

- защитно-преобразующая;

- «социальной наследственности»;

- познавательная и информационная;

- регулятивная (нормативная);

- означивающая;

- коммуникативная;

- ценностная (аксиологическая);

- творческая (инновационная);

- компенсаторная.

Функция социализации по праву считается важнейшей функцией культуры, поскольку отвечает за формирование и воспитание человека. Содержательный смысл остальных функций широко освещается в научной литературе [11; 14].

Воспитательная функция культуры закладывается с детства и распространяется на молодых людей, продолжающих обучение в университете. Учащаяся молодежь -это поколение, от которого зависит судьба России. Ее активность определяют темпы и направление развития нашего государства. Молодое поколение сталкивается с новыми вызовами, связанными с изменениями в современном глобальном мире, подвергаясь негативному влиянию целого ряда внутренних и внешних факторов [10; 23]. Социальное расслоение молодежи на этапе жизненного старта привело к деформации системы духовных ценностей. В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируются культура и ценностные ориентации молодых людей [7]. Культура и духовность в последние годы становятся полем битвы за умы молодежи. «Антикультура» стала инструментом международной политики [7]. Мы являемся свидетелями информационной войны, развязанной против России. Поиск новых идеалов в отдельных случаях приводит к вовлечению молодых людей в ряды радикалов различного толка.

Новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Поэтому необходимо постоянное изучение приоритетов и жизненных установок молодежи с целью влияния на становление как профессионального, так и социокультурного статуса молодых людей, в руках которых будущее нашей страны.

Предмет исследования

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса уже более десяти лет проводится мониторинг социального самочувствия и социокультурной адаптации студенческой молодежи Приморского края. Ежегодно в наших социологических опросах принимают участие несколько тысяч молодых людей [15; 17]. Работа в основном построена на результатах анализа данных специализированного анкетного опроса, посвященного исследованию культурной составляющей в процессе становления современной молодежи. Тема культуры в молодежной среде присутствовала и в других наших опросах, проводимых в студенческой среде. Формирование культурных ценностей современных молодых людей происходит, как правило, во время досуга. Тема исследования организации досуга с помощью опросов студентов поднималась в работах Г.А. Ворониной, М.А. Рыбиной, М.А. Коленьковой [4; 9].

При разработке анкеты установка была на представления молодежи в контексте понимания «повседневной культуры» и влияние культуры на образ жизни молодежи [6; 12; 20]. Под повседневной культурой можно понимать формы воспроизводства культуры человека в семье, при общении с другими людьми в учебное,

рабочее и свободное время. Иногда для повседневной культуры применяют термин «обыденная культура».

Обыденная культура - сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации.

Методы исследования, методологические принципы и инструменты

Организованный нами специализированный опрос по культуре молодежной среды проводился в марте-апреле 2016 г. В нем участвовали более 500 студентов университета. Кроме вопросов по социально-демографическому профилю респондентов анкета включала четырнадцать вопросов на тему культурного развития, в том числе одиннадцать открытых вопросов. Это существенно усложнило процедуру обработки данных, но, на наш взгляд, повысило достоверность результатов. Открытые вопросы стимулируют студентов задуматься над содержанием вопроса, не использовать стереотипы стандартных ответов. Для обработки данных ответов на открытый вопрос была использована разработанная нами специальная компьютерная технология обработки качественных данных [18; 25]. Технология позволяет автоматизировать процесс выделения типологий по качественным данным.

содержание исследования

Во-первых, в ходе исследований была предпринята попытка выяснить, что именно сегодняшняя молодежь понимает под категорией «культурный человек». Для этого студентам предлагалось ответить на открытый вопрос: «Укажите признаки культурного человека (не менее 3-х)». Анализ ответов студентов показал, что они отметили все признаки культурного человека, которые выделяют достаточно известные социологи [3; 13]. Конечно, конкретные формулировки могли отличаться своей эмоциональной окраской и разнообразием, но конечный смысл был воспринят правильно. Другое дело, какова структура значимости признаков культурного человека, рассчитанная по оценкам студентов. Всего анализу были подвергнуты более тысячи вариантов характеристик культурного человека, представленных в ответах респондентов (с учетом того, что каждый студент указывал несколько признаков). После обработки качественных данных с помощью специальной компьютерной технологии были выделены 282 в той или иной степени различных ответа. По частным ответам респондентов мы сформировали 8 групп (типологий) близких по смыслу ответов, характеризующих культурного человека (рис. 1).

При обработке качественных ответов респондентов к группе ответов «хорошие манеры» были отнесены 49 различных по форме ответов. Одни ответы встречались чаще, другие реже. Из наиболее регулярно встречающихся ответов этой группы можно отметить такие качества культурного человека, как: «вежливый» -125 ответов, «воспитанный» - 81; «соблюдает правила этикета» - 38; «пунктуальный» - 24 и «хорошие манеры» - 24 (прямой ответ). Такие ответы составляют 89%

ответов, отнесенных к группе «хорошие манеры». Прочие ответы этой группы достаточно близки по смыслу к указанным выше. Например, вполне оправданно к этой группе были отнесены ответы: «соблюдение норм поведения», «приветливость», «приличное поведение».

Рис. 1. Оценка структуры распределения признаков культурного человека

Ответы, отнесенные к следующей группе ответов «уважительное отношение к окружающим», также можно было бы отнести к группе ответов «хорошие манеры». Однако они имеют более узкую направленность. Около 60% ответов, отнесенных к этой группе, составляют следующие: «толерантность» - 42 ответа; «уважение к окружающим людям» - 18; «тактичность» - 17; «сдержанность» - 12; «уважение к старшим» - 12. К единичным ответам этой группы, например, отнесены «дружелюбие», «доброжелательность», «самообладание» и прочие.

При определении качеств культурного человека студенты придают большое значение стремлению к саморазвитию - 22% респондентов. Стремление к саморазвитию отмечается в ответах двух групп ответов: «стремление к саморазвитию», «стремление к духовному развитию». небольшое отличие этих групп ответов все-таки есть. Если в более общей группе «стремление к саморазвитию» преобладают ответы типа «грамотность», «образованность», «интеллектуальность», то в группу «стремление к духовному развитию» объединены ответы, касающиеся знаний литературы, искусства, истории своей страны.

Следующая группа ответов также касается образованности. В ответах этой группы объединены всевозможные синонимы и характеристики грамотной речи. Эта группа ответов хорошо обособлена от других групп. Отметим, что среди важных качеств культурного человека студенты выделили «готовность прийти на помощь».

По результатам опроса студентов можно сделать вывод, что студенты достаточно адекватно определяют характеристики культурного человека. тем не менее, наблюдения показывают, что в обыденной жизни сами студенты далеко не всегда придерживаются правил поведения, которые сами же определили как характеризующие культурного человека.

При оценке культурного поведения человека был использован принцип «от противного». В соответствии с этим принципом в анкету был включен следующий вопрос: «Приведите характерные, по Вашему мнению, примеры бескультурного поведения окружающих». В результате типологии ответов выделены 12 групп ответов (рис. 2).

рис. 2. структура ответов студентов по оценке некультурного поведения

нецензурная брань выделена студентами как наиболее распространенное проявление бескультурья. Под нецензурной бранью понимается употребление в речи ненормативной лексики. следует признать, что использование нецензурной лексики принимает все большее распространение в обиходной речи, это прямой признак снижения грамотности: все многообразие языка сводится к употреблению небольшого набора слов. к сожалению, люди, которые не используют подобные слова, стараются не замечать употребление их другими людьми. В последнее время нецензурная брань проникла в сферы, которые должны формировать культуру: кино, литературу и прессу. Попытки вводить запретительные меры находят много противников, которые считают их бесполезными и даже недемократичными.

По мнению автора, оставлять проблему без внимания тоже нельзя. Если невозможно распространить запретительные меры на все население, то запретить использование ненормативной лексики на государственных предприятиях вполне возможно. Поскольку студенты придают такое значение использованию ненормативной лексики при оценке проявления бескультурного поведения, то почва для борьбы с данным явлением существует. Необходимо осуществить переход от пассивной позиции - не «обращать внимания» - к осуждению обществом. Некультурное поведение не так безвредно, как могло бы показаться. Чаще всего оно оскорбляет и унижает достоинство окружающих людей.

Среди факторов проявления бескультурного поведения есть и такие, с которыми возможна борьба законодательными мерами. Меры наказания за загрязнение окружающей среды и вандализм должны быть ужесточены. современные технологии могут помочь выявлять нарушителей. Главное - обеспечить равенство всех людей перед законом.

Чтобы вырабатывать какие-нибудь методы борьбы с проявлением некультурного поведения, необходимо знать места, где население чаще всего встречается с таким явлением. В своих ответах студенты указали девять сфер, в которых чаще сталкиваются с проявлением бескультурья (рис. 3).

сфера образования

ЖЭУ

работники связанные с неквалифицированным трудом

общественный транспорт

общественное питание сервис

медицинское обслуживание государственные услуги населению магазины

Рис. 3. Сферы деятельности, в которых наиболее распространены проявления

бескультурного поведения

Если сфера торговли (магазины) является вполне ожидаемым ответом, то другие сферы требуют более пристального внимания со стороны органов власти, в частности, некультурное поведение в органах самой власти. Среди государственных органов наибольшего нарекания вызывают правоохранительные органы (полиция) и Почта России. Сфера медицинского обслуживания также вошла в тройку лидеров по проявлению бескультурного поведения. Невнимательное отношение к людям

в сфере медицинского обслуживания, к сожалению, стало нормой для российского общества. Другими словами, сферы, которые должны быть образцом культурного поведения, на деле вызывают наибольшие нарекания. Люди заранее ожидают встретиться здесь с проявлениями бескультурья и унижения достоинства. Заметим, что молодое поколение реже, чем другие возрастные категории, сталкивается с государственными службами и медициной. Это должно стать серьезным сигналом для руководителей, занятых в этих сферах.

Студенческий возраст - возраст, когда закладывается культурный фундамент личности. Молодежь не обременена многими заботами более старшего поколения, в этом возрасте люди, как правило, чаще посещают всевозможные культурные мероприятия.

В анкетном опросе была предпринята попытка выяснить, в какой степени студенческая молодежь занимается развитием своего культурного уровня.

Отношение студентов к театральному искусству оценивалось с помощью следующего вопроса: «Когда в последний раз Вы были в театре и какую постановку смотрели?». По нашему мнению, требование указать название постановки должно было повысить достоверность результатов.

Уклонились от ответа на этот вопрос или честно указали, что в театре никогда не были, 18% студентов. Все остальные ответы респондентов, представленные в свободной форме, мы классифицировали на восемь групп (рис. 4). Студентов, которые дали ответы, попавшие в первые три группы ответов («менее двух месяцев назад», «около полугода назад», «около года назад»), можно считать более-менее регулярно посещающими театры. Доля таких студентов составляет 46% от числа респондентов.

Рис. 4. Оценка посещаемости театров студентами

Несмотря на видимое благополучие по посещению молодыми людьми театров, в процессе общения со студентами было выяснено, что они чаще всего мало разбираются в этом виде искусства.

В большей степени, чем театром, студенты интересуются концертами современных эстрадных исполнителей. Для оценки интереса к посещению концертов мы задавали следующий вопрос: «Когда последний раз Вы были на концерте, назовите исполнителя?». Схема обработки ответов респондентов на этот вопрос аналогична схеме обработки данных вопроса по посещению театров, то есть, мы сгруппировали ответы по тем же временным группам. Уклонились от ответа на этот вопрос или честно указали, что на концертах никогда не были, 24% студентов.

Относительно регулярно посещают концерты 49% из числа опрошенных студентов (ответы, попавшие во временные категории: «менее двух месяцев назад», «около полугода назад», «около года назад») (рис. 5).

Анализ результатов опроса показал, что распределения ответов относительно посещений театров и концертов достаточно сходны. Около 5% студентов не посещают ни театры, ни концерты. Отличие в ответах по посещению театров и концертов есть. Если при ответах о посещении театра студенты далеко не всегда могли вспомнить название спектакля, то в ответах о посещении концертов практически везде указывался исполнитель. Это свидетельствует о том, что впечатление от посещений концертов у студентов гораздо ярче, чем от посещения театров.

Рис. 5. Оценка посещаемости концертов студентами

Интерес к культурной жизни города проявляется в посещении таких культурных мероприятий, как творческие выставки. для оценки интереса к культурным мероприятиям города мы включили вопрос: «Когда в последний раз Вы были

на творческой выставке и укажите тематику выставки?». Уклонились от ответа на этот вопрос или честно указали, что творческие выставки никогда не посещали, 37% студентов (рис. 6).

Рис. 6. Оценка посещаемости творческих выставок студентами

Интерес к посещению выставок проявляют около 30% студентов («менее двух месяцев назад», «около полугода назад», «около года назад»). При ответах на этот вопрос студенты указывали самый широкий спектр выставок, но все-таки чаще это были выставки художников. Ответы студентов показали, что они очень мало знают художников Приморского края, хотя в Приморском крае работает союз известных художников.

Однако познания в области живописи студенты больше черпают не в результате посещения выставок. Русских художников-классиков многие помнят по иллюстрациям в учебниках из школьной программы. В настоящее время у студентов есть очень большие возможности для знакомства с мастерами живописи посредством интернета. Высокое разрешение современных электронных устройств позволяет просматривать произведения художников со всего мира в высоком качестве.

Надо признать, что просматривание изображений на компьютере или планшете гораздо больше привлекает молодое поколение, чем чтение текстов. Среди молодежи очень распространено увлечение просмотром фотографий пейзажей и памятников культуры. Познания студентами произведений художников мы оценивали с помощью вопроса: «Произведения каких известных художников России и мира вам больше всего нравятся?». Около 15% студентов ответили, что художниками и живописью не интересуются или отказались от ответа. Многие студенты указывали сразу несколько художников. Поэтому частоты встречаемости различных художников в ответах студентов мы рассчитывали без учета студентов, не интересующихся темой изобразительного искусства. Всего в своих ответах студенты указали

79 известных художников мира. Для удобства анализа мы сгруппировали имена указанных в ответах художников в 8 групп (табл. 1). Популярность различных групп художников мы оценивали по частоте их встречаемости в ответах (рис. 7).

Таблица 1

Распределение художников по направлениям изобразительного искусства

№ пп Направление изобразительного искусства Количество художников Наиболее часто встречались

1 Русские классики 26 Шишкин И.И. Айвазовский И.К. Васнецов В.М. Репин И.Е.

2 Золотой век 9 Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль Санти Рембрандт

3 Импрессионисты XIX века 8 Клод Моне Ван Гог Поль Гоген Ренуар

4 Родоначальники современной живописи (зарубежные) 4 Сальвадор Дали Густав Климт Пабло Пикассо Энди Уорхол

5 Родоначальники современной живописи (отечественные) 4 Малевич К.С. Кандинский В.В. Рерих Н.К. Шагал М.З.

6 Современная живопись (отечественная) 15 Сафронов Н.С. Шилов А.М. Гусев В. Чернигин А.А.

7 Современная живопись (зарубежная) 12 Эдгар Мюллер Базелиц Георг Альфонс Мариа Муха Майк Даргас

8 Иконопись 1 Андрей Рублев

Среди известных художников, работы которых больше всего нравятся студентам, больше всего были отмечены классики XIX века (52%): И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Н. Крамской. Выделяя русских классиков, студенты не блещут оригинальностью: чаще такие познания живописи черпаются не в Третьяковской галерее, а по иллюстрациям школьных учебников и конфетным оберткам. Может быть, только художник И.К. Айвазовский попал сюда как любимый в крае маринист.

Рис. 7. Частота встречаемости направлений изобразительного искусства

в ответах студентов

В своих ответах студенты не обошли вниманием художников Золотого века (встречаются в 14% ответов): имена самых ярких представителей Золотого века постоянно мелькают в средствах массовой информации: леонардо да Винчи, ми-келанджело, Рафаэль Санти, Рембрандт.

Среди европейских художников XIX века выделены родоначальники импрессионизма: Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген (9%). Среди художников XX века лидируют представители абстрактной живописи начала века (27%): Пабло Пикассо и Сальвадор дали. Среди русских представителей абстрактной живописи начала XX века называли К.С. Малевича и В.В. Кандинского. Представителей современной живописи (зарубежных и отечественных) указали 9% студентов, но в этих категориях наблюдается наибольшее разнообразие имен художников. Контингент студентов, разбирающихся в современной живописи, можно признать продвинутым в своих познаниях изобразительного искусства. В современной живописи молодое поколение чаще интересуется художниками-графиками и художниками, работающими в жанре фэнтези.

С целью исследования посещения студентами культурных мероприятий в анкете использовались еще два вопроса, требующих числового ответа:

- «Сколько раз в год Вы посещаете музеи, выставки, театры?»;

- «Сколько раз в год Вы посещаете концерты?».

Частотные ряды ответов респондентов представлены на рис. 8.

0 1-2 3-5 6-8 9-10 >10

Количество посещений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И музеи, выставки, театры ЕЗ концерты Рис. 8. Частота посещаемости культурных мероприятий студентами

Не посещают культурные мероприятия от 35 до 40% респондентов. Большая часть студентов посещают культурные мероприятия 2-3 раза в год (около 40%), достаточно часто посещают культурные мероприятия (более 5 раз в год) около 10%. В среднем студенты посещают культурные мероприятия 4 раза в год. В том же опросе был задан вопрос по желаемому количеству посещений различных культурных мероприятий. Студенты отвечали, что хотели бы посещать культурные мероприятия в три раза больше, чем им удается это делать сейчас.

необходимо отметить, что во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса студенты обладают достаточно широкими возможностями посещения концертов и выставок художников. При университете работает крупный концертный зал, оснащенный самым современным оборудованием, на постоянной основе проводятся выставки приморских художников. Однако посещаемость выставочной галереи при университете крайне низкая, может быть, из-за недостаточно поставленных рекламных кампаний.

Для повышения культурного уровня студентов необходимо, чтобы преподаватели культурологии больше заинтересовывали молодежь творчеством художников, работающих на территории Приморского края, организовывали коллективные посещения выставок и встречи с художниками. По мнению автора, желательно организовывать и коллективные посещения театров и выставок с дальнейшим обсуждением на специальных предметах. обсуждения должны быть включены в программы преподавания специальных дисциплин. Преподаватели других дисциплин также могли бы внести свой вклад в популяризацию в молодежной среде посещений различных культурных мероприятий города. но в настоящее время преподаватели так загружены в учебном процессе, что и сами далеко не всегда участвуют в культурной жизни города.

Чтение художественной литературы является неотъемлемой составляющей культурного человека. Исследования социологов показывают падение интереса к чтению литературы в молодежной аудитории [2; 22]. Многие молодые люди сегодня выбирают другие формы проведения досуга, не осознавая, что фактически обкрадывают себя, не уделяя времени на общение с книгой. Литература - это хранилище жизненного опыта многих поколений людей. У молодых людей нет понимания, что книга является важнейшим путеводителем в жизни. Сталкиваясь с затруднительными ситуациями в жизни, мало читающий человек не всегда может найти достойный выход. Он не понимает, что ответы разрешения большинства жизненных проблем даны задолго до его рождения. лучше учиться на чужих ошибках, чем переживать последствия неверных поступков. Хорошая книга - это маленькая жизнь. Читающий человек проживает в течение одной своей жизни множество жизней. Книга учит умению переживать и сопереживать. Чтение развивает образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Без чтения не может быть и грамотной речи.

Для исследования отношения молодежи к чтению художественной литературы мы использовали следующий вопрос анкеты: «Укажите любимого автора(ов) художественной литературы». Уклонились от ответа на этот вопрос или указали, что не читают художественной литературы, 4% студентов. Всего в своих ответах студенты указали 150 известных писателей мира. Для удобства анализа мы распределили всех указанных писателей по 7 группам. Каждая группа включает писателей, представляющих самые различные литературные жанры (табл. 2). Кроме того, в таблице указаны имена писателей, которые чаще других встречались в ответах студентов в разрезе направлений литературы (групп).

Таблица2

Распределение писателей в ответах студентов по направлениям литературного творчества

№ п/п Направление художественной литературы Количество писателей Наиболее часто встречались

1 2 3 4

1 Русская классическая литература 32 Пушкин А.С Толстой Л.Н. Достоевский Ф.М. Булгаков М.А.

2 Европейская классическая литература 29 Джек Лондон Эрих Мария Ремарк Джейн Остин Шарлотта Бронте

3 Американская классическая литература 13 Стивен Кинг Рэй Брэдбери Джером Дэвид Сэлинджер Эрнест Хемингуэй

Окончание табл. 2

1 2 3 4

4 Современная американская литература 25 Роджер Желязны Пауло Коэльо Дж. Мартин Чак Паланник

5 Современная европейская литература 17 Джоан Роулинг Стинг Ларссон Айрис Мердок Марк Леви

6 Современная российская литература 23 Довлатов С.Д Пикуль В.С. Заболоцкий Н.А. Минаев С.С.

7 Другие писатели 11 Кодзи Сузуки Рю Мураками Кьюсак Димфна Кейт Нортон

Необходимо различать количество писателей в группах художественной литературы и популярность группы писателей. Популярность группы - это сумма всех упоминаний писателей группы в ответах студентов. Оценку популярности различных групп писателей мы оценивали по частоте встречаемости представителей разных групп писателей во всех ответах студентов (рис. 9).

Преобладающее количество ответов студентов по любимым писателям составляют классики русской литературы (59%). Но не стоит слишком обольщаться столь высоким показателем. По нашему мнению, многие студенты не столько любят классическую русскую литературу, сколько чаще просто не знают других писателей. Скорее исключением из правил являются молодые люди, которые в качестве любимого чтения выбрали таких русских классиков, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов. По крайней мере, для чтения таких авторов нужна неплохая подготовка. Среди авторов, отнесенных к категории «русская классика», студенты привели также много поэтов, в их числе Ф.И. Тютчев и В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева.

Есть студенты, указавшие писателей, которые первые пришли им на ум. По крайней мере, даже если они и не читают классическую литературу, то хотя бы могут вспомнить имена классиков отечественной литературы. Неправильно утверждать, что современная молодежь совсем не читает русскую классику. Вызывает сомнение, что таких людей выявлен столь высокий процент.

Книги прочих писателей из других категорий, скорей всего, действительно, были прочитаны студентами, включившими их в список своих любимых книг и писателей. Эти авторы не изучаются по программе средней школы. Авторы прочих категорий, за исключением русской классики, составляют 49% ответов, следовательно, более 50% студентов все-таки интересуются художественной литературой и читают книги.

Прочие писатели

Современная российская литература

Современная европейская литература

Современная американская литература

Американская классическая литература

Европейская классическая литература

Русская классическая литература

0,00 0,20 0,40 0,60

Рис. 9. Частота встречаемости направлений литературы в ответах студентов

Среди писателей, книги которых предпочитает сегодня студенческая молодежь, популярны писатели-фантасты и писатели, пишущие в жанре фэнтези. Это подтверждают и объемы продаж книг этих жанров в торговых сетях.

Жанр фэнтези стал популярным в России после выхода высокобюджетного художественного фильма «Властелин Колец». Сейчас появилось очень много книг подобного жанра [1; 5]. Наиболее популярными отечественными авторами книг в жанре фэнтези являются Ник Перумов, В.О. Пелевин, Н. Воронцов, С.В. Лукьяненко. Среди зарубежных писателей фэнтези кроме Дж. Р.Р. Толкина пользуются популярностью книги Мартина Скотта, Мерседес Лэки. Предпочитая чтение ненаучной фантастики, фэнтези, мистики, различных вампирских саг, молодые люди пытаются уйти от окружающей действительности. Молодежь привлекают активные действия, необычный сюжет с непредсказуемым финалом. Существует мнение, что на выбор студентов оказывает влияние увлечение компьютерными играми с их нереальными героями, большое представительство этого жанра в зарубежных художественных фильмах. Многие молодые люди после просмотра фильма желают прочитать книги авторов, по которым поставлен той или иной фильм. В настоящее время появилось множество писателей, которые, следуя современным веяниям, стараются угодить вкусам массового читателя. Нельзя недооценивать моду на чтение, бытующую в молодежных сообществах: «Если ты не читал какую-то популярную книгу, то ты отсталый человек, тебе не о чем поговорить со сверстниками».

Как и во все времена, определенная часть представительниц женского пола предпочитает читать любовную лирику. Такие книги они находят во всех выделенных категориях. детективный жанр тоже не обойден вниманием молодежи. Но здесь надо отдать должное, что молодежь предпочитает классиков детективного жанра огромному количеству книг современных писательниц детектива. Отчасти можно согласиться с распространенным мнением, что современная молодежь

мало читает, особенно, если сравнивать современный период со второй половиной XX века. Сейчас мы уже не можем похвалиться, что россияне самая читающая нация. Однако самые последние исследования социологов показывают, что российские студенты читать стали больше произведений художественной литературы. Это мнение подтверждается и последними опросами, проводимыми Фондом общественного мнения (ФОМ).

Оценка времени, уделяемого чтению художественной литературы, была произ -ведена по данным другого анкетного опроса студентов. Такой вопрос изучался нами в анкетном опросе по исследованию структуры времяпрепровождения студентов. Опросы по данной анкете мы проводим ежегодно с 2014 г. Ежегодно опрашивалось от 200 до 300 студентов. Для оценки структуры распределения времени, уделяемого студентами чтению художественной литературы, мы использовали данные опросов, проводившихся в два периода с разницей в десять лет: период 2004-2005 гг. и период 2015-2016 гг. (рис. 10).

и 2004-2005 гг. 0 2015-2016 гт.

Рис. 10. Распределение времени, уделяемого студентами чтению художественной

литературы

Наши исследования подтверждают, что в последние годы время, уделяемое студентами чтению художественной литературы, заметно возросло. Если в период 2004-2005 гг. студенты в среднем читали 4,5 часа в неделю, то в 2015-2016 гг. -в среднем 5,3 часа в неделю.

Снизилось почти на 10% количество студентов, которые вообще не читают художественную литературу, и увеличилось количество студентов, которые читают художественную литературу более двух часов в неделю. Мы объясняем это распространением эры электронных книг. Электронные книги читаются с помощью специальных устройств, которые называются «ридер» или «еЬоок». Это специальное устройство, предназначенное для чтения больших объемов информации. Не надо путать устройство «электронная книга» и устройство «планшет». У него другие функции.

В последнее время среди молодежи наблюдается рост популярности устройств для чтения электронных книг. В первую очередь, это связано с тем, что в память

таких устройств можно загрузить целую библиотеку и не обременять себя лишним грузом. Такие устройства весят немного и легко помещаются в сумку. Глаза при чтении книг на таких устройствах (если они на электронных чернилах) мало устают. Сейчас даже в школах используют подобные устройства. В Интернете можно найти множество электронных текстов книг, которые можно загрузить в свое устройство для чтения книг. Молодежь часто обменивается файлами понравившихся книг. Тем не менее печатная книга не потеряет свой актуальности никогда: хочется иногда подержать в руках настоящую книгу, многим ласкает глаз полка с любимыми книгами.

В заключение нашего анкетного опроса мы интересовались препятствиями, которые видят студенты на пути своего культурного развития: «Назовите основные препятствия на пути вашего культурного развития и раскрытия Вашего творческого потенциала?». При этом студентам предлагалось разделить внешние и внутренние препятствия. Это открытые вопросы и для их обработки использовалась указанная выше технология обработки качественных данных.

По ответам студентов было выделено шесть групп внешних препятствий (рис. 11). Главным препятствием на пути своего культурного развития студенты считают влияние внешней среды (32%). В своих ответах студенты отмечают свою зависимость от мнения окружающих: одногруппников, друзей, членов семьи. Некоторая часть респондентов видит причину сдерживания приобщения к культурным ценностям в отсутствии единомышленников и соответствующей компании. Другие студенты отмечают непонимание окружающих к их устремлениям.

влияние массовой культуры

недостаточно культурных центров в регионе

недостаточно интересных культурных мероприятий в городе

низкий уровень культуры в регионе

высокие цены на культурные мероприятия

мое окружение

ш

,16

Ш

0,24

ш

0,32

0,00 0,20 0,40 0,60

Рис. 11. Оценка структуры внешних препятствий на пути культурного развития

достаточно большое количество респондентов в качестве сдерживающего фактора отметили высокие цены на билеты на концерты, театральные постановки и другие культурные мероприятия (24%). Некоторые выделили высокие цены на посещение развивающих курсов и кружков, которые они хотели бы посещать

с целью повышения своего культурного уровня. Однако такая причина часто служит оправданием собственной безынициативности. Студенческая молодежь имеет достаточно льгот на посещение культурных мероприятий. Конечно, хотелось бы иметь еще больше таких льгот, вплоть до адресной финансовой поддержки со стороны местного бюджета.

Значительная часть опрошенных студентов считает, что их возможности ограничены общим уровнем развития культуры в регионе и отдаленностью от культурных центров страны (16%). Недалеко от ответов этой группы лежат такие, в которых утверждается, что студенты не могут найти культурные мероприятия, отвечающие их вкусам; из-за низкого уровня культурных мероприятий, проводимых в краевом центре (11%). Около 9% опрошенных считают, что в г. Владивостоке недостаточно культурных объектов (театров, музеев, выставочных комплексов и пр.). Некоторые отмечают, что в городе стало существенно меньше книжных магазинов, что совершенно справедливо.

В качестве наименьшей оценки по значимости среди прочих причин студенты указали влияние массовой культуры (телевидение, средства массовой информации). Отдельные студенты отмечают негативное влияние Интернета. Хотя такие ответы встречаются реже, чем другие, нельзя недооценивать их влияния на становление культуры молодого поколения. Телевидение в массовом количестве демонстрирует низкопробные сериалы. Нельзя согласиться со многими деятелями средств информации, утверждающими, что в демократическом обществе должен быть выбор того, что читать и смотреть. Во-первых, выбора становится все меньше из-за засилья низкопробной продукции, во-вторых, никто не отменял воспитательной функции средств массовой информации.

Среди внутренних причин, сдерживающих культурное развитие, на первое место студенты ставят отсутствие времени (28%) (рис. 12). Отчасти такая причина имеет место, многие студенты вынуждены сегодня совмещать учебу и работу.

Последний опрос студентов показал, что более 50% студентов помимо учебы еще и работают. Среди работающих студентов немало таких, которые получают заработную плату выше средней по региону. Чаще всего трудовая деятельность студентов не связана с будущей профессией.

Вторую причину в качестве препятствия культурному развитию студенты называют собственную лень (22%). И только на третьем месте стоит причина нехватки денежных средств. Занятость другими делами воспринимается близкой с причиной нехватки времени. Но в эту группу объединялись ответы, в которых указывались конкретные причины, например, занятия спортом, уход за маленькими детьми, хобби и прочие.

Немало студентов (10%) отметили, что культурному развитию мешают собственные черты характера, такие, как стеснительность, скромность, неуверенность в себе, замкнутость и прочие. Низкую базовую подготовку в качестве причины привели 2%.

Вызывает беспокойство категория студентов, ответивших, что их вообще не интересует проблема собственного культурного развития и они имеют другие жизненные приоритеты (11% опрошенных).

Выявление и систематизация мнений студентов по причинам, препятствующим культурному и творческому развитию, являются важнейшими этапами проведенного исследования. Анализ результатов исследования чрезвычайно важен для выработки управленческих решений, способствующих развитию культурной составляющей в молодежной среде.

Выводы

Современная молодежь живет своей отдельной от взрослых жизнью. Интересы молодежи, ценностные ориентиры и культурные запросы очень сильно отличаются от интересов предыдущих поколений. В сложный период становления новой экономики в нашей стране многие семьи были вынуждены заниматься проблемой выживания, а не воспитания подрастающего поколения [16].

На выбор действий молодых людей по формированию своего культурного уровня большое влияние оказывают приверженность к групповым интересам и стереотипам, следование моде, диктуемой лидерами молодежного сообщества. Однако лидерство, как правило, основывается на позициях отрицания. С одной стороны, без отрицания не может быть создано ничего нового, но, с другой стороны, отрицание, преследующее только цель подняться и выделиться в рамках некоторого обособленного сообщества, далеко не всегда полезно для общества в целом. Реклама и средства массовой информации часто в интересах привлечения молодежной аудитории подхватывают модные тенденции, а следовательно, содействуют их продвижению, невзирая на то, что несет мода - пользу или вред. Главным стало получение прибыли, а не развитие духовных ценностей.

для повышения культурного уровня молодежи средства массовой информации, в первую очередь телевидение, должны содействовать развитию культурного вкуса в обществе и в молодежной среде в частности. Подражание не лучшим образцам американизированных культурных стандартов не способствует развитию у российской молодежи собственной культурной идентификации.

Окунаясь во взрослую жизнь, молодые люди видят, что часто добиваются успеха эгоистичные и циничные, не считающиеся со средствами люди. В настоящее время студенческая молодежь часто жалуется на то, что они не могут самореализоваться из-за нехватки денежных средств. Это служит одной из причин ухода от реальной жизни в виртуальное пространство. Студенчество, в своей массе, никогда не имело достаточно денег, но раньше никто сильно не переживал по этому поводу. Сегодня картина изменилась. Стремление обрести финансовую свободу превалирует над стремлением к самосовершенствованию. Поэтому многие студенты совмещают учебу в университете с работой, несмотря на то, что часто работа мешает получению качественного образования и культурному развитию.

В современном российском обществе нарастает осознание всей важности проблемы культурного воспитания молодежи [19; 21]. Выявление и структуризация проблем, стоящих на пути культурного становления молодежи, определяют приоритеты их разрешения и способствуют поиску эффективных механизмов воздействия на молодежное сообщество с целью формирования качеств, необходимых для того, чтобы отвечать на новые вызовы современности.

1. Батурин Д.А. Виртуальная реальность фэнтезийного неомира // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. Т. 38, № 2 (38). С. 66-69.

2. Батюк Э.А. Что читает молодежь? Результаты исследования // Библиотечное дело. 2014. № 9 (219). С. 25-26.

3. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неконечных предложений в изучении образа «культурный человек» // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1997. № 9. С. 5-31.

4. Воронина Г. А., Рыбина М.А. Досуг и свободное время студентов // Альманах современной науки и образования. 2010. № 3-1. С. 143-146.

5. Гоголева С.А. Философия жанра фэнтези // Наука и образование. 2014. № 3 (75). С. 42-44.

6. Дорофеев А.А. Повседневная культура студенческой молодежи как междисциплинарная проблема // Педагогика. Общество. Право. 2015. № 1 (13). С. 92-96.

7. Елишев С.О. Приоритетные направления и проблемы в осуществлении государственной молодежной политики в Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2013. Т. 6, № 6 (32). С. 186-198.

8. Исачкин С.П. Место и роль России в мировой культуре // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 229-233.

9. Коленькова М.А. Досуговая культура российских студентов // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 4 (60). С. 51-59.

10. Крикунова В.А. Молодежная политика в современной России: понятия, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 277-283.

11. Круглова Л.К. Идея о человекотворческой функции культуры как методологическая основа развития культурологии // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 2. С. 18-21.

12. Луков М.В. Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 199-203.

13. Лысенко Н.Н. Система образования и «модели культурного человека» // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2012. № 5 (5). С. 148-154.

14. Любина О.Н. Основные функции культуры и их роль в формировании инновационного общества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 5. С. 70-73.

15. Мартышенко Н.С. Современные тенденции изменения структуры времяпрепровождения студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1 (47). С. 112-116.

16. Мартышенко С.Н. Исследование процессов, влияющих на качество жизни на территории Приморского края // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 555-559.

17. Мартышенко С.Н. Оценка и анализ миграционных настроений в студенческой среде Приморского края // Информационные технологии моделирования и управления. 2014. № 6 (90). С. 467-479.

18. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 148 с.

19. Современный человек в социальном, духовном и информационном пространстве / Мартышенко С.Н., Понькина А.М., Бавбекова И.А и др. М.: Перо, 2015. Кн. 4. - 124 с.

20. Мягченко Г.Ю. Повседневная культура в контексте образа жизни // Аналитика культурологии. 2005. № 3. С. 195-198.

21. Самойленко Г.Ю. Маркетинг взаимоотношений организаций культуры: общая модель структурирования и анализа информации (модель LEGENDS) // Практический маркетинг. 2017. № 1 (239). С. 17-23.

22. Слепцова Ю.А. Литературные предпочтения молодежи в современном обществе // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 15. С. 192-196.

23. Ткаченко В.В. Системы управления в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-1. С. 179-181.

24. Чебанюк Т.А. Теория культуры в структуре культурологического знания // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -2014. Т. 2, № 4 (20). С. 52-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Martyshenko S.N., Egorov E.A. Information technology for increasing qualitative information processing efficiency // Journal of Modern Applied Statistical Methods. 2011. Vol. 10, № 1. P. 207-213.

© Н.С. Мартышенко, 2017

для цитирования: Мартышенко Н.С. Маркетинг-менеджмент культурных потребностей в студенческом социуме Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. N° 1. С. 130-151.

For citation: Martyshenko N.S. Marketing management of cultural needs in the student society of Primorye Territory // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2017. Vol. 9. № 1. P. 130-151.

Дата поступления: 27.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.