Научная статья на тему 'Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание'

Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3635
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА / MANIPULATION INFLUENCE / MASS CONSCIOUSNESS / INFORMATION / MASS MEDIA / MOSAIC CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дашкова Айрин Юрьевна

Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению методов воздействия на массовое сознание в условиях формирования информационного общества. Обращено внимание на необходимость развития информационной и коммуникативной компетентности, умения различать в информационных сообщениях признаки манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulation Methods of Influencing Mass Consciousness

Conceptual approaches to understanding methods of influencing mass consciousness in conditions of information society formation are considered. The necessity of the development of information and communicative competence and the ability to make out the manipulation signs in communication is emphasized.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные методы воздействия на массовое сознание»

7. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 1996.

8. Баранов А.Г. Формы языковой игры // Человек играющий: Язык, личность, социум. М.; Тверь, 1998.

9. Иссерс О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // Вестн. Омского ун-та. 1996. № 1.

10. Иссерс О.С. «Паша - “Мерседес”», или речевая стратегия дискредитации // Вестн. Омского ун-та, 1997. № 2.

11. Иссерс О.С. досмотрите, на кого он похож!» // Вестн. Омского ун-та, 1997. № 3.

12. Сорокин Ю.А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России. М., 1997.

13. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. М., 2002. № 3. URL: http://www.infolex.ru/PolDis.html

14. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

15. Dijk T.A. van. Discourse Analysis of News. - Jensen K.B. (ed.) A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Media Research. Vol. 5. L., 1999.

16. Шевченко А.Ю. Дискурс-анализ политических медиатекстов // Политические исследования. 2002. № 6.

17. Социальный аспект речевого общения // СОЦИО: [сайт]. URL: http://s0ci0.ru/problemy-sociolingvistiki/86-socialnyj-aspekt-rechevogo-obshheniya.html

A.Yu. Dashkova Manipulation Methods of Influencing Mass Consciousness

Conceptual approaches to understanding methods of influencing mass consciousness in conditions of information society formation are considered. The necessity of the development of information and communicative competence and the ability to make out the manipulation signs in communication is emphasized.

Key words and word-combinations: manipulation influence, mass consciousness, information, mass media, mosaic culture.

Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению методов воздействия на массовое сознание в условиях формирования информационного общества. Обращено внимание на необходимость развития информационной и коммуникативной компетентности, умения различать в информационных сообщениях признаки манипуляции.

Ключевые слова и словосочетания: манипулятивное воздействие, массовое сознание, информация, средства массовой информации, мозаичная культура.

УДК 316.77+316.4 ББК 60.84

А.Ю. Дашкова

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

МЛ анипуляция может трактоваться как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» [1, с. 254]. Манипуля-тивные механизмы воздействия на массы неоднократно и на протяжении уже достаточно длительного времени исследовались теоретиками и применялись практиками. На примерах диктаторов, политических деятелей, проповедников, а также известных общественных деятелей можно убедиться в действенности эффективных манипулятив-

ных (с их стороны) способов управления толпой. Но и сегодня инструменты и практика применения технологий управления массовым сознанием привлекают внимание многих ученых, особенно в условиях формирования информационного общества.

Принципы воздействия на массы построены на ряде взаимосвязанных психологических приемов: эффект подчинения своего «Я»-индивидуально-го «Я »-коллективному [2] сопровождается эффектом заразительности [3], вследствие чего усиливается внушаемость отдельных индивидов и массы в целом [4]. На этом фоне человеческая толпа становится «жертвой страсти» и способна принять потенциально опасное, вредоносное коллективное решение [5].

В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже.

Первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие - внушение, подчинение не через рассудок, а через чувство. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Суггесторное воздействие слова нисколько не уменьшилось и в современную эпоху. Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим понадобилась полная свобода слова, реализуемая через превращение слова в безличный, неодухотворенный инструмент.

Учеными доказано, что на мышление, сознание и подсознание человека действует чередование звука и тишины - со своим ритмом, интенсивностью. Хайдеггер даже поставил вопрос о создании особой техники молчания как более или менее подсознательной коммуникации особо посвященных [6].

Словно в противовес теоретическим размышлениям философов, на современном Западе возникло явление, которое получило название «демократия шума». Исследователи отмечают, что в современном политическом процессе создается такое звуковое оформление окружающего политического пространства, что «средний» человек практически не располагает возможностями сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это выступает важным условием, обеспечивающим его беззащитность перед манипуляцией сознанием.

Одна из главных задач манипулятора - создать у массы людей состояние «рассеянности сознания». В таких условиях более вероятно, что люди будут действовать нерационально. На этом фоне применяются определенные техники, например ассоциации [7-8] или стереотипизации [9].

Несомненно, чувственная ступень познания стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому ее проще «эксплуатировать». В этой области легче создать цепную реакцию, основанную на «эпидемии чувств» и ориентированную на человеческую массу.

Общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное «раскачивание» эмоциональной сферы. Главным сред-

ством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающих сильное воздействие на чувства.

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. При сбалансированном взаимодействии мышления, воображения и чувства человек воспринимает реальность в образах, которые выстраиваются в соответствии с укорененной в сознании шкалой ценностей. Если манипулятор ставит перед собой задачу изменить поведение человека, заменить его «программу», то ему надо хотя бы на время исказить шкалу ценностей и, пользуясь моментом, заставить людей «захотеть того, чего они не хотят». Такая задача стоит, например, и перед коммерческой, и перед политической рекламой.

Внимание людей первоначально привлекается к сообщению, затем оно многократно повторяется, чтобы человек его запомнил. При этом в случае манипулирования главный посыл обычно камуфлируется: газеты применяют «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой, телевидение компонует видеоряд, подбирая отвлекающие внимание образы. Популярной разновидностью лжи является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания, что меняет контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл.

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Непрерывное воздействие на сознание сенсациями, особенно «плохими новостями» выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности». Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Подготовка сенсации - кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», «жизненный» материал будто бы так, что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности -сильное свойство телевидения. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире, как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но важно не это, а эффект, ради которого запускается сенсация.

Таким образом, тот, кто определяет структуру потока информации, отбирает «факты» и «проблемы», превращая их в сообщения, господствует и управляет массами. В немалой степени этому способствует предложение средствами массовой информации и информационными агентствами их собственных версий случившегося [10].

Главная функция масс-медиа в гражданском обществе состоит, как ни парадоксально, в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном

месте толпу - через массовую культуру и единый поток информации. Сеть СМИ действительно способна «накрывать» всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия транслируемых сообщений. Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится «стандартизация образа мысли и действия», которая «достигает национального или даже континентального размаха» [5].

Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы, поэтому уровень интеллектуальности сообщения, размещенного в них, зачастую умышленно понижается. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, желательно в форме утверждения (подобно установке гипнотизера). Как отмечал С. Мос-ковичи, утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая [4].

Погрузив человека в поток «всегда срочных» сообщений, СМИ разорвали «цепь времен», и превратили политическое действие в наблюдаемый якобы со стороны спектакль, в котором человек лишен исторических и этических координат. Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека, масс-медиа в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучили человека мыслить стереотипами и постепенно снизили интеллектуальный уровень сообщений, превратившись в эффективный инструмент оглупления масс.

В настоящее время, когда СМИ выступают как орудие идеологов, необходимо соблюдать правила поведения, чтобы не дать возможности манипулировать собой, уметь различать в информационных сообщениях признаки манипуляции. Нет однозначных инструкций и приемов защиты от манипуляций, но при выборе жизнеустройства важно не допустить потери национальной культуры, замены ее мозаичной, превращения в «людей толпы», потери своего «Я».

Библиографический список

1. Делахати А. Большой Оксфордский словарь английского языка. М., 2005.

2. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избранное. М., 1990. Кн. 1.

3. Лебоп Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

4. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

5. Грамши А. Тюремные тетради // Избранные произведения: в 3 т. М., 1959. Т. 3.

6. Хайдеггер М. Письма о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1974.

8. Джемс У. Психология. М., 1991.

9. Липпмап У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004.

10. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.