малый бизнес:
мотивация открытия и предпосылки развития
малый «доходный» бизнес
Русинов Дмитрий Павлович
аспирант кафедры экономической теории, Костромской государственный технологический университет [email protected]
_Аннотация
В статье рассматриваются позитивные стороны ведения малого бизнеса, выявляется мотивация для открытия предпринимательской деятельности, рассматривается положение дел за рубежом, где правительство оказывает всемерную поддержку представителям малого бизнеса, анализируются условия, позволяющие малому предприятию развиваться в более крупное.
Ключевые слова: малое предприятие, потребительская корзина, доходный бизнес, наемный труд
Малое предприятие, принято рассматривать, как собственность одного лица или семьи, владельцы которого, отвечают по обязательствам всем капиталом [8, С. 39]. Еще М. Вебер отмечал, что наличие большого количества малых предприятий в общей структуре народного хозяйства и их существенный вклад в общенациональный ВВП придают устойчивость экономике страны в периоды кризисов [4, С. 303], снижают социальную нагрузку на государство, вовлекая максимально возможное количество экономически активного населения, и как следствие достижения состояния максимальной эффективности, как это интерпретирует М. Алле. Когда все ресурсы, необходимые для его достижения, будь то финансовые или трудовые, задействованы в полной, и не меньшей, мере. Когда все экономически активное население занято в сфере производства благ, денежные средства не используются как сбережения на случай финансовых трудностей,
а в полном объеме используются в деятельности предприятия, увеличивая валовой оборот.
Доход предпринимателя и стоимость потребительской корзины
В тоже время, не являясь однородной структурой, малый бизнес представляют собой сообщества юридических и физических лиц с разными целями и задачами для предприятия, способами ведения дел, разными стимулами, подробно описанными Й. Шумпетером, и, как следствие, различными итогами. Притом, что любая деятельность, которая обслуживает потребительский спрос, вне зависимости является ли индивид предпринимателем или наемным работником, оплачивается деньгами, то есть приносит ему доход. Для предпринимателя он включает амортизацию и непосредственно доход от выполняемой им деятельности. Данный доход может быть даже меньше, чем та оплата труда, которую он мог бы получать как наемный работник, но он не может быть ниже, чем стоимость потребительской корзины, потому как он будет не заинтересован в ведении бизнеса, и не в состоянии физически выполнять свои функции. Так, согласно статистическим данным потребительские расходы на душу населения составили: в 2006 году - 5353,10 руб., в 2007 году - 6842,60 руб., в 2008 году - 8561,80 руб. [12]. Возможность получения дохода, равного сумме стоимости потребительской корзины, помноженной на количество членов семьи, является минимальным порогом, когда члены общества будут заинтересованы заниматься частной предпринимательской деятельностью.
При этом необходимо ориентироваться на мировой уровень потребления, потому как российская экономика является составной частью мирового хозяйства, когда финансовый капитал свободно перетекает в те отрасли и страны, где отдача от его применения максимальна [5, С. 227]. Соответственно, где уровень потребления выше, возникает потребность в удовлетворении спроса, что создает хорошие перспективы для начала бизнеса. И, как следствие - высокий спрос на финансовые ресурсы, необходимые для начала дела. При том что в стоимость потребительской
«...наличие большого количества малых предприятий в общей структуре народного хозяйства и их существенный вклад в общенациональный ВВП придают устойчивость экономике страны в периоды кризисов» М. Вебер
возможность
получения дохода,
равного сумме
стоимости
потребительской
корзины,
помноженной
на количество членов
семьи, является
минимальным
_порогом, когда члены общества будут
_заинтересованы
заниматься частной предпринимательской деятельностью
корзины среднестатистического россиянина входит 156 позиций, которая включает минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человек. В то время как в США это 300 наименований, Великобритании - 350, Германии - 475. И, соответственно, в Люксембурге например, стоимость потребительской корзины составляет 18 550 евро в год, Дании - 14 497, Великобритании - 13 119, Финляндии - 11 800 [13].
Опыт зарубежных стран по поддержке малого бизнеса
Развитие сферы услуг, индивидуализация потребительского спроса создают благоприятные условия для малого бизнеса. Причем, как отмечает М. Портер, сфера услуг растет скорее за счет мелких, начинающих фирм [7, С. 293]. Но поскольку в России потребности индивидов зачастую ограничиваются исключительно лишь товарами первой необходимости, что в большей мере присуще для развивающихся стран [9, С. 106-107], то в конкурентную борьбу включаются и предприятия более высокого ранга, сужая поле деятельности малых предприятий, в то время как за рубежом они обслуживают человеческие потребности более высокого уровня.
Бизнес, ориентированный на получение дохода как альтернативы оплаты труда, как правило, представляет собой предприятия семейно-родс-твенного типа, без привлечения наемного труда, где между всеми членами семьи распределены разнообразные функции ведения бизнеса. В международной практике, в частности в США, именно доходный бизнес, рассматривается как бизнес малых предприятий. В Законодательном акте «The Small Business Act of July 30, 1953» для малых предприятий предусмотрены микроссуды на приобретение оборудования, в том числе офисного, государственные гарантии на банковские кредиты, установлены квоты на получение данными предприятиями госзаказов, получения льготных кредитов правообладателей патентов на изобретения. Перечислены группы населения, необходимость вовлечения которых в экономическую жизнь стра-
ны, является первоочередной задачей государства [11]. Данные предприятия имеют представительства по защите их интересов, вплоть до права «вето» на принятие решений, прямо или косвенно затрагивающих их интересы.
То есть государство берет на себя некоторую часть расходов, снижая барьеры на вхождение в бизнес, создавая условия для массового занятия предпринимательством, в котором власти видят преграду на пути кризиса. Поэтому, как отмечал А. Маршалл, способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени овладеть ими [6, С. 382]. В то же время, массовость ограничивает возможности по извлечению значительных прибылей, но снижение бремени по несению некоторых расходов, дает возможность получения доходов не ниже, чем в других секторах экономики.
Успешность бизнеса -залог роста предприятия
Успешная экономическая деятельность подразумевает превышение доходов над расходами, что может привести к увеличению общего потребления семьи и достижения уровня экономически развитых стран. Дальнейшая эволюция бизнеса, переход его на более высокий качественный уровень, когда прибыль, пущенная на развитие предприятия, делает из бизнеса доходного, бизнес прибыльный, происходит за счет найма, либо внедрения инновационных технологий и новых способов ведения дела, потому как для достижения прогресса капитал и труд не могут обходиться друг без друга [2 ,С. 307, 321]. Укрупнение предприятия бывает выгодно, потому что оплата дополнительных расходов, связанных с оплатой персонала, дополнительных накладных расходов раскладывается на больший объем продукции. Развитие технологий позволяет нарастить среднее число подчиненных у одного начальника и тем самым понизить высоту управленческой пирамиды [3, С. 9].
При этом необходимо понимать, что использование новейших технологий требует даже большего внимания, чем система финансового учета,
«...способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени овладеть ими» А.Маршалл
успешность
и долгосрочность
проекта заключается
в правильной
организации
дела, имеющего
значимость хоть
для какой-нибудь
части общества
поскольку здесь любое успешное или неудачное действие несет больший резонансный эффект, чем в том случае, если бы предприятие использовало те же технологии, методы и способы ведения экономической деятельности, что и большинство местных компаний. Это связано с тем, что новатор в любой сфере деятельности становится объектом пристального внимания окружающих его субъектов, и любая ошибка становится видна всем окружающим. А успех позволяет сделать существенный шаг в развитии, когда происходит не эволюционное, а революционное движение вверх - «экономический лифт».
Соответственно, при осуществлении предпринимательских идей необходима как человеческая изобретательность, так и высокая квалификация бизнесмена как профессионала в осуществлении его бизнес-проектов, для того, чтобы использовать всю имеющуюся информацию, для выработки новых подходов к самым разнообразным сторонам коммерческой деятельности, чтобы разглядеть контуры новых продуктов и представить их потребителям. Успешность и долгосрочность проекта заключается в правильной организации дела, имеющего значимость хоть для какой-нибудь части общества. Но рост предприятия сверх какого-либо уровня означает, что оно переходит в иную размерную категорию, с другими условиями и правилами ведения дела.
Литература
1. Алле М. Условия эффективности в экономике / Пер. с фр. - М: Научно-исследовательский центр «Наука для общества», 1998. - 304 с.
2. Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное / пер. с фр. - М.: Эксмо, 2007. - 956 с.
3. Вассерман А. Керосин или водород // Бизнес-журнал. - 2008. - № 13. - С. 8-9.
4. Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем -М.: КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 576 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 25. - Ч. 1. -изд. 2-ое. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1969. - 649 с.
6. Маршалл А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. - Т.1. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 416 с.
7. Портер М. Международная конкуренция /Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
8. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. ВА. Калашников; Под общ. Ред. Л.П. Дашкова. - М.: Иформа-ционно-внедренческий центр «Маркетинг», 1994. - 189 с.
9. Станиславчик Е. Опыт поддержки, проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 4. - С.104-109.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Пер. с нем. - М.: Издательство Прогресс, 1982. - 452 с.
11. West's Encyclopedia of American Law [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://answers.com/ topic/small-business-administration .
12. Состав расходов на конечное потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gks.ru/free_doc/2009/b09_44/07-05. htm.
13. http://www.zhizn.ru/articles/show/116
Dmitry P. Rusinov
Postgraduate Student, Chair of Economic Theory, Kostroma State University of Technology
A Profitable Small Business
_Abstract
The article examines positive aspects of running a small business, reveals the motivation for starting a business, considers the situation abroad, where the government provides a full support for small businesses and analyzes the conditions that allow small businesses to grow into larger ones.
Keywords: small business, consumer goods basket, profitable business, hired labor