Научная статья на тему 'Малый бизнес: особенности развития, статистики и менеджмента'

Малый бизнес: особенности развития, статистики и менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛА / МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зонова Я.В.

В данной статье рассмотрена статистика малого бизнеса в РФ в области ВВП и безработицы в стране, на что оказал влияние менеджмент, в особенности менеджмент персонала малых предприятий. Акцентировано внимание на том, что человеческий ресурс один из основных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес: особенности развития, статистики и менеджмента»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 334.012.64

Зонова Я.В.,

Студентка

4 курс Факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства» Научный руководитель - Т.В. Гениберг, к.э.н., доцент Новосибирский государственный университет экономики и управления

Россия, г. Новосибирск

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, СТАТИСТИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

В данной статье рассмотрена статистика малого бизнеса в РФ в области ВВП и безработицы в стране, на что оказал влияние менеджмент, в особенности менеджмент персонала малых предприятий. Акцентировано внимание на том, что человеческий ресурс - один из основных ресурсов.

Ключевые слова

Малый бизнес, управление персоналом, менеджмент персонала, менеджмент малого предприятия, ВВП.

Малый бизнес в современной развитой рыночной экономике занимает важное место, большой сегмент многих национальных экономик мира, создает значительную часть валового продукта и занятость населения.

Современная мировая производственная практика показывает, что сегодня малому предпринимательству принадлежит значительный рыночный сегмент, отводится важное место в любой развитой национальной рыночной экономике. Этот сектор экономики в значительной мере определяет темпы роста современного экономического развития, структурные, качественные, количественные признаки и характеристики национального валового продукта. Мировая статистика показывает, что в развитых странах мира сегодня на него приходится от 65 до 85% валового внутреннего продукта. Следует отметить, что методическим подходам разделения современного бизнеса намалый (МБ), средний (СБ) и большой (ББ), сегодня уделяется достаточно большое значение, объясняется это практической необходимостью регулирования процессов развития всех национальных экономик. Необходимостью использования экономических инструментов в менеджменте малого бизнеса обусловлена эффективность деятельности данных предприятий [4].

Как уже отметили, в современной практике используются дефиниции малого, среднего, крупного бизнеса, в нашей стране пока еще чаще говорят соответственное «предпринимательство», однако последний термин применяется все реже, предпочтение отдается дефиниции «бизнес». Хотя в нашей стране часть экспертов доказывает, что понятие «предпринимательство» значительно шире дефиниции «бизнес», т.к. включает в себя все виды деятельности, а для бизнеса характерна лишь цель прибыли. Отмеченные уровни бизнеса чаще всего условно делятся по критериям выручки от реализации и по численности работающих. С учетом фактора все большей интеграции экономики нашей страны в мировую, членства в ВТО все же следует использовать принятую в мире практику дефиниции «бизнес».

Анализируя зарубежный опыт, изучение практики малого предпринимательства в странах Европейского Союза показало, что в них ведутся постоянные мониторинговые исследования движения трендов занятости, изменений в численности рабочих мест. Очень важное внимание уделяется показателям уровней безработицы, инфляции, кредитования, изменения внутреннего валового продукта. Происходят наблюдения за реализуемыми в малых компаниях стратегиями развития, бренд-стратегиями и деловыми стратегиями, как отмечает Ярошевич Е.А. и Гениберг Т.В. [5, с. 133]. В этой информации важное место занимает статистика по малым, средним и крупным предприятий, включая их структуру занятости, уровни безработицы, численности работников, а также производственные показатели и даже объемы благотворительной деятельности как говорит Т.В. Гениберг [2, с. 135].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Данный аспект тесно соприкасается с управлением персонала на предприятиях. Ведь персонал -важнейший ресурс для предприятия, следовательно, учитывая требования к устойчивости предприятий малого бизнеса, важно правильно управлять персоналом, что позволит реализовать эффективную деятельность.

В таблице 1 рассмотрим основные показатели российского малого бизнеса, где можно проследить динамику средней численности работников на предприятиях малого бизнеса [1].

Таблица 1

Основные показатели российского малого бизнеса

Год 2015 2014 2013 2012

Количество малых предприятий (включая микропредприятия) 2103780 2003038 2063126 1836432

Средняя численность работников, чел. 11744455 11695729 11683934 11480427

Оборот предприятий 26392218698 24781609173 23463700783 22610239470

Из таблицы 1 видно, что сегодня идет стабильное увеличение количества малых предприятий на российском рынке труда, и наблюдается одинаковый тренд по показателям малого и среднего бизнеса.

Показатели свидетельствуют об эффективном применении менеджмента персонала на предприятии, что охарактеризовано средней численностью работников и оборота промпредприятий одновременно с показателями уменьшения уровня безработицы, увеличением уровня занятости населения и уровня экономической активности. И, в свою очередь, можно говорить об их взаимозависимости.

Безусловно важно отметить особенности влияния внешних факторов на деятельность предприятий малого бизнеса. Такие факторы как налоговые ограничения, законодательные барьеры, санкции со стороны европейских стран могут ограничить деятельность предприятий малого бизнеса, а как следствие, и систему их менеджмента, которая должна адаптироваться к системе (данные ситуации можно предвидеть при помощи стратегического менеджмента, метода PEST-анализа). Мы видим, что количество малых предприятий сократилось практически на 60 тысяч [1]. При том, что в этой же самой статистической выкладке видно, что в остальные года число малых предприятий только росло.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что менеджмент на предприятиях малого бизнеса играет важную роль, поскольку решает вопросы управления важнейшими ресурсами предприятия, в том числе и человеческими ресурсами. Также менеджмент позволят скорректировать работу компании с учетом воздействия внешних факторов, минимизируя риски их воздействия, тем самым способствуя функционированию предприятия в типичных условиях и его достижению главной цели - максимизации прибыли.

Список использованной литературы:

1. Антонов М.В., Павлова И.В. Роль менеджмента малых предприятий на региональном рынке труда // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 - 2015.

2. Гениберг Т.В. Исторические и современные аспекты благотворительной деятельности российских императриц и супруг президентов России. Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 134-139.

3. Макущенко Л., Селиверстова Ю. Малым бизнес — основа региональной экономики/Современные проблемы науки и образования Выпуск №6/2012.

4. Спатарь А.В. Развитие малого бизнеса в России / Экономика и современный менеджмент: теория и практика - №2 (46) - 2015.

5. Ярошевич Е.А., Гениберг Т.В. Методические аспекты выбора и формирования бренд-стратегии компании на рынке лекарственных препаратов. В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". 2014. С. 133-134.

© Зонова Я.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 331

С. Ю. Кипятков

Студент 1 курса факультета Управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Аннотация

Образование и опыт работы в современном экономически развитом мире должны определять место работы и должность человека. Но что делать молодежи, которая, даже если и имеет какое-либо образование, совсем не обладает опытом работы? С какими проблема приходится сталкиваться молодежи при поиске работы? Какие советы можно дать в таких ситуациях? Обо всем этом рассказывается в статье.

Ключевые слова Молодежь; безработица; трудоустройство; работа.

В современном мире становится очень важным задействовать максимальное количество людей в различных сферах деятельности. Это необходимо прежде всего для самих людей: если большинство будет трудоустроено, то получится минимизировать количество безработных и, как следствие, живущих за гранью прожиточного минимума. Также это важно для развития экономики государства в целом.

В наиболее трудном положении находится молодежь, ведь именно ней труднее всего с нуля вникнуть в этот огромный механизм трудовой деятельности. Любому работодателю проще взять к себе опытного и взрослого специалиста, чем непроверенного временем новичка, которому наверняка придется объяснять очевидные типичные вещи.

Безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию. [1]

Изначально эта проблема появляется из-за целого ряда причин. Во-первых, желающим подзаработать не хватает достаточной информации о способах заработка, путях карьерного роста, востребованных профессиях и т. п. Школа не подготавливает будущих работников к таким важным аспектам трудовой деятельности, хотя это должна быть одна из главных целей учебных заведений. Во-вторых, отсутствие практических знаний о процессе работы, что вытекает из нехватки опыта. Молодые люди обычно обладают лишь теоретическими знаниями о своей будущей работе, но с чем им реально придется столкнуться на рабочем месте они могут лишь гадать. В какой-то степени, это проблема, которую должны решать не молодые специалисты, а люди, разрабатывающие учебный план в соответствующих учебных заведениях. В-третьих, огромная конкуренция среди такой же молодежи, которая так же отчаянно ищет хорошее место работы. Работодателю, видящему десятки молодых специалистов без опыта работы, ничего не остается как отдать предпочтение самому опытному и проверенному специалисту, который будет выделяться из этих людей.

Как следствие этих факторов, молодые люди сталкиваются с препятствиями при получении достойного труда и, особенно, первой работы. Кроме того, в трудные экономические времена, молодых людей часто увольняют первыми, что еще больше осложняет их жизнь, препятствует последовательному наращиванию собственных навыков и опыта. В конечном итоге многие молодые люди сталкиваются с длительными периодами безработицы или неполной занятостью на рабочих местах. [2]

Некоторые готовы даже уехать за границу чтобы обеспечить себе больший потенциал для карьеры. Но не каждый может позволить себе такое, потому что на это нужны большие деньги. В России среди студентов довольно редко находятся люди, которым удается найти подработку на первое время по специальности. А работодатель чаще всего просит опыт работы именно по конкретной специальности, а не в общем. Многие высшие учебные заведения знают про важность практических знаний и предоставляют практику в организациях - глупо отказываться от такой отличной возможности приобрести опыт работы еще даже не получив аттестата. Данную практику следует активно развивать т. к. это повышает компетентность будущих сотрудников и ускоряет процесс их трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.