Научная статья на тему 'Малый бизнес как ключевой фактор социально-экономической стабильности региона'

Малый бизнес как ключевой фактор социально-экономической стабильности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинаров Е. В., Цицюрская У. В.

В условиях рыночной экономики одним из основных направлений функционирования малых форм предпринимательства является фактор социально-экономической стабильности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как ключевой фактор социально-экономической стабильности региона»

Список литературы:

1. Быков А., Мешковский А. Переход отрасли через Альпы. Внедрение в России правил GMP обеспечит европейский вектор развития Фарминдустрии // «Российская газета» - Экономика «Фармацевтика». - 20.12.2011.

2. Макаркина О., Равинская Т. Беспамятная data. ФАС вынесла на обсуждение поправки в Закон «Об обращении ЛС» // Фармацевтический вестник. - 2012. - № 10 (670).

3. Милушин М.И., Мохов А.А., Сергеев Ю.Д. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. Научно-практическое руководство. - М.: МИА, 2009.

4. Кононова С.В., Дадус Н.Н., Шумилина Л.Е. Государственное регулирование цен на лекарственные средства - социальная выгода или экономические потери // Ремедиум Приволжье. - 2010. - № 3.

5. Констандогло О. Жизненно важные опоздания // Фармацевтический вестник. - 2011. - № 31 (647).

6. Котляров И., Балашов А. Противоречия государственной политики в области регулирования цен на лекарственные средства: проблемы и пути их решения // Вопросы экономики. - 2011. - № 10.

7. Пшеничникова М.В. Развитие фармацевтической промышленности как фактор модернизации экономики: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2012.

8. Равинская Т. Два по цене трех. Миланфор снова не пустили на рынок // Фармацевтический вестник. - 2012. - № 7 (665).

9. Чернов А. Лекарственные лабиринты // Большой бизнес. - 2011. -№ 11 (86).

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

РЕГИОНА

© Градинаров Е.В.*, Цицюрская У.В.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В условиях рыночной экономики одним из основных направлений функционирования малых форм предпринимательства является фактор социально-экономической стабильности региона.

* Ассистент кафедры Менеджмент.

* Магистрант кафедры Экономики и предпринимательства.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без учета интересов субъектов малого предпринимательства. В этой связи встает необходимость активизации и расширения мер государственной поддержки малых форм предпринимательства, являющихся особой сферой социально-экономических отношений в рыночных условиях хозяйствования.

Теоретико-методические основы возникновения, развития и функционирования предпринимательства всесторонне рассмотрены представителями зарубежных и отечественных специалистов: Л. Брю, М. Вебера, П. Дру-кера, В.Ф. Башмачникова, И.Н. Буздалова, A.M. Емельянова, Н.Д. Кондратьева, В.И. Кудряшова, В.В. Кузнецова, В.В. Милосердова, А.А. Никонова, А.В. Осиповой, А.В. Петрикова, Н.А. Попова, А.Ф. Серкова, М.И. Туган-Ба-рановского, В.Я. Узуна, В.Н. Хлыстуна, А.В. Чаянова и др. Результаты проведенного анализа позволили выявить специфику процессов формирования и развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве в зависимости от региональных особенностей. Отнесение субъектов хозяйствования к категории малого сельского предпринимательства требует существенной корректировки. Действующие критерии в недостаточной степени отражают региональные особенности развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Среднегодовая численность работников в крестьянских (фермерских) хозяйствах равнялась 4 042 чел., в том числе постоянные работники - 3 812 чел. или 94,3 %, сезонные и временные - 230 чел. 5,7 %. За 2010 г. было начислено заработной платы 310,5 млн. руб., в том числе работникам постоянным -297,2 млн. руб., сезонным и временным - 11,7 млн. руб. Среднемесячная заработная плата у постоянных работников равнялась в среднем - 6 500 руб.

Исследованием установлено, что в Ростовской области насчитывается 12,9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; 547 тыс. личных подсобных хозяйств. На долю сельскохозяйственных организаций приходится 70 % всех посевных площадей, посевы крестьянских (фермерских) хозяйств составляют 28 %, хозяйств населения - 2 %. В 2010 году КФХ обрабатывали 1,6 млн. га (19 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения области), в том числе посевы зерновых занимали 720 тыс. га, посевы подсолнечника -218 тыс. га; овощей - 8,2 тыс. га. Личными подсобными хозяйствами обрабатывалось 0,2 млн. га. Доля сельхозорганизаций составляла 42,4 % областной продукции сельского хозяйства, хозяйств населения - 46,5 %, фермерских хозяйств - 11,1 %.

В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства области на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось 11,4 % или 12,3 млрд. рублей. Фермерский сектор специализируется на производстве растениеводческой продукции. В 2010 году объем производства зерновых составил 1487 тыс. т или 23 % от общего объема производства по области; объем производства подсолнечника - 153 тыс. т или 20 %; овощей - 121 тыс. т или 31 %.

Анализ отрасли животноводства показал, что во всех категориях хозяйств уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных. Основное поголовье животных содержалось в личных подсобных хозяйствах: крупный рогатый скот - 66 %; свиней - 52 %; овец и коз - 57 % к общей численности. Анализ темпов изменения поголовья скота и птицы в крестьянских (фермерских) хозяйствах свидетельствует об их снижении. Так, по крупному рогатому скоту 2008 г. к 2007 г. на 4,1 %, свиней - 1,1 %, овец и коз - на 10,5 %. Однако наблюдался планомерный рост поголовья птиц на 13,5 %. В общем производстве продуктов животноводства основную долю занимали личные подсобные хозяйства. По производству мяса их доля составляла в 2009 году - 59,8 %, молока - 77,2 %, яиц - 35,8 %. В крестьянских (фермерских) хозяйствах производилось 5,8 % мяса, молока - 9,4 %, яиц - 1 %. Анализ продуктивности скота по категориям хозяйств показывает, что самый высокий показатель продуктивности по надою молока в расчете на одну корову в 2009 г. принадлежал личным подсобным хозяйствам - 4294 кг. В крестьянских (фермерских) хозяйствах этот показатель составлял 4073 кг. Самая низкая продуктивность в расчете на одну корову наблюдалась в сельхоз-организациях - 3951 кг.

Исследованием установлено, что в 2010г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Ростовской области было реализовано продукции растениеводства: зерновых и зернобобовых - 7 580 тыс. ц; рапса - 66 тыс. ц; сои - 9,8 тыс. ц; сахарной свеклы - 822 тыс. ц; подсолнечника - 1 383,6 тыс. ц; картофеля -116 тыс. ц; овощей - 397,5 тыс. руб.; бахчи - 41 тыс. руб.; сено - 45,3 тыс. руб.

Продукции животноводства было реализовано: скота и птицы в живой массе 1 798,9 т, в том числе крупного рогатого скота - 645 т; свиней - 643 т; овец и коз - 554 т; птицы - 5,6 т; прочие - 7,9 т; молока - 752 т; шерсть -233 т; яиц - 48 тыс. штук; рыбы - 21 т.

Анализ показал, что в 2010 г. стоимость зданий и сооружений в крестьянских (фермерских) хозяйствах равнялась 375 млн. руб., что 9 % выше уровня 2009 г., сельскохозяйственной техники - 3 383 млн. руб. или на 0, 3 % выше, транспортных средств - 387, 8 млн. руб. или на 8,9 % выше. Стоимость земельных участков - 761,9 млн. руб., в том числе арендованные 528,4 млн. руб.

За 2010 г доходы в крестьянских (фермерских) хозяйствах были 4 878 млн. руб., расходы - 4 003 млн. руб. В структуре доходов наибольший удельный вес занимали доходы от реализации сельскохозяйственной продукции 89,3 % (5 573,5 млн. руб.). В структуре расходов - приобретение материальных ресурсов 56,3 % (3 058,6 млн. руб.), основных средств - 22,4 % (1 219,3 млн. руб.), на оплату труда - 6,0 % (323,9 млн. руб.), прочие расходы - 15,3 % (832,7 млн. рублей). Самые высокие расходы были на электроэнергию -179 млн. руб.

В 2010 г. крестьянские (фермерские) хозяйства имели кредитов на сумму 1 656,5 млн. руб., что на 519 млн. выше уровня 2009 г., в том числе кратко-

срочных - 1 031,6 млн. руб., долгосрочных 624,9 млн. руб. Займы составили 258,8 млн. руб., что на 80,8 млн. выше уровня 2009 г., в том числе краткосрочные - 189,7 млн. руб., долгосрочные - 69 млн. руб. Дебиторская задолженность в 2010 г. равнялась 256, 6 млн. руб., кредиторская задолженность -1 644,1 млн. руб., в том числе по кредитам и займам - 1 550, 8 млн. руб., расчеты с поставщиками - 44,7 млн. руб. Задолженность по налогам и сборам на конец 2010 г. равнялась 20 809 тыс. руб., в том числе штрафы и пени -142 тыс. руб. Начислено налогов за 2010г. 288,5 млн. руб.

Господдержка крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в рамках 2-х целевых программ: по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009-2013 годы. Объем государственной поддержки за счет всех уровней бюджета в период 2007-2009 годов по всем направлениям увеличился в 2,2 раза: в 2007 году выплачено 157,3 млн. руб., в 2010 году - 344,9 млн. руб. В 2009 году получено 34,2 млн. рублей бюджетных средств, в 2010 году - 25,5 млн. руб.

В целях содействия развитию малого предпринимательства необходимым направлением государственной политики выступает дальнейшее совершенствование системы кредитования на основе развития кредитных кооперативов, выделения средств для формирования их паевых фондов, а также расширения практики субсидирования процентных ставок за счет региональных бюджетов.

Важным механизмом обновления материально-технической базы субъектов малого предпринимательства является развитие рынка лизинговых услуг и оказание имущественной поддержки со стороны органов государственной власти субъектов РФ.

Одним из основных направлений повышения эффективности функционирования малых форм предпринимательства выступает развитие и углубление интеграционных процессов на основе единого координационного центра, обеспечивающего взаимодействие субъектов малого предпринимательства с органами управления, кредитными учреждениями, страховыми организациями и сферой реализации сельскохозяйственной продукции. Объединение в различные формы кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий, коллективных сельскохозяйственных организаций (акционерных обществ, товариществ) и предприятий перерабатывающей сферы может стать реальным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельхозпродукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных и торговых организаций.

Взаимодействие крупного бизнеса с субъектами малого предпринимательства должно способствовать укреплению аграрной экономики, если оно будет легальным, контролируемым и регулируемым со стороны органов управления субъекта РФ. Одним из вариантов такого взаимодействия может служить использование договоров контрактации во взаимоотношениях малых и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Список литературы:

1. Статистический сборник «Крестьянские (фермерские) хозяйства в Ростовской области за 2004-2008 годы»: стат. сборн. / Ростовстат. - Ростов н/Д, 2009. - 93 с.

2. Статистический сборник «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009»: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 439 с.

3. Торопов Д., Кичигина И.,Малое предпринимательство сельский аспект // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 2. - С. 39-42.

4. www.donland.ru.

5. www.mcx.ru.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЛАСТИ

© Демичева Н.А.*

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),

г. Москва

Рассматриваются особенности менеджмента в предприятиях социально-культурной сферы в современных российских условиях. Приводятся данные о стратегических планах ОАО «РЖД» в социально-культурной сфере на базе анализа официальных документов. Обоснована необходимость шире использовать новые информационные технологии при управлении предприятиями и в подготовке персонала.

Социально-культурная сфера - весьма сложное и достаточно неоднозначное понятие. Некоторые авторы трактуют это понятие достаточно широко и определяют социально-культурную сферу как совокупность всех предприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности людей. Другие, напротив, ограничивают социально-культурную сферу исключительно туризмом и отраслью гостеприимства. Отдельные исследователи включают в понятие социально-культурной сферы совокупность лишь тех предприятий, которые выполняют социально-культурные функции, имеющие значение для всего общества, а это достаточно узкий перечень.

Представляется, что под социально-культурной сферой можно понимать совокупность предприятий, на которых производятся товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей людей [1].

* Аспирант кафедры «Экономическая информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.