Научная статья на тему 'Малые государства на фоне антитеррористических коалиций'

Малые государства на фоне антитеррористических коалиций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
450
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
шесть военных очагов на Ближнем Востоке / три антиигиловские коалиции региона / конфликт Саудовской Аравии и Ирана / целесообразность нейтральной позиции РА в ближневосточном политическом хаосе / избежание экзистенциальной враждебности еще одного мощного государства / возможность прорыва армянской дипломатии в направлении Исламабада

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арман Навасардян

В мировой политике появилось исламское квазигосударство – ДАИШ, которое впервые с момента заключения Вестфальского договора оспаривает легитимность государств в вопросах объявления войны и мира. В настоящее время на Большом Ближнем Востоке тлеют шесть военных очагов – палестино-израильское противостояние, боевые действия в Ираке, Сирии, Йемене, война с «Исламским государством», конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Последний, разгоревшись в начале этого года, грозит усугубить и без того взрывоопасную ситуацию в регионе и распространиться за его пределы, вылившись в религиозную войну между суннизмом и шиизмом. В создавшемся хаосе Республике Армения следует соблюдать нейтралитет и не примыкать ни к одной из трех антиигиловских коалиций. Армения, не имеющая дипломатических отношений с Саудовской Аравией и Пакистаном, должна попытаться осуществить дипломатический прорыв на исламабадском направлении, воспользовавшись противоречиями между этими двумя государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL COUNTRIES IN THE THREEFOLD PATTERN OF THE ANTI-TERROR COALITIONS

An Islamic quasi-state called Daesh has recently emerged in world politics. For the first time after Westphalian agreement in international affairs it disputes countries' legitimacy in announcing war or peace. Now there are six flash points in Middle East: Israeli-Palestinian conflict, military actions with the Daesh in Iraq, Syria, Yemen and the conflict between Iran and Saudi Arabia. The latter burst out in early 2016, threatening to aggravate the explosive situation in the region and expand it beyond its borders, causing a war of religions between Sunnis and Shias. Republic of Armenia should remain neutral in such kind of chaotic situation and avoid supporting any of three anti-Daesh coalitions. Having no diplomatic ties with Saudi Arabia and Pakistan, Armenia should attempt a diplomatic breakthrough towards Islamabad, making use of the antagonism observed between these two countries.

Текст научной работы на тему «Малые государства на фоне антитеррористических коалиций»

МАЛЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОНЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ КОАЛИЦИЙ

Арман Навасардян

Ключевые слова: шесть военных очагов на Ближнем Востоке, три антиигиловские коалиции региона, конфликт Саудовской Аравии и Ирана, целесообразность нейтральной позиции РА в ближневосточном политическом хаосе, избежание экзистенциальной враждебности еще одного мощного государства, возможность прорыва армянской дипломатии в направлении Исламабада.

Осуществленный 11 сентября 2001 года беспрецедентный террористический акт в Нью-Йорке возвестил о том, что на всемирную политическую арену вышел новый смертельно опасный игрок: исламский экстремизм. Он очень быстро приобрел транснациональный, универсальный характер, создал в своем роде террористический интернационал и стал негосударственным коллективным субъектом в мировой политике. После подписанного в 1648г. Вестфальского мирного соглашения появилось исламское квазигосударство (ISIS, ИГИЛ, ДА-ИШ), которое впервые в международных отношениях начало оспаривать легитимность государств в вопросах объявления войны и мира.

Естественно, с необходимостью разворачивания совместных антитеррористических действий первыми столкнулись великие державы, против которых и была направлена острая стрела терроризма и экстремизма.

Это уже потом малые государства наряду с большими странами были вовлечены в водоворот терроризма, что приблизило или отдалило их к тем или иным военно-политическим блокам.

Подобные процессы особо ярко выражены в кризисных регионах, например, на Ближнем Востоке. Происходящие здесь военные действия вынуждают малые государства примыкать к разным коалициям.

' Заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений Российско-армянского (Славянского) университета, Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Первую антитерроистическую коалицию, направленную против лидера международного терроризма - «Исламского государства Ирака и Леванте» (ДАИШ, ISIS, ИГИЛ, Исламское государство) - создали в 2014 году США, включив в нее отдельных членов НАТО, Лиги арабских государств и Евросоюза.

«Существует мнение, что в созданной США коалиции участвует около 40 стран, однако в подсчетах количества союзников всегда присутствуют описательные термины «около», «приблизительно», «менее» или «более», также отмечаются округленные цифры и 65 и 70. Проблема в том, что на практике подсчитать количество членов невозможно, поскольку их вклад в общее дело существенно разнится»1.

Действительно, военно-технический и человеческий потенциал, а также возможности государств, участвующих в военных действиях, довольно асимметричны. Наряду с Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Австралией, Канадой в коалицию входят Израиль, Ирландия, Эстония, Швеция, Швейцария, Словакия, Албания, Люксембург. Перечисленные государства участвуют в военных действиях в финансовом, разведывательном и логистическом смысле, каждая в рамках своих возможностей. Остальным же малым государствам, которые отказываются от подобного участия в военных действиях, Вашингтон предоставляет политико-пропагандистскую роль. В этой миссии участвуют: Грузия, Латвия, Литва, Ливан, Македония, Молдова, Оман, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Финляндия и Тайвань.

Отдельное значение приобретает участие арабских стран в американской антитеррористической коалиции, независимо от величины их коэффициента полезного действия. Например, вклад Саудовской Аравии в общую борьбу значительно превосходит вклад Бахрейна, имея в виду размер и объем их возможностей. Арабское участие в коалиции для Соединенных Штатов несет не столько практическое, сколько показательное и психологическое значение: доказать мировому сообществу единство и солидарность арабских стран с Америкой, а не с Россией или Ираном. Широко используется также тот фактор, что арабы никогда не участвуют в бомбардировках территории Ирака, но действу-

1 http://vz.ru/world/2015/10/29/775193.html.

ют в направлении Сирии, что является доказательством единства их политической воли в вопросе смещения Асада1.

Вовлеченность ряда малых государств Большого Ближнего Востока в американскую коалицию несет довольно противоречивый характер и служит доказательством бесспорного факта наличия двойных стандартов в политике. Они как бы, с одной стороны, борются с исламистами, а с другой - предоставляют финансовую и военно-техническую поддержку Исламскому государству и экстремистским террористическим организациям «Джабхат ан-нусра»2.

Тут лидером политической и дипломатической двойной игры является Анкара. Для маленьких стран, которые маневрируют в борьбе с терроризмом, Турция стала хорошим учителем, обеспечивающим их своеобразной индульгенцией.

Нейтральное поведение Турции в отношении Исламского государства давно перестало быть тайной. «Сложившееся вокруг формирования в регионе нового квазигосударства политическое положение говорит о том, что, несмотря на членство Турции в НАТО, официально Анкара защищает собственные интересы и не готова поддержать военные действия США и государств Арабской лиги в Сирии и Ираке»3.

В результате, широко разрекламированная американская кампания «по борьбе с терроризмом и экстремизмом» становится бесплодной, несет непродуктивный и недальновидный характер.

Неоспорима значимость другой, возглавляемой Россией, коалиции в борьбе с терроризмом (РФ, Иран, Сирия, Ирак). Говорить, что появление Москвы в Сирии стало очень крупным достижением в деле уничтожения ДАИШ, было бы преувеличением. Однако невозможно отрицать, что появление на военной арене российской космической и военно-воздушной техники в сентябре 2015 года заметно изменило соотношение сил на Ближнем востоке, разбило миф о непобедимости ДАИШ, доказало, что успех цивилизованного общества в

1 Там же.

2 http://news.bigmir.net/world/953605-Asad-obvinil-v-podderjke-IGIL-Tyrciu-Katar-i-Saydovskyu-Araviu-§аСоЫоп.

3 http://riss.ru/analitycs/6701/.

борьбе с терроризмом заключается в консолидации действий. Тем не менее, кроме вышеперечисленных государств ни одно другое государство, большое, среднее или маленькое не приняло участия в сформированной Россией коалиции. Безответным остался озвученный с кафедры ООН призыв Путина, создать коалицию по типу антигитлеровской против терроризма и экстремизма. А каковыми стали взаимоотношения России с позиционирующей себя как «стратегический партнер» Турцией в борьбе с ДАИШ - объяснений не требует. Это вновь служит доказательством, что, несмотря на нависшую над человечеством опасность, каждое государство руководствуется политическими и эгоцентрическими интересами. А малые государства остаются мелкими картами в играх великих держав.

Однако война России в Сирии сверхважна для нее с точки зрения другого геополитического ракурса. «Возвращение» в регион важно, как вода и воздух, для ее борьбы за многополярный новый мировой порядок.

Сенсацией хаотичного положения Ближнего Востока в последние дни 2015 года стало заявление Саудовской Аравии о том, что это королевство создает антитеррористическую коалицию, состоящую из вооруженных сил 34 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Политический парадокс заключается в том, что Саудовская Аравия, будучи одним из основных членов возглавляемой Соединенными Штатами коалиции, решила объединить средние и малые государства для борьбы с Исламским государством, в то время как сама, наряду с Турцией, является одним из основателей, сторонников и приверженцев этого квазигосударства. Кроме того, на первый взгляд, решение Эр-Рияда бороться с ДАИШ выходит за рамки политической логики, если учитывать, что оба фактически стремятся к свержению режима Башара Асада. Помимо этого, если Саудовская Аравия действительно начнет сражаться против ДАИШ, получится, что плечом к плечу с ней с тех же позиций сражается ее заклятый враг Иран. Это уже из жанра фантастики. Даже для далекого от политики человека складывается простая истина: Саудовская Аравия объединяет большие и малые державы под предлогом терроризма с целью объявления «священной войны» Ирану.

По нашему мнению, образование коалиции Саудовской Аравией обусловлено рядом геополитических факторов. Скорый конец политической и экономической изоляции Ирана, положительное отношение Соединенных Штатов к Тегерану и, наоборот, «холодное» отношение к Эр-Рияду и, наконец, «случайное» появление России с мощнейшим оружием на Ближнем Востоке -все это стало политическим шоком для Саудовской Аравии, сигналом о маргинализации, который толкает ее к активным действиям. Можно добавить еще несколько причин:

1. Острая внутриполитическая клановая борьба внутри королевства.

2. Экспансионистские амбиции Исламского государства ДАИШ в отношении Медины и Мекки, в качестве будущих святилищ халифата (на самом деле, исламисты стремятся завладеть нефтью королевства). 2,5 тысячи саудовских арабов1, сражающихся против Эр-Рияда в рядах террористов, что не может не пугать власти Саудовской Аравии.

3. Саудовская Аравия стремится отодвинуть на второй план своих главных соперников Иран и Россию, быть в рядах великих держав в регионе и в процессе формирования будущего правительства Сирии.

4. Действия повстанцев хуситов в Йемене при активном участии Ирана представляют серьезную угрозу для Саудовской Аравии и соседних малых стран. Вдобавок к этому царящая взрывоопасная ситуация в другом малом государстве, Бахрейне, вынуждает Эр-Рияд вместе с Египтом, Турцией и государствами Залива сдерживать южный участок стран региона под влиянием себя и своих основных союзников.

Заслуживает внимания информация, что желание примкнуть к формирующейся коалиции проявили Азербайджан, Казахстан и Таджикистан, чей президент Эмомали Рахмон готовится к визиту в Саудовскую Аравию в январе2. А какими Баку видит свои дальнейшие связи с Ираном в случае присоединения к коалиции Саудовской Аравии - представить сложно, если учесть его и без того непростые отношения с Тегераном.

1 http://inosmi.ru/military/20160103/234980754.html.

2 http://ria.rU/analytics/20151223/1347511508.html#ixzz3wMFSr4Ju.

Не будем забывать, что до этого Саудовская Аравия уже создавала другую коалицию Арабских стран для борьбы с вооруженным движением хуситов (Ансар Аллах) в Йемене, которое имея широкую поддержку Ирана, достигло серьезных успехов и, захватив город Аден (Южный Йемен), угрожало Эр-Рияду. Для сопротивления шиитам-хуситам, за 9 месяцев военных столкновений с которыми число жертв с обеих сторон составило 6 тысяч человек, сау-довцы сформировали эту коалицию арабских стран, вновь состоящую в основном из малых стран: Кувейт, Катар, Марокко, Бахрейн. Стараниями ООН, между сражающимися сторонами в середине декабря в Женеве было принято соглашение о прекращении огня. Оно продлилось всего две недели. Сегодня военные действия ведутся с новым темпом.

В первых числах 2016 года в Саудовской Аравии по обвинению в терроризме были казнены известный шиитский проповедник Нимр Ан-Нимр и 47 шиитских верующих. 3 января в Тегеране протестующие напали на посольство Саудовской Аравии (обошлось без жертв), однако Эр-Рияд разорвал дипломатические отношения и отозвал своих дипломатов.

Таким образом, Ближний Восток в настоящем времени стал одним из самых взрывоопасных и нестабильных регионов на земле, где разворачиваются шесть вооруженных конфликтов: палестино-израильский, гражданские войны в Ливии, Сирии, Ираке и военные действия с Исламским государством. (Число жертв не точно. Согласно данным организации Humans Rights Watch, только в Сирии в 2015 году погибли 320 тысяч человек1).

Последний очаг напряженности - ирано-саудовский конфликт - добавляет новые обороты нарастающему валу суннито-шиитского конфликта, угрожая катастрофическими последствиями для международных отношений в отдаленных от Ближнего Востока регионах.

К риску ирано-саудовского конфликта специально обратился министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, когда сказал: «Важно, чтобы существующая непримиримость в отношениях между ИРИ и Саудовской Аравией не углубляла наметившийся очень серьезный раскол внутри исламского мира -

1 http://inosmi.ru/military/20160103/234980754.html

между суннитами, которые ассоциируются с Саудовской Аравией, и шиитами, лидером которых в исламском мире воспринимается Иран»1.

То, что малые государства в той или иной мере принимают участие в ближневосточных политических катаклизмах, беря пример дипломатического поведения со своих «старших» коллег, - доказанный факт. На следующий день после расторжения дипломатических отношений Эр-Рияда с Тегераном, Бахрейн, Кувейт, Джибути, Судан, Тунис отозвали своих дипломатов из Тегерана. С малой вероятностью ошибиться можно сказать, что в случае дальнейшего усугубления напряженности в отношениях Иран-Саудовская Аравия малые государства региона практически без исключений последуют за примером своего старшего коллеги Эр-Рияда, что еще сильнее обострит взрывоопасное положение в арабском мире.

Интересно отметить, что анализ событий, последовавших за «Арабской весной», и динамика сегодняшних международных отношений на Ближнем Востоке доказывают, что тенденция государств становления абсолютным до-минантом в регионе постепенно угасает. Турция, к примеру, после неудачных попыток, отказывается от своих великодержавных амбиций, США словно ищет себе замену для передачи ей места у руля управления; Россия по ряду объективных причин не может стать главенствующей силой в арабском мире. На арене остается Иран, который после налаживания отношений с США и Европой может выйти из изоляционного болота, однако его становление признанной сверхдержавой в регионе, по нашему мнению, лишено реальных возможностей на основании религиозных, этнических, национальных политико-экономических и целого ряда других факторов.

Сегодня Ближний Восток напоминает большую многочленную семью, где каждый занят своими собственными кратковременными задачами, оппортунизмом и политикой взаимного противопоставления, вынуждая к этому находящиеся под их влиянием малые государства. Таким был регион, таковым и останется в обозримом будущем.

1 Лавров С. В. Раскол между суннитами и шиитами нельзя замести под ковер, http://www.ng.ru/world/2013-11-20/8_raskol.html

А что же Иран и Саудовская Аравия? По мнению арабских аналитиков «для Ирана и Саудовской Аравии действительность на раздробленном Ближнем Востоке будет заключаться в том, что по иронии судьбы у них будет больше всего проблем в тех регионах, где они имеют наибольшее влияние. В этой дьявольской игре эти два государства Ближнего Востока, находящиеся в состоянии холодной войны, сделают все, чтобы причинять друг другу беспокойство с помощью дестабилизации и посреднических сил, вследствие чего пострадают люди»1.

Проблема в том, что Ближний Восток словно на шаг отстал от геополитического процесса, где отношения опредляют скорее экономические, технологические и культурные ценности, чем войны и сила оружия.

«Несомненно, основная проблема региона не в геополитике, местное население поголовно в заложниках у жадности их лидеров, коррупции и галлю-цинаций»2.

А какой представляется роль и место Республики Армения в трех антимусульманских-антитеррористических коалициях Ближнего Востока? Исходя хотя бы из нашей принадлежности к христианским и европейским ценностям, национальных, демократических и семейных традиций, исторических уроков и этнопсихологических признаков, мы, по логике, должны быть в рядах той или иной антитеррористической коалиции. Однако рассмотрим целесообразность присоединения или неприсоединения Армении к одной из трех коалиций:

Американская коалиция. Армения институционально успешно сотрудничает с Североатлантическим альянсом с 1994 года, когда мы примкнули к программе НАТО «Партнерство во имя мира». (Иными словами, мы сотрудничаем с Соединенными Штатами Америки в военно-политической области.)

Армения участвует в миротворческих миссиях НАТО в Косово и Афганистане. Развивает активное сотрудничество также в общественной дипломатии. Министерство иностранных дел и департамент Общественной дипломатии НАТО каждый год вместе с другими министерствами и неправительствен-

1 http://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2015/03/greater-reality-iran-saudi-arabia-150330051616953^^^.

2 Там же.

ными организациями Армении проводит неделю НАТО в Армении: проводятся различные мероприятия информационного и академического характера. В Ереване действует Информационный центр НАТО.

Все это доказывает способность РА вести дифференцированный и ком-плементальный внешнеполитический курс, сохраняя баланс между Россией и США, НАТО и ОДБК. Будучи самым близким стратегическим партнером России в рамках СНГ и имея целый ряд важных договоров с Москвой, а также российскую военную базу на своей территории, Армения, тем не менее, сумела развить сотрудничество с НАТО. В сегодняшних международных отношениях и, особенно, в хаотических политических условиях региона это, как нам кажется, можно считать дипломатическим успехом маленького государства.

Однако это еще не означает, что Армения с тем же успехом может участвовать в антитеррористической коалиции США. Правда, руководство Армении с высокой международной трибуны осуждает террористические действия Исламского государства, министр иностранных дел встречается с Башаром Аса-дом, однако, с другой стороны, непосредственное участие в военных действиях против исламистов грозит определенными непредсказуемыми опасностями для армянских общин на Ближнем Востоке и оставшегося сирийского армянст-ва. Кроме того, при наличии российской коалиции, участие армянских вооруженных сил в военных действиях американцев может неоднозначно быть оценено Москвой и иметь нежелательные последствия для армянской стороны.

Российская коалиция. Если бы в российской коалиции участвовало ОДКБ, то присутствие Армении там было бы естественным, даже неизбежным. Однако, когда по исламистам бьют только российские космические и военно-воздушные силы и отсутствуют наземные действия, участие армян нежелательно. Между прочим, независимо от того, какую политическую позицию займет Армения и армянское сообщество, будут ли принимать участие в той или иной коалиции или нет, совершенно не изменит отношение ДАИШ к ним. Оно применяет свои бесчеловечные, варварские методы ко всем национальностям и религиям без исключения, независимо от их действий и политической принадлежности.

Коалиция Саудовской Аравии. По нашему глубокому убеждению, вопрос об участии Республики Армения в возглавляемой Саудовской Аравией антитеррористической коалиции даже не подлежит обсуждению.

В этом новом положении для правильного расчёта шагов Армении рассмотрим действия крупных акторов региона.

В одной из этих сторон участвует наш важный партнер и сосед: Иран, который вместе с нашим другим стратегическим партнером: Россией борется с терроризмом и воинствующим суннизмом, защищая также геополитическую безопасность Армении. (Не исключено, что ось Москва-Тегеран в дальнейшем еще больше укрепится в антитурецком контексте, включая также дипломатические функции РА).

С другой стороны, мы имеем дело с Саудовской Аравией, которая является страной с ваххабитской, радикальной исламистской пропагандой. Саудовская Аравия - одна из четырех стран в составе ООН, которая отказывается устанавливать дипломатические отношения с Арменией по причине Нагорно-Карабахского конфликта. Остальные три страны - Азербайджан, Турция и Пакистан1. Эти страны - соавторы всех антиармянских и антикарабахских документов, во всех возможных международных организациях.

Кроме того, Эр-Рияд, несмотря на свою миролюбивую риторику, является одним из основных государств финансирующих международный терроризм и сеющих нестабильность на Ближнем Востоке и Среднем Востоке. Саудовская Аравия поощряет подрывную деятельность исламского подполья России, играет с ценами на нефть, с целью нанесения удара по ее экономике и бюджету. Казалось бы, этого должно быть достаточно, чтобы Россия однозначно заняла сторону Ирана в действующем конфликте или вмешалась в события в Йемене для нанесения вреда саудовцам. Однако, «Москва поддерживает подчеркнутый нейтралитет, выжидая, когда эти две страны замучают друг друга в затянувшейся холодной войне. И это будет правильной позицией, поскольку только в этом случае Кремль выиграет»2.

1 http://www.aniarc.am/2016/01/04/saudi-arabia-breaks-ties-with-iran/

2 iranskom-spore/ http://www.foreignpolicy.ru/analyses/pozitsiya-rossii-v-saudovsko.

Тут у Москвы имеются далеко идущие планы. Соотношение сил показывает, что в случае развязывания «горячей» войны королевство развалится из-за множества врагов, а также внутренних проблем. В то же время Россия не так уж заинтересована скорым поражением Саудовской Аравии и чрезмерным усилением Ирана, поскольку у нее конкурентные цели в Средней Азии, на Кавказе и даже в Сирии.

Некоторые аналитики смотрят дальше. По их мнению, если бы Кремль продолжил тесные отношения с Турцией, то он бы использовал Анкару для предотвращения дальнейшего развития Тегерана, а сам стал бы маневрировать между Турцией и Ираном. Однако этих отношений нет, следовательно, нет и места для маневрирования. В случае продолжения конфликта Тегерана и Эр-Рияда эта возможность появляется. Более того, Саудовская Аравия и ее союзники будут заинтересованы в тесных взаимоотношениях с Россией, чтобы обеспечить ее минимальный нейтралитет. Иран, в свою очередь, будет заинтересован сблизить свои и российские позиции. Заинтересованность двух самых мощных держав региона в отношении России поспособствует ее возвращению на Ближний Восток1.

Постараемся предсказать оптимальные дипломатические шаги Армении в связи с вышеперечисленными событиями. По нашему мнению необходимо:

1. Принять нейтральную позицию в вопросе действующего ирано-саудовского конфликта. Обратное решение может не только окончательно закрыть путь к дипломатическим отношениям с Саудовской Аравией, но и приобрести еще одного экзистенциального врага, помимо Турции и Азербайджана, в ее лице.

2. Не принимать участия в антиигиловских коалициях Ближнего Востока.

3. Предпринять посреднические шаги в направлении урегулирования конфликта между Тегераном и Эр-Риядом. С иранской стороной использовать классические дипломатические пути, с саудовской стороной, в условиях отсутствия дипломатических отношений, применять общественные дипломатические средства (известные политические и общественные ли-

1 Там же.

ца Армении и диаспоры, заслуженные деятели науки и искусства, транс-ферные визиты и т.д.).

4. Во время встреч с иранской стороной отмечать тенденции развития отношений Азербайджана с Саудовской Аравией и их возможные негативные последствия для интересов Ирана. Привлечь внимание к азербайджанскому участию в новосформированной саудовской коалиции.

5. В случае возможных контактов с саудовской стороной обратить особое внимание на строго негативное отношение азербайджанского духовенства к разворачивающимся в Йемене военным действиям Эр-Рияда.

6. Пакистан, будучи одним из основных военных партнеров Саудовской Аравии, проявляет пассивность в конфликте Тегеран - Эр-Рияд. Кроме того, несмотря на многочисленные заверения, Исламабад так и не прекратил свое участие в саудовских военных действиях в Йемене. Воспользовавшись этой ситуацией, попробовать добиться дипломатического прорыва в направлении Исламабада. Положительному разрешению задачи могут послужить прекрасные отношения Пакистана с Ираном и Китаем, с которыми Армения также успешно развивает многостороннее сотрудничество.

Январь, 2016г.

форг ^ъзпьфзпьъъъгс шчиишръчэичиъ чпидаьиъъгь ълтшчъгпьи

иргТшЬ Ъш^шишргцшЬ

Шфпфшд^р

рш^шрш^шЬпързпъЬпЫ ^ hш]ш Ь ^и^ш^ш^шЬ р^шя^Ьтпъ-Ш,ЬС-р, прр ЧЬишфш^шЬ hшtfшДшJUшqp^g hhшn шпш^Ь шЬдш^ hшpшphpnLpjnLUUhpnLtf ^Мшр^пЫ Ь щЬтпъэдпъииЬр^ ^^^^пъэдпъЬр щшmhpшqtf Ь ^ш^ш^пъэдпъЬ hш]шшршрhLnL qпp&пLtf: ЪЬр^шрЫ иЬрДш^пр ирЬЬфпЫ ^пЫ Ь щшmhpшqtfш^шU ^Ьд о^ш^ ^ирш^ш-щш^Ьит^шЬ, nшqtfш-^шЬ qпpЬпqпLp]пLUUhp ЬршрпЫ, и^р^шрЫ, Ь^ЬЬпъ^ «Ьщш^ш^шЬ щЬтпъэдши»

hhш, ЬршЬ^ Ь ишпъщшЬ иршр^шф ^^Ь: ЧЬр^Ьр, прр ЬшдЬд тшрЬи^р^Ь, ищшп-ЬПЫ Ь ^ршдЬЬ^ цш]р]пъиш4шшЬд ^рш^^ш^р шшршЬш2Р2шЬпъ^ Ь шшршЬ^Ь^ црш ишhtfшЬЬЬp^g шЬц^Ь" hpшhpЬln4 ^РПЬШ^ШЬ щшmЬpшqtf и^ЬЬ^ш^шЬ^^шЬ Ь 2^^шЬпър]шЬ ^^Ь: ¿¿-Ь щЬтр Ь ¿^ПРПГЭДПГЬ итЬ^Ь^шЬ ршпиш]^Ь

^рш^^^ш^пъ^ Ь ^шр^ «Ьи^ш^ш^шЬ щЬт^^шЬ» цЬ^ qnpЬnq ЬрЬр ^ш^д^шЬЬр^д прЬЬ Л^Ь: ЭпгЬЬЬшщ^ q^4шЬшq^mш^шЬ hшpшрЬpnLpjnLЬЬЬp иш^щшЬ ирш-р^ш]^ Ь ^ш^^ишшЬ^ hЬш ¿ш]шишшЬр цЬшр Ь ФпрД.^ q^4шЬшq^mш^шЬ ^Ь^рпЫ ^pшqnpЬЬL Ьи^ш^шршц^ ПГ^ПГЭДШ^Р" oqm4Ьln4 ш]^ Ьр^т. ЩЬЩПГЭДПГЬЬЬР^ ^^Ь Ь^ШШ^П^ hш^шиnLp]nLЬЬЬp^g:

МАЛЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОНЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ КОАЛИЦИЙ

Арман Навасардян

Резюме

В мировой политике появилось исламское квазигосударство - ДАИШ, которое впервые с момента заключения Вестфальского договора оспаривает легитимность государств в вопросах объявления войны и мира. В настоящее время на Большом Ближнем Востоке тлеют шесть военных очагов - палестино-израильское противостояние, боевые действия в Ираке, Сирии, Йемене, война с «Исламским государством», конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Последний, разгоревшись в начале этого года, грозит усугубить и без того взрывоопасную ситуацию в регионе и распространиться за его пределы, вылившись в религиозную войну между суннизмом и шиизмом. В создавшемся хаосе Республике Армения следует соблюдать нейтралитет и не примыкать ни к одной из трех антиигиловских коалиций. Армения, не имеющая дипломатических отношений с Саудовской Аравией и Пакистаном, должна попытаться осуществить дипломатический прорыв на исламабадском направлении, воспользовавшись противоречиями между этими двумя государствами.

SMALL COUNTRIES IN THE THREEFOLD PATTERN OF THE ANTI-TERROR COALITIONS

Resume

An Islamic quasi-state called Daesh has recently emerged in world politics. For the first time after Westphalian agreement in international affairs it disputes countries' legitimacy in announcing war or peace. Now there are six flash points in Middle East: Israeli-Palestinian conflict, military actions with the Daesh in Iraq, Syria, Yemen and the conflict between Iran and Saudi Arabia. The latter burst out in early 2016, threatening to aggravate the explosive situation in the region and expand it beyond its borders, causing a war of religions between Sunnis and Shias. Republic of Armenia should remain neutral in such kind of chaotic situation and avoid supporting any of three anti-Daesh coalitions. Having no diplomatic ties with Saudi Arabia and Pakistan, Armenia should attempt a diplomatic breakthrough towards Islamabad, making use of the antagonism observed between these two countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.