Научная статья на тему 'Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста'

Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Е. Ю., Мирнова А. Ю.

В данной работе представлены теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы. Предложены формы и приёмы по созданию предметно-развиваю­щей среды в группе, по разработке и организации игр-занятий, по подготовке картотек, а также вовлечение родителей в педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

прилагают чертежи, составленные по методу линейной перспективы. Рисунок действительной перспективы и линейное перспективный чертеж того же предмета имеют большое сходство, но между двумя изображениями нет тожества. Между тем, многие преподаватели, вместе с руководителями педагогических курсов, убеждены, что невозможно научиться рисованию с натуры без знакомства с правилами линейное перспективы.

Когда ученик уже имеет навык в рисовании с натуры, то знакомство с правилами линейной перспективы может принести ему пользу при сочинении картин, или вообще при перспективном изображении воображаемых форм и воображаемой их комбинации. Ознакомление учащихся с теми же правилами, до начала их упражнений в рисовании с натуры, вселяет в них потребность приноравливать свои наблюдения к геометрическим правилам, которые внушены преподавателем. Неопытные ученики легко увлекаются простыми, не требующими большой умственной работы, правилами и чертят линейно-перспективный чертеж вместо изображения того вида формы, который кажется глазу из точки наблюдения. Среди ученических работ линейноперспективных чертежей, вместо перспективных рисунков, было много.

Список литературы:

1. Сведения о Педагогических курсах и Нормальной школе рисования при И.А.Х. - СПб., 1896.

2. Труды Организационного Комитета 1-го съезда, XII секции. - СПб., 1890.

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Ефремова Е.Ю.*, Мирнова А.Ю.*

Детский сад комбинированного вида № 62 «Почемучка», г. Норильск

В данной работе представлены теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы. Предложены формы и приёмы по созданию предметно-развивающей среды в группе, по разработке и организации игр-занятий, по подготовке картотек, а также вовлечение родителей в педагогический процесс.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям младшего дошкольного возраста осознанно воспринимать окружаю-

* Воспитатель II квалификационной категории.

* Воспитатель.

щий мир и является средством общения. Не секрет, что данный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения. В процессе развития речи у детей четвёртого года жизни появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет и на понимание обращенной к ребёнку речи, и на развитие его собственной речи.

Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова,

Н.М. Аксарина, В.В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни дошкольника позволяет грамотно строить своё взаимодействие с ним, а, следовательно, обеспечивает ребёнку радость бытия и познания мира. Именно в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По мнению учёных, младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Основываясь на предположении о том, что процесс развития речи детей 4-го года жизни будет наиболее эффективен, если рассматривать фольклор, как одно из средств, положительно влияющее на развитие речи.

Согласно изучению научно-педагогической литературы (А.Г. Арушано-ва, Л. Скворцов, Н. Неганова и тд.) и в процессе нашей практической работы по теме «Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» мы пришли к выводу, что наиболее оптимальными условиями для реализации данной темы является:

- Создание особой предметно-пространственной среды, как в группе, так и в функциональном помещении детского сада (горница);

- Разработка и внедрение цикла речевых фольклорно-игровых занятий, используя сценарии активизирующего общения;

- Разработка и внедрение интегрированных игр-занятий художественно-речевой направленности;

- Систематизирование литературно-художественного, игрового материала и создание картотек;

- Подготовка консультаций по данной теме для родителей;

С целью активизации речи и речевого общения следует обогатить предметно-развивающую среду группы современным художественно-игровым материалом (книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок). Для активизации игровой и речевой деятельности разработать и изготовить развивающие пособие (ширма-загадка). Использование авторского пособия способствует развитию диалогической речи, закреплению простейших речевых навыков.

Для обеспечения эмоционального восприятия народной игрушки и обращения внимания детей на красоту цветовой гаммы узоров, следует насытить пространство группы предметами русского декоративно-прикладного искусства: дымковская игрушка, семёновская матрёшка, городецкая лошадка-качалка и др.

Содержание предметно-игровой развивающей среды активизирует внимание, стимулирует самостоятельное и вариативное использование полученных знаний, умений и навыков, речевую активность младших дошкольников.

Занятия следует проводить в форме занимательного мини-спектакля, в которых активно используются художественные средства (пение, танец), несложные импровизации с игрушками и персонажами кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, стихов. В процессе разыгрывания небольших сценок с игрушками привлекать внимание детей к инсценированию, проговариванию слов, звукоподражанию, изображению движений персонажей. Для усиления речевого эффекта использовать такие приёмы как: «разговор от имени персонажей», «комментирование действий персонажей», «обращение от имени персонажей к детям с вопросами».

В ходе фольклорно-игровых занятий дети эмоционально реагируют на происходящие, охотно проговаривают слова, активно принимают участие в диалоге. Внедрение в систему педагогической работы сценариев активи-

зирующего общения и фольклорно-игровых занятий ускорит познавательно-речевое развитие детей.

В интегрированных играх-занятиях изобразительной и художественноречевой направленности используются разнообразные формы и приёмы в работе с детьми: эффект неожиданности, проблемные ситуации, обыгрывание знакомых потешек, а также совместных творческих работ выполненных взрослым и детьми.

Это позволит детям во время занятий испытывать удивление, радость творчества и способствовать накоплению детьми представлений, развитию воображения, речи.

Включая в игры-занятия с народной игрушкой литературные произведения, музыкальное сопровождение, позволят положительно влиять на эмоциональную сферу ребёнка. Это активизирует речь, обеспечит эмоциональную отзывчивость детей, воспитает устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности и окажет непосредственное влияние на всестороннее развитие каждого ребёнка.

Для эффективного планирования воспитательно-образовательной работы, следует систематизировать литературно-художественный и игровой материал и оформить в виде картотек (Пр.: «Загадки для малышей»; «Стихи для малышей»; «Рассыпушки» (народные песенки и потешки); «Играйка» (игры на развитие внимания и слухового восприятия, силу голоса и темпа речи, речевого дыхания, формирования правильного звукопроизношения).

Для знакомства с доступными в использовании домашних условий игровыми способами активизации речевой деятельности, следует подготовить серию консультаций и оформить в папку-передвижку.

При взаимодействии с родителями использовать практико-ориентиро-ванные формы: интегрированные игры-занятия, праздники и развлечения, активными участниками которых являются родители. Вовлечение родителей в совместную деятельность способствует приобретению нового опыта общения с ребёнком, формирование бережного отношения к детскому творчеству и осознанного отношения к процессу развития речи детей.

В результате целенаправленного и систематического использования произведений малых фольклорных форм, позволит значительно обогатить словарный запас, способствует развитию диалогической интонационно выразительной речи, формирует грамматический строй и заложит фундамент психофизического благополучия детей, определяющий успешность общего развития.

Список литературы:

1. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. // Дошкольное воспитание. -2005. - № 11.

2. Иванова Н., Кривошеева Г., Панова Г. // Ребёнок в детском саду. -2005. - № 2.

3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М., 2011.

4. Лагунова Л. // Ребёнок в детском саду. - 2001. - № 4.

5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

6. Скворцов Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Калина В.И.*, Мигунова Т.В.*

Дубровская средняя общеобразовательная школа (дошкольное отделение), Ленинградская область, г.п. Дубровка

В статье раскрываются особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития и особое внимание уделено использованию телесно-ориентированных методов при коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР. Используя эти методы, авторам удалось добиться значительной положительной динамики как в эмоциональном, так и в психомоторном развитии.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений [1].

На фоне прогрессивных изменений в современном образовании развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [4].

* Воспитатель.

* Учитель-дефектолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.