Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в современной России: Теоретические аспекты и практика'

Малое предпринимательство в современной России: Теоретические аспекты и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1220
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЕДИНИЦА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРИБЫЛЬ / НОВЫЙ КУРС Ф. РУЗВЕЛЬТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбакова Юлия Олеговна

В статье исследуется частное предпринимательство в его малой организационной форме; раскрывается понятийное значение базовых категорий; рассматриваются теоретические подходы к частному предпринимательству, его функции и условия, необходимые для их выполнения; исследуется зарубежный опыт государственной поддержки частного предпринимательства; проводится анализ российских социально-экономических и политических реалий на предмет их соответствия развитию частного предпринимательства; вырабатываются меры по развитию частного предпринимательства в России. Исследование вопроса проводится в политэкономической парадигме. Цель статьи показать, что малое предпринимательство может выполнять свои функции только при наличии необходимых для того условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в современной России: Теоретические аспекты и практика»

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Ю.О. Курбанова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИКА

В статье исследуется частное предпринимательство в его малой организационной форме; раскрывается понятийное значение базовых категорий; рассматриваются теоретические подходы к частному предпринимательству, его функции и условия, необходимые для их выполнения; исследуется зарубежный опыт государственной поддержки частного предпринимательства; проводится анализ российских социально-экономичес-

ких и политических реалий на предмет их соответствия развитию частного предпринимательства; вырабатываются меры по развитию частного предпринимательства в России. Исследование вопроса проводится в политэкономической парадигме.

Цель статьи - показать, что малое предпринимательство может выполнять свои функции только при наличии необходимых для тогоусловий.

Производственная единица, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, предприниматель, прибыль, Новый курс Ф. Рузвельта.

Мелких работодателей можно по праву отнести к числу тех, кто является становым хребтом нашей страны, иуспех наших планов в большой степени находится в их руках.

Ф. Рузвельт (1933).

Рассмотрение вопроса, вынесенного в название статьи, начинается, как того требует методология научного исследования, с уточнения значений базовых категорий аналитического аппарата. В их ряду «производственная единица»; «предпринимательская деятельность»; «предприниматель».

Каждое из этих понятий в данной статье имеет значение, выработанное в политэкономической теории капиталистического предпринимательства. Соответственно этому:

- понятие «производственная единица» означает предприятие рыночной экономики. Относительно последнего (в свете решения поставленных в статье задач) обращается внимание на то, что предприятие само по себе нейтрально: существование предприятия обретает смысл лишь благодаря предпринимателю. «Суть предприятия, - указывал Ф. Найт, - состоит в концентрации ответственности, причем в двояком отношении - ответственности за принятие решений и за их последствия, когда они исполняются» [1, т. 1, с. 359];

- понятие «предпринимательская деятельность» означает деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, ориентированных на создание и/или поддержку производственной единицы с целью получения прибыли за свою произведенную продукцию или оказываемую услугу; предпринимательская деятельность опосредуется установленными внутренними правилами, а также экономическими, политическими и социальными условиями (институтами и практикой), существующими на тот или иной период и определяющими меру свободы принятия решений. (А. Маршалл назвал частное предпринимательство экономическим рыцарством и указал на его большие социальные возможности.);

- понятие «частный предприниматель» - это «индивид, создающий и/или поддерживающий производственную единицу», постоянно берущий на

себя сопряженные с производством риски в поисках максимального денежного выигрыша.

Функции частного предпринимателя:

• организация производства: оценка экономической ситуации, выработка плана действий, организация административного управления, осуществление контроля исполнения планов;

• принятие сопряженного с производством риска. Предприниматель - человек рискующий: он производит для рынка, конъюнктуру которого он предугадывает; у него нет никакой уверенности относительно сбыта своей продукции; его успех выражается в получении чистой прибыли; его ошибки, недостаточная активность или неспособность наказываются потерями или крахом производственной единицы. Риск предпринимателя может быть локализован как самой концепцией предприятия, так и разработкой производственного плана и его выполнением;

• исполнение властных функций. Предприниматель является руководителем производственной единицы. «При любом типе организации, -писал Ф. Перу, - первейшая и неотчуждаемая характеристика руководителя производственной единицы заключается в том, что ему принадлежит власть; он разумно пользуется принуждением, чтобы сделать совместимыми между собой и совместимыми с целью, поставленной перед производственной единицей, планы участников процесса производства, будь то рабочие или капиталисты [1, т. 1, с. 358-364];

• контроль выполнения плана.

Понятие «малое предпринимательство» выделяется из ряда базовых и рассматривается отдельно как понятие, определяющее предмет исследования -малое предпринимательство в современной России.

В части рассмотрения внимание обращается, прежде всего, на то, что понятие «малое предпринимательство» означает особую организационную фор-

57

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

му частного предпринимательства, то есть является его органической составляющей и поэтому как часть целого определяется характеристиками этого целого.

Таковыми выделяются из приведенного выше определения частного предпринимательства: а) деятельность индивида/индивидов по организации и/или поддержке производственной единицы; б) цель деятельности - получение прибыли; в) мера свободы принятия экономических решений опосредуется экономическими, политическими и социальными условиями, сложившимися на данное время.

Малое предпринимательство выполняет те же функции, что и другие организационные формы частного предпринимательства (организация производства, принятие сопряженного с производством риска, выполнение властных функций, контроль выполнения плана).

Таким образом, малому предпринимательству присущи все черты частного предпринимательства как организации хозяйственной деятельности. В то же время малое предпринимательство как особая организационная форма имеет свои сущностные характеристики, которые отличают его от других организационных форм частного предпринимательства.

Сущностные характеристики малого предпринимательства в России [2]:

1. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели (физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

• для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

3. Предельные значения выручки для целей отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства не должны превышать следующих значений [3]: для микропредприятий - не более 60 млн рублей; для малых предприятий - не более 400 млн рублей.

Преимущества малых организационных форм предпринимательства: сравнительно небольшие издержки организации и низкие барьеры выхода на рынок; быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры; индивидуальный подход к покупа-телям/потребителям производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство выполняет важные социальные и экономические функции: создает дополнительные рабочие места; формирует покупательский спрос; способствует формированию конкурентной среды; служит одним из основных источников налоговых поступлений.

Особое значение в современном мире имеет такая функция малого предпринимательства, как формирование инновационного сегмента экономики.

Важность функций, которые призвано выполнять малое предпринимательство в социально-экономическом развитии общества, и риски, связанные с этим, послужили для А.Маршалла основанием назвать малое предпринимательство экономическим рыцарством. Однако для того чтобы малое предпринимательство (как и другие формы предпринимательства) могло выполнять свои функции, необходимы соответствующие этому условия.

В качестве таковых в политической экономии рассматриваются: разграничение компетенций между политическими руководителями, руководителями групп и предпринимателями и невмешательство в сферу действий каждого из них, что исключает давление со стороны профессиональных групп и беспорядочное вмешательство со стороны государства, осознание предпринимателем его социальной миссии в цивилизации труда и в экономике услуг [1, т. 1, с. 364].

Наряду с этими условиями, в силу их недостаточности для решения поставленных задач, приводятся условия эффективности предпринимательства, выведенные в марксистской теории капитала. В их числе достаточное (для создания и подержания производственных единиц) количество денег в экономике; доступные кредиты и цены на капитальные ресурсы; совершенные отношения рынка; развитая производственная инфраструктура; добросовестное поведение агентов инфраструктурных отраслей, макроэкономическая устойчивость (уровень инфляции, уровень безработицы) и потребительский спрос [4].

Таким образом, в экономической теории эффективность частного предпринимательства опосредуется наличием определенных предпосылок. Эго означает, что для выполнения частным предпринимательством его функций необходимы определенные условия. Для доказательства этого рассмотрим зарубежный опыт развития предпринимательства в высокоразвитых странах Запада.

Наиболее продуктивным для достижения поставленной цели представляется «Новый курс» Ф. Руз-

58

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

вельта, рассматривавшего частную инициативу как движительную силу преодоления кризисных тенденций Великой депрессии.

«Мы, - говорил Рузвельт, выступая перед народом США, - полагаемся на движущую силу частной инициативы, на стремление людей к справедливой личной прибыли ... Мы признаем необходимость приведения в действие частных средств и понимаем, что эти средства должны приносить их владельцам справедливый доход. Мы твердо верим в прибыль как движущую силу человеческой деятельности» (цит. по: [5]).

Особое значение в условиях обвала национальной экономики, банкротства крупнейших корпораций Ф. Рузвельт придавал развитию малого предпринимательства. «Успех наших планов, - подчеркивал он, - в большой степени находится в руках мелких работодателей, которых в сложившихся условиях можно по праву отнести к числу тех, кто является становым хребтом нашей страны» [6, с. 50].

Для задействования частных предпринимателей в преодоление кризисных тенденций правительство Рузвельта предприняло ряд мер, которые в совокупности создавали условия, необходимые для эффективности частного предпринимательства. В их числе оздоровление финансовой системы; восстановление покупательной способности городского и сельского населения; организация общественных работ; создание условий для честной конкуренции (принятие кодексов чести, воспрещение получения монополиями необоснованных прибылей); оказание поддержки развитию сельского хозяйства (установление паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары; проведение политики землепользования, способствующей росту рентабельности сельского хозяйства; поддержка промышленности (развитие производственной инфраструктуры, создание инвестиционных банков,

контроль добросовестного поведения участников рынка, финансирование программ переквалификации и/или профессионального обучения рабочих); усиление государственного регулирования экономики (регулирование цен, внедрение индикативного планирования в общественную и частную практику хозяйствования) [6, с. 20-126].

Эти меры, предпринятые на практике правительством Ф. Рузвельта, осуществлялись, по сути, согласно марксистской теории (табл. 1).

На основании критического анализа табл. 1 методом индуктивного умозаключения делается вывод: сущностное содержание Нового курса Ф. Рузвельта - создание условий для получения частными предпринимателями справедливой прибыли, т.е. условий, необходимых для «задействования движущей силы частной инициативы».

В результате осуществления Нового курса Ф. Рузвельта США за 5 лет преодолели разрушительные тенденции Великой депрессии и вышли на экономический рост: «совокупный национальный доход США вырос за 5 лет почти в 2,5 раза, с 38 млрд долл. в 1932 г. до 70 млрд в 1937 г.; бизнес и сельское хозяйство стабилизировались [6, с. 162]. Эти результаты показывают, насколько эффективным может быть частное предпринимательство при наличии необходимых для того условий.

После рассмотрения зарубежного опыта задействования движительной силы частной инициативы проводится анализ российской практики развития частного предпринимательства.

На основе сравнения зарубежного опыта частного предпринимательства и материалов фактологической базы исследования делается вывод: в России на текущее время фактически нет условий эффективности частного предпринимательства. Доказательство этого проводится методом от обратного в табличной форме (табл. 2).

Таблица 1

Условия эффективности частного предпринимательства (по Марксу) Мероприятия «Нового курса» Ф. Рузвельта

1 Наличие профессиональной армия труда Финансирование программ профессионального обучения рабочих

2 Доступность кредитов, необходимых для финансирования наемного труда и создания материальных условий производства Оздоровление финансовой системы; приведение денежной системы страны в соответствие с потребностями экономической жизни

3 Платежеспособный спрос Восстановление покупательной способности населения, организация общественных работ

4 Конкурентность рынков Принятие кодексов честной конкуренции, принятие антитрестовских законов, запрещение получения монополиями необоснованных прибылей

5 Пропорциональность отраслевой структуры экономики Поддержка промышленности и сельского хозяйства; внедрение индикативного планирования в общественную и частную практику хозяйствования

6 Потребительная сила общества Ограничение спекулятивных сфер деятельности. Запрещение получения монополиями необоснованных прибылей (антитрестовские законы)/ Финансовая поддержка промышленности и сельского хозяйства

7 Развитая производственная инфраструктура Г осударственное финансирование строительства инфраструктурных объектов, имеющих стратегическое значение для развития экономики

Составлено по: [5].

59

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Таблица 2

Теоретические положения и практика предпринимательства:

за рубежом и в России

Условия эффективности предпринимательства Мероприятия «Нового курса» Ф. Рузвельта. Мероприятия экономической политики в России

1 Наличие профессиональной армии труда Финансирование программ профессионального обучения рабочих «Оптимизация» профессиональнотехнического образования

2 Оздоровление финансовой системы; приведение денежной системы страны в соответствие с потребностями экономической жизни Импульсивная, шоковая финансовая политика, опосредованная финансовой политикой наднациональных институтов, игнорирующая потребности национальной экономики

3 Покупательный спрос Восстановление покупательного спроса; организация общественных работ Угнетение покупательного спроса

4 Доступные для частных предпринимателей кредиты и цены на капитальные ресурсы Проведение политики дешевых «длинных денег»; принятие закона Гласса-Стигалла Предложение дорогих «длинных денег». Игнорирование проблемы дороговизны капитальных ресурсов

5 Добросовестное поведение агентов естественных монополий производственных инфраструктур Установление цен на услуги естественных монополий на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественных предпринимателей Плановое, устойчивое повышение цен на услуги естественных монополий

6 Конкурентность рынков Принятие кодексов честной конкуренции и антитрестовских законов, воспрещение получения монополиями необоснованных прибылей Снижение суммарного уровня финансирования программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Коррупционный характер конкуренции частных предпринимателей

7 Пропорциональность отраслевой структуры экономики Поддержка промышленности и сельского хозяйства; внедрение индикативного планирования в общественную и частную практику хозяйствования Отказ на текущее время и на перспективу от финансирования федеральным бюджетом ряда отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства

8 Разграничение компетенции между политическими руководителями, руководителями групп и предпринимателями и невмешательство в сферу действий каждого из них Разумные ограничения частного предпринимательства Предупреждение возможных ограничений свободы предпринимательства

9 Осознание предпринимателем его социальной миссии в цивилизации труда и в экономике услуг Утверждение идеологии нации, способной решать все Утверждение идеологии саморегулирующейся рыночной экономики

Составлено по: [1; 5; 11].

Целесообразность последнего объясняется возможностью наглядно показать, что принципы российской экономической политики принципиально противоположны как базовым положениям теории предпринимательства, так и зарубежному опыту задействования его движительной силы в социальноэкономическом развитии общества. Каждый из пунктов табл. 2 конкретизируется в контексте анализа российских социально-экономических и политических реалий на предмет их соответствия условиям развития частного предпринимательства.

Пункт 1. Наличие профессиональной армии труда рассматривается в теории частного предпринимательства как базовая предпосылка его развития. В США в рамках Нового курса переобучение рабочих,

повышение их профессионализма рассматривалось как одна из первейших задач государства. Для этого были выделены значительные государственные ассигнования (Закон об ассигновании на чрезвычайную помощь от 8 апреля 1935 г.). В России же была проведена «оптимизация» расходов на профессионально-техническое образование, которое из общественного блага превратилось в рыночную услугу, недоступную для одних (в силу их крайне низких доходов) и ненужную для других.

«Оптимизация» профессионально-технического образования на сегодняшний день обернулась острым дефицитом профессионально подготовленных рабочих, что служит сдерживающей силой развития

60

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

частного предпринимательства, независимо от его организационной формы.

Пункт 2. Зарубежный опыт показывает, что началом обеспечения эффективности частного предпринимательства служит, прежде всего, оздоровление финансовой системы страны. Первыми законами, принятыми Ф. Рузвельтом, были законы по оздоровлению финансовой системы страны (введение банковских каникул по всей стране, 3 марта 1933 г.; принятие Закона о чрезвычайной помощи банкам, 9 марта 1933 г.). Ф. Рузвельт положил начало государственному регулированию денежного обращения и операций с золотом и серебром (9 марта 1933 г.).

В России же проводится импульсивная шоковая финансовая политика, опосредованная финансовой политикой наднациональных институтов, что существенно увеличивает риски предпринимательства и тем самым угнетает его. Фактическое отсутствие государства в финансовой сфере наряду с другими причинами провоцирует отток капиталов из России и ряд других, отрицательных для частного предпринимательства тенденций.

Неопределенность курсов валют отрицательно сказывается на ценовой политике предпринимательства: завышение цен делает их продукцию неконкурентоспособной, занижение цен оборачивается сокращением их прибыли.

Пункт 3. Неотъемлемой частью программы развития частного предпринимательства рассматривается в теории и требует реализации на практике мера по восстановлению покупательного спроса.

Выполнение этого условия столь же важно, как и оздоровление финансовой системы, что показывает зарубежный опыт: законы, способствующие формированию покупательского спроса, были приняты Рузвельтом фактически одновременно с законами оздоровления финансов: Закон о чрезвычайных работах охраны природных ресурсов (31 марта 1933 г.) (Закон в первые же месяцы по принятии позволил приобщить к благоустройству окружающей среды 250 тыс. молодых людей в возрасте от 17 до 23 лет, которые за 40 часов работы в неделю (5 рабочих дней) получали 30 долл., из них 25 долл. высылались родственникам в города, а 5 долл. шли на карманные расходы. Всего в рамках программы было затрачено 2,9 млрд долл.); Федеральный Закон о чрезвычайной помощи (12 мая 1933 г.) (Программа включала преимущественно проекты по развитию производственной инфраструктуры. На программу было выделено 3,3 млрд долл., за счет чего было реализовано более 30 тыс. проектов по всей стране); Закон о национальной системе занятости (6 июня 1933 г.) (Федеральное правительство и власти штатов на совместных началах создали Службу занятости США. Через эту службу федеральное правительство добавляло свой доллар к каждому доллару средств, отпускаемых штатами для регистрации данных о профессиях и квалификации незанятых рабочих, а затем - для поиска зарегистрированных свободных рабочих мест в частной промышленности. Сеть службы занятости (700 районных агентств и 1000 их филиалов) позволяет рабочим узнавать о наличии

свободных рабочих мест, а частному капиталу -находить для себя рабочих) и др.

В России же идет сокращение номинальных и реальных доходов, растут безработица и инфляция: в конце февраля 2015 г. они составили, по оценке независимых экспертов, 16% и 30% соответственно. Эго является закономерным результатом проводимой политики «оптимизации» расходов государственного бюджета, в том числе сокращение бюджетных средств на поддержку отраслей обрабатывающей промышленности.

Пункт 4. Доступные кредиты и цены на капитальные ресурсы рассматриваются в теории предпринимательства как обязательное условие его развития. Для удовлетворения потребности частного предпринимательства в дешевых «длинных деньгах» правительство Рузвельта приняло закон Г ласа-Стигалла, разделивший банки на коммерческие и инвестиционные, что исключило возможность спекулятивных сделок на рынке заемных средств.

В России проблема дешевых «длинных денег» игнорируется. Ставка банковского процента на конец 2014 г. составляла: в России - 17%; в странах Европейского союза - 0,5, в Англии - 0,5; в США - 0,25%, в Японии - 0,1% (см.: http://otvety.google.ru). Такая цена «длинных денег» делает невозможным создавать и развивать производство в России.

На абсурдность политики «дорогих денег» при декларировании власти необходимости развития предпринимательства указывают не только российские предприниматели, но и иностранные, в том числе представители немецкого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, указывая на высокую ставку процента как на сдерживающий фактор развития предпринимательства в России, Фальк Тишендорф (управляющий партнер московского представительства адвокатского бюро Beiten Burkhardt) сказал: «Все знают, чтобы открыть свое производство, нужны заемные средства. О какой же локализации можно говорить с такой процентной ставкой?» [7]. Другой предприниматель из Германии Ахим Лутер (генеральный директор компании (Achim Lutter) заявил прямо: «Установленная Банком России процентная ставка нас убивает» [7].

Положение малого предпринимательства представляется в сравнении с крупным предпринимательством еще более тяжелым, о чем свидетельствовали обращения к Президенту во время прямой линии, проходившей 16 апреля 2015 г. Для малого предпринимательства «длинные деньги» стоят гораздо дороже, чем для крупного: Сбербанк предоставляет кредиты малому бизнесу под 50-60%, а крупному - под 23 и 25%. Такая кредитная политика исключает саму возможность развития малого предпринимательства в России [8].

Пункт 5. Добросовестное поведение агентов естественных монополий и производственных инфраструктур признается одним из условий эффективности частного предпринимательства. Достигается это, как показывает зарубежный опыт, установлением цен на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественных предпринимателей.

61

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Однако в российской практике это условие игнорируется. В России начиная с 2008 г. ведется плановое повышение тарифов на услуги естественных монополий. В связи с этим к 2020 г. возрастут цены: на газ - в 3,66 раза, на электроэнергию - в 2,65, на железнодорожные перевозки - в 2,25 раза при общем росте цен менее чем в 2 раза. Однако по оценкам экспертов, все эти показатели уже превышены.

Рост тарифов на услуги естественных монополий в России опережает общий рост цен в экономике, что сокращает прибыль предпринимателей и тем самым ограничивает их предпринимательскую деятельность. Это выражается, прежде всего, в сокращении инвестиций, поскольку их главным источником при политике «дорогих денег» служат собственные средства производственных единиц.

Продолжение такой ценовой политики заключает в себе экономическую угрозу национальному хозяйству. Эго отчетливо осознают предприниматели - те, кто непосредственно связан с организацией и управлением производства в России.

Так, например, об этом написал в своем открытом письме к Президенту РФ О. Дерипаска. «Произвол естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, - указывает он, -что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику. В результате чего инвесторам просто невыгодно вкладывать свои средства в развитие реальных производств на территории России» (см.: http://kprf.ru/activity/prices/ 120973.html).

Пункт 6. Конкурентность рынков признается всеми направлениями экономической теории базовым условием развития предпринимательства. Анализ зарубежного опыта показывает, что конкурентная среда создается политической волей.

«Правительство должно иметь право, - утверждал Ф. Рузвельт, - и будет иметь право осуществлять обследование, планирование отраслей и с помощью подавляющего большинства промышленников запрещать все несправедливые порядки и своей властью вводить эти запреты в жизнь».

Один из примеров этого - кодексы чести, которые в рамках Нового курса Ф. Рузвельта выполнили функцию инструмента восстановления и развития промышленности в США. В России же, несмотря на принятие Программы развития конкуренции, задача создания конкурентной среды не решается и объективно не может быть решена в силу целого ряда причин, основными из которых признаются «размытость» прав собственности и запороговое значение коррупции.

Практически все исследователи частного предпринимательства в России отмечают отсутствие конкурентной среды, замену конкуренции товаропроизводителей за «ограниченный потребительский спрос» на конкуренцию за административный ресурс, близость к власти.

«Коррупционная конкуренция, - указывает -Е. Балацкий, - заменила в России техническую и деловую конкуренцию: частным предпринимателям

гораздо «дешевле» тратить средства на покупку у чиновников конкурентных преимуществ, чем вкладывать средства в развитие»[9].

Эксперты отмечают, что коррупция в России в последнее время претерпела трансформацию и приобрела более изящные формы. Например, вам не запрещают участвовать в тендерах, но их балльная система дает большое пространство для коррупции» [10].

В этих условиях малое предпринимательство в России объективно не может выполнять функцию формирования конкурентной среды.

Пункт 7. Пропорциональность отраслевой структуры экономики имеет для эффективности частного предпринимательства весьма важное значение, а именно локализует производство капитальных ресурсов и ослабляет зависимость предпринимательской деятельности от курса валют; обеспечивает эффективный спрос и тем самым стимулирует инновационную деятельность, в том числе малого предпринимательства.

Пропорциональность отраслей поддерживается, как показывает зарубежный опыт, государством. «Направляя свои усилия на поддержку предпринимательства, правительство не сомневается, -говорил Ф. Рузвельт, - что государственные деньги, потраченные на помощь предприятиям, в конечном счете к нам вернутся» [6, с. 75].

В России проводится принципиально иная политика. Контент-анализ мероприятий правительства по развитию российской экономики в перспективе показывает [11]:

- снижение суммарного уровня финансирования программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2015 г. на 13%, в 2016 г. - на 21% и в 2017 г. - на 22% (с учётом того, что по всему бюджету сокращения в среднем составляют 10%);

- отказ на текущее время от финансирования федеральным бюджетом ряда отраслей обрабатывающей промышленности, в т.ч. сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности; машиностроения специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника); тяжелого машиностроения; силовой электротехники и энергетического машиностроения; современных средств индивидуальной защиты и систем жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт, некоторые из которых производят продукцию, обеспечивающую повышение энергоэффективности и снижение металлоёмкости в промышленности;

- отказ в 2017 г. от финансирования федеральным бюджетом программ «Легкая промышленность и народные художественные промыслы», «Транспортное машиностроение», «Станкоинструментальная промышленность», «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них», «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов», «Лесопромышленный комплекс», «Промышленные биотех-

62

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

нологии», «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», «Индустрия

детских товаров».

На основе критического анализа этих планируемых мер методом индуктивного умозаключения делается вывод: реализация намеченных мер еще более усугубит проблему деградации отраслевой структуры российской экономики.

Для частного предпринимательства это обернется еще большим дефицитом капитальных ресурсов и еще большим их удорожанием. Уже сегодня предприниматели, занятые в организации и управлении производством, отмечают дефицит качественных запасных частей, которые соответствовали бы международным стандартам, их дороговизну.

Дефицит тех или иных капитальных ресурсов обусловливает оппортунистическое поведение поставщиков, в том числе изменение цены (первая поставка комплектующих оказывается дешевле, чем последующие), «отход» от образцов поставок (для заключения контракта предоставляются качественные образцы, а последующие поставки имеют совсем другое качество) [10].

Дороговизна капитальных ресурсов, их несоответствие высоким стандартам наиболее критичны для малого предпринимательства: при высокой ставке процента (в разы превышающей ставку процента для крупного предпринимательства) малый бизнес не может развивать производство.

«Если бы малому бизнесу дали 1/100 от тех средств, которые идут на поддержку крупных корпораций, мы смогли бы, - сказал С. Бахор, - обновить оборудование и заменить товары из Китая на российском рынке» [8].

Пункт 8. Разграничение компетенции мещду политическими руководителями, руководителями групп и предпринимателями и невмешательство в сферу действий каждого из них рассматривается в теории обязательным условием эффективности частного предпринимательства.

Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что в кризисных условиях разумное вмешательство необходимо. «Существуют различные точки зрения, - указывал Ф. Рузвельт, - каким именно образом государство должно воздействовать на бизнес, однако всем следует согласиться, что в трудное время частное предпринимательство нельзя оставлять без помощи и разумных ограничений, иначе оно разрушит не только себя, но и жизненные процессы цивилизации» [6, с. 74].

Однако в России государственное регулирование частной предпринимательской деятельности носит характер беспорядочного, коррупционного вмешательства, что не только препятствует, а фактически блокирует движительную силу частной инициативы.

Так, например, постоянно меняющиеся нормативы предпринимательской деятельности при бюрократической волоките согласования документов превращают деятельность предпринимателя в сизифов труд, ибо пока согласуются документы - вводятся новые правила, и компания оказывается вынужденной вновь заниматься подготовкой

документов, подавать их на согласование, вновь ожидать и т.д.» [12].

Пункт 9. Значительная часть российских предпринимателей осознает свою социальную миссию в цивилизации труда и в экономике услуг, но эта институциональная составляющая предпринимательской деятельности не может быть реализована в России в силу отсутствия необходимых на то экономических предпосылок, что наглядно демонстрирует табл. 2.

Последнее усугубляется неформальными отношениями мещду частными предпринимателями и людьми, наделенными государственной властью, поведение которых первые расценивают как поведение рейдеров.

Констатируя данный факт, А. Луттер (генеральный директор немецкой компании «Bau Tex», работающей на российском рынке 20 лет) говорит: «Конечно, от рэкета 90-х Россия ушла, но не очень далеко: рэкет всего лишь приобрел иные формы. Сегодня для предпринимателей в России не меньшую угрозу, чем рэкет 90-х, представляет приход людей, наделенных государственной властью, которые пытаются у тебя что-то украсть»[13].

На основе вышеизложенного методом индуктивного умозаключения делается вывод: в России на текущее время условия эффективности частного предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, весьма ограничены.

Причины, сдерживающие развитие частного, в том числе малого, предпринимательства: «оптимизация» профессионально-технического образования; импульсивная, шоковая финансовая политика, игнорирующая потребности в деньгах национальной экономики; угнетение покупательного спроса; дорогие «длинные деньги»; высокие цены на капитальные ресурсы; опережающее повышение цен на услуги естественных монополий; коррупционный характер конкуренции; сокращение финансирования программы высокотехнологичных отраслей на текущее время и на перспективу; сокращение финансирования сельского хозяйства; руководство принципом недозволенности ограничений свободы предпринимательства; господство идеологии саморегулирующейся рыночной экономики; несоответствие экономической политики задачам развития частного, в том числе малого, предпринимательства.

Механизм устранения причин, сдерживающих развитие частного, в том числе малого, предпринимательства вырабатывается методом от обратного и, соответственно, предполагает восстановление системы профессионально-технического образования с учетом требований времени; восстановление покупательной способности населения; оздоровление финансовой системы; предоставление доступных кредитов; восстановление искусственно разделенных организационных структур крупных корпораций (возможность того демонстрирует опыт послевоенных Германии и Японии); введение кодексов чести по аналогии с институтами Нового курса Ф. Рузвельта; привлечение к разработке экономической политики, а также программ по поддержке и развитию частного предпринимательства практиков, знающих

63

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

дело и умеющих им управлять; индикативное планирование экономики, снижение уровня коррупции.

Реализация этих мер создаст условия, необходимые для эффективности частного предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, или, словами А. Маршалла, для того, чтобы «делать благородные и трудные вещи, потому что они благородны и трудны».

ЛИТЕРАТУРА

1. Барр Р. Политическая экономия: в 2 т. М.: Международные отношения, 1995.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

4. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I.

5. Протопопова Н.И. Факторы успеха «Нового курса» Ф. Рузвельта и причины неудач экономической политики российских «реформаторов»: анализ в свете марксистской парадигмы капитала // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. Белгород, 2015.

6. Рузвельт Ф. Беседыу камина. М.: ИТРК, 2003.

7. Пфайфер Г. Выступление на круглом столе «Условия ведения бизнеса в России глазами немецких компаний». Третий Московский экономический форум. 26 марта 2015 г.

8. Прямая линия с Президентом Российской Федерации 16 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kprf.ru/activity/prices/120973.html

9. Балацкий Е. Постсоциалистический бизнес: противоречия развития и результаты функционирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/77292.html

10. Материалы круглого стола «Условия ведения бизнеса в России глазами немецких компаний». Третий Московский экономический форум. 26 марта 2015 г.

11. Курбакова Ю.О., Николайчук О.А. Экономическая политика России: анализ соответствия задачам текущего времени // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. Белгород, 2015.

12. Шайхуллина Е. Выступление на круглом столе «Условия ведения бизнеса в России глазами немецких компаний». Третий Московский экономический форум. 26 марта 2015 г.

13. Луттер А. Выступление на круглом столе «Условия ведения бизнеса в России глазами немецких компаний». Третий Московский экономический форум. 26 марта 2015 г.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.