Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как специфичная форма рыночных отношений'

Малое предпринимательство как специфичная форма рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Олег Ювенальевич

Рассмотрена история становления малого предпринимательства в практике формирования мирового и российского рынков и в контексте взглядов различных авторов на явление. Доказательно сформулирована точка зрения автора. Библиогр. 12. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS A SPECIFIC FORM OF MARKET RELATIONS

The history of small business development is examined concerning both the practice of world and Russian markets establishing and views of various researchers on the problem. The author's opinion is presented and substantiated.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как специфичная форма рыночных отношений»

УДК 334.012.23

О. Ю. Акимов

ООО «Т ехсервис»

Астрахань

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СПЕЦИФИЧНАЯ ФОРМА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, поскольку риск возникает в связи с необходимостью продажи товара в условиях его ценовой неопределенности при уже произведенных затратах.

Положения Р. Кантильона развили французы К. Бодо, Л. Торго, считавшие, что предпринимательская деятельность может осуществляться при таких необходимых условиях, как наличие у предпринимателя информации о конъюнктуре рынков, необходимых технологических знаний и, самое главное, - капитала.

В словаре терминов рыночной экономики, энциклопедических словарях политической экономии советского периода категория «предпринимательство» толкуется одинаково - как деятельность, связанная с получением предпринимательского дохода, т. е. капиталистическая деятельность.

Многие из исследователей считают, что аналогом этой деятельности является деятельность, определяемая в США термином «бизнес» (business). В определении Советского экономического словаря «предпринимательская деятельность, дело, занятие, являющееся источником наживы» [1, с. 140].

Некоторыми исследователями понятие «бизнес» трактуется шире, чем понятие «предпринимательство». Бизнесом они считают любую экономическую деятельность, приносящую прибыль, а предпринимательством - специфический бизнес, систему хозяйствования, нацеленную на коммерческий успех в форме прибыли, с капитализацией дохода, в которой предприниматель является главным движущим субъектом деятельности, движущей силой, осуществляющей новые комбинации факторов производства. Несмотря на это, большинство авторов резонно считает правомочным в отношении малого предпринимательства употреблять выражения «малый бизнес» и «малое предприятие» в качестве синонимов.

В Экономической энциклопедии (Политическая экономия), отмечается, что результатом предпринимательской деятельности должен быть доход и дается следующее его определение: «Предпринимательский доход -часть прибыли, остающаяся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента на взятый им в ссуду капитал» [2, с. 131].

Изначально предприниматель - капиталист. Эту мысль проводил К. Маркс, когда писал: «... часть прибыли, приходящаяся на долю активного капиталиста, представляется теперь в виде предпринимательского дохода,

вытекающего исключительно из операций или функций, которые он совершает в процессе воспроизводства при помощи капитала...» [3, с. 158]. Это положение К. Маркса развито в Экономической энциклопедии (Политическая экономия социализма): «На первых этапах развития буржуазного общества капиталисты действительно совмещали функции предпринимателя и управляющего. Однако это не исключало того факта, что операции или функции капиталиста были связаны с эксплуатацией наемных рабочих. С усложнением процесса производства и управления им появилась потребность в квалифицированных специалистах - менеджерах, которые взяли на себя труд по управления капиталистическими предприятиями» [2, с. 139].

Получение предпринимательского дохода следует отличать от получения дохода на капитал. Френсис Уокер писал в 1896 г.: «Следует различать тех, кто представляет капитал и получает за это процент, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям» [4, с. 86].

Давая определение предпринимательству, многие авторы абстрагируются от его экономической сущности, подчеркивая его содержательную, управленческую сторону, которую было бы правильнее назвать «содержание предпринимательской деятельности».

Такое определение понятия «предпринимательство» дается в учебнике «Экономика предприятия»: «Предпринимательство - это особое искусство, которым могут владеть не все люди. В какой-то степени предпринимательство можно называть свойством, особым талантом личности. Оно связано с риском: умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового ...» [5, с. 111].

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого - постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению американского ученого Р. С. Ронстадта, предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга не обязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. В свою очередь, известные американские ученые Р. Хизрич и М. Питере дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [6, с. 176].

А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое

включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. Как видно, в этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы [7, с. 105].

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А. В. Бусыгина о сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А. В. Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела [8].

Отвечая на вопрос, что собой представляет малое предпринимательство и какова история его теоретического осмысления в России, следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, данный институт до сих пор остается одним из самых динамичных в российской экономике. Предпринимательская деятельность еще не институционализирована, границы этого слоя весьма расплывчаты. Соответственно, неизбежно возникали и продолжают возникать объективные сложности с определением качественных и количественных характеристик, присущих этому явлению. В связи с этим до сих пор остаются открытыми вопросы определения организационно-правовых форм малых предприятий, своевременного доведения до населения законов и подзаконных актов и механизм их исполнения.

Во-вторых, существует разница в подходах к малому предпринимательству с точки зрения юриспруденции и с точки зрения прочих социально-экономических наук, таких как экономическая теория, социология и т. п. Подобное расхождение вытекает из различия целей права и экономической теории. В соответствии с задачами, стоящими перед исследователями, на первый план выходят разные аспекты данного экономического феномена. Следовательно, не может быть единой, бесспорно признанной всеми специалистами трактовки рассматриваемого понятия.

Экономисты-теоретики, пытаясь объяснить природу изучаемого явления, больше внимания уделяют его качественным характеристикам, таким как:

- единство права собственности и непосредственного управления предприятием и вытекающие отсюда гибкость и простота принятия решений;

- личностный характер отношений между хозяином и работником, с одной стороны, и предпринимателем и клиентом - с другой;

- преимущественно семейное ведение дела, расширяющее перечень мотивов хозяйственной деятельности;

- привлечение для нужд бизнеса «неформального» рынка капиталов и использование «неформальных» систем контроля;

- в последнюю очередь отмечается ограниченность малого предприятия по масштабам производства и количеству занятых работников.

Сохраняющееся противоречие между социально-экономической сущностью предпринимательства и правовой формой ее выражения всегда обеспечивает необходимый импульс развития как нормам права, так и теории предпринимательства.

Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев в представлении экономистов XIX в. предприниматель не обязательно являлся владельцем капитала. При определении сущности предпринимательского дохода у А. И. Бутовского и В. П. Безобразова присутствовала следующая ремарка: прибыль - это разница между доходами и расходами, в последние неизменно включались помимо расходов на сырье и платы рабочим также выплата процентов за примененный капитал. Подразумевалось, что для открытия нового промышленного дела предприниматель чаще всего располагал не своим капиталом, а заемным. Это означает, что владелец капитала в глазах русских экономистов не был автоматически предпринимателем [9].

В связи с этим любопытно отметить те качества, которыми должен обладать предприниматель. Предприниматель, рискующий чужим капиталом и чужим трудом, несет ответственность не только перед собой, но и перед теми, кто ссудил капитал, теми, кто доверился ему. И, как исполнитель, он никогда не позволит себе влезть в сомнительную авантюру. Подчеркивалось нравственное начало предпринимательства.

Тот масштаб капиталистического производства, при котором появилась необходимость в передаче дел управления менеджерам, в теоретическом плане можно считать первой посылкой деления предпринимательства (бизнеса) на два вида: 1) малый бизнес и 2) средний и крупный бизнес.

В России определение сути предпринимательской деятельности закреплено законодательно. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-ФЗ характеризует предпринимательство как индивидуальную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск, под имущественную ответственность и направленную на получение прибыли [10]. С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Предпринимательская деятельность, рассматриваемая во времени и пространстве, есть разновидность трудовой деятельности, конечной целью которой является получение дохода (прибыли).

2. Как разновидность трудовой деятельности, связанной с расходованием мускульной и нервной энергии человека (рабочей силы), предпринимательская деятельность имеет технологические, экономические, психофизиологические, социологические характеристики. Кроме того, деятельность протекает в определенном правовом пространстве.

3. Поскольку конечным результатом предпринимательской деятельности является прибыль (доход), то можно утверждать, что получение до-

хода (прибыли) связывается с процессом купли (продажи) товара, услуги, т. е. предпринимательство - это рыночная деятельность.

4. Как и всякая рыночная деятельность, предпринимательство связано с коммерческим риском. Утверждать, что предприниматель может заниматься бесприбыльной деятельностью, противоестественно, поскольку тогда эта деятельность по экономической сути была бы филантропством. Однако предприниматель не наемный работник, продающий свою рабочую силу, а риск его - это риск потерять вложенные в «дело» деньги.

5. Мнение, что предпринимательство - это исключительно инновационная деятельность, также лишено практического смысла. Конечно, априорно можно считать, что внедрение инноваций - это верная заведомая прибыль. Однако практика говорит о другом: предприятия, внедряющие новшества, в первое время несут убытки.

6. Характер и содержание деятельности, связанной с получением дохода, предъявляют свои требования к человеку (профессии), желающему заняться этой деятельностью, а не наоборот. Конечно, можно «выхватить» человека из контекста деятельности и писать о том, какие требования предъявляет к нему работа (деятельность), которой он должен заняться. Но это психофизиологический аспект требований к специфической «профессии» предпринимателя.

Утверждение о том, что предпринимателями становятся, вернее, хотят стать рисковые, умные, предприимчивые и т. д. люди, верно лишь отчасти, поскольку в жизни в предприниматели стремятся также и люди, лишенные этих качеств.

Рассматривая теорию эволюции предпринимательства, мы прежде всего обращаем внимание на то обстоятельство, что предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве его составной части, формируя рынок предложений.

Вплоть до 30-х гг. ХХ в. среди политэкономов господствовало мнение, что с помощью механизма свободного ценообразования экономика автоматически стремится к равновесию - когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Согласно классической теории, никаких затяжных экономических кризисов перепроизводства с высокой безработицей быть не должно. Великая депрессия 30-х гг. практически опровергла теоретические постулаты, альтернативу которым выдвинули Джон Мер-кард Кейнс и так называемая Стокгольмская школа в Швеции (Эрик Линдаль, Гуннар Мюрдаль, Бертиль Улин и Эрик Луидсберг). Согласно их точке зрения, традиционная теория не принимала во внимание зависимости заработной платы рабочих от их покупательной способности. Указывая на значение спроса и на опасность того, что низкая покупательная способность может привести к кризисам перепроизводства, кейнсианский анализ был близок к важным элементам марксова анализа кризисов. Но если выводы К. Маркса состояли в том, что проблема кризисов является неразрешимой и капитализм поэтому обречен на гибель, то Кейнс и шведские экономисты сделали другой вывод: «Капитализм может и должен быть преобразован» [11, с. 63]. Рекомендации кейнсианской

школы состояли в том, что государство должно вмешиваться в систему рыночных отношений и проводить экономическую политику в целях ликвидации разрывов безработицы и инфляции, оно должно воздействовать на общую величину спроса. Идея состояла в том, что, расширяя объем спроса, можно уничтожить разрыв безработицы, а сокращая спрос, можно устранить разрыв инфляции. Наличие и воздействие государственного сектора и экономической политики на потоки товаров и платежей в обществе иллюстрирует схема макроэкономического кругооборота (рис.).

Баланс государственных расходов и доходов в макроэкономическом кругообороте:

1 - национальный продукт; 2 - плата за факторы производства; 3 - покупка потребительских товаров; 4 - покупка товаров; 5 - трансферты (дотации); 6 - налоги; 7 - национальный доход

Из схемы следует, что государственный сектор делает два вида добавок к спросу, ориентированному на товарные рынки. Частично государственный сектор сам является покупателем товаров и услуг (например, военные заказы, муниципальное строительство и др.), а с другой стороны, он выплачивает дотации (трансферты) домашним хозяйствам, что повышает их покупательную способность. Но государственный сектор и финансирует эти расходы через налоги, уплачиваемые домашними хозяйствами, и тем самым покупательная способность сокращается. «Если в государственном секторе имеется избыток - т. е. если он изымает с помощью налогов больше, чем отдает, - изъятие из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекции. В результате происходит сокращение национального продукта и национального дохода. Если, наоборот, в госу-

дарственном секторе существует дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и что национальный продукт и национальный доход увеличиваются» [11, с. 63]. Взятие на вооружение капиталистическими государствами кейнсианской теории рыночных отношений, с «встроенным» в них государственным сектором, существенно изменило классическую теорию рынка, определив в нем стабилизирующую роль государства. С вхождением государства в систему рыночных отношений изменились среда и условия предпринимательской деятельности, а сами отношения конкуренции получили определение «несовершенной конкуренции». Основные формы регулирующего воздействия государства: налоговая, ценовая, инвестиционная политика.

Фискально-денежная политика правительства оказывает прямое воздействие на занятость, производство и потребление товаров и услуг, а также на рост денежной массы в обращении. Государственное вмешательство может рассматриваться двояко: фактическая собственность государства на средства производства или его влияние на принятие экономических решений. Собственность легко определить количественными, статистическими методами, но влияние государства трудно измерить, поскольку оно является вопросом политики и обычаев.

Существуют два показателя роли государства в капиталистическом обществе: централизованные государственные расходы и доходы в виде процента к общему объему валового национального продукта. По мнению автора [12], последний показатель в большей степени характеризует уровень огосударствления рыночной экономики.

Национальные законы оказывают воздействие на способ реализации основных элементов процесса ведения бизнеса. К важнейшим формам правового воздействия относятся:

- коммерческое, или договорное, право - защита патентов, торговых знаков и авторских прав; стандартные формы бухгалтерского учета;

- общеправовая среда - закон об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности;

- создание нового бизнеса;

- трудовое законодательство;

- антимонопольное законодательство;

- ценообразование;

- налогообложение.

К двум основным аспектам любого общества, которые оказывают огромное воздействие на способ ведения бизнеса, относятся политическая и экономическая системы. Политическая система (political system) предназначена для интеграции общества в жизнеспособное функционирующее целое. Экономическая система (economic system) предназначена для распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими пользователями и связана с регулированием и координацией ресурсов и собственностью на какое-либо имущество. В современных обществах трудно отделить политическую систему от экономической.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1980.

2. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - Т. 3 / Гл. ред. А. М. Румянцев. - М.: Сов. энцикл., 1979.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 3. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983.

4. Уокер Ф. Предпринимательство как форма бизнеса. - М.: Русское дело, 1916.

5. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. - Вып. 1. - М.: Прогресс-универс, 1991.

7. Шапиро А. И. Предпринимательство - правильный курс. - М.: АБЕЛЬ, 1993.

8. Бусыгин А. В. Предпринимательство: начальный курс. - М., 1992.

9. Бутовский А. И., Безобразов В. П. Предпринимательский доход. Источники и направления использования. - М.: Русское дело, 1916.

10. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РФ», от 25 декабря 1990 г. № 445-ФЗ.

11. КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 1999.

12. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития: Моногр. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Получено 11.10.05

SMALL BUSINESS AS A SPECIFIC FORM OF MARKET RELATIONS

O. Y. Akimov

The history of small business development is examined concerning both the practice of world and Russian markets establishing and views of various researchers on the problem. The author’s opinion is presented and substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.