Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России'

Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3725
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КРИТЕРИИ / РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ECONOMIC SECTOR / CRITERIA / THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / IMPROVING THE WELFARE OF THE POPULATION / EFFICIENCY / EFFICIENCY ANALYSIS / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Версоцкий Р. Р.

В статье рассмотрены задачи и возможности малого и среднего предпринимательства в современной экономике России. Проведен сравнительный анализ европейской и российской трактовки понятия «малый и средний бизнес», предложены подходы к оценке эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследования эффективности обусловлены особой актуальностью, в силу раскрытия в полной мере, данной экономической категорией, условий функционирования субъекта предпринимательства на рынке. Чем интенсивнее осуществляется основная деятельность субъектов малого предпринимательства, тем благоприятнее это сказывается на развитии государственной экономики. Чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем интенсивнее рост добавленной стоимости продукции, тем меньше уровень издержек, тем выше уровень налоговых отчислений в бюджет страны и государственные внебюджетные фонды. Позитивным эффектом малого и среднего предпринимательства является увеличение темпов роста численности рабочих мест, наряду со снижением уровня безработицы, сопровождающимся ростом материального обеспечения наемных сотрудников. Также в статье определены задачи социального и экономического характера, которые под силу решить сектору малого и среднего предпринимательства в «экономике свободного предпринимательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Версоцкий Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and Medium-sized Business and Its Role in the Russian Market Economy

The article deals with the problems and opportunities of small and medium-sized entrepreneurship in the modern economy of Russia. A comparative analysis of the European and Russian interpretation of the concept of “small and medium business”, the criteria for assessing the effectiveness of small and medium-sized business. However, it should be noted that the study of efficiency belongs to the type of “constantly relevant”, as this economic category reveals the conditions of functioning of the business entity in the market. And the more active the functioning of small businesses, the higher the stability of the country’s economy, the greater the revenues to the state budget and extra-budgetary funds, higher job growth, lower unemployment, a decent level of material security of employees. The article also defines the social and economic problems that can be solved by the sector of small and medium-sized enterprises in the “economy of free enterprise”.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России»

< DOI 10.22394/1726-1139-2019-10-92-99

2:

^ Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России

Версоцкий Р. Р.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; amg-890@yandex.com

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрены задачи и возможности малого и среднего предпринимательства в современной экономике России. Проведен сравнительный анализ европейской и российской трактовки понятия «малый и средний бизнес», предложены подходы к оценке эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследования эффективности обусловлены особой актуальностью, в силу раскрытия в полной мере, данной экономической категорией, условий функционирования субъекта предпринимательства на рынке. Чем интенсивнее осуществляется основная деятельность субъектов малого предпринимательства, тем благоприятнее это сказывается на развитии государственной экономики. Чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем интенсивнее рост добавленной стоимости продукции, тем меньше уровень издержек, тем выше уровень налоговых отчислений в бюджет страны и государственные внебюджетные фонды. Позитивным эффектом малого и среднего предпринимательства является увеличение темпов роста численности рабочих мест, наряду со снижением уровня безработицы, сопровождающимся ростом материального обеспечения наемных сотрудников. Также в статье определены задачи социального и экономического характера, которые под силу решить сектору малого и среднего предпринимательства в «экономике свободного предпринимательства».

Ключевые слова: малый и средний бизнес, сектор экономики, критерии, роль малого и среднего бизнеса, повышение благосостояния населения, эффективность, анализ эффективности, государственная политика

Для цитирования: Версоцкий Р. Р. Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 9299.

Small and Medium-sized Business and Its Role in the Russian Market Economy

Roman R. Versockiy

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management, Branch of rAnEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; amg-890@yandex.com

ABSTRACT

The article deals with the problems and opportunities of small and medium-sized entrepreneurship in the modern economy of Russia. A comparative analysis of the European and Russian interpretation of the concept of "small and medium business", the criteria for assessing the effectiveness of small and medium-sized business. However, it should be noted that the study of efficiency belongs to the type of "constantly relevant", as this economic category reveals the conditions of functioning of the business entity in the market. And the more active the functioning of small businesses, the higher the stability of the country's economy, the greater the revenues to the state budget and extra-budgetary funds, higher job growth, lower unemployment, a decent level of material security of employees. The article also defines the social and economic problems that can be solved by the sector of small and medium-sized enterprises in the "economy of free enterprise".

Keywords: small and medium-sized business, economic sector, criteria, the role of small and medium-sized businesses, improving the welfare of the population, efficiency, efficiency analysis, public policy

For citing: Versockiy R. R. Small and Medium-sized Business and Its Role in the Russian Market Economy // Administrative consulting. 2019. N 10. P. 92-99.

Малый бизнес сегодня является одним из ключевых сегментов рыночной экономики, от степени эффективности функционирования которого прямо зависят темпы экономического роста и структура валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства в его малых и средних формах выступает необходимым ключевым элементом современной модели рыночной высококонкурентной экономики.

Развитие малого бизнеса активизирует перестройку структуры экономики, дает большую свободу рыночного выбора, создает новые рабочие места, способствует быстрой окупаемости затрат, чутко реагирует на любое изменение спроса со стороны потребителя. Малый и средний бизнес поддерживает обеспечение насыщения рынка товарами и услугами, помогает преодолеть отраслевой и региональный монополизм, расширить конкуренцию, внедрить достижения научно-технического прогресса, укрепить экономическую базу в селах и небольших городах. Малый и средний бизнес способствует выполнению важнейших задач.

1. Увеличение объема производства большинства потребительских товаров и услуг без масштабных затрат капитала, обеспечение условий оперативного и своевременного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры.

2. Использование доступных источников сырья и отходов крупных предприятий.

3. Приближение производства товаров и услуг непосредственно к потребителю, что приведет к сокращению расходов на транспорт для доставки товаров в регионы из больших промышленных центров, выравниванию в установленной мере уровня жизни и обеспеченности населения в различных местах проживания.

4. Оптимальное и эффективное использование уникальных предпринимательских способностей, трудовых навыков, знаний и умений отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не представляют интереса.

5. Вовлечение в производственный процесс, а особенно в сферу услуг, резервов рынка рабочей силы, которые не используются в крупном производстве из-за особенностей технологий и других (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.).

6. Малый бизнес можно рассматривать как реальную замену теневому бизнесу. Анализируя российскую и европейскую трактовки понятия «малое и среднее

предпринимательство», можно сделать вывод, что между ними много общего. Что же касается различий, то основным и наиболее существенным различием является определение категорий малого и среднего предпринимательства по количеству работников. Данный факт зачастую затрудняет анализ уровня развития российского сектора малого и среднего предпринимательства по отношению к европейскому, где можно выделить проблему сопоставимости статистических данных.

В настоящее время в Российской Федерации в рассмотренной сфере действует Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Статья 3 закона № 209-ФЗ дает следующее определение малому и среднему предпринимательству: субъектами малого и среднего предпринимательства являются субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям и средним предприятиям.

Согласно ст. 4 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц (за исключением государственных и му-

ниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Условия, регламентирующие порядок отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям, изложены в п. 1 ст. 4. Следует подчеркнуть, что в отличие от предыдущего закона, который содержал два критерия, данный закон содержит их три [19].

Первое условие — совокупная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% [15].

Вторым условием является средняя численность работников. В отличие от предыдущего закона, в котором семь сфер деятельности определены максимальным показателем, новый нормативный акт устанавливает нижнюю и верхнюю границы для средних, малых и микропредприятий вне зависимости от отрасли. Таким образом, в качестве средних предприятий признаются организации с численностью работников от 101 до 250 чел., а малыми — до 100 чел. Также законодатель выделил третью группу предприятий, а именно микропредприятия. Численность работников хозяйствующих субъектов, отнесенных к этой группе, не должна превышать 15 чел. [16].

Третье условие — выручка от реализации товаров и услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения, установленного Правительством РФ по каждой категории малого и среднего предпринимательства [13]. Предельные значения, обозначенные выше, должны определяться Правительством каждые пять лет.

В связи с тем, что законом выделены три критерия отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, возникает необходимость расставления приоритетов. В п. 3 ст. 4 указано, что категория субъекта малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению показателем по второму и третьему критерию [9].

Для сравнения можно привести европейский опыт классификации малых и средних предприятий и критерии отнесения предприятий к малым и средним. Термин «малое и среднее предпринимательство» в законодательных актах и литературе в немецкоговорящем пространстве Европы зачастую встречается в виде аббревиатуры KMU (Klein- und Mittelunternehmen), что дословно означает малое и среднее предприятие. Но в некоторых литературных изданиях употребляется английский вариант small and medium business [14].

В Европе в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства принимаются предприятия, которые независимо от принадлежности к какой-либо отрасли удовлетворяют установленные законодательством в виде набора максимальных показателей требования [8]. В качестве общепринятого приема отнесения предприятия к той или иной категории малого и среднего предпринимательства служит показатель количества работников. Безусловно, этот критерий не является единственным. Другими количественными показателями являются балансовая сумма и размер прибыли и убытка, число руководителей, капиталовложения и размер риска, критерии допуска для работы на неофициальной бирже и т. д. [21, с. 43]. Но критерий численности работников является основой простоты, согласованности и довольно распространен на практике.

В Европе показатели численности работников малых и средних предприятий соответствуют общеевропейским стандартам, установленными Комиссией Европейского Сообщества: микропредприятия 0-9 чел.; малые предприятия 10-49 чел.; средние предприятия 50-249 чел. Если сравнивать принятые в Европе условия отнесения к малому и среднему предпринимательству с российскими, то можно выявить некую тенденцию. А именно, в России большее число предприятий можно отнести к малым, так как верхняя граница численности сотрудников существенно выше. Та же картина просматривается и по микропредприятиям, хотя в этом случае различия не столь велики [5]. Таким образом, большинство предприятий, отнесенных в России к малым, вовсе не являются таковыми по европейским меркам, а входят в группу средних.

С целью более точного описания малого и среднего предпринимательства как экономического явления, а также обеспечения действенности законодательства в этой сфере Европейской комиссией были выделены следующие критерии: количество занятого персонала; финансовый критерий; критерий самостоятельности и независимости предприятия.

Так, количественным выражением первого критерия является следующее условие: численность работников не должна превышать 250 чел. Финансовый критерий предполагает выполнение одного из условий: товарооборот должен быть меньше 40 млн евро или балансовый итог — меньше 27 млн евро [21, с. 44]. Критерий независимости и самостоятельности предполагает максимально возможную долю, которая может находиться в собственности одного или нескольких предприятий, не относящихся к малому и среднему предпринимательству. Этот показатель равен 25% [2].

Наряду с количественными критериями зачастую используются качественные признаки, которые способствуют более глубокому пониманию сущности малого и среднего предпринимательства [11, с. 82]. Описание категорий малого и среднего предпринимательства, основанное на качественных критериях, нужно рассматривать критически, поскольку в определенной мере в нем присутствует субъективный взгляд исследователя. Данное описание используется в качестве базиса для определения потенциального успеха, способов поведения на рынке, трендов и типологизации малых и средних предприятий с целью сравнения их между собой и с крупным предпринимательством [4].

Среди множества качественных критериев можно выделить основные: самостоятельность предприятия; способность достижения индивидуального, отличного от других результата; объединение предпринимателя, инвестора и руководителя в одном лице; малые и средние предприятия находятся под влиянием личности предпринимателя, его социальная компетенция и персональные качества в значительной степени определяют успех предприятия; незначительная степень формализации, значительная роль персонального контакта, межличностных коммуникаций в предприятии; ограниченная возможность влияния и изменения рыночных условий, гибкость, способность подстраиваться под условия рынка, способность относительно безболезненно менять стратегическое направление; тесная взаимосвязь между нормативными, стратегическими и оперативными уровнями.

Профессор Университета Санкт-Галлена Урс Фюглишталлер дает следующую качественную характеристику малым и микропредприятиям: предприниматель в основном занят оперативной деятельностью; тесное сотрудничество между предпринимателем и сотрудниками, высокая заинтересованность и увлеченность всех участников; тесный контакт с клиентами и поставщиками, коммуникация происходит напрямую; участники семьи предпринимателя перенимают предпринимательские и организаторские функции; высокая степень риска [20, с. 11]. Средние предприятия он характеризует следующим образом: предприниматель больше принимает руководящие функ-

ции, достижение заданных производственных показателей постепенно исчезает из набора его основных функций; прослеживается четкая организация системы управления.

Поэтому для выработки последовательной государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства большое значение имеет выработка методического подхода для анализа эффективности функционирования и развития данного элемента экономики, в целях формирования механизма эффективности деятельности субъекта предпринимательской деятельности [7]. При рассмотрении критериев эффективности следует отметить, что большинство подходов к определению эффективности объединены общей характеристикой — соотношением затрат к результатам. В качестве затрат определяются разнообразные типы вложений, направленных на достижение результата по основной деятельности.

Доктор экономических наук, профессор А. П. Суворова характеризует в качестве эффективности меру полноты и качества выполнения задачи, направленной на достижение положительного финансового результата [18, с. 45]. Ряд экономистов придерживается другого подхода и определяет эффективность в качестве результата деятельности субъекта предпринимательской деятельности при условии рационального использования им ресурсов и стабильном состоянии внутренней и внешней среды предприятия. При условии неизменности состояний внешней и внутренней среды достигается соответствие уровней запланированных и понесенных расходов, что, в свою очередь, сигнализирует о высокой степени вероятности достижения искомого эффекта. Однако в реальных условиях зачастую внешняя или внутренняя среда подвержены влиянию экзогенных и эндогенных факторов, из-за чего достижение искомого эффекта от предпринимательства сталкивается с рядом барьеров, как например: обновление технологического оснащения производства, внедрение альтернативных систем управления бизнес-процессами, изменения входных и выходных параметров реализуемых проектов, что, в свою очередь, снижает вероятность достижения искомого результата, по крайней мере, в том виде, в котором он изначально запланирован [17, с. 26].

Особая актуальность исследования экономической эффективности обусловлена тем, что данная экономическая категория является определяющим элементом, учитывающим условия успешного функционирования хозяйствующего субъекта на рынке [6]. Чем активнее, эффективнее и рациональнее действуют субъекты на поприще малого и среднего предпринимательства, тем устойчивее становится государственная экономика, тем интенсивнее рост уровня добавленной стоимости продукции, тем более высокотехнологичный и наукоемкий вид выпуска продукции, тем выше уровень отчислений в бюджет и внебюджетные государственные фонды, тем выше темп роста численности рабочих мест, ниже уровень безработицы, достойнее уровень материального обеспечения наемных работников [3]. Исходя из чего можно сделать вывод, согласно которому эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства является вполне измеримой характеристикой и поддается условной классификации на социальном и экономическом уровнях.

Экономический уровень эффективности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса зачастую оценивается по таким показателям, как: прибыль, рентабельность, затраты, не включающие в себя накладные расходы на единицу продукции и др. [10]. Основная задача в рамках экономической части эффективности субъектов малого и среднего предпринимательства сводится к оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса, таким образом, стоимостная часть совокупных доходов должна превышать совокупные затраты, для достижения положительного экономического эффекта.

Однако помимо задач экономического характера субъекты малого предпринимательства склонны решать и целый ряд социальных задач. Именно малый и сред-

ний бизнес является катализатором при решении ряда социальных проблем. Индикатором, отражающим качество решения социальных задач, является социальный эффект от предпринимательской деятельности [1]. Показатели социальной деятельности, в свою очередь, можно разделить на внутренние и внешние, где внутренние отражают результаты мероприятий внутри предприятия, направленные на развитие человеческого потенциала, а внешние отражают результат общественной деятельности.

Предприниматели обеспечивают содержание своих семей, способствуют развитию образования, здравоохранения и, самое главное, — имеют возможность оперативно реагировать на рост уровня безработицы, являясь своего рода ингибитором темпов роста безработицы. Именно активная часть населения, занимающаяся средним и малым предпринимательством, обеспечивает обслуживание основной доли потребителей, реализуя производство ассортимента продуктов, товаров и услуг в соответствии с направлениями изменения спроса на конкурентных рынках [12, с. 62].

К основным элементам социального эффекта относятся:

• развитие малого предпринимательства, способствующего последовательному созданию обширного слоя собственников (среднего класса), независимо обеспечивающих достойный уровень жизни своих семей, являющийся основой социально-экономического благополучия любого государства;

• деятельность населения в сфере малого предпринимательства, которое является не только источником получения средств для покрытия текущих личных потребностей, но и способом раскрытия творческого потенциала личности;

• создание новых рабочих мест сектором малого предпринимательства, благодаря чему происходит снижение уровня безработицы, наряду со снижением уровня социальной напряженности;

• превышение уровня прожиточного минимума за счет достойной заработной платы;

• изменение жизненных ориентиров и психологии потребления населения, за счет вовлечения граждан в занятие малым предпринимательством;

• повышение уровня индивидуальной ответственности, в силу принятия индивидом ряда обязательств, вызванных его личной заинтересованностью в устойчивом развитии своего собственного дела.

Положительный социальный эффект внутри предприятия определяется растущим уровнем дополнительных материальных и нематериальных благ, направленных на прямое и косвенное взаимодействие между сотрудниками. К таким благам можно отнести: повышение уровня квалификации и использование официальных систем сертификации, компенсация по оплате обучения и профессиональной переподготовке сотрудников и др. Все это достигается теми предприятиями, которые обеспечены рядом конкурентных преимуществ; запасом финансовой прочности и высоким уровнем деловой активности; последовательным устойчивым развитием; активной государственной поддержкой и стимулированием.

Литература

1. Абузярова М. И. Теоретические подходы к управлению малым бизнесом // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 777-779.

2. Бикбулатов В. Р. Организационно-экономический механизм микроресурсной поддержки развития субъектов малого бизнеса : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2011.

3. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России // Вестник РГНФ. 2012. № 1. С. 31-38.

4. Дубков О. Д. Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 5. С. 724-730.

< 5. Дубовик М. В. Рыночные инструменты регулирования малого бизнеса // Финансы и кре-z дит. 2017. № 42. С. 42-50.

-J 6. Дудин М. Р. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 43-49.

7. Кирюшкин Р. Н. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования // Предпринимательство. 2009. № 5. С. 47-84.

8. Козявкина А. С. Управление инновационным развитием предприятия малого бизнеса // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 388-395.

9. Коняхина Т. Б. Развитие инвестиций в реальном секторе экономики, малом бизнесе и региональной инфраструктуре // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4. С. 409-413.

10. Ксанаева М. Б., Аликаева М. В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 4. С. 26-32.

11. Кудряшов В. С., Моржина Л. В. Анализ практики регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и формирование рекомендаций по реализации программы развития предпринимательства в Санкт-Петербурге // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 81-87.

12. Куприн А. А. Формирование условий активизации развития инновационного предпринимательства в России // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. СПб., 2016. С. 60-67.

13. Кузобаев Н. Ж. Применение зарубежного опыта в малом и среднем бизнесе // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2018. № 4. С. 196-200.

14. Махова А. В., Груздева Е. В. Государственное регулирование и помощь малому бизнесу в России и за рубежом // Наука и образование: новое время. 2018. № 3. С. 123-130.

15. Онучак В. Д. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 2. С. 58-71.

16. Осипов М. А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. 2018. № 10-13. С. 2916-2920.

17. Павлов К. В., Андреева И. Г. Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 8. С. 26-31.

18. Суворова А. П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 43-48.

19. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2012. № 5-6. С. 15-18.

20. Charakteristik und Entwicklung von Klein- und Mittelunternehmen (KMU). Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2004. S. 11.

21. Tetriarisierung und Dienstlistungskompetenz in schweizerischen Klein- und Mittelunternehmen. Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2008. S. 43-44.

Об авторе:

Версоцкий Роман Реонадович, старший преподаватель кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); amg-890@yandex.com

References

1. Abuzyarova M. I. Theoretical Approaches to Small Business Management // Economics and Entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2018. N 6 (95). P. 777-779. (In rus)

2. Bikbulatov V. R. Organizational and economic mechanism of micro-resource support for development of small business entities : dissertation abstract. Ufa, 2011. 23 p. (In rus)

3. Buchwald E. M., Vilenskiy A. V. On the Role of Small Enterprises in the Development of the Russian Economy // Journal of the RFBR [Vestnik RGNF]. 2012. N 1. P. 31-38. (in rus)

4. Dubkov O. D. Measures of state support to small and medium-sized businesses // Alley of Science [Alleya nauki]. 2018. V. 3. N 5. P. 724-730. (In rus)

5. Dubovic M. V. Market Instruments for Small Business Regulation // Finance and Credit [Finansy i kredit]. 2017. N 42. P. 42-50. (In rus)

6. Dudin M. R. State Policy in the Field of Small Business in Modern Conditions of Development < of Russia // Entrepreneurship [Predprinimatel'stvo]. 2010. N 4. P. 43-49. (In rus) z

7. Kiryushkin R. N. Identification of entrepreneurial risks in modern economic conditions // Entrepreneurship [Predprinimatel'stvo]. 2009. N 5. P. 47-84. (In rus)

8. Kozyavkina A. S. Management of Innovative Development of Small Business // Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series : Student Science Journal [Akademiya pedagogicheskikh idei Novatsiya. Seriya: Studencheskii nauchnyi vestnik]. 2018. N 5. P. 388-395. (In rus)

9. Konyakhina T. B. Development of investments in the real sector of the economy, small business and regional infrastructure // Economy and entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2018. N 4. P. 409-413. (In rus)

10. Ksanaeva M. B., Alikaeva M. V. Modern Trends in Small Business Development // Russian Entrepreneurship [Rossiiskoe predprinimatel'stvo]. 2013. N 4. P. 26-32. (In rus)

11. Kudryashov V. S., Morzhina L. V. Analysis of the practice of regulation of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation and formation of recommendations for the implementation of the entrepreneurship development program in St. Petersburg // Economics and management: yesterday, today, tomorrow [Ekonomika i upravlenie: vchera, segodnya, zavtra]. 2016. N 7. P. 81-87. (In rus)

12. Kuprin A. A. Formation of conditions for activation of innovative entrepreneurship development in Russia // State and business. Current problems of economics: materials of the VIIIth International Scientific and Practical Conference. North-West Institute of Management of RANEPA. SPb., 2016. P. 60-67. (In rus)

13. Kuzobaev N. J. Application of foreign experience in small and medium business // Journal of Jalal-Abad State University [Vestnik Zhalal-Abadskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2018. N 4. P. 196-200. (In rus)

14. Mahova A. V., Gruzdeva E. V. State regulation and assistance to small businesses in Russia and abroad // Science and education: a new time [Nauka i obrazovanie: novoe vremya]. 2018. N 3. P. 123-130. (In rus)

15. Onuchak V. D. Assessment of the Effectiveness of Regional Small Business Development Programs // Problems of Management Theory and Practice [Problemy teorii i praktiki upravleniya]. 2018. N 2. P. 58-71. (In rus)

16. Osipov M. A. State and Efficiency of Small Business Development Institute in Russia // Fundamental Research [Fundamental'nye issledovaniya]. 2018. N 10-13. P. 2916-2920. (In rus)

17. Pavlov K. V., Andreeva I. G. Evaluation of effective implementation of state regulation of small business development // National interests: priorities and security [Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost']. 2007. N 8. P. 26-31. (In rus)

18. Suvorova A. P. Methodological Approach to Assessment of Economic Organization Performance // Finance and Credit [Finansy i kredit]. 2006. N 4. P. 43-48. (In rus)

19. Shulus A. Small business entities and its state support system // Russian Economic Journal [Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal]. 2012. N 5-6. P. 15-18. (In rus)

20. Charakteristik und Entwicklung von Klein- und Mittelunternehmen (KMU). Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2004. S. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Tetriarisierung und Dienstlistungskompetenz in schweizerischen Klein- und Mittelunternehmen. Urs Fueglistaller. KMU HSG. 2008. S. 43-44.

About the author:

Roman R. Versockiy, Senior lector of the Chair of Economics of North-West Institute of Management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation); amg-890@yandex.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.