Научная статья на тему 'Малочисленные народности дагестана-каратинцы'

Малочисленные народности дагестана-каратинцы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗСКАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / КАРАТИНЦЫ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / АВАРСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азизова Пасихат Магомедовна

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию аварцев. Самоназвание-кIкIирди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев «кIаралал», другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают. Общая численность, по переписи 1991 г., около 7,5 тыс. чел. Каралалцы относятся к андо-цезским народам. Живут они в центральной части Западного Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малочисленные народности дагестана-каратинцы»

УДК 94(470.66)

Азизова Пасихат Магомедовна

доцент кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного института народного хозяйства тел.89288722338

Малочисленные

народности

ДАГЕСТАНА-КАРАТИНЦЫ

Pasikhat M. Azizova

associate Professor of theory and history of State and law.

Dagestan State Institute of National Economy tel. 89288722338

Small nationalities of

DAGESTAN-KARATA PEOPLE

Аннотация. Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию аварцев. Самоназвание-к1к1ирди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев «к1аралал», другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают. Общая численность, по переписи 1991 г., около 7,5 тыс. чел. Каралалцы относятся к ан-до-цезским народам. Живут они в центральной части Западного Дагестана.

Ключевые слова: кавказская этнокультурная общность, каратинцы, малочисленные народы Дагестана, аварская группа.

Annotation. Karata people - one of the small peoples of Dagestan, historically entered to a certain extent in Avars association. Endoethnonym-klklirdi, but more often they call themselves by the towns in which they live. Avars and neighboring peoples of Avar group call Karata people «klara-lal», other DagestaniAvars usually make no difference. The total number, according to the census of 1991, is about 7.5 thousand people. Karalaltsy are ando-tsez peoples. They live in the central West Dagestan.

Keywords: Caucasian ethno-cultural community, Karata people, small peoples of Dagestan, Avar group.

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию аварцев. Самоназвание-кМирди, но чаще они именуют себя по селениям, в которых проживают. Аварцы и соседние народы аварской группы называют каратинцев к!аралал, другие дагестанцы от аварцев их обычно не отличают. Общая численность, по переписи 1991 г., около 7,5 тыс. чел. Каралалцы относятся к андо-цезским народам. Живут они в центральной части Западного Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками реки Андийского Койсу, по отрогам северозападной оконечности Богосского хребта, на высотах до 1800 м над уровнем моря. Каралалцы расселены компактно в нынешнем Ахвахском районе (селения Карата, Анчих, Арчо, Цумали, Рачабулда, Маштада, Верхний Инхело, Рацитль, а также смешанная с аварцами Тукита) и в Бот-лихском районе (с. Нижний Инхело). В советский период часть каратинцев поселилась на кумыкской равнине в селениях Сиух, Кирпич - Кутан, Тукита, Камыш-Кутан Хасавюртовского района и в селении Казиюрт Бабаюртовского района. В пределах этнической территории на севере и северо-западе каралалцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе - с хваршинами и аварцами, на юге - с ахвахцами. Горные склоны в местах проживания каралалцев - в основном пологие, сложенные преимущественно известняками, с участками смешанного леса, главным образом хвойного.

Выше и ниже линии лесных массивов склоны гор, покрытые прекрасным травостоем, изобилуют субальпийскими и альпийскими лугами. Множество родников, ручьёв и рек характеризуют местность как влагообильную. Лето здесь жаркое и сухое, зима холодная и снежная; переходы от одного сезона к другому постепенные и плавные.

Животный мир представлен турами, козами, кабанами, лисицами, зайцами и др. Из хищников тут водятся волки, рыси, изредка забредают медведи. Много куропаток, перепелов, диких голубей; водятся дрофы, фазаны, тетерева и др.

По мнению историков-археологов, на нынешней территории каралалцы проживают примерно с IX-VIII вв. до ню. Что же касается древнейшего периода, то его можно рассматривать только как часть процессов (социально-политических и хозяйственно-экономических), происходивших в то время на Северном Кавказе и, в частности, на территории современного Дагестана. Как и дру-ги е области, территория эта входила в ареал формирования восточнокавказкой этнокультурной общности V-IV тыс. до ню., в период возникновения и развития раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа. Субобщности, выделившиеся с III тыс. до ню. из распавшейся Кавказско этнокультурной общности, к I тыс. до ню. послужили той базой, на которой образовались некоторые дагестанские племена, в том

139

числе и предки нынешних каратинцев. Археологические и другие источники соседних регионов позволяют предполагать, что предки каралалцев вместе с другими народами во второй половине 1 тыс. до ню. переместились сюда из южных регионов Закавказья. С первых веков нашей эры каралалцы входили в состав объединения народов Западного Дагестана - Дидо как этоносоци-альное территориальное общество. В XIV-XV вв. в результате активизации хунзахцев и гидатлин-цев, которые вели наступление на общинные земли под флагом распространения ислама, многие объединения сельских общин Дидо (Ди-дойского союза) отпали.

Важное значение для изучения вопроса первоначального заселения территории Караты, образа жизни и облика культуры местных племён могли бы иметь раскопки в известных и предполагаемых местах нахождения древних поселений на территории Каралал.

Сказанное вышепозволяет сделать предположение, что в эпоху бронзы в Каралал, как и в других поселениях, появилось пашенное земледелие, существовало скотоводческое хозяйство, получило развитие каменное домостроительство. Социальные отношения ещё характеризовались существованием патриархально-родовых отношений. В эту же эпоху сложились этнические общности-основы формирования большинства народностей Дагестана, процесс консолидации для одних из которых завершился «к середине первого тысячелетия нашей эры, а для других в раннем средневековье и позже».

С IV в. до ню. по IV в. ню. на территории Дагестана существовало раннеклассовое политическое объединение - Кавказская Албания. По

Литература:

1. Азизова П.М. Краткие сведения о союзе вольных обществ нагорного Дагестана - «Каралал» // Гуманитарные, социально-экономическиеи общественные науки Выпуск № 10. 2014.

2. Мусаева АТ. Вопросы социально-экономического развития народов Нагорного Дагестана в трудах российских исследователей // Гуманитарные, социально-экономическиеи общественные науки. Выпуск № 10. 2014.

3. Мусаева АТ. Земледелие как одна из приоритетных областей сельского хозяйства горцев Нагорного Дагестана // Гуманитарные, социально-экономическиеи общественные науки. Выпуск № 8. 2014 г.

4. Мусаева АТ. Социально-экономические причины отходничества в Нагорном Дагестане во второй половине - XIX начале XX веков.

5. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6.

6. Мусаева АТ. Преобразования в хозяйственноэкономической Дагестане во второй половине -XIX начале XX веков. Махачкала.

сведениям греко-римских писателей в Албании насчитывалось 26 племён, в том числе и племена гелов и легов, которых принято связывать с предками современных аварцев, лакцев, даргинцев и лезгин. Каждое из этих племён говорило на особом языке и диалекте. По мнению Г.-А.Д. Даниялова, «это количество племён сохранилось как принадлежность пережиточных названий 26 этно-племенных объединений, оставшихся и до наших дней в Дагестане. Например, Палби, Кезерух, Гидатл, Мукратл, Ансакул, Карахли, Гумбет...».

На западе Албания граничила с Иберией, соприкасалась с ней где-то в районе среднего течения реки Апазань. Хотя вопрос о вхождении Дагестана, в частности горной его части, в состав Кавказкой Албании окончательно не решён, многие исследователи сходятся во мнении, что Албанское государство, занимавшее на разных этапах своего развития разные территории, в период могущества и расцвета охватывало значительные пределы Азербайджана, Грузии и Дагестана. Центром Албании, как считает Г.-А.Д. Даниилов, была территория нынешнего Тляратинского района. Однако вопрос локализации центра Албании остаётся спорным.

Албанское государство было достаточно сильным и организованным раннеклассовым государством с пестрой социальной структурой и с разной степенью сохранения патриархальнородовых порядков. На его месте, со временем, сформировался ряд государственных образований, в том числе могучее царство Серир. Серир включал в себя территорию между Грузией, Кипчаком, Ширваном и Дербентом. Несомненно, территория Каралал входила в состав этого царства.

Literature:

1. Azizova P.M. Brief information about the alliance of free societies upland Dagestan - «Karalal» // Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences Edition. № 10. 2014.

2. Musaeva A.G. Issues of socio-economic development of the people of Nagornyi Dagestan in the works of Russian researchers // Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. Edition № 10. 2014.

3. Musaeva A.G. Agriculture as one of the priority areas of national economy ofhighlanders of Nagornyi Dagestan // Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. Edition № 8. 2014.

4. Musaeva A.G. Socio-economic causes of seasonal work in Nagornyi Dagestan in the second half of the XIX - beginning of XX centuries.

5. Humanitarian, Socio-economic and Social sciences. 2014. № 6.

6. Musaeva A.G. Transformation in the economic sphere of Dagestanin the second half of the XIX -beginning of XX centuries. Makhachkala.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.