Научная статья на тему 'Малазийское движение за возрождение исламских металлических денег как вызов новому мировому порядку'

Малазийское движение за возрождение исламских металлических денег как вызов новому мировому порядку Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
173
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНЕТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК / МИРОВАЯ ВАЛЮТА / ЗОЛОТОЙ ДИНАР / МАЛАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ДИНАРА / MONETARY CONCEPTION / NEW WORLD ORDER / WORLD CURRENCY / GOLD DINAR / ISLAMIC GOLD DINAR MOVEMENT IN MALAYSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емузова Э.А.

В настоящее время продолжается процесс поддержания и укрепления нового мирового порядка, ориентированного на монетарную унификацию планетарного пространства. Любые попытки сопротивления вызывают корректирующие действия. Настоящая статья является продолжением работы, опубликованной в предыдущем номере журнала. Наряду с инициативой М. Каддафи ввести золотой динар и сохранить самостоятельность центрального банка еще одним вызовом может считаться малазийское движение за возрождение исламских металлических денег. В представленной статье автор рассматривает истоки и успехи этого социального движения, идеалы которого противоречат целям нового мирового порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Malaysian movement for the revival of Islamic metallic money as a challenge to the new world order

Nowadays there is an ongoing process of maintaining and strengthening of the new world order based on the monetary unification of the planetary space. Any attempts of resistance cause corrective actions. This article continues the research published in the previous issue of the scholarly journal. Along with the initiate of M. Gaddafi to introduce the gold dinar and preserve independence of the central bank, the Malaysian movement for the revival of Islamic metallic money can be considered as another challenge. The author examines the origins and progress of this social movement, the ideals of which are contrary to the objectives of the new world order.

Текст научной работы на тему «Малазийское движение за возрождение исламских металлических денег как вызов новому мировому порядку»

УДК 327.8:336.746(595)

Емузова Эвелина Анатольевна

кандидат филологических наук, научный сотрудник Института стратегических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета

МАЛАЗИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЛАМСКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ КАК ВЫЗОВ НОВОМУ МИРОВОМУ ПОРЯДКУ

Emuzova Evelina Anatolyevna

PhD in Philology, Research Associate, Institute of Strategic Researches, Pyatigorsk State Linguistic University

MALAYSIAN MOVEMENT FOR THE REVIVAL OF ISLAMIC METALLIC MONEY AS A CHALLENGE TO THE NEW WORLD ORDER

Аннотация:

В настоящее время продолжается процесс поддержания и укрепления нового мирового порядка, ориентированного на монетарную унификацию планетарного пространства. Любые попытки сопротивления вызывают корректирующие действия. Настоящая статья является продолжением работы, опубликованной в предыдущем номере журнала. Наряду с инициативой М. Каддафи ввести золотой динар и сохранить самостоятельность центрального банка еще одним вызовом может считаться малазийское движение за возрождение исламских металлических денег. В представленной статье автор рассматривает истоки и успехи этого социального движения, идеалы которого противоречат целям нового мирового порядка.

Ключевые слова:

монетарная концепция, новый мировой порядок, мировая валюта, золотой динар, малазийское движение за возрождение золотого динара.

Summary:

Nowadays there is an ongoing process of maintaining and strengthening of the new world order based on the monetary unification of the planetary space. Any attempts of resistance cause corrective actions. This article continues the research published in the previous issue of the scholarly journal. Along with the initiate of M. Gaddafi to introduce the gold dinar and preserve independence of the central bank, the Malaysian movement for the revival of Islamic metallic money can be considered as another challenge. The author examines the origins and progress of this social movement, the ideals of which are contrary to the objectives of the new world order.

Keywords:

monetary conception, new world order, world currency, gold dinar, Islamic gold dinar movement in Malaysia.

Новый мировой порядок (НМП), интерпретируемый нами с точки зрения монетарной концепции, наталкивается на стихийное и организованное сопротивление, участники которого не готовы безоговорочно принять претендующую на звание мировой валюту, производство которой осуществляется закрытой организацией, ставящей себя выше национальных и международных законов [1]. Малазийское движение за возрождение золотого динара и серебряного дирхама -один из примеров подобных попыток сопротивления.

Идеи о возвращении к биметаллизму появились в Малайзии в середине 1980-х гг. под влиянием международного движения «Мурабитун», основанного А. ас-Суфи и рядом его учеников. Предлагая постмодернистскую идеологическую платформу для объединения мусульман, мураби-туны, не отвергая в целом рынок, критикуют современное монетарное устройство, считающееся незыблемым порядком. По их мнению, современная монетарная система, базирующаяся на «бумажных» деньгах, противоречит природе денег, установленной шариатом: деньгами может быть как золото и серебро, так и любая незапрещенная вещь - главное, чтобы она добровольно принималась людьми в качестве таковых. Современные же кредитные билеты Федеральной резервной системы и вообще всех центральных банков (ЦБ) мира принудительно навязываются в качестве денег. Законы всех современных государств запрещают гражданам использовать в своих расчетах что-либо, кроме национальных валют, лишая население выбора. В противном случае, по утверждению мурабитунов, люди бы выбрали более надежные средства, например золото или серебро, что уничтожило бы всю систему «бумажных» денег. Своим главным политическим символом мура-битуны избрали исламский золотой динар и серебряный дирхам, ведущие, по их мнению, к закату национализма, политических партий, политического представительства и, что более важно, НМП.

А. ас-Суфи всегда подчеркивал, что создание суверенной исламской политии невозможно без отказа от ныне существующих ростовщических финансовых институтов и финансовой системы. Идеология модернизма не несет с собой ничего другого, кроме ростовщического капитализма, вследствие чего ростовщичество постепенно охватывает все аспекты человеческой жизни [2, р. 5]. А. ас-Суфи характеризует ростовщичество как самую несправедливую деятельность, дозволенную в либерально-демократических государствах, как феномен с негативными глобальными

последствиями, как болезнь, порождающую «голод, экологическое опустошение и ядерный невроз» [3, p. 6]. Политическую модель современного общества, по мнению А. ас-Суфи, можно представить в виде власти ростовщичества, скрывающейся за либеральной демократией, поскольку становление демократии шло одновременно и параллельно с властью ростовщичества.

В первое время идеи мурабитунов не находили практически никакого отклика в малазийском обществе. Общественное равнодушие проистекало не из того факта, что металлические деньги менее практичны, а скорее в результате мощной пропаганды в СМИ и образовательных учреждениях экономических теорий, «высмеивающих» золото и серебро. Наблюдая движение мира к «пластиковым» деньгам (различным банковским и прочим картам), жители считали металлические деньги возвратом в Средние века. Даже те, кто понимал все связи между ростовщичеством и бумажными деньгами, видели решение не столько в биметаллизме, сколько в насаждении иных моральных принципов [4, p. 165]. Главная же причина, по всей видимости, состояла в том, что мура-битуны не могли предложить никаких конкретных образцов монет, способных заменить банкноты.

Первые современные золотые динары, соответствующие стандарту У. аль-Хатаба, второго халифа ислама, были отчеканены в 1992 г. членами мусульманского сообщества Гранады, состоявшего из учеников А. ас-Суфи. Согласно упомянутому стандарту, динар должен представлять собой монету весом 4,25 г, отлитую из сплава, содержащего не менее 91,6 % чистого золота. При чеканке серебряных динаров весом 2,975 г сообщество руководствовалось стандартом, установленным Всемирной исламской торговой организацией (ВИТО) [5, p. 90]. Малазийские му-рабитуны получили первые золотые динары и серебряные дирхамы, отчеканенные Мировым исламским монетным двором в Дубае, лишь в 1995 г. С тех пор вопрос о золотом динаре и серебряном дирхаме перешел из области чистой теории в область практической реальности.

С целью широкого распространения золотого динара и серебряного дирхама малазийские мурабитуны, получив в распоряжение монеты, представляли их как наиболее выгодное средство сбережений, как традиционное средство выкупа невесты и форму приданого, как истинное средство выплаты закята. Постепенно идеи биметаллизма проникали в различные слои общества, приобретая все большее число сторонников. Данный процесс начался у основания социальной пирамиды и со временем охватил умы представителей религиозного, экономического и политического истеблишмента. Идеи не обошли стороной и академическую среду. Одним из первых о своей поддержке золотому динару и серебряному дирхаму заявил известный в Малайзии ученый И. Хосейн, резко отзывавшийся в своих лекциях и книгах о ростовщичестве, нынешней банковской и финансовой системах и бумажных деньгах [6]. Некоторые из его последователей и учеников пошли по его стопам, превратившись в пылких активистов малазийского движения за возрождение динара и дирхама.

Азиатский финансовый кризис 1997 г. открыл для малазийских мурабитунов новые возможности, обнажив все негативные качества нынешней банковской системы и вновь поставив вопрос о ростовщичестве в публичных дебатах. В национальной прессе - например газетах Utusan Malaysia и Berita Harian, а также журналах Al-Islam и Massa - появилось множество статей, защищающих золотой динар и критикующих западный капитализм. Причем круг авторов этих статей не ограничивался исключительно мурабитунами. Так, множество материалов принадлежало перу людей из академической среды, не являвшихся непосредственно членами движения мурабиту-нов, но пересмотревших западный капитализм и современную финансовую систему на волне азиатского кризиса и поддержавших альтернативу доллару.

Воспользовавшись открывшимися возможностями, мурабитуны представили свою идеологическую программу премьер-министру М. Мохамаду, подарив ему золотые динары, ряд книг и материалов по соответствующей тематике, в числе которых и «Доклад о золотой экономике», подготовленный У. Вадильо - автором ставшей к тому времени уже известной книги «Возвращение золотого динара: исследование денег в исламском праве» [7]. Спустя некоторое время М. Мохамад выступил с застигнувшим многих врасплох предложением превратить золотой динар в альтернативную валюту для международной торговли и национальных резервов, прежде всего в отношениях между мусульманскими странами и теми странами, с которыми Малайзия достигла двухсторонних договоренностей об осуществлении платежей. Вскоре министр финансов его правительства на одной из тематических конференций развил идею золотого динара, который, по его мнению, несмотря на стандарты ВИТО, должен по весу равняться 1 унции золота. В 2001 г. М. Мохамад встретился с А. ас-Суфи, которому ранее один из малазийских университетов присвоил почетное звание доктора литературы. Предложение М. Мохамада об использовании золотого динара в международных расчетах получило поддержку Ирана, заявившего, что Малайзия должна взять на себя создание секретариата, который бы распространял в мировом масштабе информацию об этой идее [8, p. 168].

С тех пор идеей введения золотого динара вдохновилось практически все малазийское общество - от крестьян и простых служащих до ученых и банкиров. Так, местные университеты поощряли студентов писать дипломные работы по темам, так или иначе затрагивающим проблему применимости золотого динара в нынешних экономических условиях. По стране начали проводиться многочисленные семинары и конференции, посвященные золотому динару. Введение золотого динара в экономическую практику превратилось в поистине общенациональный малазийский проект. Даже ЦБ Малайзии направлял своих представителей для участия в подобных семинарах и конференциях. Однако когда М. Мохамад ушел с поста премьер-министра, его преемник А.А. Бадави не проявил никакого интереса к вопросу о золотом динаре, прекратив все предшествующие начинания. Общенациональный проект, благодаря стараниям новой власти, был низведен до личного проекта М. Мохамада [9, p. 169].

После того как федеральное правительство отказалось от поддержки проекта перехода к золотому динару, его дальнейшую реализацию взяли на себя власти отдельных штатов. Лидером стал штат Келантан, где власть долгое время находилась в руках Малазийской исламской партии, известной своей открытой поддержкой золотого динара. Так, в 1998 г. молодые активисты партии организовали прямо на одном из своих общих ежегодных собраний продажу золотых динаров, которая позже перекинулась и на улицы, где по этому случаю собралась толпа людей [10, p. 170].

Практически с самого момента зарождения малазийского движения мурабитунов считалось крайне важным и необходимым наладить собственное производство монет. Сторонники движения полагали, что только собственное производство способно увеличить предложение монет до требуемых размеров, а также разрушить существующий психологический барьер, мешающий гражданам воспринимать золотые и серебряные деньги как реальную замену деньгам бумажным. В 2002 г. малазийское отделение Исламского монетного двора, созданное в 2001 г., отчеканило из 5 кг золота свою партию исламских динаров. В 2003 г. Королевский монетный двор Малайзии представил первый выпуск золотого динара, предназначенный для частичного погашения задолженности по заработной плате перед своими сотрудниками. В том же году в соответствии со стандартами ВИТО компания Dinar Dirham International отчеканила золотые динары общим весом в один килограмм, которые активно рекламировались на состоявшейся в Куала-Лумпуре 24-25 октября того же года встрече Организации Исламской конференции (ОИК), где председательствовала Малайзия. Однако все эти выпуски монет общего дизайна имели довольно ограниченный масштаб, не позволявший решить задачу их реальной популяризации [11, p. 171-172].

20 сентября 2006 г. главный министр штата Келантан Н.А. Мат объявил о введении в обращение Dinar Emas Kelantan, собственного золотого динара штата. Монеты трех различных номиналов - 1/4, 1/2, 1 динар, к которым в 2007 г. добавилась монета в 2 динара, выпущенная по случаю дня рождения султана Келантана, отчеканила компания Mariwasa Kraftangan, местный производитель сувениров и копий предметов искусства. Хотя дизайн монет отражал местную специфику (например, на реверсе были изображены элементы герба Келантана), по своему весу и содержанию чистого золота они полностью соответствовали стандарту У. аль-Хатаба. Продажей монет через сеть ломбардов Ar-Rahnu занялась компания Permodalan Kelantan Bernad. Правительство Келантана вразрез с конституцией страны, не дающей право штатам выпускать деньги, объявило, что их монеты имеют статус законного платежного средства. Федеральное правительство сразу же отвергло заявление правительства Келантана, обвинив его в обмане покупателей и назвав единственным законным платежным средством на территории всей Малайзии ринггит.

Финансовый кризис 2007-2008 гг. сильно ударил по всей мировой монетарной системе, превратившись в непредсказуемое «финансовое цунами». То, что началось в США, вскоре превратилось, по мнению большинства экономистов, в самый серьезный кризис после Великой депрессии. Несмотря на триллионы долларов помощи, многие страны не смогли выполнить взятые на себя обязательства, по-прежнему демонстрируя признаки финансового краха без какой-либо видимой тенденции к восстановлению. Некоторые государственные лидеры призвали к полному переустройству мировой монетарной системы, требуя возврата к Бреттон-Вудской модели. Отдельные страны даже начали искать альтернативные валюты, представлявшиеся им средствами выхода из кредитного кризиса.

В этих условиях правительство Келантана в августе 2010 г. выпустило вторую серию золотых и серебряных монет. На презентации новых монет представители правительства заявили, что более тысячи организаций и несколько банков в штате согласились принимать новую валюту. Тогда же правительственные чиновники пообещали предоставить возможность гражданам получать часть своей зарплаты в металлических деньгах, а также выпустить в ближайшее время на рынок золотые слитки для крупного инвестирования. Повторно была подтверждена возможность выплачивать закят монетами. ЦБ Малайзии, пытаясь сохранить за собой исключительное право

создавать деньги, выступил с заявлением, в котором пообещал конфисковать незаконную валюту и наказывать правонарушителей [12, p. 98].

Несмотря на противодействие со стороны ЦБ, весь объем монет второго выпуска был продан всего лишь за три недели. По словам У. Вадильо, сказанным по случаю второго выпуска монет, малазийское общество проявляет огромный спрос на золотые динары, а компания, занимающаяся производством монет, сразу же получила предварительных заказов на очередной выпуск на сумму, превышающую 4 млн ринггитов [13, p. 80].

1 марта 2011 г., следуя примеру Келантана, глава штата Перак З.А. Кадир заявляет о выпуске своих золотых динаров (номиналом в ЛА, 1 и 2) и серебряных дирхамов (номиналом в 1, 2 и 10), позиционируемых в большей мере как средство сбережения в условиях инфляции [14]. Стремление еще одного малазийского штата нанести удар по мировой валюте, выраженное открыто на фоне неординарного энтузиазма населения, свидетельствовало о выходе ситуации в этой стране из-под контроля, о несогласии с правилами НМП, отрицающими экономическую ценность золота. Безусловно, малазийский опыт мог стать «ненужным» примером для других поли-тий, распространившись по всему региону. Учитывая все это, трудно поверить, что потеря Малайзией за один только 2014 г. трех своих пассажирских самолетов (рейсы MH370, MH17 и QZ8501) является чередой случайных и несвязанных между собой событий, особенно в свете того, что уничтожение гражданских бортов, как показывает история, применяется не только террористическими организациями, но и спецслужбами отдельных государств.

Подводя итог, отметим, что Малайзия продемонстрировала с точки зрения НМП своеобразное «девиантное поведение». Малазийское движение за возрождение металлических денег зародилось в 1980-х гг. под мощным влиянием международных идеологов. Уже к рубежу веков идеи, пропагандируемые активистами данного движения, пропитали собой все эшелоны малазийской власти. Постепенно и без привлечения лишнего внимания на региональном уровне начинается замещение под исламскими лозунгами мировой валюты монетарными средствами, основанными на золоте и серебре. Когда же власти Малайзии проигнорировали директивы центрального банка, не остановив набирающий обороты процесс возрождения золотых и серебряных денег, они получили «предупреждающий» сигнал.

Ссылки:

1. Емузова Э.А. «Золотая инициатива» М. Каддафи как вызов новому мировому порядку // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2.

2. as-Sufi A. The Return of the Khalifate. Cape Town, 1996.

3. as-Sufi A. For the Coming Man. Norwich, 1988.

4. Noorshah H. The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia // Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar / ed. by Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM). Bangi, 2009. P. 163-180.

5. Vadillo U.I. The Return of the Gold Dinar: A Study of Money in Islamic Law. Cape Town, 1996.

6. Hosein I.N.: 1) The Importance of the Prohibition of Riba in the Qur'an and Sunnah. Kuala Lumpur, 1997 ; 2) The Gold Dinar and Silver Dirham: Islam and the Future of Money. San Fernando, 2007.

7. Vadillo U.I.: 1) The Return of the Gold Dinar ... ; 2) The Return of the Islamic Gold Dinar: A Study of Money in Islamic Law and the Architecture of the Gold Economy. Kuala Lumpur, 2004.

8. Noorshah H. Op. cit. P. 168.

9. Ibid. P. 169.

10. Ibid. P. 170.

11. Ibid. P. 171-172.

12. Yusuf M.B.O., Ghani G.M., Meera A.K.M. The Challenges of Implementing Gold Dinar in Kelantan: An Empirical Analysis // Institutions and Economics. 2013. Vol. 5, № 3. P. 97-114.

13. Цит. по: Muhammad N.M.N. Public Acceptance Towards Kelantan Gold Dinar // Business & Management Quarterly Review. 2011. Vol. 2, № 3. P. 80.

14. Kadir Z.A. Launching of Perak Gold Dinar and Perak Silver Dirham [Электронный ресурс] // Zambry Abd Kadir's Personal Blog. 2011. March 1. URL: http://zambryabdkadir.blogspot.ru/2011/03/launching-of-perak-gold-dinar-and-perak.html (дата обращения: 20.10.2015).

References:

1. Emuzova, EA 2016, "'Gold Initiative" Gaddafi as a challenge to the new world order', Society: politics, economics, law, no. 2.

2. As-Sufi, A 1996, The Return of the Khalifate, Cape Town.

3. As-Sufi, A 1988, For the Coming Man, Norwich.

4. Noorshah, H 2009, 'The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia', Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar, Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM), Bangi, p. 163-180.

5. Vadillo, UI 1996, The Return of the Gold Dinar: A Study of Money in Islamic Law, Cape Town.

6. Hosein, IN 1997, The Importance of the Prohibition of Riba in the Qur'an and Sunnah, Kuala Lumpur; Hosein, IN 2007, The Gold Dinar and Silver Dirham: Islam and the Future of Money, San Fernando.

7. Vadillo, UI 1996, The Return of the Gold Dinar: A Study of Money in Islamic Law, Cape Town; Vadillo, UI 2004, The Return of the Islamic Gold Dinar: A Study of Money in Islamic Law and the Architecture of the Gold Economy, Kuala Lumpur.

8. Noorshah, H 2009, 'The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia', Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar, Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM), Bangi, p. 163-180.

9. Noorshah, H 2009, 'The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia', Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar, Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM), Bangi, p. 163-180.

10. Noorshah, H 2009, 'The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia', Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar, Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM), Bangi, p. 163-180.

11. Noorshah, H 2009, 'The Islamic Gold Dinar Movement in Malaysia', Seminar Antarabangsa Penjanaan Ekonomi Melalui Transaksi Wang Dinar, Universiti Kebangsaan Malaysia (UKM), Bangi, p. 163-180.

12. Yusuf, MBO, Ghani, GM & Meera, AKM 2013, 'The Challenges of Implementing Gold Dinar in Kelantan: An Empirical Analysis', Institutions and Economics, vol. 5, no. 3, p. 97-114.

13. Cit. by: Muhammad, NMN 2011, 'Public Acceptance Towards Kelantan Gold Dinar', Business & Management Quarterly Review, vol. 2, no. 3, p. 80.

14. Kadir, ZA 2011, 'Launching of Perak Gold Dinar and Perak Silver Dirham', Zambry Abd Kadir's Personal Blog, March 1, retrieved 20 October 2015, <http://zambryabdkadir.blogspot.ru/2011/03/launching-of-perak-gold-dinar-and-perak.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.