УДК 331.22:348.26
ББК 69.284.15
МАКРОРИСКИ И МИКРОРИСКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
А.Н. Терехова
Рассмотрены соотношения между функциями и динамикой структуры макроэкономических рисков. Предложены методологические подходы для оценки структурно-функциональных связей таких систем с уровнем микрорисков.
Ключевые слова: макрориск, микрориск, производственная функция, предпринимательский актив, регион
Можно говорить, что риск - неотъемлемый компонент рыночной экономики. Риск - опасность возникновения потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным, непредвиденным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными, в том числе форс-мажорными, обстоятельствами. Кроме того, риск - это возможность получения непредсказуемого результата в зависимости от принятого хозяйственного решения, действия из-за невозможности точно предусмотреть динамику тенденций рынка. Измеряется риск как объемными показателями, так и частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. И правильнее говорить о явлении комплекса рисков, а не одного - единственного риска, имеющего место в процессе управления объектом. Наиболее опасны риски с вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. Не следует рассматривать риск как разовое спонтанное явление, внезапное событие, случайность. Подобное упрощенчество иногда сводится к вариантной схеме: риск может привести к значительному убытку или к большой прибыли, а может и не изменить результатов бизнеса. Естественно, такой подход позволяет применить вероятностные методы для оценки последствий риска применительно к хозяйственной ситуации. Но действительность не укладывается в простую схему. Риск связан не только с отрицательными результатами, риск -стимул бизнеса: умение, или удача, или обоснованный его расчет как раз и обеспечивает доход предпринимателю [1].
Предприниматель, принимающий во внимание, учитывающий фактор хозяйственного риска, должен уметь выбрать из набора вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня опасности негативных последствий. Количественная оценка уровня хозяйственного риска - обязательный элемент технико-экономического обоснования любого проекта, всякой бизнес-идеи. Дополненная качественными показателями, количественная величина риска позволяет дать интегральную оценку последствий реализации конкретного предпринимательского решения. Понятно, что любое предпринимательство не является абсолютно надежным и постоянно прибыльным делом. А ориентированное
на реальное использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не отработанных на практике, связано с еще большим риском неполучения доходов по инвестициям, поэтому такой бизнес и называют рисковым, венчурным (хоть и известно особое стремление участников такого бизнеса к уходу от риска). В этот вид бизнеса вовлечены небольшие предприятия, мелкие фирмы, обосновавшиеся в наукоемких областях и занимающиеся созданием и распространением новых технологий, прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических и организационных новшеств. Аналогичная ситуация возможна и у крупных компаний, особенно при диверсификации деятельности и выходе на новые рынки, при инвестициях в новые направления, в инновации. Таким образом, наличие риска - элемент, присущий бизнесу независимо от его размеров, форм собственности и сферы занятий [2].
Из сказанного следует, что реально весь бизнес сопряжен с риском, в предпринимательстве всегда присутствует элемент авантюризма.
Управление бизнесом, всякая его функция, стадия характеризуется факторами неопределенности, а значит, и риском управляющего, предпринимателя. Причинами проявления неопределенности можно считать недостаточность сведений о самом бизнесе и об окружающей среде, случайность многих определяющих событий, а также контрфакторы - противодействия, опять же случайные или организованные, спровоцированные, скажем, в ходе конкурентной борьбы.
Так происходит и на ряде предприятий энергетических систем. Опытный менеджер должен быть всегда готов к возникновению рисковой ситуации. Ведь если классифицировать риски, возникающие на предприятии, то их прежде всего, можно разделить на макро- и микрориски. Но если последние преуспевающий риск-менеджер может и должен проанализировать и оценить до появления риска («дособытийно»), то сфера возникновения первых рисков - макроуровень, или уровень государства. Макрориски делятся на четыре группы:
• риск экономического спада;
• риск финансового кризиса;
Региональная экономика
• политический риск;
• социальный риск.
Важная особенность макрорисков заключается в том, что далеко не все стандартные методы управления и минимизации рисков применимы на макроуровне. Специфика макроуровня состоит в том, что на нем невозможно уклониться от объективных экономических процессов, поскольку риск экономического кризиса тесно связан и с риском финансового кризиса, и с социально-политическим риском. В то же время государству в отличие от предприятия нельзя прекратить свою деятельность по какому-либо направлению «в связи» с повышенным макрориском. Точно также обстоит дело с методом признания рисков, их страхования, локализации и диверсификации. Таким образом, в сфере управления макрорисками применим лишь метод контроля и предупреждения рисков путем их прогнозирования, планирования и реализации стратегических мер по их снижению и устранению.
Применительно к экономике, находящейся в периоде трансформации, крайне важными представляются выводы, следующие из теоремы Коуза. Данная теорема гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то аллокация ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменной независимо от первоначального распределения прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода». Теорема Коуза рассматривает экстернальные (внешние) эффекты. Так называются любые побочные эффекты, достающиеся не собственнику средств производства, а окружающим экономическим агентам [3, 4].
Экстернальные эффекты могут быть как положительными (например, прокладка газопровода, проходящего рядом с каким-либо селением открывает возможности его подключения к газу), так и отрицательными (к их числу относится как высокий уровень макрорисков, так и загрязнение воздуха близлежащим заводом). Риски, связанные с существованием вредных экстерналий, порождают степень исключительности прав собственности. Смысл рассуждений Коуза заключается в том, что экономические агенты, нарушающие исключительность чужих прав собственности или терпящие из-за этого определенные издержки, договариваются о компенсации. Размер этой компенсации восстанавливает экономическое равновесие, так как эффективность действий каждого агента в денежном выражении остается на прежнем уровне.
Вопрос об изменении пропорций между частным и государственным сектором в смешанной экономике, как правило, встает в период экономического спада. Таким образом, рассматривая экономический спад как период повышенных макроэкономических рисков, власти пытаются изменить ключевую пропорцию в экономике - пропорцию между частным и государственным сектором. Тем самым государство стремится снизить интенсив-
ность неуправляемых процессов, а следовательно, и уровень макрорисков.
При исследовании рисков реформируемой социально-экономической системы становится возможным лишь аналитический и имитационный методы, дающие качественный анализ рисков. Разработка сценариев изменения ситуации в экономике позволяет использовать количественные методы, служащие инструментом при оценке изменения уровня рисков по ключевым направлениям. Уровень каждого вида макрорисков можно оценить качественно, используя при этом набор индикаторов, отражающих текущее состояние социально-экономической системы.
В работе подчеркивается, что рыночная или переходная экономика отнюдь не исключает систему хозяйственного планирования, но перемещает ее на микроуровень, что требует тщательного исследования условий, новых подходов, методов и приемов экономического анализа. В то же время эффективное планирование деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне возможно лишь в том случае, когда риски макроуровня либо устранены, либо не представляют серьезной угрозы бизнесу. В условиях переходной экономики высокие риски макроуровня препятствуют привлечению инвестиций в страну и приводят к дестабилизации социально-экономической ситуации.
Выход на траекторию устойчивого экономического роста, являющегося необходимым условием для реализации остальных целей, становится реальным лишь при условии снижения уровня макрорисков. Анализ результатов предшествующего реформирования экономики со всей очевидностью показал, что без стратегии управления макрорисками вероятность кризиса в производственной, финансовой и социально-политических сферах резко возрастает. В связи с этим, представляется крайне важным выбор составляющих комплексной реформы, позволяющих эффективно воздействовать на уровень рисков. Для этого необходимо выделение факторов экономического роста, управление которыми позволит минимизировать основные макрориски.
В теоретической модели факторного анализа источников экономического роста Р. Солоу исследуется поведение производственной функции следующего вида:
0 = 0(К, ь, Т).
Производственная функция Р. Солоу наиболее эффективно работает в экономических условиях развитых стран с давно устоявшимися отношениями частной собственности. В таких условиях анализ изменений в спецификации прав собственности по спектру отношений, выделенных А. Оноре, не представляется необходимым, поскольку изменения последних практически неуловимы на протяжении периодов сотен производственных циклов [5].
Совершенно иные требования предъявляются к анализу факторов экономического роста эконо-
Терехова А.Н.
Макрориски и микрориски в региональном разрезе
мике трансформируемого типа. При анализе производственной функции спецификация отношений собственности и уровень рисков в стране встает на первый план вместе с уровнем развития технологии. С учетом данного фактора, производственную функцию для переходной экономики можно записать в следующем виде:
0 = 0(К, Ь, Т, Ш81«5(1-4)), где переменная Шзк5(1-4) характеризует уровень макрорисков по следующим направлениям:
• риск экономического спада;
• риск финансового кризиса;
• политический риск;
• социальный риск.
При разработке государственной программы, направленной на выход из экономического кризиса, достижение экономического роста и повышение жизненного уровня населения, особое внимание следует уделить управлению уровнем рисков на макроуровне, в значительной степени зависящим от спецификации прав собственности на средства производства и доходы.
Глубокий экономический спад и снижение уровня жизни населения требует реализации комплексной антикризисной реформы. Выбор составляющих комплексной реформы российской экономики предполагает выбор критерия их эффективности. Предлагаемая концепция реформ выделяет в качестве такового критерия снижение уровня макрорисков, создающего объективные условия для выхода экономики на траекторию устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Сложность реализации поставленной задачи заключается в том, что существующий инструментарий управления рисками его классификации, методы оценки рисков и управления ими может быть применен лишь частично, поскольку разрабатывались они, прежде всего, для
управления рисками микроуровня. Для большинства инвестиционных проектов риски макроуровня представляют собой экзогенный фактор, изменить параметры которого не представляется возможным. В этом заключается их отличие от рисков микроуровня, которыми в той или иной степени можно управлять, обеспечивая тем самым более стабильные условия для ведения бизнеса.
Крайне важным для понимания взаимосвязи рисков и собственности является ограниченность (редкость) благ на фоне практически неограниченного числа рисков. Реализация одного и того же исхода приводит к потерям для одних собственников и к увеличению благосостояния или прибыли - для других, однако, возможны случаи, когда происходит общее снижение благосостояния собственников. К таким случаям можно отнести не только стихийные бедствия, экологические катастрофы и т. д., но и переход к состоянию высокой неопределенности экономической системы, при котором перспективы выхода на траекторию устойчивого экономического роста оказываются маловероятными [6].
Коэффициенты весомости рисков по группам и по каждой причине в группе определяются на основе данных экспертного опроса специалистов, имеющих высокий уровень информированности и компетентности, с использованием специальных анкет, по 100-балльной шкале оценок, которые переводятся затем в относительные единицы.
Таблица, показывающая степень весомости микрорисков на предприятии, значительно упрощает действие менеджера по оценке риска и помогает провести аналогии факторного влияния на причину, вызывающую риск.
Более того, детализация различий продумана до мельчайших подробностей: рассматривается влияние макрорисков и со стороны города, в котором находится предприятие.
Коэффициенты весомости групп макрорисков и причины их возникновения в каждой группе
Группа риска Коэффициент весомости Причины возникновения рисков от различных факторов Коэффициент весомости
1. Политические Квп=0,25 1.1. Политическая нестабильность страны 0,40
1.2. То же региона (мегаполиса) 0,60
2. Экономические Квэ=0,20 2.1. Экономическая нестабильность в стране 0,40
2.2. То же в регионе (городе) 0,60
3. Финансовые Квф=0,15 3.1. Колебания валютных ресурсов 0,15
3.2. Недостаточное государственное регулирование
учетной банковской ставки 0,19
3.3. Рост стоимости ресурсов на рынке капитала 0,07
3.4. Повышение издержек производства 0,12
3.5. Дефицит бюджета, инфляционный рост цен 0,20
3.6. Изменения в системах экспортного финансиро-
вания 0,06
3.7. Снижение цен на экспортную продукцию на ми-
ровом рынке 0,11
3.8. Неграмотное руководство финансовой деятель-
ностью города 0,10
Региональная экономика
Окончание таблицы
Группа риска Коэффициент весомости Причины возникновения рисков от различных факторов Коэффициент весомости
4. Социальные Квс=0,15 4.1. Социальная неустойчивость страны 4.2. То же региона (города) 0,30 0,70
5. Экологические Квэк=0,10 5.1. Неблагоприятная экологическая обстановка в стране 5.2. То же в регионе (городе) 0,30 0,70
6. Юридические Квю=0,03 6.1. Неотлаженное законодательство в стране 6.2. То же в регионе (мегаполисе) с учетом местных условий 0,40 0,60
7. Криминальные Квк=0,03 7.1. Криминальная обстановка в стране 7.2. То же в регионе (городе) 0,30 0,70
Результаты экспертного опроса обрабатываются методом математической статистики по специальной программе. Результаты расчетов по определению коэффициентов весомости приведены в таблице.
Для каждой группы мер по снижению рисков определяются коэффициенты весомости. Количественные значения этих коэффициентов могут быть приняты такими же, как значения коэффициентов весомости рисков по группам. Коэффициенты весомости мер по снижению рисков в группах определяются на основе данных экспертного опроса по той же методике, что и коэффициенты весомости причин возникновения рисков.
Учет и оценка хозяйственного риска - риска микроуровня, переходящего в соотоношение с рисками макроуровня, находит своё актуальное выражение во многих научных и практических дискуссиях. Данное явление может быть использовано эффективно при управлении предприятием любой отрасли и любой сложности.
Литература
1. Некрасовский, К.В. Новые проблемы риска для менеджмента в контексте ускорения форми-
рования глобальных олигополий / К.В. Некрасовский // Сиб. Фин. Шк. - Новосибирск, 1999. - № 4 (окт.) - С. 60-63.
2. Нейман, Дж. Теория игр и экономическое поведение: пер. с англ. / Дж. Нейман, О. Морген-штерн. - М.: Наука,1970.
3. NO RISK - no glory // М. Рубченко, И. Губина, Д.С. Сиваков и др. // Эксперт. - 1996. - № 37 (сент.). - С. 24-31.
4. Нутович, В.Е. Управление коммерческим риском / В.Е. Нутович // Ж.-д. трансп. - 1998. -№ 9. - С. 7-10.
5. Омельченко, И.Н. Управление рисками производственно- хозяйственной деятельности предприятия в условиях неопределенности на стадии принятия стратегических решений / И.Н. Омельченко, Д.Б. Кузенко //Вестн. машиностр. - 1999. -№ 5. - С. 40-49.
6. Павлов, С.Е. Управление риском и информационные системы / С.Е. Павлов // Банк. Технологии. - Киев, 2008. - № 2. - С. 35-40.
Поступила в редакцию 23 декабря 2011 г.
Терехова Анна Николаевна. Старший преподаватель кафедры «Экономика, бух. учет и анализ», Институт экономики и управления (г. Смоленск). Область интересов - предпринимательство. Телефон: 8-903-698-09-96.
Anna Nikolaevna Terekhova is a senior lecturer of the Economy, Accounting and Analysis Department of the Institute of Economy and Management, Smolensk. Research interests: entrepreneurship. Tel: 8-903-698-09-96.