Научная статья на тему 'Макроэкономический анализ направлений валютно-экспортного контроля в регионе'

Макроэкономический анализ направлений валютно-экспортного контроля в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономический анализ направлений валютно-экспортного контроля в регионе»

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВАЛЮТНО-ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕГИОНЕ

В. В. Черное,

руководитель Приокского регионального управления валютного контроля РФ

В современных условиях внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение социально-экономических проблем практически во всех странах. Это влияние осуществляется на уровне государства, регионов и отдельных предприятий. Внешнеэкономические связи - это международные торгово-экономические связи, представленные совокупностью различных форм, средств, методов и внешнеторговых, научно-технических, производственных, валютно-финансовых, кредитных отношений между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

В процессе перехода российской экономики к рынку роль внешнеэкономического фактора существенно возросла, хотя в целом экономическое развитие страны характеризовалось существенным спадом. Однако новые цели, новые задачи, наконец, иной характер экономической системы заставил рассматривать внешнеэкономические связи как существенный фактор экономического роста.

Формирование основ рыночной экономики объективно потребовало реализации открытой внешнеэкономической политики. Без внешнего рынка России было бы очень сложно разрешить проблему товарного дефицита, ненасыщенность внутреннего рынка. Обращение к импорту позволило существенно смягчить остроту первых месяцев трансформационного периода. Экспортные поставки обеспечили приток иностранной валюты, способствующий стабилизации национальной денежной единицы.

В современных условиях внешнюю экономику следует рассматривать в качестве важного системо-и структурообразующего фактора развития российской экономики.

Этим обусловлена необходимость государственного вмешательства в эту сферу или весьма активное государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Важнейшая функция государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в регионах возлагается на региональные органы валютного контроля. Одна из традиционных задач, решаемых ими, заключается в контроле за поступлением валютной выручки от экспортных операций. Поэтому экономический анализ валютно-экспортного потенциала подконтрольной сферы может принести существенную пользу при планировании деятельности органов валютного контроля.

Приокское региональное управление валютного контроля обслуживает Тульскую, Калужскую, Рязанскую и Брянскую области1.

Основными валютными операциями в регионе являются внешнеторговые операции (экспорт, импорт). Объемы внешнеторговых операций за 2001 год приведены в таблице.

Необходимо отметить, что за время либерализации внешнеторговых связей в регионе сложился круг постоянных участников внешнеэкономических связей, определенная структура экспортно-импортных операций. Анализ ретроспективы разви-

Таблица

Объем внешнеторговых операций за 2001 год

Наименование области Внешнеторговый оборот за 2001 год (млн дол. США)

Всего Экспорт Импорт

Тульская 695,5 572,3 123,2

Рязанская 678 564 114

Брянская 344,7 253,2 91,5

Калужская 179,5 73,2 106,3

Итого 1 897,7 1 462,7 435

Примечание: Данные не включают в себя сведения об экспорте предприятий оборонного комплекса

1 Чернов В.В. Проблемы утечки капитала за рубеж и пути ее решения // Финансово-кредитная и инвестиционная политика в регионе. Материалы конференции / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Ю.В. Шлыкова; Тула. Филиал ВЗФИ, 2000. -С. 51-54.

тия этого процесса и текущее его состояние определило тактику деятельности валютного контроля в регионе.

Для научно-обоснованного прогнозирования важнейших направлений деятельности региональных органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо прогнозировать развитие внешнеторгового потенциала региона, обусловленного в значительной мере конкурентоспособностью российского экспорта на международном рынке2. Для решения этой задачи необходимо выполнить макроэкономический анализ, раскрывающий актуальные проблемы и перспективы развития сегментов экономической системы региона, определяющих в основном его валютно-экспортный потенциал. Сегменты целесообразно выделять по мезоэкономическому (отраслевому) принципу. Экономическая ситуация в каждом из таких сегментов объективно определяет условия проведения валютных операций, сопровождающих процесс внешнеэкономической деятельности.

На территории Приокского регионального управления валютно-экспортного контроля находится мощнейший оборонный комплекс предприятий и научно-исследовательских учреждений, дающих около 25% валового дохода от продажи военной техники, различного рода вооружений и боеприпасов, экспортируемых из Российской Федерации за рубеж. Это такие предприятия, как ГУП «КБ Приборостроения», ФГУП ГНГТП «Сплав», ОАО «Тульский оружейный завод», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «ЦКБА», ОАО «Брянский машиностроительный завод» и др.

Текущая и перспективная оценка валютно-экспортного потенциала этого сегмента региональной экономики должна учитывать следующие факторы.

В последние годы особую остроту на мировом рынке вооружений сохраняет проблема конкурентоспособности военной продукции, производимой и поставляемой на экспорт. В первую очередь это касается продукции военного и гражданского назначения, производимой предприятиями оборонного комплекса.

Как показывают итоги международных выставок вооружений, авторитет российского оружия все еще очень высок. Многие образцы российского оружия не имеют сегодня себе равных и продолжают пользоваться устойчивым спросом.

Оружейный рынок - это традиционно жесткая конкурентная борьба. Известны факты скоординированных действий государственных, военных и деловых кругов ряда западных стран, прежде всего США, направленных на то, чтобы не допустить

2 Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 170 с.

Россию на новые рынки оружия и активно противодействовать нашим усилиям по сохранению имеющихся позиций в традиционных регионах мира.

В оборонном комплексе России сегодня сложилась сложная ситуация, обусловленная тем, что падение производства вооружений и военной техники в течение определенного периода (1992 - 1995) составляло ежегодно 60% по отношению к предыдущему году. Заказы выпуска вооружения и боевой техники финансировались лишь на одну треть.

Для повышения конкурентоспособности российского вооружения в настоящее время решается комплекс организационных вопросов, зависящих в основном от позиции государственных структур. Здесь позитивные перспективы связаны с совершенствованием механизма военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, в том числе на уровне военной доктрины, а также созданием необходимых государственных органов управления военным экспортом. В результате к настоящему времени система государственного управления экспортом и импортом вооружений и военной техники, услуг военного назначения в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами претерпела существенные изменения в лучшую сторону.

Практически заново создана нормативно-правовая база, сформированы новые звенья управления, определены конкретные задачи и функции вновь созданных структур. Видимо, существуют перспективы дальнейшего совершенствования этой системы, так как остаются проблемы, мешающие использованию экспортного потенциала отрасли.

Получившие право внешнеторговой деятельности предприятия оборонного комплекса пытаются осуществлять свою экспортную деятельность, не располагая сбытовой сетью, не проводя маркетинговых исследований мирового рынка оружия, не создавая системы техобслуживания вооружений и военной техники за рубежом и не налаживая там производства (возможно совместные) по выпуску запасных частей.

Одно из главных направлений повышения конкурентоспособности вооружений и военной техники состоит в либерализации международного военно-технического сотрудничества (увеличение числа торгующих организаций, ускорение и упрощение бюрократических процедур), а также придании большей гибкости подходам к решению коммерческих вопросов, в продуманной ценовой политике, рекламной и маркетинговой деятельности.

Значительным валютно-экспортным потенциалом обладает имеющаяся в регионе сильно развитая инфраструктура нефтеперерабатывающей и транспортирующей отрасли. Это - ОАО «Рязанс-

кий нефтеперерабатывающий завод» (подконтрольный в настоящее время Тюменской нефтяной компании) и ОАО «Нефтепровод «Дружба», находящийся в Брянской области, через который осуществляется экспорт нефтепродуктов из России в Европу. В связи с этим необходимо отметить, что на мировых рынках энергоносителей наблюдается тенденция к обострению конкуренции. В ближайшей и среднесрочной перспективе возможно негативное развитие этой тенденции для российского экспорта, если не будут реализованы определенные меры как со стороны предприятий отрасли, так и со стороны государства.

Ожидается, что существовавший в течение определенного периода резерв конкурентоспособности (как по цене, так и потребительским качествам) российских энергоносителей на рынках Европы может быть исчерпан. Этому могут способствовать поставки североевропейских и североафриканских газа и нефти, добываемых на новых перспективных месторождениях. Их добыча и транспортировка для западных компаний с каждым годом обходится все дешевле.

В России, наоборот, ожидается удорожание добычи и доставки энергоносителей, вызванное как ухудшением условий добычи в труднодоступных регионах со сложными природно-климатическими условиями, так и предельным износом основных фондов отрасли и необходимостью масштабных затрат на их обновление.

Учитывая большие накопленные мировые запасы энергоносителей, доступность извлекаемых резервов следует ожидать, что в ближайшей и среднесрочной перспективе внешнеторговые цены на нефть и газ могут существенно колебаться, что обусловит противоречивые тенденции на формирование их экспорта и валютных поступлениях от него.

Неблагоприятно на российском экспорте светлых нефтепродуктов может сказаться решение о переходе стран ЕС на новый стандарт (ЕН 590). В соответствии с ним содержание серы в автомобильном дизельном топливе 0,05%. К поставкам топлива с такими качественными характеристиками российские экспортеры не готовы. С другой стороны, введение нового стандарта приведет к общему повышению цен на топливо, мазут, что может вызвать общее снижение спроса на них. Это нанесет серьезный удар по валютно-экспортному потенциалу российской нефтепереработки, в основном существующей за счет экспорта этх видов углеводородного топлива.

В Тульской и Калужской областях располога-ются уникальные предприятия металлургической и металлопрокатной отраслей. Это такие предприятия, как 'Тулачермет", ОАО "Ванадий-Тулачермет", ОАО "Полема-Тулачермет", ОАО «Косогорский ме-

таллургический комбинат» и ОАО «Кировский завод». По ряду позиций экспорт цветных металлов этими предприятиями составляет до 100% от российского экспорта, так как эта продукция больше нигде в России не выпускается.

За годы экономического спада в России спрос на основные виды продукции металлургического комплекса на внутреннем рынке существенно снизился, вследствие чего объемы производства резко сократились. Вместе с тем снижение внутреннего спроса явилось важным стимулирующим фактором развития экспорта. Однако параллельно с ростом экспорта происходило и повышение внутренних цен, что способствовало снижению рентабельности экспорта, а по многим основным видам продукции их вывоз за рубеж вообще перестал быть рентабельным. Этому также способствовало обострение конкуренции на мировых рынках со стороны промышленно развитых стран и крупных транснациональных компаний. Особенно резко данная тенденция проявилась на рынке цветных металлов. Еще больше осложняет положение российских экспортеров тенденция к дальнейшему усилению нетарифных барьеров со стороны стран-импортеров. Протекционизм выражался в квотировании импорта черных металлов из России в Западную Европу, в создании препятствий для поставки российских ферросплавов в США и передельного чугуна в Западную Европу, в навязывании России ограничений на экспорт алюминия (Брюссельское соглашение). Последним примером являются события, связанные с ограничением доступа металлургической продукции на рынок США.

В результате действия перечисленных выше факторов высокая рыночная ниша, занятая российскими экспортерами металла в 1993-1994 годах, была потеряна. Отчасти это обусловлено тем, что только 15% готовой отечественной продукции способны без ценовых 30-40-процентных скидок на равных конкурировать с лучшими мировыми образцами. Кроме того, российский экспорт металлопродукции сохраняет выраженный сырьевой характер. Доля конечной продукции (четвертого передела - труб, метизов, холоднокатаного листа, в том числе и с полимерным покрытием) составляет не более 30%. Однако производство высокоэффективных видов продукции и дальше продолжало сокращаться.

Начавшееся на Западе экономическое оживление привело к повышению спроса на данную продукцию. В частности, это подтверждает процветание испанских металлургических предприятий, имеющих большое количество заказов на продукцию, идущую в машиностроение (автомобилестроение), строительство, вычислительную технику («белая линия»). Однако по объему выпуска готового проката черных металлов Россия отстает от промыш-

ленно развитых стран Европы на 30-40%. Между тем торговля готовыми конкурентоспособными изделиями могла бы значительно повысить показатели валютно-экспортного потенциала отрасли.

Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса определяется не только внешними, но и внутренними факторами, такими, как высокий уровень инфляции, чрезмерное налоговое давление на предприятия черной и цветной металлургии, неудовлетворительное состояние основных производственных фондов. Около 60% металла производится на устаревшем оборудовании, что непосредственно отражается на его качестве и конкурентоспособности, критическая ситуация с обеспеченностью отрасли рудной базой, истощение действующих рудных месторождений, повышение себестоимости товарной руцы.

Также отрицательное влияние на конкурентоспособность оказывают следующие факторы: узость сортамента; несоблюдение требований мирового рынка в отношении маркировки, упаковки и клеймения металлопродукции; преобладание в экспорте товаров низкой степени переработки; отсутствие необходимого ассортимента; медленное введение в производство новых международных сертификатов качества (ИСО 9000 и других), несвоевременное выполнение долгосрочных контрактных обязательств и втягивание в сферу деятельности международного спекулятивного капитала.

Повышение конкурентоспособности отечественной продукции металлургического комплекса может быть обеспечено следующими мерами:

• координацией действий экспортеров для организации стабильных и своевременных поставок на мировые рынки, способствующей прекращению манипуляций со стороны внутреннего и внешнего спекулятивного капитала;

• целенаправленной защитой интересов собственных производителей на внешнем рынке по дипломатическим каналам с целью снятия торго-во-политических барьеров (в частности, смягчение антидемпинговых мер);

• организацией государственной поддержки экспортеров на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР - Китай, Япония, Южная Корея);

• сохранением (или восстановленем) кооперационных связей с бывшими торговыми партнерами СССР; государствами - бывшими членами СЭВ, Кубой и Монголией; углублением связей с республиками СНГ для создания гарантированного рынка сбыта продукции и получения источников сырья; привлечением иностранного капитала с целью повышения качества и расширения ассортимента готовых изделий (закупка лицензий, оборудования);

• использованием влияния международных орга-

низаций (международные банки, международные экспертные оценки, привлечение менеджеров мирового класса) в качестве мер, стимулирующих продвижение крупных проектов и программ, а также открытия каналов для реализации готовой продукции;

• информационным и маркетинговым обеспечением производителей (данные о конъюнктуре мировых рынков, технологий);

• диверсификацией крупных предприятий, которые обладают избыточными мощностями (в смысле неполной загрузки) и выпускают продукцию, пользующуюся ограниченным спросом на мировых рынках, или имеют большие издержки производства (в том числе металлургические предприятия, выполняющие заказы оборонного комплекса);

• стимулированием формирования финансово-промышленных групп, их поддержка с целью привлечения внутреннего капитала;

• стимулированием отечественных технологий и высокотехнологичных разработок, в том числе для реализации крупных проектов и федеральных программ; поддержкой, внедрением и продажей отечественных интеллектуальных продуктов (патентов, «ноу-хау») как внутри страны, так и за рубежом.

На всей подконтрольной Приокскому региональному управлению валютного контроля находится высокоразвитая инфраструктура химических отраслей с эндемичными видами производств, которая включает в себя около двадцати предприятий; это такие «гиганты химической индустрии», как: ОАО «Щекиноазот», ОАО «Новомосковскбыт-хим», НАК «Азот», ОАО «Пластик», ОАО «Химво-локно», ОАО «Виско-Р» и многие другие.

Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР весьма высокий уровень экспортного потенциала химической промышленности и конкурентоспособности отдельных его товаров благодаря важному месту и роли данной отрасли в системе военно-промышленного комплекса в целом и военной химии в частности.

Думается, что скорейшему перепрофилированию военно-химических производств на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции в условиях отсутствия бюджетных ассигнований может способствовать рост экспорта продукции предприятий гражданской химии. Основания для такого предположения есть.

Объем производства на предприятиях химического комплекса последнее время постоянно возрастает. Роль стабилизирующего фактора в этом случае сыграл рост экспорта химической продукции, составившей 40% от общего товарооборота отрасли.

Повышению конкурентоспособности химической продукции могли бы способствовать меры государственной поддержки, направленные на восстановление хозяйственно-производственных и экономических связей химических предприятий РФ и стран СНГ, а также установление прочных контактов с крупнейшими иностранными компаниями Германии, Японии, США, Южной Кореи.

Значительные резервы расширения производственного и, как следствие, валютно-экспортного потенциала комплекса заложены в обеспечении его отраслей современным оборудованием. Располагая необходимыми сырьевыми ресурсами, научно-техническим потенциалом, он стал, по существу, заложником низкого уровня проектных организаций машиностроительной базы: только 12% находящихся в эксплуатации машин и установок соответствуют современному мировому уровню.

Приокское региональное управление валютного контроля контролирует предприятия угледобывающей отрасли, дающие 90% от всей добычи подмосковного угольного бассейна (Тульская и Калужская области).

Машиностроительный комплекс региона представлен крупнейшими предприятиями, такими, как: АК «Туламашзавод», выпускающий 100% всех видов малокалиберных корабельных пушек; ОАО «Брянский машиностроительный завод», на котором собирают дизели для всех подводных лодок, производимых в России; ОАО «Тяжпромарматура», выпускающая шаровые краны и задвижки для нефте- и газопроводов и другими многочисленными предприятиями, выпускающими самую разнообразную продукцию.

Рассматривая развитие внешнеэкономических связей комплекса в настоящее время, приходится учитывать общую экономическую ситуацию в машиностроении. По некоторым основным видам машин и оборудования объемы производства уже сейчас потеряли экономический смысл. Мощности по выпуску тракторов используются, например, на 15%, зерноуборочных комбайнов - на 14%, грузовых автомобилей - на 27%, троллейбусов - на 20% и т.д. Практически прекращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения в почву минеральных удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов.

Из-за резкого сокращения платежеспособного спроса многие машиностроительные предприятия прекратили производство высокотехнологичных изделий и перешли к выпуску простейшей продукции. В станкостроении, например, изменили свой профиль почти 80% предприятий. Вместо наукоемких видов оборудования, которые могли бы конкурировать на внешних рынках с зарубежными аналогами, изготавливают станки для обработки бревен

срубов, гаражи, контейнеры, решетки, мебельную фурнитуру. И это происходит в то время, когда износ активной части основных производственных фондов в российской промышленности, по оценке Госкомпрома России, достиг 60%.

Внешнеэкономические связи России в области машиностроения в последнее пятилетие наследовали основные тенденции предшествующих периодов. Объем экспорта практически не увеличился и составил порядка 2,5 млрд дол. США. Его удельный вес в общем объеме экспорта составил 4%. Товарная структура и рынки сбыта, по существу, не изменились.

Не происходит серьезного увеличения экспорта российской машинотехнической продукции и нормализации экспортной структуры в торговых отношениях со странами дальнего зарубежья, прежде всего, из-за низкой конкурентоспособности, недостатков в техническом уровне и качестве предлагаемых для экспорта изделий.

Анализ конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции показывает, что по техническому уровню, качеству изготовления, затратам на эксплуатацию, потребительским свойствам она в целом уступает зарубежным аналогам и не может конкурировать на рынках развитых стран. Структура экспорта машин и оборудования не соответствует сложившимся пропорциям международного обмена машиностроительной продукцией.

Руководителям российских предприятий детально известны проблемы качества и конкурентоспособности выпускаемых ими машин и оборудования, препятствующие их успешному экспорту. В отдельных сегментах отрасли принимаются меры по их устранению. Однако очень часто анализ конкурентоспособности только констатирует отставание отечественных машин в сравнении с аналогичными зарубежными образцами.

Главная проблема в настоящее время заключается в создании необходимых условий для перехода к выпуску конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Конкурентоспособность машиностроительной продукции определяется следующими факторами: высоким уровнем организации экспортного производства; направлениями проводимых научных исследований и разработок; степенью совпадения требований к выпускаемой продукции внутри страны и за рубежом; соответствием организационных форм производственной и внешнеторговой деятельности задачам, стоящим в области экспорта; и наконец, заинтересованностью предприятий в поставках машин и оборудования на экспорт.

Лесоперерабатывающая промышленность региона представлена такими признанными предприятиями общероссийского уровня, как - ОАО «Гигант»,

ОАО «Плитспичпром», ОАО «Кондровобумпром».

Конкурентоспособность лесного экспорта обусловливается совокупностью факторов, определяющих развитие производственной базы предприятий и организацию внешней торговли.

Государственное влияние на эти процессы в настоящее время офаничено, так как только 10% предприятий комплекса являются всецело государственными; 44% - в смешанной собственности, а остальные - частные. Преобладающее число предприятий лесного комплекса России находятся в сложном финансовом положении и не могут в необходимых объемах осуществлять капитальные вложения.

В этих условиях велика роль Рослеспрома в мобилизации средств государственного бюджета и внебюджетных средств для финансирования программ модернизации предприятий комплекса.

Хронический недостаток капитальных вложений в лесной комплекс - основная причина ухудшения конкурентоспособности российских экспортеров на мировом рынке и сохранения сырьевого характера российского лесного экспорта.

Чтобы стимулировать вывоз из России продукции глубокой переработки древесины, Рослеспром разработал программы модернизации ряда предприятий лесного комплекса при участии американских инвесторов. Так, в соответствии с меморандумом, подписанным в январе 1996 года между Рослеспро-мом и Эксимбанком, последний предоставляет гарантию по кредитам на поставку в Россию изготовленного в США деревообрабатывающего оборудования на 1 млрд дол. США. В качестве залога под кредит будет использоваться выручка от будущих поставок российской продукции на экспорт.

Отношение к такого рода программам в России и США неоднозначное. Обращено внимание на связанный характер американского кредита России, на большую зависимость в будущем многих лесных предприятий России от поставок запасных частей из США, а также на то, что под обеспечение возврата кредита пойдет большая часть экспортной выручки России.

Определенные меры принимаются Рослеспро-мом для усиления государственного контроля за уровнем контрактных цен, сертификации экспортной продукции. В рамках отраслевой системы «Лес-промсертика» увеличивается число органов добровольной сертификации лесобумажной продукции в регионах. Рослеспром направил в правительство проект постановления о введении регистрации контрактов на экспорт лиственных балансов и квотировании экспортных балансов в Финляндию. Однако деятельность Рослеспрома характеризуется созданием ряда альтернативных структур, в частности Союза лесоэкспортеров России и некоторых

внешнеторговых организаций, в чем просматривается стремление взять под контроль как можно большую часть рынка.

Следует заметить, что в российском лесном экспорте принимают участие большое число мелких и средних фирм - перепродавцов лесной продукции, которые конкурируют друг с другом на мировом рынке и оказывают негативное влияние на уровень контрактных цен. В 1996 году, в связи с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках лесной продукции, многие мелкие и средние экспортеры не выдерживали конкуренции и ушли с рынка. Кроме того, и ряд традиционных крупных предприятий - экспортеров лесной продукции оказался на грани разорения из-за превышения внутренних затрат над экспортными ценами. В этих условиях необходимы упорядочение организационной структуры российского лесного экспорта, государственная поддержка экспортеров (упорядочение '¡ранспортных тарифов, снижение налогового пресса, отмена экспортных пошлин). В противном случае в числе экспортеров-банкротов могут в самое ближайшее время оказаться до 80% лесобумажных предприятий не только Сибири и Дальнего Востока, но и Европейской части России.

Кроме того, определенным валютно-экспортным потенциалом обладают пищевая промышленность (производство пива таких известных марок как «Балтика», «Золотая бочка» и т.д.), легкая промышленность, золотоперерабатывающая отрасль (Рязанская область - ГУФП «Приокский завод цветных металлов» и ОАО «Росконтакт»).

В Брянской области находится одно из четырех предприятий системы «Совтрансавто» - это Совтранс-авто - Брянск, которое обеспечивает около 40% всех автомобильных грузоперевозок европейской части России при импорте и экспорте товаров с достаточно высокой долей каботажных грузоперевозок.

Поскольку Брянская область является пограничной областью с двумя иностранными державами ближнего зарубежья - Украиной и Беларусью, на ее территории располагаются многочисленные таможенные терминалы, на которых располагаются многочисленные ввозимые и вывозимые товары, в том числе транзитного характера.

Приведенный выше анализ показывает неоднозначность ситуации в экспортоориентированных сегментах региональной экономики, обусловленной сочетанием особенностей макроэкономического развития на национальном и региональном уровнях.

С точки зрения обеспечения общегосударственных интересов общепризнанной является необходимость сосредоточения в руках централизованных органов власти основных стратегических функций

и инструментов внешнеэкономической деятельности. Однако, несмотря на это, часто требуется всестороннее подключение к этой деятельности и региональных органов власти, что обусловливается следующими факторами3:

1) территории и регионы в силу своих производственно-хозяйственных, природно-климатических, историко-культурных особенностей имеют разный уровень развития и обладают различной степенью и формами интеграции в систему мирохозяйственных связей; следовательно, механизмы федеральной политики требуют определенной корректировки на уровне хозяйственных субъектов для обеспечения в целом стратегии внешнеэкономической деятельности (необходим учет региональной специфики);

2) непосредственными носителями внешнеэкономических связей являются конкретные предприятия, объединения, фирмы. И территории, на которых они расположены, несут основную производственную экологическую нагрузку, поэтому полностью игнорировать интересы субъектов федерации, также, как и лишать их каких-либо полномочий в области внешнеторгового регулирования, -бессмысленно и недальновидно.

В рассматриваемом плане одна из основных проблем состоит в том, чтобы решать вопрос относительно возможных форм и средств координации внешнеэкономической деятельности разнообразных и многочисленных хозяйственных субъектов в регионе таким образом, чтобы экономический процесс по возможности протекал без помех при максимально возможной эффективности. Эта проблема имеет несколько взаимосвязанных аспектов: координация деятельности различных узлов или элементов, во-пер-вых, на уровне индивидуального предприятия; во-вторых, на уровне отдельных отраслей экономики; в-третьих, экономики страны в целом; в-четвертых, на региональном и международном уровнях.

В системе управления внешнеэкономических связей вырабатывались соответствующие административные и экономические меры: во-первых, обеспечение отечественным фирмам доступа к рынкам зарубежных стран; во-вторых, создание благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными контрагентами; в-третьих, формирование эффективной системы защиты интересов РФ на мировом рынке через валютный, таможенный и экспортно-импортный контроль; в-четвертых, защита экономических интересов страны на базе достижения договоренностей со странами - кредиторами России, с международными ва-лютно-финансовыми организациями.

3 Садков В.Г., Симонов C.B., Уварова А.Я. Управление внешнеэкономической деятельностью в регионах России: Орел: ОрелГГУ, 2001. - 67 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постепенно в нашей стране формируется классический инструментарий внешнеторговой политики, свойственной экономике рыночного типа. Таможенные пошлины составляют основу внешнеторгового регулирования импорта. Однако существовали и экспортные пошлины, регулирующие вывоз продукции за рубеж. Однако постепенно этот рудимент несовершенных рыночных отношений преодолевался. Вместе с тем существуют нетарифные инструменты. Они действуют в качестве административных мер ограничения импорта (квоты, лицензии, компенсационные пошлины, технические и потребительские стандарты). Эти меры сочетаются с использованием экономических средств, направленных на стимулирование экспорта. К ним относятся целевые кредиты, государственные закупки, страхование экспортных кредитов и инвестиций, налоги и сборы.

Валютно-экспортный контроль, является вынужденным инструментарием активной экономической политики4. Для того чтобы использовать его в качестве инструмента государственного регулирования макроэкономических процессов, необходимо учитывать, что как кредитно-денежная, так и фискальная политика оказывают воздействие на экономику не сразу, а по истечении определенного временного периода. Иначе говоря, имеют место временные лаги их воздействия. При этом различают два вида лагов политики стабилизации: внутренние и внешние.

Внутренний лаг - это временной период между осознанием кризисной ситуации и моментом принятия решений по выправлению создавшегося положения. (Например, время, необходимое для выработки правительством стабилизационных мероприятий и их окончательного одобрения парламентом.)

Что же касается внешних лагов, то они занимают период времени, необходимый для получения реальной отдачи от принятых стабилизационных мер (например, сколь бы ни были потенциально эффективны эти меры, они не могут тотчас ликвидировать утечку капиталов за рубеж и, тем более, их репатриацию).

Таким образом, и в том, и в другом случаях «лечение» дестабилизированной экономики по поставленному диагнозу начинается и происходит с определенной отсрочкой. Но, как говорили древние, нельзя в одну реку войти дважды. За это время состояние экономики меняется в ту или иную сторону, а лечение осуществляется по диагнозу определенной давности. На этом основании приверженцы пассивной экономической политики утверждают, что попытки государства стабилизировать экономику могут обернуться дестабилизацией.

4 Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов. — М.: «НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.