Научная статья на тему 'Макроэкономические условия эффективного функционирования агропромышленных формирований'

Макроэкономические условия эффективного функционирования агропромышленных формирований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакиров Р. Р.

В статье содержится характеристика макроэкономических факторов повышения эффективности агропромышленной интеграции на федеральном и региональных уровнях. Рассмотрены некоторые экономические и правовые аспекты данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические условия эффективного функционирования агропромышленных формирований»

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

Макроэкономические условия эффективного функционирования агропромышленных формирований

Шакиров Р.Р.

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики сельского хозяйства ФГОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»

В статье содержится характеристика макроэкономических факторов повышения эффективности агропромышленной интеграции на федеральном и региональных уровнях. Рассмотрены некоторые экономические и правовые аспекты данной проблемы.

Повышение эффективности агропромышленных формирований, развитие и ускорение интеграционных процессов в АПК во многом зависят от макроэкономических условий их функционирования. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда решения, принимаемые на государственном уровне, способствовали повышению эффективности функционирования аграрной сферы. Особенно остро это ощущалось в последнее десятилетие. Ущерб от непродуманных решений в области аграрных преобразований существенно усугублялся общеэкономическим кризисом, охватившим все народное хозяйство страны.

Результатом ошибочной аграрной политики явилось то, что, по сути, произошел развал агропромышленного комплекса как единого целого. Интересы предприятий разных его сфер оказались рассогласованными. Приватизация предприятий АПК и его инфраструктуры привела к ущемлению прав сельскохозяйственных товаропроизводителей. Процессы, происходящие в аграрной сфере все менее способны регулироваться государственными органами управления. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, из-за которого аграрный сектор только Республики Татарстан потерял более 3 млрд. руб., продолжает углубляться.

Между тем, необходимость государственного регулирования цен в АПК, как важней-

шего направления создания соответствующих макроэкономических условий эффективного функционирования всех звеньев агропромышленных формирований, не вызывает никаких сомнений. Особенно, как отмечают многие ученые, это касается продукции ресурсопроизводящих отраслей промышленности и естественных монополий.

Без решения проблемы паритета цен, обязательного государственного регулирования эквивалентности обмена обеспечить благоприятные макроэкономические условия для повышения эффективности интеграционных процессов в АПК не представляется возможным.

В то же время при любом состоянии системы ценообразования, особенно в условиях ее разбалансированности, сама интеграция и, прежде всего, создание вертикально интегрированных формирований в агропромышленной сфере - корпораций, финансово-агропромышленных групп и др. является важнейшим направлением стабилизации производства в АПК.

Государственная политика в аграрной сфере, важнейшим направлением которой должно быть развитие агропромышленной интеграции, должна учитывать экономические интересы представителей всех сфер АПК. Предприятия, вошедшие в интегрированные структуры, находят свою нишу на рынке и повышают конкурентоспособность своей продукции. Представители крупного капитала, удачно вкладывая

52

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

средства, получают льготы в налогообложении.

Для удержания крупных инвесторов в сельском хозяйстве государство должно создать такие условия, чтобы колебания конъюнктуры рынка не смогли подтолкнуть инвесторов к выходу из аграрного сектора. В этой связи важное значение приобретает, наряду с необходимостью решения целого ряда и других проблем, правовое обеспечение предпринимательской деятельности в АПК.

Некоторые федеральные законы, призванные обеспечивать правовые основы инвестиционных процессов, имеют определенные недостатки. К тому же есть большие проблемы и в области соблюдения правовых норм совместного функционирования самими участниками интегрированных формирований. В большинстве объединенных структур земля используется на условиях аренды, что вполне оправдано, хотя есть серьезные вопросы к величине арендной платы. Однако есть и примеры внесения земли в уставный фонд, что ведет к возникновению проблем с земельными долями.

В Республике Татарстан, как и во многих других регионах России, границы сырьевых зон перерабатывающих предприятий накладываются друг на друга. Объясняется это тем, что в одном сельскохозяйственном предприятии производятся разнообразные виды продукции. К тому же сырьевые зоны некоторых перерабатывающих предприятий занимают территории нескольких муниципальных районов. Отсюда следует два очевидных вывода.

Во-первых, одно и то же сельскохозяйственное предприятие может участвовать в разных агропромышленных формированиях. Это подчеркивает приоритетность кооперативной формы интеграции.

Во-вторых, на наш взгляд, важен выбор оптимального сочетания территориального и отраслевого принципов управления, при котором координация деятельности агропромышленных формирований, охватывающих несколько районов, осуществлялась бы через региональный орган управления к районному через промежуточное звено, т. е. через специальный орган управления сельскохозяйственными организациями тех районов, на базе

которых функционируют соответствующие интегрированные структуры.

Для обеспечения высокой эффективности агропромышленного производства и интеграционных процессов в целом государству на макроуровне следует сосредоточить свои усилия на реализации следующих задач:

- придании вертикальной интеграции магистрального направления в развитии АПК; принятии срочных мер по реорганизации неэффективных горизонтальных структур в межотраслевые ассоциации по производству определенных видов продукции;

- совершенствовании налогообложения интегрированных структур, в частности, в части отмены налогообложения на движение средств внутри интегрированных формирований, а также на средства, направляемые на поддержание и развитие сельскохозяйственного производства;

- совершенствовании системы кредитования с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, разнокачественности земель сельскохозяйственного назначения и других особенностей аграрной сферы;

- развитии прогрессивных форм лизинга в АПК;

- отмене необоснованных правовых барьеров, препятствующих вертикальному интегрированию;

- внесении поправок в действующие и скорейшем утверждении еще не принятых законов по правовому обеспечению ускоренного развития интеграционных процессов в АПК. В этой связи крайне необходимым представляется разработка и уточнение положений, касающихся функционирования предприятий разных форм хозяйствования (акционерной или кооперативной) с учетом сложившейся ситуации в агрокомплексе;

- стимулировании инвестиционной деятельности в АПК со стороны крупных финансовых учреждений, а также других представителей крупного бизнеса, путем установления различных налоговых, административных и таможенных льгот;

- стимулировании активности интегрированных формирований в решении соци-

53

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.

Экономика

альных проблем, повышении уровня жизни сельских тружеников;

- учреждении отраслевых союзов, которые оказывали бы помощь в разработке государственных программ и решении текущих проблем в АПК, и в которые входили бы предприятия сельского хозяйства, переработки, агросервиса, банковских структур;

- консолидации принадлежащих товаропроизводителям акций путем передачи их в доверительное управление;

- назначении в совет директоров акционерных обществ представителей государства;

- стимулировании развития инфраструктурных подразделений агропромышленного комплекса;

- поддержке функционирующих, создании

новых финансово-агропромышленных

групп (ФАПГ); расширении сети банковских организаций, инвестирующих сельских товаропроизводителей за счет кооперативных банков, кредитных кооперативов, создаваемых на средства сельских тружеников;

- всемерном развитии агропродовольственного рынка, особенно его оптового звена; предоставлении предприятиям оборудо-

ванных мест для осуществления оптовой торговли; оказании маркетинговых услуг, помощи в организации выставок, издании проспектов, каталогов и т.д.;

- обеспечении отечественным товаропроизводителям государственной протекции на внутреннем рынке и помощи в организации экспорта продовольствия за рубеж. Следует подчеркнуть, что решение вышеназванных задач на макроуровне отвечает требованиям обеспечения продовольственной безопасности страны и будет способствовать повышению эффективности функционирования агропромышленных формирований и АПК в целом, а также укреплению позиций России на мировом продовольственном рынке.

Литература:

1. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №190 - ФЗ «О финансово-промышленных группах» // Российская газета. - 1995. - 6 декабря.

2. Ушачев, И. Интеграционные отношения в агропромышленном производстве России // АПК: экономика, управление. - 2003.- №8. - С. 12-16.

3. Якушкин, Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство // АПК: экономика, управление. - 2000. - №2. -С. 43-49.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.