Научная статья на тему 'Макроэкономическая динамика развития региона'

Макроэкономическая динамика развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
930
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / GROSS REGIONAL PRODUCT / ADDED VALUE / INDUSTRIAL PRODUCTION INDEX / PRODUCTION STRUCTURE / MODERNIZATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиникашвили Т.Ш.

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблемы активизации экономического роста региона, развития инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне приобретают в последнее время еще большую актуальность. Валовой региональный продукт отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории региона. Темпы его роста характеризуют макроэкономическую динамику региона, демонстрируют развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, инвестиций в основной капитал, розничной торговли, связи и платных услуг. Большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта, анализ которой выявляет добавленную стоимость в разрезе отраслей и институциональных секторов, что позволяет оценить их влияние на объем и динамику ВРП. Целью исследования является анализ состава, структуры и динамики ВРП региона, а также направлений повышения его доли в валовом внутреннем продукте государства. На основе методов группировки и статистических обобщений проанализированы доля регионального продукта в валовом внутреннем продукте РФ, динамика ВРП, а также его отраслевая структура, позволяющая определить добавленную стоимость в разрезе отраслей и институциональных секторов, что позволяет оценить их влияние на макроэкономическую динамику региона. Отмечены некоторые проблемы в сфере региональной инвестиционной деятельности и предложены возможные варианты их решения на законодательном уровне. Обозначены основные направления модернизации республиканской экономики путем реализации приоритетных инвестиционных проектов, направленных на создание рабочих мест в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в отраслях сферы услуг. Социально-экономическое развитие субъекта Федерации, повышение его доли в валовом продукте РФ связаны с активизацией инвестиционной деятельности в регионе на основе доработки инвестиционной региональной законодательной базы, создания эффективного механизма частно-государственного партнерства, формирования институтов развития и поддержки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macroeconomic development trend of a region

Due to the crisis in the global economy, the challenges to the economic growth of a region and development of investment and innovation activities at the regional level have recently become more relevant. Gross Regional Product reflects the market value of all final goods and services produced over a year in all sectors of the economy of a region. The rate of its growth characterizes the macroeconomic dynamics of a region, demonstrating the development of industrial production, agriculture, construction, capital investments, retail, communications and fee-based services. However, the sectoral structure of the Gross Regional Product is very important; its analysis reveals the added value broken down by industries and institutional sectors and enables to estimate their impact on the volume and dynamics of the GRP. The aim of this work is to analyze the composition, structure and dynamics of Gross Regional Product of a region, as well as the ways to increase its share in the Gross Domestic Product of the State. On the basis of the grouping method and statistical generalization, the author analyzed the share of regional product in the gross domestic product of the Russian Federation, the dynamics and sectoral structure of GDP, which enables to identify the added value by industries and institutional sectors and to assess their impact on the macroeconomic dynamics of the region. The article reveals some problems in the sphere of regional investment activity and offers possible solutions at the legislative level. The author emphasizes the main areas of the national economy modernization through the implementation of priority investment projects focused on jobs creation in industry, agriculture, construction and service industries. Socio-economic development of the constituent entity of the Russian Federation and an increase of its share in the Gross Domestic Product of the Russian Federation are connected with stepping up investment activity in a region based on regional legal framework enhancement for investment and innovation, creation of an effective mechanism of public-private partnership and institutions for entrepreneurship support and development.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая динамика развития региона»

Региональная экономика

УДК 332.1

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Т.Ш. ТИНИКАШВИЛИ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: Tengiz-05@mail.ru Северо-Осетинский государственный университет

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблемы активизации экономического роста региона, развития инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне приобретают в последнее время еще большую актуальность. Валовой региональный продукт отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории региона. Темпы его роста характеризуют макроэкономическую динамику региона, демонстрируют развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, инвестиций в основной капитал, розничной торговли, связи и платных услуг. Большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта, анализ которой выявляет добавленную стоимость в разрезе отраслей и институциональных секторов, что позволяет оценить их влияние на объем и динамику ВРП.

Целью исследования является анализ состава, структуры и динамики ВРП региона, а также направлений повышения его доли в валовом внутреннем продукте государства.

На основе методов группировки и статистических обобщений проанализированы доля регионального продукта в валовом внутреннем продукте РФ, динамика ВРП, а также его отраслевая структура, позволяющая определить добавленную стоимость в разрезе отраслей и институциональных секторов, что позволяет оценить их влияние на макроэкономическую динамику региона.

Отмечены некоторые проблемы в сфере региональной инвестиционной деятельности и предложены возможные варианты их решения на

законодательном уровне. Обозначены основные направления модернизации республиканской экономики путем реализации приоритетных инвестиционных проектов, направленных на создание рабочих мест в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в отраслях сферы услуг.

Социально-экономическое развитие субъекта Федерации, повышение его доли в валовом продукте РФ связаны с активизацией инвестиционной деятельности в регионе на основе доработки инвестиционной региональной законодательной базы, создания эффективного механизма частно-государственного партнерства, формирования институтов развития и поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: валовой региональный продукт, добавленная стоимость, индекс промышленного производства, структура производства валового регионального продукта, модернизация экономики

Важнейшим макроэкономическим показателем развития региона, отражающим результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов, является валовой региональный продукт. Он тесно связан с другими социально-экономическими показателями: объемом промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, объемом инвестиций, объемами услуг и рассчитывается как сумма добавленных стоимостей по всем видам экономической деятельности.

Проблемы регионального развития, роста валового регионального продукта, оценки его структур-

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

Рис. 1. Доля регионов в ВРП Северо-Кавказского федерального округа

в 2012 г., %

ных изменений отражены в работах С.М. Анохова, Е.К. Карпуниной, Т.А. Киященко, А.С. Коротченко, Е.А. Мацук, Ю.В. Росляк, М.В. Чистовой и др. Вместе с тем в экономической литературе недостаточно полно освещены вопросы диспропорциональности структуры валового регионального продукта, повышения его доли в валовомиродукте федерального округа и России в целом.

Удельный вес ВРП Республики Северная Осетия — Алания в общем объеме ВВП Российской Федерации составляет 0,2%, Северо-Кавказского федерального округа — 8,2%. Наибольший вклад в суммарный ВРП регионов округа вносят Ставропольский край и Республика Дагестан (рис. 1).

Относительно невысокие объемы валового регионального продукта в регионах СКФО определяют возможность значительных темпов роста макроэкономических показателей в данных субъектах РФ. Так, при сравнительно небольшом абсолютном изменении относительное изменение ВРП данных регионов превышает темпы роста в целом по РФ.

Макроэкономическую эффективность экономики региона характеризует произведенная валовая добавленная стоимость в расчете на душу населения. В 2012 г. среднедушевое производство ВРП в Республике Северная Осетия — Алания составило 140 000 руб., что соответствует второму месту в Северо-Кавказском федеральном округе (рис.2).Вместестемвсе северокавказские республики по среднедушевому ВРП занимают не

ое<

es"

¿Г Л*

у®

0?

if-®

iP

<?е<

^О®

&

Ср

„ „о®

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

Рис. 2. ВРП на душу населения территориальных образований Северо-Кавказского федерального округа в 2012 г.

впроцентах к среднероссийскому

120 000

100 000

80 000

60 000

40 000

20 000

%

114

112

110

108

106

104

102

100

98

96

94

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

I 1ЙРП, млн руб. —Темп роста, %

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальньш орган Федеральнойслужбыгосударствешюй статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

Рис. 3. Динамика ВРП Республики Северная Осетия — Алания

самые высокие места среди регионов Российской Федерации. В 2012 г. ВРП на душу населения по Северо-Кавказскому федеральному округу было в 2,7 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Динамика основных социально-экономических параметров Республики Северная Осетия — Алания с 2004 г. неоднородна, но в целом до 2007 г. наблюдался рост. В результате финансово-экономического кризиса 2008 г. произошло заметное снижение темпов роста объемов работ и услуг в промышленном производстве, строительстве, торговле, транспорте и связи, что нашло свое отражение в динамике темпов производства ВРП (рис. 3).

В отраслевой структуре ВРП (рис. 4) иаибольш ий удельный вес занимают оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт, связь и строительство. Торговля является динамично развива-ющейсяотраслью экономики Северной Осетии,одиим из главных источников занятости населения. В настоящее время в сфере торговли трудится более 40 000 чел., а ее доля в ВР П республики превышает 19%.

Оборот розниганой торговли в первом полугодии 2014 г. вырос иоотношению к показателю за

Здравоохранение и предоставление социальных услуг; 5,5

Прочее; 9,7

Образование; 5,4

Строительство; 7,2

Государственное управление, соц страхование; 16,8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 17,8

Обрабатывающие производства; 9

Оптовая и розничная торговля; 19,3

Транспорт и связь; 9,3

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

Рис. 4. Структура ВРП Республики Северная Осетия — Алания, %

0

первое полугодие 2013 г. на 3,7%. При этом он на 66% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля розничных рынков составляет 34%.

В 2009-2013 гг. в Республике Северная Осетия — Алания сохранялась положительная тенденция роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. За пять лет оборот розничной торговли вырос в 1,5 раза и составляет на душу населения более 117 000 руб. в год против 55 000 руб. в 2008 г. Объем реализации платных услуг населению республики в 2009-2013 гг. вырос на 21,3%.

В то же время индекс промышленного производства вырос на 36,4%, производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 14%, оборот розничной торговли — в 1,5 раза, темп роста платных услуг населению составил 121,3%.

Среднегодовой объем отгруженных товаров промышленного производства повысился в 1,4 раза. Рост индекса физического объема производства за соответствующий период составил 163,3%, в том числе по добыче полезных ископаемых — 120,1%, обрабатывающим производствам — 158,6%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 100,6%.

Основу экономики республики составляет промышленный комплекс, представленный предприятиями металлургической, перерабатывающей, электронной, машиностроительной, легкой и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики. Удельный вес их продукции в объеме промышленного производства составляет более 85%.

Северная Осетия обладает богатыми запасами нерудных ископаемых, используемых для производства высококачественных строительных материалов. По запасам доломита, широко используемого в строительстве, стекольной промышленности, сельском хозяйстве, республика занимает первое место в Российской Федерации. Ряд предприятий республики производит высококачественный кубовидный щебень, необходимый для строительства мостовых сооружений, дорог и других объектов.

Основная доля производимой добывающими предприятиями республики продукции поставляется за пределы республики. В то же время серьезными сдерживающими факторами развития добывающей отрасли являются высокая себестоимость грузоперевозок, включая железнодорожные тарифы, и

острая нехватка грузовых вагонов, потребность в которых обеспечивается всего лишь на четверть. В связи с этим актуальным представляется создание на территории Северо-Кавказского федерального округа в рамках проводимой структурной реформы ОАО «РЖД» региональной железнодорожной транспортно-грузовой компании.

Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 г. увеличился в 1,3 раза, средняя номинальная заработная плата за анализируемый период выросла в 1,7 раза, рост реальных денежных доходов составил 128,6%.

Важной отраслью экономики является сельское хозяйство, которое занимает более 18% в структуре регионального валового продукта. Состояние агропромышленного комплекса республики за

2009-2013 гг. характеризуется общим ростом объема валовой продукции на 14%. Однако Северная Осетия — один из самых малоземельных субъектов Российской Федерации. Поэтому для региона актуальны интенсивные методы сельскохозяйственного производства: выращивание соответствующих фруктовых садов, производство овощей, в том числе в теплицах, и их переработка, молочное и мясное животноводство. В республике реализуется государственная программа, направленная на обеспечение внутриреспубликанских потребностей продовольствием собственного производства, а также экспорта высококачественных экологически чистых продуктов в другие регионы страны.

Вместе с тем по итогам 2013 г. уровень экономического развития Республики Северная Осетия — Алания отстает от среднероссийского: денежные доходы на душу населения составили менее 80%, а объем инвестиций в основной капитал на душу населения — 35% от среднего уровня по России. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения составил 30 800 руб., что в 2,8 раза ниже среднего показателя по стране.

Анализ добавленной стоимости в разрезе институциональных секторов позволяет обнаружить их влияние на объем и динамику ВРП. Наибольший удельный вес в структуре производства ВРП республики (рис. 5) приходится на секторы нефинансовых корпораций и домашних хозяйств (в 2012 г. соответственно 37,2% и 34,8%). Весьма значителен удельный вес сферы государственного управления — 27,7%. Причем после снижения в

2010-2011 гг. опять наметился его рост. По сектору финансовых корпораций удельный вес незначителен

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

Рис. 5. Структура производства ВРП Республики Северная Осетия — Алания в разрезе институциональных секторов, %

(0,3%), а по сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — менее 0,1%.

Сокращение и ликвидация диспропорциональности структуры валового регионального продукта, повышение его доли в валовом продукте России возможны за счет активизации инвестиционной деятельности в регионе, формирования инвестиционной и инновационной региональной законодательной базы, разработки эффективного механизма частно-государственного партнерства, развития институтов поддержки предпринимательства.

Современная республиканская законодательная база предусматривает возможность предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных платежей за полученные кредитные ресурсы, возмещения затрат, связанных с производственной деятельностью, различных форм поддержки предпринимательской деятельности.

В республике действует постановление правительства Республики Северная Осетия — Алания от 16.02.2010 № 39 «Об утверждении Положения о порядке выделения субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным

(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг», целью которого является стимулирование инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей, а также увеличение налоговых поступлений в бюджет Республики Северная Осетия — Алания и создание дополнительных рабочих мест.

В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики республики действует постановление правительства Республики Северная Осетия — Алания от 22.07.2011 № 189 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания и мерах государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей».

На основании протокола заседания Межведомственной конкурсной комиссии по государственной поддержке инвестиционных проектов от 27.11.2013

№ 3 решено в 2014 г. установить возмещение части процентных платежей за полученный кредит на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация пивоваренного производства ООО «Агрофирма ФАТ» в размере ставки рефинансирования.

В соответствии с постановлением правительства от 23.04.2010 № 131 «О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия — Алания» принято постановление правительства республики от 11.04.2013 № 112 «Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия — Алания для оказания государственной поддержки».

Для развития государственно-частного партнерства в республике функционирует ОАО «Агентство инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания».

Государственная политика реализуется также в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В 2013 г. в рамках республиканской программы оказана поддержка 640 субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в целях обеспечения упрощенного доступа субъектов предпринимательства к заемным финансовым средствам функционируют фонд микрофинансирования и гарантийный фонд, а также центр развития предпринимательства.

Для развития республиканской инновационной инфраструктуры, а также реализации кластерной политики развития производительных сил планируется создание технопарка. В связи с этим принято постановление правительства от 11.04.2013 № 132 «О создании государственного автономного учреждения Республики Северная Осетия — Алания «Технопарк-Алания».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, если учесть, что потребность республики в электроэнергии покрывается за счет собственных источников всего на 20%, одним из перспективных направлений развития экономики является гидроэнергетика, экономически обоснованный потенциал которой достаточно высок. В связи с этим особое место занимает строительство и ввод в эксплуатацию новых гидроэлектростанций. Однако реализация концепции освоения гидроэнергетического потенциала на территории Республики Северная Осетия — Алания приостановлена в связи с отсутствием нормативного акта Правительства Российской Федерации, регулирующего порядок

определения прибавляемой к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию надбавки для формирования цены на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в том числе на малых ГЭС, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» и распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 № 1 «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года».

Кроме того, до настоящего времени не разработан нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о критериях для предоставления субсидий из федерального бюджета в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности (постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»). Это в совокупности значительно повышает период окупаемости инвестиционных проектов в данной сфере и затрудняет их реализацию.

Сокращение бюджетных возможностей государства, рост тарифов естественных монополий и инфляции, ограничение доступа инвесторов к банковским ресурсам актуализируют механизм государственных гарантий. Вместе с тем предоставлению таких гарантий препятствует низкая обеспеченность принципалов основными фондами, следствием чего является недостаточное наличие требуемой банками залоговой базы и трудности в получении кредитных ресурсов.

Динамика обеспеченности предприятий республики основными фондами свидетельствует о снижении их стоимости наряду с ежегодным ростом степени износа (см. таблицу). Особенно это каса-

Региональная экономика Regional economy - 52 -

Динамика стоимости и степени износа основных фондов предприятий РСО — Алания по видам экономической деятельности за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012

Добыча полезных ископаемых

Стоимость основных фондов, млн руб. 449 463 252

Степень износа основных фондов, % 25,6 29,8 31,6

Обрабатывающие производства

Стоимость основных фондов, млн руб. 21 766 23 460 22 503

Степень износа основных фондов, % 43,4 47,5 48,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Стоимость основных фондов, млн руб. 6 922 8 020 9 703

Степень износа основных фондов, % 35,2 35,5 37,6

Источник: РСО-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, 2014. 268 с.

ется предприятий обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых. В связи с этим целесообразно увеличить долю государственных гарантий для принципалов до 80% и снизить долю собственных вложенных в проект средств принципалов до 20% соответственно.

Также было бы разумно освободить высокодотационные регионы от предоставления встречных гарантий со стороны субъекта Российской Федерации, а также снизить минимальную сумму государственных гарантий с 300 млн руб. до 100 млн в силу специфики наличия в регионах страны в основном малых и средних предприятий. Это послужит существенным стимулом для развития сельского хозяйства и в Северной Осетии, и на Северном Кавказе в целом.

Кредитные организации при работе с инвесторами, претендующими на предоставление государственных гарантий, исходят из общего регламента деятельности, что затрудняет доступ к необходимым средствам. Повышению доступности к банковским ресурсам способствовали бы упрощенный режим обслуживания и документаци-онного требования, а также сокращение процентных ставок по кредитам на фоне снижения рисков, обусловленных предоставлением государственных гарантий.

Социально-экономическое развитие региона в современных условиях требует модернизации республиканской экономики, а также законодательной базы, стимулирующей разработку и реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых и развитие действующих предприятий в промышленности, сельском хозяйстве и в отраслях сферы услуг. Такие действия предполагаются в следующих сферах:

— в промышленном комплексе — за счет опережающего развития секторов, которые могут играть роль точек инновационного роста (в первую очередь, высокотехнологичная электронная промышленность, гидроэнергетика), что повысит привлекательность отрасли на рынке труда, устранит невыгодное транспортно-логистическое положение металлоемких производств, работающих на привозном сырье;

— в агропромышленном комплексе — на равнинной местности за счет: современных крупных и эффективных сельскохозяйственных комплексов, обеспечивающих большую степень переработки и добавленной стоимости; улучшения системы мелиорации; высокого уровня воспроизводства земельных ресурсов; притока квалифицированных кадров. В горной местности развитие туризма создаст условия для аграрного туризма и производства экологически чистой продукции в целях покрытия внутреннего спроса и экспорта в крупные центры и за рубеж;

— в туристско-рекреационном комплексе — за счет создания соответствующего кластера при повышении уровня безопасности на территории республики, развитии инфраструктуры, привлечения квалифицированных кадров. Туризм обеспечит развитие малого бизнеса в сфере обслуживания, фермерских хозяйств в горных районах, народных промыслов;

— в транспортно-логистическом комплексе — за счет развития промышленности, сельского хозяйства и туризма, что повлечет за собой развитие межрегиональных перевозок, создание объездных дорог вокруг крупных населенных пунктов, рынков конкурентных высококачественных услуг, крупных логистических центров.

Список литературы

1. Агузарова Ф.С., Хохоева З.В. Значение налогов в повышении инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. Ч. 4. С. 836-839.

2. Анохов С.М., Лацкевич Н.В. Валовой региональный продукт: понятие, методика расчета // Потребительская кооперация. 2011. № 1. С. 2-7.

3. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288-300.

4. Буров М.П. Совершенствование государственного управления социально-экономическим развитием страны и регионов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. № 10. С. 6-16.

5. Гневко В.А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления асимметрии в развитии российских регионов // Экономика и управление. 2006. № 2. С.23-25.

6. ДадашевА.З., Басс А.Б. Тенденции и факторы инвестиционной активности: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 9. С. 28-35.

7. Дадашев А.З. Налогово-бюджетный механизм поддержки инвестиционных процессов в высокодотационных регионах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 12. С. 9-17.

8. Карпунина Е.К., Колесниченко Е.А. Валовой региональный продукт как основной показатель развития региона // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1. С. 35-41.

9. Киященко Т.А. Особенности современной региональной оценки валового регионального продукта в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 23. С. 52-57.

10. Кормишкин Е.Д. Усиление дифференциации уровней социально-экономического развития регионов в контексте перехода к модели инновационного развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 14. С. 49-53.

11. Коротченко А.С. Моделирование влияния инвестиционной активности на валовой региональный продукт в условиях особой экономической зоны в Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2009. № 2. С. 87-95.

12. Лобейко М.Ю. Оценка современного состояния и особенности социально-экономического развития северокавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С.183-186.

13. Маринов А.А. Условия социально-экономического развития региона // Молодой ученый. 2009. № 11.С. 141-145.

14. Мацук Е.А. Красноярский край: рост доли услуг населению в валовом региональном продукте // Российское предпринимательство. 2012. № 10. С.119-125.

15. Росляк Ю.В. Валовой региональный продукт можно удвоить к 2010 году // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 1. С. 7-14.

16. Сугарова И.В. Экономический потенциал — основа формирования налогового потенциала региона // Право и инвестиции. 2013. № 3-4. С. 29-32.

17. ТитовА.В., ТитовИ.А. Система управления социально-экономическим развитием регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 4. С. 40-46.

18. Туркина О.В. Регион как объект управления социально-экономическим развитием // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 68-80. URL: http://elibrary. rn/download/29512765.pdf.

19. ЧистоваМ.В. Валовой региональный продукт в системе показателей социально-экономического развития региона: методы управления ростом // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 19. С. 189-194.

20. Tadtaeva V.V., ShapkaI.S. The assessment model of investment appeal of the region based on the resource approach // Science and Technology. 2013. Vol. 1. № 4. P. 47-53. URL: http://scieuro.com/en/tadtaeva-v-v-shapka-i-s-the-assessment-model-of-investment-appeal-of-the-region-based-on-the-resource-approach.

Finance and credit Regional economy

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

MACROECONOMIC DEVELOPMENT TREND OF A REGION

Tengiz Sh. TINIKASHVILI Abstract

Due to the crisis in the global economy, the challenges to the economic growth of a region and development of investment and innovation activities at the regional level have recently become more relevant. Gross Regional Product reflects the market value of all final goods and services produced over a year in all sectors of the economy of a region. The rate of its growth characterizes the macroeconomic dynamics of a region, demonstrating the development of industrial production, agriculture, construction, capital investments, retail, communications and fee-based services. However, the sectoral structure of the Gross Regional Product is very important; its analysis reveals the added value broken down by industries and institutional sectors and enables to estimate their impact on the volume and dynamics of the GRP. The aim of this work is to analyze the composition, structure and dynamics of Gross Regional Product of a region, as well as the ways to increase its share in the Gross Domestic Product of the State. On the basis of the grouping method and statistical generalization, the author analyzed the share of regional product in the gross domestic product of the Russian Federation, the dynamics and sectoral structure of GDP, which enables to identify the added value by industries and institutional sectors and to assess their impact on the macroeconomic dynamics of the region. The article reveals some problems in the sphere of regional investment activity and offers possible solutions at the legislative level. The author emphasizes the main areas of the national economy modernization through the implementation of priority investment projects focused on jobs creation in industry, agriculture, construction and service industries. Socio-economic development of the constituent entity of the Russian Federation and an increase of its share in the Gross Domestic Product of the Russian Federation are connected with stepping up investment activity in a region based on regional legal framework enhancement for investment and innovation, creation of an effective mechanism of public-private partnership and institutions for entrepreneurship support and development.

Keywords: gross regional product, added value, industrial production index, production structure, modernization, economy

References

1. Aguzarova F.S., Khokhoeva Z.V. Znachenie nalogov v povyshenii investitsionnoi aktivnosti v Seve-ro-Kavkazskom Federal'nom okruge [The importance of taxes in the increase of investment activity in the North Caucasian Federal District]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2014, vol. 4, no. 11, pp. 836-839.

2. Anokhov S.M., Latskevich N.V. Valovoi regional'nyi produkt: ponyatie, metodika rascheta [Gross Regional Product: a concept, method of calculation]. Potrebitel 'skaya kooperatsiya = Consumer cooperation, 2011, no. 1, pp. 2-7.

3. Bagomedov M.A. Sotsial'no-ekonomicheskaya depressivnost' yuzhnykh regionov i ugrozy razvitiyu Rossii [Socio-economic depression of southern regions and threats to Russia's development]. Regional 'nye prob-lemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional problems of transforming economy, 2009, no. 4, pp. 288-300.

4. Burov M.P. Sovershenstvovanie gosudarstven-nogo upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem strany i regionov [Improving the public administration of the socio-economic development of the country and regions]. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel ' = Land development, cadastre and land monitoring, 2011, no. 10, pp. 6-16.

5. Gnevko V.A. Federal'naya regional'naya sotsial'no-ekonomicheskaya politika kak instrument preodoleniya asimmetrii v razvitii rossiiskikh regionov [Federal regional socio-economic policy as a tool to overcome the asymmetry in the development of Russian regions]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2006, no. 2, pp. 23-25.

6. Dadashev A.Z., Bass A.B. Tendentsii i faktory investitsionnoi aktivnosti: regional'nyi aspekt [Trends and factors of investment activity: a regional aspect]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2009, no. 9, pp.28-35.

7. Dadashev A.Z. Nalogovo-byudzhetnyi me-khanizm podderzhki investitsionnykh protsessov v vysokodotatsionnykh regionakh [Fiscal support for investment processes in highly subsidized regions]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and management: problems, solutions, 2012, no. 12, pp. 9-17.

8. Karpunina E.K., Kolesnichenko E.A. Valovoi regional'nyi produkt kak osnovnoi pokazatel' razvitiya regiona [Gross Regional Product as the main indicator of development of a region]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic phenomena and processes, 2008, no. 1, pp. 35-41.

9. Kiyashchenko T.A. Osobennosti sovremennoi regional'noi otsenki valovogo regional'nogo produkta v Rossiisko Federatsii [Specifics of modern regional estimates of the Gross Regional Product in the Russian Federation]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2014, no.23, pp.52-57.

10. Kormishkin E.D. Usilenie differentsiatsii urovnei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov v kontekste perekhoda k modeli innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Increasing differentiation of the levels of socio-economic development of regions in the context of transition to the innovation model of economic development]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2011, no. 14, pp. 49-53.

11. Korotchenko A.S. Modelirovanie vliyaniya in-vestitsionnoi aktivnosti na valovoi regional'nyi produkt v usloviyakh osoboi ekonomicheskoi zony v Kalinin-gradskoi oblasti [Modeling the impact of investment activity on the Gross Regional Product in the conditions of the special economic zone in the Kaliningrad region]. Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal = Baltic economic journal, 2009, no. 2, pp. 87-95.

12. Lobeiko M.Yu. Otsenka sovremennogo sos-toyaniya i osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Severokavkazskogo federal'nogo okruga [Assessment of the current state and specifics of socioeconomic development of the North Caucasian Federal District]. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 5, pp. 183-186.

13. Marinov A.A. Usloviya sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiya regiona [Conditions of socioeconomic development of a region]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2009, no. 11, pp. 141-145.

14. Matsuk E.A. Krasnoyarskii krai: rost doli uslug naseleniyu v valovom regional'nom produkte [The

Krasnoyarsk region: an increase in the share of services rendered to the population in the Gross Regional Product]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 10, pp. 119-125.

15. Roslyak Yu.V. Valovoi regional'nyi produkt mozhno udvoit' k 2010 godu [Gross Regional Product can be doubled by 2010]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2005, no. 1, pp. 7-14.

16. Sugarova I.V. Ekonomicheskii potentsial — os-nova formirovaniya nalogovogo potentsiala regiona [Economic potential as a basis of building the taxable capacity of a region]. Pravo i investitsii = Real Estate and Investments. Legal Regulation, 2013, no. 3-4, pp.29-32.

17. Titov A.V., Titov I.A. Sistema upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov [The system of management of socio-economic development of regions]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2009, no. 4, pp. 40-46.

18. Turkina O.V. Region kak ob"ekt upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem [The region as an object of management of socio-economic development] . Sovremennye tendentsii v ekonomike i uprav-lenii: novyi vzglyad = Modern trends in economics and management: new perspective, 2013, no. 22, pp. 68-80. Available at: http://elibrary.ru/down-load/29512765 .pdf.

19. Chistova M.V. Valovoi regional'nyi produkt v sisteme pokazatelei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: metody upravleniya rostom [Gross Regional Product in the system of indicators of socioeconomic development of a region: methods of managing the growth]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Current issues of economics, 2011, no. 19, pp.189-194.

20. Tadtaeva V.V., Shapka I.S. The assessment model of investment appeal of the region based on the resource approach. Science and Technology, 2013, no. 4, vol. 1, pp. 47-53. Available at: http://scieuro. com/en/tadtaeva-v-v-shapka-i-s-the-assessment-model-of-investment-appeal-of-the-region-based-on-the-re-source-approach.

Tengiz Sh. TINIKASHVILI

North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation Tengiz-05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.