Научная статья на тему 'Магия снов'

Магия снов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5284
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОН / СНОТВОРЧЕСТВО / СОН ВО СНЕ / СОН-МЕЧТА / СОН-ВОСПОМИНАНИЕ / СОНВЫМЫСЕЛ / СОН-СКАЗКА / SLEEP / SNOTVORCHESTVO / DREAM WITHIN A DREAM / A DREAM IS A DREAM / A DREAM-MEMORIES / A DREAM-FANTASY / A DREAM / A FAIRY TALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулагина Г. Н.

В статье отмечается, что тема снов и сновидений нашла всестороннее освещение в творчестве русских писателей начала ХХ века. Интерес к этой теме был вызван культурно-исторической ситуацией. Кризис рационализма способствовал возникновению интереса к мистическому, иррациональному опыту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAGIC OF DREAMS

The article notes that the theme of dreams and the dreams found in-depth coverage of the works of Russian writers of the early twentieth century. Interest in this subject has been called the cultural-historical situation. The crisis of the rationalism has contributed of interest in the mystical, irrational experience.

Текст научной работы на тему «Магия снов»

УДК 82:1

Г.Н.Кулагина

МАГИЯ СНОВ

В статье отмечается, что тема снов и сновидений нашла всестороннее освещение в творчестве русских писателей начала ХХ века. Интерес к этой теме был вызван культурно-исторической ситуацией. Кризис рационализма способствовал возникновению интереса к мистическому, иррациональному опыту.

Ключевые слова: сон, снотворчество, сон во сне, сон-мечта, сон-воспоминание, сон- вымысел, сон-сказка.

G.N. Kulagina the magic of dreams

The article notes that the theme of dreams and the dreams found in-depth coverage of the works of Russian writers of the early twentieth century. Interest in this subject has been called the cultural-historical situation. The crisis of the rationalism has contributed of interest in the mystical, irrational experience.

Key words: sleep, snotvorchestvo, dream within a dream, a dream is a dream, a dream-memories, a dream-fantasy, a dream, a fairy tale.

Мы созданы из того же вещества, из которого образуются сны, и короткая наша жизнь вся окутана сном.

Шекспир [1]

Интерес к сновидениям возник задолго до появления психоанализа. Люди всегда хотели узнать сокровенный смысл будущего и пытались разобраться в языке снотолковательных символов. Артемидор создал наиболее полное руководство по искусству толкования снов. Геродот рассматривал сны как зеркало реальности. Античные философы, особенно Аристотель и его последователи, скептически относились к по-добным практикам и рассматривали сны как результат индивидуальных переживаний.

М.Кац под сном понимает «образные ночные видения» [2].Сны - это «личные мифы» [3], в которых сновидец - автор, актер и цензор. Сон может быть трагичен, драматичен, комичен.

В Х1Х веке интерес к сновидениям появляется вновь, заслуга в этом принадлежит романтикам. З.Фрейд в «Толковании сновидений» рассматривает сны как проявление бессознательного в человеке, его индивидуального опыта. Он полагал, что «изучение сновидений можно считать самым надежным путем для иссле-дования глубинных психических процессов» [4, с.12]. Для него сон - «царская дорога в бессознательное», осу-ществление скрытых желаний. Исследователь рассматривает сны как замаскированные литературные «тексты», скрытые формы письма. В результате философы и писатели стали уделять большое внимание снам.

Ronald R. Thomas предлагает рассматривать «Толкование сновидений» З.Фрейда как автобиографи-ческую новеллу, так как произведение имеет тесную связь с новеллой как литературной формой [5].

Следует различать сновидение, рассказ о сновидении и литературный сон. В исследовании рассматриваются литературные сны. По мнению И.Ильина, «литературные сновидения сообщают особое измерение, «духовную глубину» литературным образам» [6, с.79]. Исследователи выделяют различные концепции сна культурологическую, философскую, эзотерическую, религиозную, литературно-художественную, психологическую.

Устойчивая традиция описаний сновидений основана на народных представлениях о снах, которые, по замечанию Н.И.Толстого, могут быть сведены к пяти основным положениям:

«1.Сон противопоставляется не-сну, яви, повседневной, обычной жизни.

2.Сон - перевернутая явь, явь наизнанку, оборотная, повседневно незримая сторона жизни; сон -видимый фрагмент обычно невидимой «параллельной» жизни.

3.Сон как смерть. Сон равносилен смерти.

4.Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь; сон -своего рода «обмирание». Сон как «тот» свет. Сон - посещение «того» света. Отсюда во сне естественное, как правило, вполне обыденное, общение с людьми, с близкими (обстановка общения, при этом, обычно «как на этом свете»). Сон - это открытие границы между «этим» и «тем» светом.

5. Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время между настоящим и прошедшим. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда ве-ра в вещий смысл снов» [7, с. 194].

Можно также добавить, что сон - диалог индивида и культуры, диалог прошлого, настоящего и будущего

Цель статьи - проанализировать отношение к теме снов русских философов и писателей начала ХХ

века.

Теме снов посвятили свои произведения западные и русские исследователи (З.Фрейд «Толкование сновидений» 1900, К.Юнг «Архетип и символ» 1912, Д.Бигелоу «Тайна сна» 1906, К.Абраган «Сон и миф». Очерк народной психологии» 1912, М.Волошин «Театр как сновидение», П.Флоренский «Иконостас» 1912 и другие). Тема снов и сновидений нашла всестороннее освещение в творчестве русских писателей начала ХХ века. Интерес к этой теме был вызван культурно-исторической ситуацией. Кризис рационализма способствовал возникновению интереса к мистическому, иррациональному опыту. Религиозный философ П.Флорен-ский рассматривал символическую природу снов в своих произведениях: «.. .эти два мира - мир видимый и мир невидимый - соприкасаются. Сон - вот первая и простейшая, т.е. в смысле нашей полной привычки к нему, ступень жизни в невидимом. Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере, чаще всего бывает низшей; но и сон, даже в диком своем состоянии, невоспитанный сон, -восторгует душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью» [8]

Во многих произведениях сон-мечта, сон-воспоминание, сон-вымысел, сон-сказка помогают герою освободиться от власти реальности, почувствовать свободу, перейти в трансцендентальное измерение. В та-ких снах слепой видит, бескрылый летает, покоряет вершины, общается с королями и давно умершими род-ственниками. По мысли И.Бунина, человек во сне может творить как Бог. Во сне его герой «.делал му-зыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог<...>» [9].

Р.Джексон отождествляет сон и творчество. Для него сон - своеобразная структура эстетического сознания, дающее пластическое выражение всей реальности, в которой человек живет [10]. Ф.Сологуб так-же указывал на сходство сновидений и творчества: «.искусство же - золотой сон, - и почему драме не быть ритмическим сновидением?» [11.С.219].

Часто писатели, философы стремились убежать от жизни в область фантастики (А.Грин), сновидений, творчества. В.Соловьев был погружен в «царство мистических грез». Для Д.Мережковского, как и для буд-\диста, земная жизнь лишь «сон», «тень». Реальности он противопоставляет «мир мечты и творчества, где личность обретает полную свободу: есть одна только заповедь - жить. В красоте, в красоте, несмотря ни на что» [12]. З. Гиппиус в стихотворении «Сны» признавалась: «И жизнь моя -сны» [13]

Сны помогают писателям глубже раскрыть важные аспекты идентичности героев, противопоставить мир возвышенного чувственному миру. Героям произведений В.Набокова снятся пророческие сны, они «входят» в сознания других людей. Персонажи произведений Бунина во снах погружаются в воспоминания детства («Именины») Звучит тема «утраченного рая».

Сны играют важную роль в композиции текста. Они часто фрагментарны, многосюжетны, маргина-льны и онтологичны. П.Флоренский отмечает, что «в сновидении «развязка» определяет «завязку», а время «вывернуто через себя» [14]. Писатели используют приемы «сон во сне» (например, рассказ В.Брюсова «В башне» 1903, Л.Толстого «Сон молодого царя» 1894 [15]).

Изображение снов, как и сказок, позволяет авторам манипулировать пространством и временем. Во снах мир лишается временных детерминант, время может «сжиматься» или безгранично расширяться. Про-шлое, настоящее и будущее могут сходиться в одной точке. Во снах часто воссоздается образ мнимого про-странства, в котором мир теряет свои прежние границы. Все это позволяет писателям показать катастро-фичность бытия, раскрыть тему жизни как «тяжелого сна», подчеркнуть абсурдность существования, пустоту жизни, ее деструктивно-хаотическое, дионисийское начало.

Мотив действительности как страшного сна проходит через все творчество Л.Андреева. Для героя «Красного смеха» жизнь - «нелепый и страшный сон»: «.вдруг на один безумный, несказанный счастливый миг мне ясно стало, что все это ложь и никакой войны нет. Нет ни убитых, ни трупов, ни этого ужаса пошатнувшейся беспомощной мысли. Я сплю на спине, и мне грезится страшный сон» [16]. Во сне и в галлюцинациях он видит своего покойного брата, раненого и сошедшего с ума на войне. Герой рассказа также сходит с ума. Он живет в мире безумия и не может отличить реальные события от видений. В конце рассказа ему чудятся горы душащих его трупов и появление персонифицированного Красного смеха. («За окном в багровом и неподвижном свете стоял сам Красный смех» [17]). Красный смех - не только символ безумия войны, но и дисгармонии всего мира. Этот цвет ассоциируется с пролитой кровью на войне, с вечным противостоянием бытия и небытия, жизни и смерти.

Писателей начала ХХ века привлекали варианты «снов на яву», галлюцинации, бред, мечты. Они часто изображают сновидческую реальность, когда невозможно провести резкую грань между сном и

явью. «Было тихо на дворе, ни светло, ни темно, и все вокруг казалось завороженным беззвучным шептанием древних, вещих слов. Все томилось и млело, и тоска опять сжимала сердце, и было все ни сон, ни явь» [18, c.7], - пишет Ф.Сологуб в рассказе «Белая собака». В произведениях Ремизова Л. миры яви и сна также сливаются, писатель изображает «реальность сна и мнимость реальности», все это в сочетании с экспериментами в области языка позволяет создать новый тип прозы. Как и Л.Белый, Ремизов находился под влиянием учения Штейнера Р. Его привлекли архаико-символические воззрения на вселенную, тайну которой можно познать лишь во сне. Как отмечает ДФилософов, «Ремизов очень просто, а потому и глубоко, выражает скорбь современной души, тоску по «реальнейшей реальности», как выразился бы Вячеслав Иванов» [19,с.23].

Герой рассказа В.Брюсова «Теперь, - когда я проснулся... Записки психопата» совершает преступление, пережив в реальности сновидческую фантазию. Он убивает жену, считая, что все это происходит во сне. Герой рассказ из палача превращается в жертву, перепутав сон и явь. Герой с самого детства любил сон больше яви, особенно кошмары, которые он умел вызывать искусственно. Во сне он чувствовал себя свободным, совершал убийства, был палачом. Он использовал различные наркотические средства, чтобы продолжить и углубить сон. «После возбуждения, вызванного демоном индийского мака, наступило сладостное изнеможение, бессильная зыбь сонной ладьи на неизмеримом океане, рождающем из своих волн все новые видения, - но эти образы не повиновались моим заклятиям» [20]. Писатель использует образ океана. Океан - образ мировых космических сил, таинственных и непостижимых. В мифологии океан «омывает границу между миром жизни и смерти» [21]. Для героя произведения исчезает граница между сном и явью.

В начале ХХ века популярны были занятия магией, астрологией, спиритизмом, магнетизмом, оккультными науками. Что означает слово оккультизм? Этимологическое значение этого слова тайный, сокровенный (лат. cccultus) [22, с.491]. Часто это слово используется как синоним слова эзотерический. В оккультные науки включают обычно изучение алхимии, магии, астрологии, спиритуализма, теософии, антропософии, учение Каббалы, доктрину рознекрейцорства, учение Я.Беме, Парацельса и других авторов. Произведения Papus (Gerard Encauusse) были переведены на русский язык. Истоки большинства оккультных наук находятся в гностицизме. Популярность этих наук в России можно объяснить кризисной ситуацией времени, упадком традиционных ценностей, кризисом рационализма и позитивизма. Теория Дарвина нанесла сокрушительный удар по теории креационизма. Увлечение оккультными науками объединяло людей разных взглядов. Оккультизм использовал научный язык. Он был привлекателен также тем, что вносил элемент игры в обыденную жизнь. Француз Allan Kardec (1803-1869) соединил спиритуализм с реинкарнацией.

Одна из глав произведения Н.Бердяева «Смысл творчества» называется «Творчество и мистика. Окку-льтизм и магия». Он пишет, что «в мистике во все времена раскрывался мир внутреннего человека и протии-востоял миру человека внешнего» [23]. Создается впечатление, что философ симпатизирует мистическим учениям. Для него «мистический опыт раскрывает внутри человека космос, всю огромную вселенную» [24]. Он отмечает фальшивую моду на мистику в русском обществе, поверхностное увлечение мистикой.

Увлечены спиритуализмом были В.Брюсов, Вл. Соловьев, его брат Всеволод Соловьев (18491903), прославившийся историческими романами. Всеволод Соловьев написал романы «Великий Розенкрейцер», «Волхвы», в которых отразились его увлечения мистикой. Он переписывался с Еленой Блаватской, изучал в Париже этические и гносеологические проблемы западноевропейских мистиков.

Особенно были популярны оккультные науки среди символистов. Для некоторых из них искусство было важнее науки, субъективное важнее объективного, духовное важнее материального. Они рассмат-ривали искусство как теургию, воспринятую из античной культуры. Этимологически слово теургия означает бог+работа (греч.), теургия - один из видов магии, позволяющая, с точки зрения верующего в нее, воздействовать на волю Богов и духов [25, с.689]. Русские узнали об оккультных науках во Франции, но соединили их со своими собственными религиозными учениями, с апокалипсическими воззрениями на мир. Например, Д.Мережковский изучал символизм во Франции, рассматривал его как «новый идеализм».

Оккультные науки описывает В.Брюсов в философском романе «Огненный ангел» (1907), жанрово определенный автором как повесть в шестнадцати главах. Писателя интересуют границы познания человеком тайн Вселенной. Действие происходит в средние века с августа 1534 по осень 1535 г. Произведение имеет форму биографии. Исследователи отмечают синтез в произведении исповеди, биографии, мемуаров, притчи, легенды. Лвтор дает пояснение названию произведения, имеющий символический смысл: «Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные

поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанное очевидцем» [26]. В произведении рассказывается о любви Рупрехта, изгнанного из школы и побывавшего в Америке и Индии, к странной девушке Ринате, которую одни славили как святую, другие обвиняли ее в пакте с дьяволом. Все происходившее с Рупрехтом во время знакомства с Ринатой кажется ему «сплошным удушливым сном», когда невозможно провести различия между вещами сверхъестественными и простыми. Как во сне, он выполняет все приказания своей возлюбленной. Некоторые сны посланы ему, как он считает, Дьяволом, в них он участвует в шабаше ведьм у мастера Леопарда, демона. Сны соединяют мир реальный и потусторонний. Брюсов описывает и сны Ренаты, в которых она путешествует вместе со своим ангелом-защитником Мадиэлем. «В такие ночи случалось, что ангел уносил Ренату на своих крыльях далеко от дому, показывая ей другие города, славные соборы или даже неземные лучезарные селения, - на рассвете же она, сама не зная как, всегда оказывалась на своей кровати» [27]. Эти сны позволяют раскрывать духовный мир героини.

Во время путешествий Рупрехт встречается с доктором Фаустом и Мефистофелесом, который может вызывать духи умерших. Эта сцена - карикатура на произведение Гете «Фауст».

Обращается к снам не только символисты, но и реалисты. В «Грамматике любви» И.Бунин цитирует стихи Баратынского, когда описывает жизнь помещика Хвощинского: «.есть бытие, но именем каким его назвать? Ни сон оно, ни бденье, - меж них оно, и в человеке им с безумием граничит разуменье.» [28, с.243]. На протяжении всего творчества И.Бунина тема сновидений все более усложняется и начинает иг-рать более важную роль в произведении. Вайтенков И.П. отмечает, что «Сон в ранний период творчества «напоминает медитацию на яву» («Поздней ночью», «Сосны», «Новая дорога», «Туман»). Сновидения в его произведениях отражают действительность, характеризуют внутренний мир героя. Многие сновидения носят пророческий характер, что заставляет предположить, что фаталистические настроения были близки И. Бунину. По содержанию он иллюстрирует бунинские онтологические искания, а по форме - достраивает жанровую форму лирической миниатюры» [29, с.74].

В рассказе «Сны Чанга» Бунин И. обращается к снам-воспоминаниям собаки, чтобы описать историю жизни Чанга и его хозяина, капитана морского парохода, который спился и умер от отчаяния. Капитан полага-ет, что в жизни есть две правды: «жизнь несказанно прекрасна» и «жизнь мыслима лишь для сумасшедших» [30, с.273]. Капитан стремится примирить эти две правды. Когда он умирает, Чангу открывается третья правда, которая и должна быть единственной в этом мире. Что это за правда? Почему Бунин «третью правду» соединяет с темой памяти, любви? Через весь рассказ проходят и соединяются космические и религиозные мотивы. Капитан обращается к Чангу: « Разве глупее нас с тобой были все эти ваши Будды, а послушай-ка, что они говорят об этой любви к миру и вообще ко всему телесному - от солнечного света, от волны, от воздуха и до женщины, до ребенка, до запаха белой акации! Или: знаешь ли ты, что такое Тао, выдуманное вами же, китайцами? Я, брат, сам плохо знаю, да и все плохо знают это, но насколько можно понять, ведь это что такое? Бездна-Праматерь, она же родит и поглощает и, поглощая, снова родит все сущее в мире, а иначе сказать - тот Путь всего сущего, коему не должно противиться ничто сущее» [31, с.279]. Капитан последнюю правду связывает с правдой еврея Иова, с правдой мудреца из племени Экклезиаста. Чанга верит, что и после смерти капитан будет с ним, в его памяти, в «безначальном и бесконечном мире, что не доступен Смерти [32, с.287].

Рассказ И.Бунина «Сны Чанга» (1916) интересно сравнить с романом современного писателя Гарта Стайна «Гонки под дождем». В обоих произведениях повествование ведется от лица собаки. И Чанга, и пес Энцо рассказывают о своих хозяевах, около которых они оказались в самый трудный период их жизни, когда капитан («Сны Чанга») и Денни Свифт («Гонки под дождем») особенно нуждались в преданном друге. Но если капитан ведет созерцательный образ жизни, смирился с судьбой, то автогонщик Денни Свифт ведет образ жизни активного западного человека. У него тоже несчастья, но он оптимист. Г.Стайн выражает свою жизненную философию словами: «Твоя машина едет туда, куда ее ведет твой взгляд» [33, с.575], т.е. человек творит свою судьбу сам. «Поэтому жизнь такая замечательная штука» [34, с.575]. Роман Г.Стайна, как и рассказ Бунина, пронизан религиозными и космическими мотивами. Автор вдохновлен идеей реинкарнации, верой древних монголов, что собаки после смерти возвращаются в этот мир людьми. Его герой пес Энцо верит в карму, вселенскую силу, которая карает за плохие дела. «Перед сном я разговариваю со своим воображаемым другом, я посылаю его к Злобным Близнецам, и он восстанавливает справедливость. Каждую ночь Король Карма посылает на них дурные сны, и они в ужасе просыпаются и больше заснуть не могут» [35, с.548].

Таким образом, сны в творчестве русских писателей начала ХХ века выполняет важную роль, становятся «пороговыми знаками», определяющими тематические и стилистические особенности

произведения. Сны позволяют писателям глубже раскрыть важные аспекты идентичности героев, показать катастрофичность бытия, раскрыть тему жизни как «тяжелого сна», подчеркнуть абсурдность существования, пустоту жизни, ее деструктивно-хаотическое, дионисийское начало.

Литература

1. Шекспир Цитаты (электронный ресурс) URL: www.diary.ru (дата обращения 13.06.2011).

2. Цит. по: Липовецкий М. Война дискурсов: культурная нарротология «Лолиты»/Amsterdam

international electronic journal for cultural narratology (электронный ресурс) URL: cf.hum.uva.nl

/narratology/links.htm (дата обращения 16.06.2011).

3. Цит. по: Гоц Л.С. Рынок сновидений в культуре постмодерна/Энциклопедия культуры (электронный ресурс). URL: ec-dejavu.net (дата обращения 18.06.2011).

4. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения/По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Ллетейя. 1999. С.12

5. Thomas R. Dreams of authority: Freud and the fictions of the unconscious (электронный ресурс) URL: http://books.google.ru (дата обращения 18.06.2011).

6. Ильин И.И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен: Типография Обители преп. Иова Почаевского. С.79.

7. Цит. по: Паламурчук П.Г. «Огонь вещей» Ллексея Ремизова//Москва или «Третий Рим?: восемнадцать очерков о русской словесности. М.: Современник. 1991. С.194.

8. Флоренский П. Иконостас (электронный ресурс) URL: www/vehi.net (дата обращения 13.06.2011).

9. Бунин И. Музыка (электронный ресурс) URL: buunin.niv.ru/rass (дата обращения 10.06.2011)

10. Цит. по: Фазиулина И.В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф.М.Достоевского: поэтика и онтология. (электронный ресурс) URL: http://create-daydream/narod2.ru/ (дата обращения 10.06.2011)

11. Цит. по: Гуськов Ю. Параллели «второй реальности» (Федор Сологуб и Франц Кафка). -Московский вестник. 1995. .№2. С.219.

12. Цит. по: Мистический Серебряный век (электронный ресурс) URL: http://create-daydream/narod2.ru/ Galereya-playcast/Ozhivshaya_poliya (дата обращения 10.06.2011)

13. Гиппиус З. Стихотворение «Сны» (электронный ресурс). URL: www.klassica.ru (дата обращения 13.06.20111).

14. Флоренский П. Иконостас (электронный ресурс) URL: www/vehi.net (дата обращения 13.06.2011).

15. Толстой Л. Сон молодого царя/Посмертные художественные произведения Л.Н.Толстого (электронный ресурс) URL: http://ru.wikisource.org/wiki ( дата обращения 10.06.2011)

16. Лндреев Л. Красный смех (электронный ресурс). URL: www.lib.ru (дата обращения 21.06.2011)

17. Там же.

18. Сологуб Ф. Белая собака. Красота. Красногубая гостья. Земле земное. Звериный быт. Дама в узлах. Голодный блеск. Великий благовест. В толпе. Лелька. - М.: Директ-Медиа. 2010. С.7.

19. Философов Д. Сны/Старое и новое. Сборник статей по вопросам искусства и литературы. М.: Изд-во И.Д.Сытина. 1912. С.23.

20. Брюсов В. Теперь, - когда я проснулся.. .Записки психопата (электронный ресурс) URL: www.lib.ru (дата обращения 21.06.2011).

21. Океан./Словари и энциклопедии на Лкадемике (электронный ресурс) URL: dic.academic.ru|dis.nsf|es |84347/ОКЕЛН (дата обращения 21.06.2011)

22. Словарь иностранных слов / Под ред И.В.Лехина. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей. 1954. С.491.

23. Бердяев В. Смысл творчества (электронный ресурс) URL: www.i-u.ru (дата обращения 26.07.2011).

24. Там же.

25. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В.Лехина. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей. 1954. С.689.

26. Брюсов В. Огненный ангел (электронный ресурс) URL: www.lib.ru (дата обращения 16.062011).

27. Брюсов В. Огненный ангел (электронный ресурс) URL: www.lib.ru (дата обращения 14.06.2011).

28. Бунин И. Грамматика любви/Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1984. С.243.

29. Вантенков И. Бунин-повествователь. Минск. Наука и техника. 1974. С.74.

30. Бунин И. Сны Чанга /Жизнь Лрсеньева. Роман и рассказы. М.: Советская Россия. 1991. С.273.

31. Там же. С.279.

32. Там же.С.287.

33. Стайн Г. Гонки под дождем /Избранные романы. М.: Издательский дом Ридерз Дайджест. 2010.

С.575.

34. Там же. С.575.

35. Там же. С. 548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.