В данной работе проводится разработка обучающей системы по китайскому языку. На настоящий момент подобных систем не существует. В ее состав входит словарь, информационная система культурных традиций, фотоматериалы, полученные при посещении автором различных мест в Китае в течение процесса обучения.
Данная программа предназначена для:
1. Ускорения процесса обучения студентов.
2. Увеличения доступности предоставляемого материала
3. Обеспечения возможности изучения материала на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Задачи:
1. Провести обзор современных обучающих информационных систем
2. Разработать структурную схему программного средства.
3. Реализовать систему программно.
Построенный программный продукт может быть использован как преподавателями, так и студентами при самостоятельной работе.
Литература
1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] /
A.И.Башмаков, И.А. Башмаков - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2003, - 616 с.
2. Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный аспект [Текст] / О. Плотникова, В. Суханова // Высшее образование в России. - 2005. - N 1. - С. 178-179.
3. Тихомирова Н.В.Регулирование дистанционного обучения [Текст] / Н. В. Тихомирова, Л.
B. Шилова // Высшее образование сегодня. - 2005. - N 1. - С. 41-43.
4. Плещев В.В. Автоматизированная система формирования вариантов обучения [Текст] / В. В. Плещев // Высшее образование сегодня. - 2005. - N 1. - С. 52-57.
МАГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МИРОВ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИЕНА, А. САПКОВСКОГО И ДЖ. РОУЛИНГ
Котельникова С.Ю.
Новосибирский государственный педагогический университет г. Новосибирск, Россия
В статье рассматриваются особенности построения магического пространства в романах известных авторов жанра «фэнтези» Дж.Р.Р.Толкиена, Дж.Роулинг и А.Сапковского.
В нашей работе мы рассмотрим фантастические миры Дж.Р.Р.Толкиена с его Средиземьем, Дж.Роулинг с миром магов и маглов и мир Ведьмака А.Сапковского. Мир, наделенный магией, неразрывно связан с мифологическим, архаичным мировоззрением. И.П. Смирнов пишет, что «миф гарантирует нерушимость (излагаемой им) истории» [1, 139]. Заклинание, заговор, символическое действие - изменяет многое внутри мира, но делает его самого неизменным по своим внутренним устоям. В каждом из описываемых миров свое представление о магии: в Средиземье о магии говорят в основном те, кто ей и не обладает, - хоббиты и люди. Для них всё существа, чуть-чуть отличающиеся от них, обладают волшебной силой (например, эльфы). Для эльфов магии как таковой не существует, все их способности основаны на умении видеть, слышать и ощущать намного больше, чем все остальные. Это своего рода гармония с природой и с миром - они понимают языки птиц, зверей, камней, листьев и могут попросить у них всё, что угодно.
В Средиземье способностью колдовать обладают маги во главе с Саруманом. Но они сами являются представителями некой расы, это майары, которые обрели телесный облик и отправились из Валинора в Средиземье для борьбы с Сауроном. У них есть посохи - своего рода аккумуляторы, проводящие магическую энергию. Каждый из магов - специалист в своей области. Сару-ман - самый хитроумный и коварный, любитель каменных городов и сложных машин. Гендальф -странник, которому подвластен огонь, и он способен разжечь в сердце даже самого последнего домоседа жажду приключений. Радагаст лучше всех ладит с живыми существами.
В мире Средиземья особой силой обладают песни и певцы: создавался этот мир Песней Сотворения (аналогия с Евангельским «В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Ин. 1:1]). Песня - оружие, ее можно приравнять и к заклинанию, и к молитве.
Внутри магического мира находятся Саурон и созданное им кольцо. Природа магии Саурона в его происхождении. Он долгое время мог принимать любой облик и внедряться в доверие, что и сделал, когда начал взаимовыгодную дружбу с эльфами. Саурон объяснял им свои секреты, они ему - свои, в итоге были созданы могучие артефакты - кольца. В одно из колец Саурон вложил всю свою мощь, поэтому кольцо давало создателю небывалую силу и власть над остальными кольцами и их обладателями.
В Средиземье много предметов, в которые их создатели вкладывают души или часть своего умения, - сильмариллы, творения Феанора, палантиры, дающие способность видеть сквозь пространство и время. Толкиен описывает мир, где есть «волшебники», которых знает далеко не каждый, и которых считают сказочными. Даже четкой структуры применения магии нет. Гэндальф то колдует посохом, то читает заклинания. Магия - не чудо, а часть мира, она живет в эльфах, в природе, в сильных духом и умеющих любить, в руках истинного короля.
В романах Сапковского значение магии и тех, кто ей обладает, принципиально иное, чем в Средиземье Толкиена. Власть находится в руках у чародеев и чародеек. На Юге они творят войны, сводят нужных им королевских особ, открыто дергают за все доступные нити. На Севере, под покровительством империи Нильфгаард, чародеи более скрытно влияют на историю. Обладают магией те, у кого есть генетическая предрасположенность. Магия - и наука, и искусство, и хаос, и порядок. У эльфов больше способностей к магии, и зачастую те, в том течет кровь старшего народа, способен стать чародеем. Но за магию приходится платить, она дается с болью, проходит через всю сущность и забирает у человека самое ценное, что ему дала природа, - способность иметь детей. Те же «счастливицы», кто не утрачивает эту способность, часто рождают психически больных. Видимо, еще несформированную нервную систему таких детей, резко срывает мощь магии. На то, чтобы овладеть магией, нужны десятки лет. Это энергия, и черпается она из природных сил: воды, воздуха, огня, ветра. Черпать энергию сложно и опасно. Она есть не везде, потому чародею важно уметь экономно собирать и расходовать её. Но пользоваться энергией еще сложнее, нужно использовать ровно столько, сколько нужно, ведь если возьмешь мало, ничего не получится, а если много, можно получить кровоизлияние в мозг. Чтобы что-то сотворить при помощи магии, необходимо знать магические формулы и жесты. В мире Сапковского магия не является чудом, доступным тому, кто получил в руки волшебный предмет, - это тяжелый труд, наука, умение контролировать свои мысли и направлять энергию.
Большое значение магия приобретает и в пространстве романов Роулинг, где обладание магическими способностями - ключ в скрытый от глаз простых смертных (маглов) мир. Маглы зачастую изображены глуповатыми и ограниченными или просто не умеющими открыть глаза и смотреть по сторонам. Для того чтобы учиться магии, маленький волшебник должен купить волшебную палочку, хотя и в детстве его магия не контролируется и вполне действует без особых атрибутов или заклинаний. Палочка у Роулинг - своего рода проводник, позволяющий с большей легкостью и эффективностью направить свою энергию. Но для применения сложной магии наличия одной волшебной палочки недостаточно, нужны воля и терпение. Магические способности передаются от волшебника к волшебнику, и даже у так называемых маглорожденных были в родичах кто-то из магов. Среди волшебников есть определенная каста чистокровных, своего рода аристократия. Они не терпят маглов и маглорожденных, вступают в браки только с теми, кто по статусу крови им соответствует, вследствие чего в таких семьях видны признаки вырождения. Это объясняется генетикой и её отрицанием многими волшебниками. Магия не сводится только к заклинаниям. Есть более сложные разделы: зельеварение, требующее аптекарской точности и внимания, трансфигурация, где приходится заучивать сложные формулы, и т.п.
Роулинг изобразила «иную, чем данную нам историю, релятивизировала историю нашего мира» [1, 129]. Это не отдельный мир, это своего рода альтернативная история. Мир Сапковского - более автономный, и не так связан с реальным. В последней книге «Владычица озера» описывается, как Цири, странствуя по мирам, случайно попадает в наш мир. Автор использует идею многомерности времени и пространства, в его пространстве время не линейное, оно, как и в античную эпоху, идет по кругу. А Средиземье Толкиена можно рассматривать и как отдельную вселенную, и как альтернативную историю.
Таким образом, мы видим, что у Толкиена магия наиболее незаметная, - в большей степени органическая часть Средиземья, открытая только великим или избранным. У Сапковского и Ро-улинг магия - труд, наука и искусство. Она дает шанс попасть на новый уровень по социальной и духовной лестнице, и получают доступ к ней не избранные, а те, кому она досталась по наследству.
Литература
1. Смирнов И.П. Что фантастично в фантастической литературе? // Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров. - СПб.: РХГА, 2008. - С. 125 - 140.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVШ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХГС ВЕКА
Лобарева В.С.,
кандидат филологических наук, доцент Заяц Е.С.
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета г. Лесосибирск, Россия
Россия, поднятая Петром I «на дыбы», приковывала к себе внимание просвещенной Европы. Под влиянием быстро развивающейся действительности формировалось историческое сознание русских просветителей. Ключевым вопросом их социально-исторических концепций являлся вопрос о будущем России, который и сегодня звучит остро в идеологических спорах.
А.Н. Радищев вошел в сознание русских читателей как автор, отразивший в «Путешествии из Петербурга в Москву» идею революционного пути преобразования России. Такая интерпретация сужает художественное пространство «Путешествия...», искажает авторскую концепцию. В книге повествуется о путешествии чувствительного от природы молодого дворянина, который столкнулся с беззаконием в окружающем мире. Он начинает задумываться над тем, как изменить этот несовершенный мир. Путешественник понял, что природное право понимается в обществе как право природной силы (дворянин выше крестьянина), а не природного равенства, поэтому гражданские законы защищают «природные» права привилегированных сословий общества. Он также понял, что беззаконие - результат ухода человека от премудрости Бога-творца, который все нужное «насадил» в его разуме и сердце. Далее путешественник размышляет над тем, как изменить русскую действительность. В книге раскрываются разные проекты перехода России из царства беззакония в царство процветающего «блаженства народа».
Первый путь - путь реформирования в разных сферах. Он изложен в найденной путешественником рукописи «Проект в будущем». Реформы должны инициировать дворяне-землевладельцы и царь (главный чиновник). Художественным содержанием последующих глав автор показал, что для таких реформ нет условий - землевладельцы и чиновники добровольно не откажутся от привилегий. Ниже автор поместил в книге художественный материал, который раскрывает путь насильственного изменения политического и социально-экономического уклада в России. Но и этот путь, как следует из логики развития сюжета (глава «Тверь»), не приведет Россию к народному блаженству, потому что одно беззаконие породит другое беззаконие: как показала историческая практика (ода «Вольность»), вражда социальная порождает вражду семейную.
В последних главах книги отражен третий путь преобразований - путь просвещения. Пророческая миссия художника - словом творить мир, способствовать пробуждению «нужного» в разуме и сердцах людей. Не случайно книга заканчивается «Словом о Ломоносове», который, по замыслу Радищева, должен восприниматься как пример служения своему народу и как эталон просвещенного человека, ставшего таковым в результате собственных усилий. Таким образом, А.Н. Радищев приводит читателей к мысли, что просвещение человека - «черты начальной божества» (Г.Р. Державин) - единственно возможный путь преобразования всей России.
Просветитель-сентименталист Н.М. Карамзин, признавая единство чувственного и рационального в природе человека, в силу исторического опыта склонялся к пониманию первого начала как превалирующего в жизни человека. Он считал, что воспитать в человеке добродетельную чув-