Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов великий русский ученый естествоиспытатель и организатор науки'

М. В. Ломоносов великий русский ученый естествоиспытатель и организатор науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2879
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
м.в.ломоносов / биография / наследие / естествоиспытатель
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов великий русский ученый естествоиспытатель и организатор науки»

ХРОНИКА

УДК 001(092)

М.В. ЛОМОНОСОВ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ - ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

А.М. АСХАБОВ

Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар xmin@seo.komisc.ru

Доклад открывает серию сообщений, приуроченных 300-летнему юбилею великого русского ученого М.В.Ломоносова. Освещены главные этапы жизни ученого. Рассмотрены основные черты его научной и научно-организационной деятельности. Показано значение наследия Ломоносова для молодой Российской науки.

Ключевые слова: М.В.Ломоносов, биография, наследие, естествоиспытатель

A.M.ASKHABOV. M.V.LOMONOSOV - THE GREAT RUSSIAN SCIENTIST-NATURALIST AND THE ORGANIZER OF SCIENCE

The report starts a series of presentations dealing with 300-th birth anniversary of the great Russian scientist Mikhail Lomonosov. The main stages in life of the scientist are given. The basic lines of scientific and organizational activity of the great Russian scientist are considered. Value of M.V.Lomonosov’s heritage for young Russian science is shown.

Key words: M.V.Lomonosov, biography, heritage, naturalist

В начале XVIII в. Россия была подвергнута Петровской модернизации, которая радикально перестраивала все стороны патриархальной страны. Царь-реформатор особое значение придавал науке, поскольку он твердо верил в то, что экономика и военное могущество государства находятся в неразрывной связи с развитием научного знания. Естественные науки стали государственной необходимостью. Возникла потребность в собственной академии наук, которая и была утверждена в России в 1724 г. по инициативе Петра I. Членами Академии были исключительно приглашенные из Европы ученые. Для окончательного закрепления науки в России необходим был свой научный гений. Именно эта историческая роль и выпала на Михаила Васильевича Ломоносова - поморского мужика.

М.В. Ломоносов стремительно достиг вершин мировой науки, его труды составили целую эпоху в развитии русской науки, Петербургской Академии наук. Он реально стал основоположником отечественной науки, одним из самых выдающихся ученых энциклопедистов своего времени. Известны слова А.С.Пушкина: «Ломоносов был великий человек, соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник ... . Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом».

Творческая деятельность Ломоносова охватывала самые разные области естественных, технических и гуманитарных наук. Как писал С. И. Вавилов: «Ломоносову по необъятности его интересов, по-видимому, нельзя противопоставить ни одной другой фигуры в культурной истории человечества». По замечанию А. Е. Ферсмана, больше десятка наук и искусств спорят у нас о том, кому принадлежит главное наследие Ломоносова: физика и химия, минералогия и кристаллография, геохимия и физическая химия, геология и горное дело, география, и астрономия и астрофизика, просвещение и экономика, история, литература, языкознание и техника?

Ломоносов родился 18 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора Василия Дорофееви-ча Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой. В 19 лет он получил паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии и с рыбным обозом отправился в Москву. Вопреки общепринятой легенде он не был великовозрастным неучем. Юноша еще в Холмогорах получил хорошее образование, по некоторым данным даже владел несколькими иностранными языками. Приехав в Москву, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где резко выделялся среди учеников. Именно в силу своей образованности М.В. Ломоносов был не очень удовлетворен учебой и порядками в академии. Порывался уходить. На некоторое

время, возможно, уезжал в Киево-Могилянскую академию. Да и жизнь была нелегкой. Как он писал «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, . имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, я прожил пять лет и наук не оставил ...».

Судьбоносную роль сыграло то, что М.В. Ломоносов оказался среди 12 учеников, отобранных для продолжения учебы в Академическом университете в Петербурге. Отсюда вскоре вместе с Д.И.Ви-ноградовым и Г.У. Райзером был отправлен в Германию для обучения химии и горному делу.

Годы обучения в Марбургском университете оказались очень благотворными для становления М. В. Ломоносова как ученого-естествоиспытателя. Здесь же он написал первую свою студенческую диссертацию «Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предшествующей жидкости» (4 октября 1738 г.). Уже в марте 1739 г. он закончил «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». После Марбурга недолго обучался горному делу у академика И.Ф. Генкеля в Фрейберге. Однако Фрейберг его разочаровал. «Естественную историю нельзя выучить в кабинете Генкеля из его шкапов и ящиков, нужно самому посетить различные горные заводы и рудники, самому изучить на месте положение и свойство гор и отношение к друг другу находящихся в нем минералов ...». Нет худа без добра. Ссора с Генкелем сделала Ломоносова отцом практической геологии и металлургии в России.

Его исследования по минералогии, изучению руд, в других областях геологии и горного дела имели исключительное значение для становления соответствующих наук. У Ломоносова сложилось достаточно ясное понимание содержания и основных проблем геологической науки и практики. Как писал академик В.И. Вернадский: «Трактат М.В.Ло-моносова «О слоях Земли» является во всей литературе XVIII в. - русской и иностранной - первым блестящим очерком геологической науки». По крайней мере, в трудах Ломоносова четко изложены принципы эволюции, историзма, адекватные представления о геологическом времени, тектонических движениях, горообразовании. Опираясь на его труды, мы с легкостью можем доказать, что Ломоносов был не только основоположником научной геологии, но и первейшим минералогом и кристаллографом. Он начинал свой путь в науку с геологических наблюдений и закончил его «известием о сочиняемой российской минералогии». В целом в годы пребывания за границей были заложены основы для успешной творческой деятельности молодого ученого в самых разных областях естествознания, произошло его знакомство с передовыми идеями своего времени.

В 1741 г. Михаил Васильевич вернулся в Россию, где в полной мере раскрылась его научная мощь и организаторские способности. Происходило

это в стенах Петербургской академии наук, где в январе 1742 г. он был определен адъюнктом физического класса АН, а уже в июле 1745 г. стал полноправным членом академии (профессором химии). В марте 1757 г. Ломоносов был назначен руководителем географического департамента АН, а с января 1770 г. он руководил Академической университетской гимназией. Четверть века Ломоносова в Академии наук ознаменовались крупнейшими научными открытиями, опередившими свое время на десятилетия и столетия. В этом плане любопытно признание нашего выдающегося почвоведа Докучаева: «... Я с удивлением узнал от проф. Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом».

Интересно, что М.В. Ломоносов успел составить «обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов .» из 9 пунктов. Причем в этот список не попали многие важнейшие фундаментальные и прикладные результаты, которыми по праву, благодаря Ломоносову, гордится Российская и мировая наука. Если составить список из тех же 9 пунктов, то сюда, несомненно, должны быть включены следующие наиболее важные его достижения:

1) закон сохранения материи и движения;

2) атомно-кинетическая концепция теплоты;

3) обширный круг новых идей в области металлургии, горного дела и геологии;

4) открытие атмосферы Венеры;

5) теория атмосферного электричества;

6) основоположение новой науки - физической химии;

7) создание русской научной терминологии;

8) изобретение и изготовление различных приборов;

9) разработка технологии цветных стекол.

С последним пунктом связана поучительная для современности история с реализацией инновационного проекта по производству стекол. Изобретение Ломоносова было пионерским и обладало, как сказали бы сейчас, большим инновационным потенциалом. Как писал Эйлер «... Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают». И М.В. Ломоносов взялся за реализацию этого инновационного проекта. В 1753-1754 гг. недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копрского уезда он получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 г. земли были ему жалованы в вечное пользование. Ему дали более 200 крестьян. Была предоставлена 30-летняя привилегия на монопольное производство цветного стекла в России, издано правительственное распоряжение учреждениям заказывать на его фабрике мозаичные картины. Тем не менее, предпринимательского таланта великому ученому не хватило. Успешной коммерциализации знаний не произошло.

У М.В. Ломоносова были значительные достижения в разных областях, которые могли стать основой для производственных проектов. В частности, его с полным основанием можно назвать отцом отечественного приборостроения. Он автор многочисленных изобретений, перспективных приборов. Им сконструированы астронавигационные инструменты, громовая машина, водоподъемник, ночезрительная труба, вискозиметр и т.д. Михаил Васильевич оставил заметный след в метеорологии, оптике, в часовом деле. Вот, что писал С.И. Вавилов: «.по объему и оригинальности своей оптикостроительной деятельности Ломоносов был ... одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптомехаником». Интересно, что 12 декабря 1754 г. на заседании Санкт-Петербургской академии наук Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата - прообраз современного вертолета. Это событие признано как первое в мире документальное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Среди крупнейших организаторских достижений М.В. Ломоносова:

• создание в России химической лаборатории (первого научно-исследовательского института);

• основание Московского университета (свои предложения об организации университета сообщил в письме к И. И. Шувалову в июле 1754 г.);

• разработка ряда проектов переустройства Академии наук с целью «привести Академию в доброе состояние ...»;

• подготовка географических экспедиций, в том числе для изучения Северного морского пути.

Любое из этих великих дел обеспечило бы человеку место в истории Российской науки и благодарную память потомков, а все вместе приводят нас в восхищение русским гением.

Особо следует отметить то обстоятельство, что ученый прекрасно осознавал роль и значение

Академии наук для России. Думается, что самого Ломоносова в значительной степени сделала Академия наук, а сама Академия в не меньшей степени сохранилась в России благодаря Ломоносову. Не случайно в его прощальных словах фигурируют рядом слова «отечество», «наука», «академия»: « . Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии!»

Научному творчеству М. В. Ломоносова присущи ряд черт, которые не теряют своей актуальности и в наши дни. К ним относятся: а) вера в силу науки («науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства ...»); б) единство теории и практики (« из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды»); в) необходимость интеграции знаний («науки наукам много весьма способствуют ...»).

Нельзя не отметить и такую черту личности Ломоносова, как патриотизм, его любовь к Родине, стремление к ее благу и процветанию. Он писал: « . от искреннего сердца желаю, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространялись и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась».

Ломоносов всей своей жизнью и своим примером доказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Не следует забывать слова Ломоносова: «Берегите науку, берегите естествознание, в нем залог силы и благоденствия народа». Они адресованы всем нам: властям, ученым, всем и каждому в отдельности. Этот призыв особенно актуален в наши дни, когда естественные науки пытаются изгнать из школьной программы. Нам надо почаще вспоминать (и не только в год его 300-летия) нашего великого предка, архангельского мужика, ставшего национальной гордостью России, отдавшего свою жизнь делу становления наук в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.