УДК 314.17(091)(470+571)"17"
М. Б. Глотов
М. В. Ломоносов о демографических проблемах России
В статье рассмотрены социально-демографические воззрения М. В. Ломоносова, изложенные в трактате «О сохранении и размножении российского народа». Выделены основные проблемы воспроизводства российского населения, для решения которых великий русский ученый предложил конкретные практические рекомендации, сопроводив их обстоятельными объяснениями, основанными на личных наблюдениях за жизнью народа и научном анализе социальных факторов. Обращено внимание на актуальность предлагаемых М. В. Ломоносовым рекомендаций для улучшения демографической ситуации в России.
Ключевые слова: воспроизводство российского населения, сохранение и размножение российского народа, увеличение количества и сохранение рожденных, неравенство супружества, уменьшение младенческой смертности, смертность от несчастных случаев, вредность церковных обрядов, борьба с болезнями, распространение медицинских знаний, разумный образ жизни, миграция, отношение государства к подданным
Michail B. Glotov
Michaylo V. Lomonosov on the demographic problems of Russia
This article analyses socio-demographic views of M. V. Lomonosov, represented in his treatise «Maintenance and Reproduction of Russian people». The article discusses main problems concerning the reproduction of the Russian population, as well as specific practical recommendation suggested by this great Russian scientist. Lomonosov supported them with the solid explanations which were grounded on his own observations among Russian people as well as on scientific analysis of social facts. Particular attention is given to the topicality of Lomonosov's recommendations of how to improve the demographic situation in Russia.
Keywords: reproduction of the Russian population, maintenance and growth of Russian people, increase in the number and preservation of newborn, marriage inequality, reduction of infant mortality, mortality from accidents, harmfulness of religious rites, disease control, the spread of medical knowledge, a reasonable way of life, migration, the state's attitudes to the population
Среди многочисленных трудов Михаила Васильевича Ломоносова по естественным, социально-экономическим и гуманитарным наукам долгое время оставался практически неизвестным его трактат «О сохранении и размножении российского народа», который был составным разделом отправленного 1 ноября 1761 г. письма И. И. Шувалову - члену Российской академии наук и первому куратору Московского университета. Впервые этот трактат был опубликован по цензурным соображениям частично в 1819 г., а полностью - только в 1871 г. Первые отклики на него юриста И. К. Су-хоплюева, историка И. А Тихомирова, философа и социолога Г. В. Плеханова появились в начале ХХ в.1, а затем к 250-летию со дня рождения М. В. Ломоносова2. Детальный анализ трактата был представлен в монографии В. П. Лысцова, которой отметил, что в предыдущих публикациях о М. В. Ломоносове вопросу «о социальной направленности выраженных в трактате идей уделялось недостаточно внимания»3. В этих публикациях М. В. Ломоносов в большей степени был охарактеризован как экономист и статистик, хотя содержание его трактата обнаруживает всю
широту понимания великим русским ученым социально-демографических проблем тогдашней России. Содержание трактата М. В. Ломоносова позволяет признать его одним из предшественников отечественной социологии и демографии как наук.
В середине XVIII в. появляются первые научные публикации, посвященные демографическим проблемам. Так, работавший в то время в Российской академии наук швейцарский ученый Даниил Бернулли опубликовал цикл статей о продолжительности брака. Он построил первую таблицу прекращения брака и в ней рассчитал вероятность этого события для среднестатистической пары. Соотечественник Д. Бернулли, академик Российской академии наук, математик Леонард Эйлер определил порядок вымирания поколений и ввел новое понятие - «вероятность продолжительности предстоящей жизни», сегодня оно именуется как «возраст дожития». Предложенный им метод построения таблиц смертности, как и таблица смертности Джона Граунта, до настоящего времени применяется в демографии.
В отличие от швейцарских ученых, М. В. Ло-
моносов в своем трактате впервые глубоко и всесторонне представил научный анализ главной демографической проблемы - воспроизводства российского населения и предложил комплекс практических рекомендаций по ее разрешению. К проблеме сохранения и размножения российского народа он подходил с позиций социально-экономических интересов государства Российского, которые в то время были в поле внимания правительства. Русский ученый, по всей вероятности, был знаком с проектом «О разных государственной пользы способах» (или «О сохранении народа») двоюродного брата И. И. Шувалова и фактического руководителя правительства при Елизавете Петровне П. И. Шувалова и с проектом Законодательной комиссией «О состоянии подданных вообще»4, в которых предлагалось принять законы, облегчающие жизнь малоимущего населения. Также М. В. Ломоносов высказывался одобрительно о попытках Елизаветы Петровны, давшей обет никого не предавать смертной казни, ограничить законодательно ее применение, избавляя «подданных от смерти, хотя бы иные по законам оной и достойны были»5.
В письме к И. И. Шувалову М. В. Ломоносов, предлагая меры по улучшению хозяйственного и политического развития страны, на первое место поставил вопрос о необходимости решения демографических проблем. Он считал, что сохранение и размножение российского народа является «самым главным делом», и заявлял, что именно в населении страны состоит «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». С его точки зрения, вопросы о росте численности населения, его здоровье и воспроизводстве являются вопросами первостепенной государственной важности. Призывая к использованию государственного законодательства и административных мер для решения демографических проблем, М. В. Ломоносов в трактате обращает внимание также на вопросы отношения с церковью, изменения быта и обычаев, от которых зависит сохранение российского народа.
Предлагаемые М. В. Ломоносовым в трактате практические рекомендации по воспроизводству российского народа можно выделить в три группы:
1) для увеличения количества рождающихся;
2) для сохранения рожденных;
3) для устранения факторов, влияющих на здоровье людей и воспроизводство населения.
Для увеличения количества рождающихся - «для обильнейшего плодородия родящих» -М. В. Ломоносов считал необходимым:
- запретить неравенство супружества,
когда «малых ребят, к супружеству неспособных, женят на девках взрослых» или «когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно»;
- не допускать брак по принуждению, «ибо, где любви нет, не надежно и плодородие»;
- разрешить вступать в брак четвертый раз и даже в пятый после смерти предыдущей жены, так как запрета на это нет «в наших узаконениях» и «никакими соборными узаконениями не утверждено»;
- не допускать принудительного пострижение молодых овдовевших священников и дьяконов в монахи, «что натуре человеческой противно» и «чем к греху, а не к спасению дается повод, и приращению народа не малая отрасль пресекается»;
- мирянам запретить принятие монашества - женщинам до 45, а мужчинам до 50 лет, так как монашество в молодости наносит «знатный ущерб размножению человеческого рода».
Для сохранения рожденных М. В. Ломоносов рекомендовал:
- учредить народные богадельные дома для приема внебрачных детей для сохранения жизни неповинных младенцев» и чтобы избежать случаев, когда «в отчаянии матери детей своих убивают»;
- для уменьшения младенческой смертности издать и распространить «хорошие книжки
о повивальном искусстве» и «наставления об излечении младенческих болезней»;
- отменить вредный обряд крестить младенцев в холодной воде, «потому что холодная изшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу конечно вредна».
Для устранения факторов, влияющих на здоровье людей и воспроизводство населения, М. В. Ломоносов считал целесообразным:
- всеми мерами содействовать более разумному образу жизни;
- отказаться от изнурений себя в Великий пост, что «здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубую постную пищу, которая и здоровому желудку тягостна»;
- вести борьбу с болезнями путем организации надлежащей медицинской помощи и широко распространять медицинские знания;
- открыть в каждом городе аптеки, чтобы лекарства «не трудно было сыскать везде в России»;
- устранять причины смерти от несчастных случаев;
- прекратить притеснения раскольников и рекрутчину, от которых «русские люди бегут за границу».
Особенность трактата «О сохранении и размножении российского народа» состоит в том, что свои рекомендации М. В. Ломоносов сопроводил обстоятельными объяснениями, основанными на личных наблюдениях за жизнью народа и научном анализе социальных факторов, которые препятствуют естественному процессу воспроизводства населения, таких как семейно-брачные отношения, предписания церкви, образ жизни людей, состояние медицинского обслуживания, отношение государства к подданным.
Так, по поводу неравных браков, когда муж намного моложе жены, что было вызвано желанием родителей жениха приобрести опытную работницу, М. В. Ломоносов замечает следующее: во-первых, такие браки зачастую бывают бесплодными, во-вторых, отражаются на здоровье подростков, в-третьих, иногда возможны убийства ребенка, зачатого от постороннего мужчины, в-четвертых, могут привести к умерщвлению мужа и осуждению жены на смертную казнь. Что касается брака, когда муж намного старше жены, то такой брак, по его мнению, является отступлением от естественных норм и способствует супружеской неверности со стороны молодой жены. С точки зрения автора трактата, следует запретить вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества и придерживаться следующих правил: невеста жениха не должна быть «старее, разве только двумя годами; а жених старее может быть 15 летами», но лучше, когда муж старше жены на 7-10 лет. Это правило целесообразно, так как женщина, особенно от частой беременности, скорее старится, чем мужчина. К тому же женщины родят «едва далее 45 лет, мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны». То, что идея М. В. Ломоносова об ограничении неравных браков, была реализована Синодом, сообщают И. К. Сухоплюев и И. А. Тихомиров. Они ссылаются на предложенный Синодом проект, согласно которому запрещалось венчать 17-18-летних юношей с женщинами старше 35-40 лет, и 50-55-летних стариков с девушками моложе 17-18 лет. На основании этого проекта в 1775 г. был принят соответствующий синодский указ6. В современном российском законодательстве подобная рекомендация отсутствует.
Необходимость принятия мер для запрета принудительных браков предлагалась уже в первой половины XVIII в. в законодательных проектах Петра I и в публицистических выступлениях В. Н. Татищева. Так, Петр I указом Синоду от 5 января 1724 г. предписывал родителям
и господам под страхом большого штрафа не принуждать детей к бракосочетанию, а в процессе венчания тем, кто устраивает свадьбу, заявлять о том, что с их стороны нет принуждения. Ссылаясь на теорию естественного права и указ Петра I, В. Н. Татищев признавал преимущества свободного выбора тех, кто вступает в брак, и недопустимость насилия в этом вопросе. Однако признание неправомерности принудительных браков носило сословный характер и провозглашалось с целью не допустить браки дворян с представителями низших сословий, особенно с крепостными крестьянами.
В трактате «О сохранении и размножении российского народа» М. В. Ломоносов выступал против принуждения к браку независимо от того, в какой сословной среде оно происходит. Он отмечал, что в семьях, созданных по принуждению, несогласия, споры и драки вредят зачатому плоду и нередко являются причиной преждевременных родов или рождению нездорового ребенка. Для недопущения брака по принуждению М. В. Ломоносов предлагал обязать священников, совершающих обряд венчания, если им станет известно «о невольном сочетании», не допускать этого под угрозой лишения их чина священнослужителя. Если указ Петра I от 5 января 1724 г. требовал наказания штрафом только тех, кто принуждает к браку, то М. В. Ломоносов считает, что заслуживает наказания и священник, который не воспрепятствует этому и не спросит пред обрядом жениха и невесту о принуждении их к браку.
В трактате М. В. Ломоносова много внимания уделено узаконенной церковью норме, запрещающей вдовцам вступать в брак четвертый раз. Апеллируя к своим наблюдениям того, что в условиях высокой смертности женщин в России многие мужчины остаются в молодом возрасте за короткое время вдовцами трижды и могли бы еще жениться, ученый полагал, что «было б законам непротивно, если бы для размножения народа и для избежания непозволенных плотских смешений» разрешить четвертый, «а по нужде и пятый брак». При этом М. В. Ломоносов ссылается на отсутствие четких юридических оснований и противоречий обычаям христианских народов этому запрету. Однако он рекомендует, чтобы те, кто вступает в четвертый и пятый брак, предоставляли свидетельство соседей или родственников умерших жен, что их поступки в предыдущих браках были «незлобны и беззазорны». Если же у кого-то «окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо в двух или во всех трех супруже-ствах - тем лицам не позволять четвертого
брака». Предложение о возможности четвертого брака не было реализовано, более того 29 марта 1767 г. Синод издал закон «О недействительности четвертого брака».
Также осталась без внимания и рекомендация М. В. Ломоносова относительно монашества молодых овдовевших священников и увеличения возраста пострижения в монахи для молодых женщин и мужчин, несмотря на то, что еще в 1722 г. правительство пыталось ограничить уход не достигшей 30-летнего возраста молодежи в монахи. Свою рекомендацию ученый аргументировал следующими соображениями: «Монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубийствах».
Предложение М. В. Ломоносова по сохранению и воспитанию внебрачных и подброшенных детей основывалось на изданных в первой половине XVIII в. указах об устройстве богаделен или госпиталей в губерниях, также при церквях и монастырях, куда должны помещаться незаконнорожденные и подкидыши. Эти заведения обязаны были содержаться за казенный счет, привлекать искусных нянь для ухода за младенцами, обучать детей грамоте и ремеслам. Более подробно вопрос об организации воспитания беспризорных детей русским ученым будет рассмотрен в трактате «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», о чем он упоминает в письме И. И. Шувалову.
К проблеме младенческой смертности М. В. Ломоносов подходит как демограф, приводя статистические данные. По его расчетам, если предположить, что мужское население России составляет 12 миллионов, из которых
1 миллион состоит в таком супружестве, что в два года рождается по ребенку, то ежегодно должно появляться полмиллиона новорожденных. Однако в течение трех лет их жизни половина младенцев умирает. А если учитывать вновь нарождающихся за это время, то ежегодно младенческая смертность будет составлять по 100 тысяч родившихся. Согласно статистическим данным, большое количество младенцев погибает во время родов от неумения повивальных бабок и неосторожности рожениц. Еще больше детских жизней уносят различные болезни и неспособность врачей лечить их. В связи с этим М. В. Ломоносов обращается к правительству: «Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы, хотя десятую долю, т. е. десять тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»
Среди причин высокой младенческой
смертности М. В. Ломоносов особо обратил внимание на православный обряд крещения, который требовал погружать все тело ребенка с головой в холодную воду независимо от времени года, так как, согласно церковному предписанию, вода в купели должна быть натуральной, лишенной каких-либо примесей, в качестве которых признавалась и теплота. Подвергая резкой критике данный обряд, ученый, опираясь на современные физические теории, доказывал несостоятельность взглядов церкви на природу теплоты. Понимая непреклонность церковных устоев, он заявлял: «Однако невеждам попам физику толковать нет нужды; довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною». При этом погружение ребенка с головой даже в умеренно теплую воду небезопасно, «когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается; а когда рот и ноздри поп запирает рукою, тогда пресекается дыхание». Более того, М. В. Ломоносов указывает, что от крещения в холодной воде «в следующих болезнях, кои всякой младенец после преодолеть должен», возможен смертельный исход.
Продолжая полемику о вредности церковных обрядов, М. В. Ломоносов рассматривал пагубность для взрослого населения России соблюдения поста и празднования церковных праздников. В качестве аргумента ученый приводил тот факт, что «неравное течение жизни и круто перемененное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно». Именно в эти дни «мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно».
М. В. Ломоносов также считал, что Великий пост в России и церковные праздники приходятся «в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера». Так как Масленица, Великий пост и Пасха приходятся на первую половину весны, когда преобладает холодная погода, тает снег, повышается влажность воздуха, происходит гниение отбросов, усиливаются вредоносные испарения, отсутствует свежая растительная пища, то это способствует увеличению инфекционных заболеваний и смертности людей. Он предлагает изменить календарь православных постов и праздников. По его мнению, целесообразно, чтобы Масленица была в мае, Великий пост в конце весны и начале лета, а Пасха ближе к Петрову дню, что способствовало бы «сохранению здоровья движение тела в крестьянах пахот-
ною работою, в купечестве - дальнею ездою по земле и по морю, военным - экзерцициею и походами». В результате было бы меньше праздности, меньше пирушек, пьянства, неравного питания, «надрывающего человеческое здравие». Кроме того, тот, кто возвращался домой, напившись на Масленицу, не замерз бы, а на Пасху - не провалился бы под лед. Как в прежние времена, так и сегодня российские церковные и государственные законодательные институты оставляют без внимания эти аргументы великого ученого.
Целесообразность переноса церковных праздников на конец весны - начало лета М. В. Ломоносов обосновывал также тем, что на севере - это «по концам тучное, а в середке сухое время есть самая праздная часть года». В это время «крестьяне не имеют никакой большой работы», купцам в распутицу «почти нет проезду из города в город с товарами», для моряков затруднено плавание, а для военных из-за «слякоти не могут быть удобно экзерциции».
Предвидя возражения отцов церкви о невозможности изменения укоренившегося с древнейших времен сроков проведения церковных праздников, М. В. Ломоносов, обращает их внимание на то, что эти сроки были установлены для народов Земли обетованной и Греции задолго до крещения русского народа и не имели в виду природно-климатические условия России. И все же он рекомендует им для «сохранения жизни столь великого множества народа» собрать в России Вселенский собор и изменить календарь церковных постов и праздников.
Уделяет внимание М. В. Ломоносов и качественному составу пищи, ее роли в физическом развитии представителей разных народностей и областей. Так он отмечает, что там, где питаются исключительно рыбой, народности малорослы, слабосильны и малочисленны. Там же, где употребляют в пищу в основном мясо, они отличаются более крупным и крепким телосложением и большей численностью. В областях, которые изобильнее скотом, многолюднее, чем в тех «местах, где скотом скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом».
Одним и факторов, препятствующих сохранению российского народа, М. В. Ломоносов считал отсутствие в России надлежащего состояния медицинской науки и здравоохранения; распространение, особенно в сельской местности, безграмотных целителей, которые «лечат наугад» и своими «вороженьем и шептаниями» умножают болезни людей, «приближая
их скорее к смерти». Однако ученый не отрицает возможностей народной медицины и одобрительно отзывается о тех, кто действительно знает, как лечить некоторые болезни. Он приводит в пример коновалов и костоправов, которые «иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят». И все же, заявляет он, необходимо «учредить лечение по правилам, медицинскую науку составляющим».
Вызывает тревогу у М. В. Ломоносова малочисленность медицинского персона в войсках, где «лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо, чтобы всякого осмотреть, выспросить обстоятельно, дать лекарства», от чего те, кто мог бы выжить, умирают. Ученный был обеспокоен увеличением смертности из-за совершенного отсутствия в русских деревнях врачей. Он предлагает свой план налаживания врачебного дела в России.
Во-первых, требуется «по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами» иметь. Во-вторых, для изучения лечебного дела «послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам» предоставить «власть достойных производить в доктора», а также аптекарей и врачей обязать обучать учеников своему искусству. М. В. Ломоносова не удовлетворяла распространенная в России практика приглашения иностранных докторов, в большинстве случаев немецких. Он заявлял, что немецкими докторами «всего государства не наполнишь». Кроме того, иностранные лекари плохо знают русский язык, придерживаются чуждых российскому народу веры и нравов, дорого берут за лечение. Некоторые из рекомендаций М. В. Ломоносова были реализованы еще при его жизни. Так в ноябре 1763 г. была учреждена Медицинская коллегия, в ведение которой были переданы больницы и аптеки, а также подготовка медицинских кадров и присуждение звания доктора медицины. Однако, как отмечал И. А. Тихомиров, медицинских учреждений было по-прежнему очень мало, и главную роль в их деятельности продолжали играть немцы7.
В поле зрения М. В. Ломоносова не остался без внимания вопрос о предотвращении смертности, вызванной такими несчастными случаями, как стихийные бедствия, эпидемии, наводнения и пожары, утопление и замерзание, пьянство и драки. Для предупреждения о стихийных бедствиях и эпидемий ученый предлагал сочетать применение административных мер по оповещению народа с просветительской работой по изданию и распространению специ-
альных руководств. Чтобы уберечься от наводнений, М. В. Ломоносов предлагал запретить около великих рек «на низких местах, вешней особливо воде подверженных» строить жилища, что делают для того, «чтобы вода и сено и всякая от воды удобность была близко».
Относительно предупреждения смертности от пожаров, утоплений и замерзаний, пьянства и драк автор трактата намеривался рассмотреть их в письмах «Об улучшении государственной экономии» и «Об истреблении праздности». В данном же трактате М. В. Ломоносов подробно описывает, как предотвратить кровопролитие, вызванное поземельными спорами, и каким образом следует избавиться от разбойничьих нападений, что «будет служить не токмо для общей безопасности и к сбережению российского народа».
В отличие от попыток правительства избавиться от разбойников, используя специальные военизированные подразделения, М. В. Ломоносов отдавал предпочтение оборонительным мерам, с помощью которых возможно перекрыть доступ разбойникам в города и села. Он считал, что применение оружия противоречит самой идее сохранения народа, к тому же, как показывала практика, вывести таким образом «сие зло, или, хотя знатно убавить, нет почти никакой надежды». Другое дело, если закрыть разбойникам доступ в населенные пункты и с помощью местных жителей можно будет часто ловить их по одиночке. М. В. Ломоносов также советует установить строгий контроль за предоставлением ночлега приезжающим. Действенным, по его мнению, будет и объявление жителям о вознаграждении за поимку разбойника («за всякую голову по 10 рублей»), а за поимку главарей и сообщение о тех, «кто держит воровские прибежища по 30 рублей». Через два года после написания М. В. Ломоносовым трактата в 1763 г. был принят указ о вознаграждении за донос на содержателя притона - 50 рублей, за поимку и привод атамана - 30 рублей, разбойника - 10 рублей8. Сегодня некоторые из предлагаемых М. В. Ломоносовым рекомендаций могли бы быть использованы в борьбе против террористов и бандитов.
Одним из факторов, которые влияют на численность российского населения, М. В. Ломоносов считал миграцию. И если П. И. Шувалов в своем проекте основной причиной бегства русских людей за границу объявлял тех, которые, «учинив какое либо воровство или преступление скрыться желают»9, то автор трактата утверждал, что «побеги быва-
ют более от помещичьих отяготений крестьянам и от солдатских наборов». В большинстве случаев совершают побеги жители приграничных с Польшей сел. В этой связи М. В. Ломоносов предлагал, что «лучше пограничных с Польшею жителей облегчить податями и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству». В то же время ученый предлагал поощрять иммиграцию, тем самым пополнять «место беглецов за границы» приемом иностранных граждан, не только одиночками, но и целыми семьями. Он считал, что пространственные земли России «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению». Большие размеры иммиграция в Россию приняла с 1763 г. в царствование Екатерины II, тогда были приняты специальные указы, созданы правительственные учреждения по делам иностранных переселенцев, которым предоставлялись значительные льготы. Сегодня российское правительство более озабочено нахлынувшей волной нелегальной миграции гастарбайтеров, чем оттоком отечественных и привлечением иностранных высококлассных специалистов.
Заканчивая письмо графу И. И. Шувалову, М. В. Ломоносов попытался составить демографический прогноз на ближайшие 20 лет с учетом, что его рекомендации будут использованы для «сохранения и приращения подданных» российского государства. По его расчетам, возможное увеличение численности населения России может составлять «до полумиллиона душ», что даст увеличение численности населения Росси за 20 лет «до 10 миллионов». При этом он надеется, что его рекомендации «не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению народному».
Сегодня, когда в России наблюдается нарастание демографического кризиса, многие высказанные М. В. Ломоносовым 250 лет назад рекомендации и советы по сохранению и размножению народа российского, являются актуальными и могут быть учтены учеными и политиками при разработке и реализации современной демографической политики государства.
Примечания
1 См.: Сухоплюев И. К. Взгляды Ломоносова на политику народонаселения // Ломоносовский сборник. 1711-1911. СПб., 1911; Тихомиров И. А. О трудах М. В. Ломоносова по политической экономии // Журн. М-ва нар. просвещения.
1914. Кн. 2; Его же. О трудах М. В. Ломоносова по статистике России // Там же. 1915. Кн. 2; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли: в 3 т. М.; Л., 1925.
2 См., например: Бак И. С. Михаил Васильевич Ломоносов (к 250-летию со дня рождения) // Вопр. экономики. 1961. № 11; Иванов П. В. Великий патриот и гуманист: М. В. Ломоносов о роли народа в историю. Курск, 1961; Перевалов В. А. Вопросы статистики населения и труда в работах М. В. Ломоносова // Вестн. статистики. 1961. № 11; Птуха М. В. М. В. Ломоносов как статистик // Ломоносов: сб. ст. и материалов. М.; Л., 1961. Т. 5.
3 Лысцов В. П. М. В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России. Воронеж, 1969. С. 205.
4 См.: Проект П. И. Шувалова 1754 г. «О разных государственной пользы способах» // Ист. арх. 1962. № 6;
Проект нового Уложения, составленный Законодательной комиссией 1754-1766 гг. // О состояниях подданных вообще. СПб., 1893.
5 Здесь и далее цитаты даны по первоисточнику: Ломоносов М. В. Письмо к его Высокородию Ивану Ивановичу Шувалову // Полн. собр. соч. / АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732-1764. С. 289-290.
6 Сухоплюев И. К. Указ. соч. С. 190-191; Тихомиров И. А. О трудах М. В. Ломоносова по политической экономии. С. 251.
7 Тихомиров И. А. О трудах М. В. Ломоносова по политической экономии. С. 255-256.
8 Лысцов В. П. М. В. Указ. соч. С. 242.
9 Проект П. И. Шувалова 1754 г. С. 107.