УДК 51(470. 56)
Прояева И.В.
Оренбургский государственный педагогический университет E- mail: [email protected]
М.В. ЛОМОНОСОВ И ОТКРЫТИЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Настоящая статья посвящена процессу образования Московского Университета и, в частности, изучению роли М.В. Ломоносова в разработке его проекта и устава. В работе проводится анализ документов, разработанных М.В. Ломоносовым для создания Московского Университета, описываются особенности, отличающие проект этого университета от немецких и других западноевропейских университетов, существовавших в то время.
Ключевые слова: история математики и математического образования, проект, устав, Московский Университет, М.В. Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов (17111765) - первый русский академик - оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать ее на благо родины ее экономического и культурного процветания.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Огромной заслугой ученого явилось основание Московского университета. На протяжении всей первой половины 1754 года Ломоносов, параллельно с напряженными трудами в Петербургской академии наук (физико-химические опыты, работа над «Российской грамматикой» и «Древней Российской историей» и т. д.), ведет с графом И. И. Шуваловым (фаворитом императрицы Елизаветы Петровны) беседы и споры о необходимости основания университета в Москве. Именно в это время разрабатывалась идея создания Московского университета, обессмертившего имя ученого в истории русского просветительства.
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); популяризации научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); решение первоочередных задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). Ломоносов был убежден в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России.
По мыслям Ломоносова, план университета должен был быть настолько широким, чтобы в будущем, при развитии университета, хватило бы профессоров, причем на первое время можно было приглашать лишь часть из них, а освободившееся, таким образом суммы употребить на учебно-вспомогательные учреждения и прежде всего на библиотеку. Поэтому при составлении университетского штата нужно исходить из необходимого для основательного обучения числа факультетов, кафедр и профессоров, а не из реально имеющегося числа специалистов, способных сейчас преподавать науки на должном уровне.
Крупным достоинством проекта было то, что он предусматривал деление на факультеты. Отсутствие факультетов в академическом университете крайне мешало подготовке квалифицированных специалистов. В проекте предлагается учредить в Московском университете три факультета: юридический, медицинский и философский. На этих трех факультетах должно быть не меньше двенадцати профессоров. «В юридическом три: 1)профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, так же и узаконения Римской древней и новой империи; 2)про-фессор юриспруденции Российской, который кроме вышеописанных должен знать и преподавать внутренние государственные права; 3)профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время» [1]. Необходимо отметить, что проект предусматривал изучение русского права.
Вторым факультетом по плану Ломоносова был медицинский, охватывавший широкий круг наук естественного цикла. Проект университета подробно описывал, чему должен обучать
каждый из 3-х профессоров этого факультета: химии, натуральной истории и анатомии. Как показывают дошедшие до нас документы[2, с.115], Московский университет с первых лет своего существования располагал хорошей для того времени химической лабораторией, в которой, судя по ее описи 1770г., имелись необходимые приборы и реактивы для занятия в первую очередь горной и пробирной химией. Результатом этого было направление подготовленных университетом химиков на горные заводы Урала и Алтая. В результате того, что преподавание химии в университете было сосредоточено в руках профессоров, в центре научных и учебных интересов которых стояла медицина, преподавание химии пошло постепенно по линии превращения ее в прикладную науку.
Третьим факультетом по плану Ломоносова был философский. Он еще больше отличался от современного, чем медицинский, и по изучаемым предметам, и по тем задачам, которые перед ним стояли. Все студенты, поступавшие в университет, обязаны были вне зависимости от того, по какому предмету они хотели специализироваться, начинать с философского факультета. Студенты должны были обучаться на «философском факультете, по крайней мере, три года, для приготовления себя к вышним факультетам, или к вышнему ж философскому классу, учрежденному для подробнейшего познания и совершенной твердости в одной или в некоторых из множества наук философский факультет составляющих, как то в вышней математике, физике, механике, экономии и пр. А в вышних факультетах имеют оныя курс свой кончить в четыре года» [2, с.115]. В числе шести профессоров философского факультета были предусмотрены: «1) профессор философии, 2) физики, 3) «оратории» (теории и истории ораторского искусства), 4) поэзии (теории и истории поэзии), 5) истории, 6) «древностей и критики» (то есть археологии) [1].
Разрабатывая структуру и штат университета, Ломоносов учитывал как конкретные исторические условия, в которых создавался университет, так и те специфические задачи, которые вставали перед ним в этих условиях. В отличие от немецких и других западноевропейских университетов, Ломоносов настаивает на подчеркнуто светском характере преподавания в Московском университете. В нем не только отсутствовал богословский факультет, но даже изучение богословия не предусматривалось. «Хотя во всяком универси-
тете кроме философских наук и юриспруденции можно такожде должны быть предлагаемые богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется св. синоду» - уклончиво говорилось в проекте (§ 4) [2].
Еще одной особенностью проекта Ломоносова, коренным образом отличавшей его от всех иностранных университетов, было то что неотъемлемой составной частью университета являлась гимназия. В тех исторических условиях это было совершенно правильно. Ломоносов прекрасно понимал, что до тех пор, пока не будет решен вопрос о гимназии, нечего и говорить о нормальной работе университета. «При Университете необходимо должна быть Гимназия,- без которой Университет, как пашня без семян» [2, с.117]. В соответствии с этим гимназия рассматривалась в проекте как необходимая составная часть университета и занимала в нем видное место. Параграфы 28—40 проекта специально посвящены гимназии. О ней говорится и в ряде других параграфов, посвященных университету в целом. Но Ломоносов не ограничился этим, им был составлен специальный «Регламент Московской гимназии» [3]. В протоколе заседания Академии Наук от 15 июля 1756 года записано следующее: «Советник Ломоносов предлагает правила, сочиненные им для Московских гимназий, и заявляет, что он напишет в соответствии с ними правила для академической гимназии» [1, с.117]. В деле «Об учреждении и существовании в первые годы университета в Москве», находящемся в ЦГАДА, вслед за проектом Московского университета и «Инструкцией директору Университета», идет «Регламент Московских гимназий» [3].
В этом документе подробно разработаны не только общие принципы первоначального обучения, но и мельчайшие подробности, касающиеся обеспечения, быта, поощрения и наказаний учеников и т. д. Проект состоит из семи разделов:
1. «О приеме школьников в Гимназию»,
2. «О содержании жалованных школьников» (то есть находящихся на казенном жалованье: всего таких учеников должно было быть пятьдесят),
3. «О наставлении школьников»,
4. «О экзерцициях гимназических» (то есть о классных и домашних занятиях),
5. «О экзаменах, произведениях и выпусках школьников»,
6. «О книгах, по которым обучать в школах»,
7. «О награждениях и наказаниях».
Особенно подробно дано построение обучения в гимназии, и регламент четко определяет цели ее работы и, в соответствии с этим, содержание и направление. «Намерение при заведении сих гимназий состоит в том, чтоб Российское юношество обучить первым основаниям наук, и, таким образом, приготовить оное к слушанию профессорских лекций в Университете, притом же тем родителям, которые не намерены детей своих определить к наукам, подается способ к обучению их иностранным языкам или одной какой-нибудь науке, от которой им в будущем состоянии их жития некоторая польза быть может»[3, стр. 295]. Таким образом, гимназия готовила будущих студентов и одновременно с этим являлась местом, куда желающие могли отдавать своих детей для изучения отдельных предметов по их выбору.
В соответствии с этим обязательность предметов и строгая последовательность в их изучении была только для гимназистов, которые обучались на казенный счет. Общего же учебного плана в современном понятии этого слова не существовало. Для того чтобы внести в это необходимую систему, регламент предусматривал разделение гимназии на 4 школы: русскую, латинскую, немецкую и французскую. Русская школа была первым классом, в котором поступившие гимназисты учились читать и писать на русском и латинском языках. По окончании этой школы учащихся, «родители их или родственники, при записке оных в гимназии прошением объявили, что желают обучить их латинскому языку и другим школьным наукам, тех переводить немедленно в нижний латинской класс, а которые похотят одному только иностранному языку обучиться, тех потом же определить в немецкую или французскую школу». (Регламент, стр. 293). Латинская школа делилась на три класса. В «нижнем» изучали русскую и латинскую грамматику, занимались «легкими» переводами с латинского на русский и с русского на латинский, изучали арифметику (действия с целыми числами) и занимались чистописанием. В «среднем» латинском классе продолжали изучение латинского языка: перевод и толкование легких текстов, синтаксис русского языка («российский штиль»), арифметики (дроби) и приступали к изучению геометрии, географии и греческого языка. Желающие
могли начать изучение иностранного языка. В «вышнем латинском» классе продолжали изучение латинского языка («переводы и толкование трудных латинских авторов и стихотворцев»), арифметики, геометрии, греческого языка и начинали изучение истории, генеалогии, российского стихотворства и основ риторики, логики и метафизики. Аналогично этому строились и две другие школы—немецкая и французская, с той только разницей, что они имели не по 3 класса, а по два. Чтобы дать более ясное представление о том, как по плану Ломоносова были организованы занятия в гимназии, приведем для примера составленное им расписание немецкой школы (табл. 1, 2).
При рассмотрении «порядка учения» в гимназии следует заметить, что преподавание русского языка занимало центральное место. Он изучается во всех классах школ гимназии. Заметим, что регламент петербургской академии вообще не предусматривал изучения русского языка.
Преподавание литературы Ломоносов строит во многом в соответствии со своим личным опытом на основе сочетания традиционных приемов и источников с новыми методами и новым материалом. Детально был продуман Ломоносовым список литературы для латинских классов.
Преподаванию математики в регламенте гимназии отводилось особое место. На первом году обучения предлагалось изучать арифметику, на втором - практическую геометрию, тригонометрию и планиметрию. М.В.Ломоносов особо подчеркивал, что арифметику, геометрию и географию нужно преподавать на русском языке; остальные предметы можно на латыни.
Преподавание «первых оснований нужнейших наук» Ломоносов предлагал вести, опираясь на пособия своего немецкого учителя Х.Вольфа(1679-1754). Для этого он планировал во втором классе использовать «Арифметику» и «Геометрию» Х.Вольфа, специально переведенных с немецкого языка. Логику, метафизику, физику необходимо было преподавать по ломоносовскому переводу «Волфианской физики» Тюммига, вышедшему еще в 1746 году. Для преподавания в гимназии М.В.Ломоносов привлекал и студентов университета.
История первых десятилетий существования Московского университета показала, что Ломоносов был совершенно прав, придавая решающее значение гимназии и отводя ей такое
почетное место в проекте. В то время как академический университет кое-как существовал только благодаря периодическим наборам семинаристов, гимназия Московского университета вполне обеспечивала его бесперебойную работу. Начиная с 1759 года, она регулярно производила выпуски. В 1759 году было «произведено в студенты» 18 человек, а в 1760 - 20, в 1763 - 25, в 1764 - 23, в 1769 - 18 и т. д.
В сообщении из Москвы от 1 мая 1755 года «Санкт-Петербургские ведомости» рассказали о торжественном открытии Московского университета. Среди его профессоров были два уче-
ника Ломоносова- Антон Алексеевич Барсов (1730-1791), занявший должность профессора математики и красноречия, и поэт, и переводчик Николай Никитич Поповский (1730-1760), ставший профессором философии и элоквенции. Среди гимназистов в тот день были - одиннадцатилетний Николай Новиков, десятилетний Денис Фонвизин и его девятилетний брат Павел (в будущем тоже писатель и один из директоров Московского университета). Был там и шестнадцатилетний Григорий Потемкин. Сюда же следует добавить имя еще одного ученика, Александра Радищева.
Таблица 1. Нижний класс
7-11 2-4 4-6
Понедельник Читать и писать по немецки и первые основания грамматики немецкой Правила российского правописания и писать по русски Сокращенная история
Вторник тож Арифметика в целых числах Сокращенная география
Среда Школьные разговоры, вокабулы и легкие 1 переводы Катехизис российской Свобода (по выбору учащихся: рисование, танцы, музыка, фехтование)
Четверг Читать и писать по немецки и притом первые основания немецкой грамматики Читать и писать по русски Правила российского правописания Сокращенная история
Пятница тож Арифметика в целых числах Сокращенная география
Суббота Школьные разговоры, вокабулы и легкие переводы Свобода
7-11 2-4 4-6
Понедельник Толкование немецкого автора и переводы с немецкого на русское Универсальная история и генеология Писать по немецки и по латыни
Вторник Тож и переводы с русского на немецкое Пространнейшая география и употребление глобуса Арифметика и геометрии
Среда Штиль Российской и сочинение на русском языке писем Универсальная История и генеология Свобода(по выбору учащихся: рисование, танцы, музыка, фехтование)
Четверг Толкование немецкого автора и переводы с немецкого на русское Пространнейшая география и употребление глобуса Писать по немецки и по латыни
Пятница Тож и переводы с русского на немецкое Катехизис российской А Арифметика и геометрия
Суббота Штиль Российской и сочинение на русском языке писем Свобода
Таблица 2. Высший класс
Поначалу в университете начали работать 5 профессоров (2 русских и 3 иностранца). В 1762 году число профессоров увеличилось до 10; к русским А.А. Барсову и Н.Н. Поповскому добавился еще один - математик Д.С. Аничков.
В начальный период деятельности Московского университета математику считали вспомогательным средством при изучении физики и других дисциплин. При этом речь шла об элементарной математике - арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии. По мнению М.В.Ломоносова: «Геометр сверх искусства в высшей математике должен иметь хорошие знания всех частей практической геометрии, употребляемой в испытании натуры и надобностях обществу, например в астрономии, навигации. Астроному нужна высшая геометрия для выкладок, механика - для сведения своих инструментов, география - для расположения самих наблюдений. Географу астрономия во всем служит основанием, механика - для инструментов землеизмерительных, алгебра - для исчисления силы точности инструментов. И сие - в математическом классе» [4. с.122]. Ратуя за взаимосвязь естественных наук, М.В.Ломоносов писал: «Слеп физик без математики, сухорук без химии» [5, с.31]. Впервые читать курс «чистой» математики стал в 1755 году А.А. Барсов. С 1758 года в университете была создана специальная кафедра прикладной математики, в состав которой входили оптика, механика, астрономия, гидравлика и аэрометрия. В первые годы лекции студентам читались на латинском, французском и немецком языках, а с 1767 года преподавание в университете стали вести на русском языке.
Московский университет очень скоро стал основным центром подготовки учителей для учебных заведений России. Так, что к 1773 году им было подготовлено 8 профессоров, 1 кандидат медицины, 57 учителей для Московского университета и Казанской гимназии и 8 учителей для шляхетского корпуса. В 1775 году университет заявлял, что им за 20 лет существования выпущено «в учителя и другие службы 318 студентов»[1, с.127].
Заметной отличительной особенностью проекта Ломоносова, имевшей огромное прогрессивное значение, являлось то, что Московский университет был рассчитан на русских студентов и гимназистов, с ними должны были работать русские профессора и учителя; они были предназначены для удовлетворения насущных нужд России.
По мнению Ломоносова, цель университета - подготовить «довольно национальных достойных людей в науках, которых требует пространная... империя к разным изобретениям сокровенных в ней вещей и ко исполнению начатых предприятий и ко учреждению впредь по знатным городам российскими профессорами училищ» [1, с.128].
В соответствии с этим проект устанавливал равноправие русского и латинского языков. Если регламент Петербургской Академии предусматривал, что все лекции читаются студентам только на латинском языке, то в проекте университета указывалось, что лекции читаются на латинском, либо русском языке, «как по приличеству материи, так и потому иностранной ли профессор или природной русской» [2, § 9]. Это было исключительно важно: ведь всего 6 лет назад состоялась первая публичная лекция на русском языке, прочитанная Ломоносовым в Академии Наук. Московский университет подхватил начинание Ломоносова, и наука впервые заговорила полным голосом на русском языке. Переход к преподаванию на русском языке имел огромное значение в деле развития науки и распространения образования в России
Московский университет не только готовил кадры учителей; одновременно с этим он вел большую работу по проверке знаний иностранцев, претендовавших на получение аттестата учителя. В этой связи необходимо отметить, что Московскому университету принадлежит честь издания азбук и грамматик на языках народов, населявших Россию. В течение 1758—1778 годов, помимо составления, перевода и издания грамматик немецкого, латинского, французского и итальянского языков, были изданы «Азбука грузинская» (1758), «Грамматику чувашскую» (1770), «Азбуку татарского языка» (1778), «Турецкая грамматика» (1778).
Тем самым русский университет оказывал практическую помощь делу развития культуры и распространения образования среди других народов, входивших в Российскую империю. Эта тесная связь и помощь другим народам всегда составляла характерную черту прогрессивного направления в русской культуре.
Следующую особенность проекта университета составляет ярко выраженное стремление к «публичности», т. е. к популяризации научных знаний, которое всегда было свойственно деятельности Ломоносова. Этого же он требовал и от основываемого им университета. Каж-
дый профессор должен был читать лекции по своей специальности не менее 2 часов в день «в университетском доме публично»,- говорилось в уставе [2,§ 6]. Проект предусматривал также систематическое проведение публичных диспутов студентов. Производство в студенты, перевод в старшие классы, вручение наград студентам и гимназистам должны были происходить также на публичных заседаниях. Следует отметить, что половина публичных речей, диспутов, премированных работ студентов и гимназистов должна была быть обязательно на русском языке. Это превращало Московский университет в центр национальной культуры и науки.
Заслугой Ломоносова было и то, что университет не являлся привилегированным учебным заведением, так как весь первый набор сту-
дентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.
Таким образом, предложения Ломоносова и составленный им проект исходили из национальных интересов русского народа и были направлены на превращение Московского университета в центр передовой русской национальной культуры и науки. Проект Ломоносова опирался на прогрессивные явления, возникавшие в социально-экономической жизни страны. Выражая интересы народа, который вел борьбу против крепостничества, Ломоносов придал проекту университета демократический, антифеодальный характер. Поэтому можно утверждать, что Московский университет создан не только по инициативе, но и по плану Ломоносова.
20.06.2011
Список литературы:
1. Письмо И.И. Шувалову от 1754 июня-июля. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/ Lomonosov/IP/index.htm
2. Белявский М. Т. Ломоносов и основание московского университета. - М.: Издательство МГУ.- 1955.
3. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий. 1755января 12-апреля 26.// Михайло Ломоносов. Полное собрание сочинений. СПб, 1803.//http://imwerden.de.
4. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.11.-М., 1956.
5. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогическая мысль России 18 века. Учебное пособие.- Вологда.: Изд- во Вологодского гос. пед. института, 1990.
6. Ишлинский М. Л., Павлова А. Р. М. В. Ломоносов - великий русский ученый. - М.: Педагогика.- 1986.
7. Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. - М.- 1964.
8. Уткина Н. Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Мысль.- 1986.
Сведения об авторе: Прояева И.В., доцент кафедры геометрии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат физико-математических наук, доцент тел. (3532)332789, [email protected]
UDC 51(470. 56) Proyaeva I.V.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
M.V. LOMONOSOV AND THE OPENING OF THE MOSCOW UNIVERSITY
This article is dedicated to the process of education at Moscow University and, in particular, examining the role of MV University to develop the project and its charter. The paper provides an analysis of documents developed by M. Lomonosov Moscow University for the establishment, describe the features that distinguish the project of the University of German and other European universities that existed at the time.
Key words: history of mathematics and mathematics education, a project, a charter, the University of Moscow, M.V. Lomonosov.
Bibliography:
1. I.I.Shuvalov's letter from June, 1754th. http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Lomonosov/IP/ index.htm
2. Belyavsky M. T. Lomonosov and the basis of the Moscow university. - М: Publishing house MGU. - 1955.
3. Lomonosov M.V.Proekt of regulations of the Moscow grammar schools. 1755января 12-April 26.//Mihajlo Lomonosov. Complete works. SPb, 1803.//http://imwerden.de.
4. Lomonosov M.V.Polnoe sobranie sochineny. Т.11.-М., 1956.
the M.v. Lomonosov Moscow gymnasiums Project rules. 1755anvara 12-April
5. Butorina T. C. M.V. Lomonosov and pedagogical thought Russia 18 century. Tutorial-Vologda: Izd-Vologda State. ped. the Institute, 1990.
6.. Ishlinsky M. Л, Pavlova A.R. M.V.Lomonosov - the great Russian scientist. - М: pedagogika. - 1986.
7. Perevalova L.A. Pedagogical views of M. V. Lomonosov. - M.-1964.
8. Utkina N. F. Michael Vasilyevich Lomonosov. - M.: Thought-1986.