Научная статья на тему 'М. А. Иванова (к 100-летию со дня рождения)'

М. А. Иванова (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. А. Иванова (к 100-летию со дня рождения)»

Учитывая большую практическую значимость исследований, выполняемых под руководством Г. И. Макарова, и высокий потенциал созданной им научной школы, Министерство высшего и среднего образования СССР по ходатайству ряда отраслевых министерств создало при ЛГУ в 1981 г. Научное конструкторско-технологическое бюро «Радиофизика», которое в 1995 г. было преобразовано в Научно-исследовательский институт радиофизики. В настоящее время Глеб Иванович осуществляет научное руководство этим институтом, оставив в 1997 г. административные обязанности директора.

За годы научно-педагогической деятельности Г. И. Макаровым опубликовало 3 монографии и более 250 работ. Под его руководством выполнено около 100 дипломных работ, 50 кандидатских и 8 докторских диссертаций* .

Г. И. Макаров является действительным членом Российской Академии естественных наук, членом Бюро и руководителем секций Ученого совета РАН по проблемам «Распространение радиоволн» и «Радиофизические методы исследований морей и океанов», возглавляет Северо-Западное отделение Научного совета РАН по распространению радиоволн.

Заслуги Г. И. Макарова/высоко оценены: он награжден орденами «Знак почета», «Трудовое Красное знамя» и «ОрДен Почета».

Поздравляем Глеба Ивановича с днем рождения, желаем крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов в научной деятельности.

М. А. ИВАНОВА (к 100-летию со дня рождения)

Традиционно в течение многих лет занятия1 первокурсников 1 сентября на химическом факультете нашего университета начинались с лекции профессора Сергея Александровича Щукаре-ва с непременным участием Марии Александровны, опытнейшего педагога и выдающегося мастера в области постановки и демонстрации химических опытов.

Мария Александровна родилась 13 апреля 4 1905 г. в семье А. А. Иванова, специалиста по цветной печати, работавшего на предприятии Гознак. О его квалификации и заслугах говорит тот факт, что в самом начале XX в. он был направлен в командировку в Англию для передачи опыта. Мама, Е. М. Иванова, занималась воспитанием двух дочерей - Марии и Лидии (Лидия Александровна свыше 50 лет проработала инженером на Кировском заводе). Мария увлеклась химией и по окончании химического факультета университета была оставлена на кафедре неорганической химии. В начале 30-х годов кафедрой руководил ученик Л. А. Чугаева, крупный специалист в области химии комплексных соединений, автор теории транс-влияния Илья Ильич Черняев. Во время войны Мария Александровна вместе с коллегами с химического факультета работала на фабрике имени Урицкого, где они из табачной пыли получали никотиновую кислоту, важный витаминный препарат, необходимый и в осажденном Ленинграде, и на фронте.

В 1955 г. Мария Александровна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ока-линообразование на сплавах железа и никеля при высоких температурах». Цель работы -

выяснение влияния концентраций никеля на скорость окисления Ре-№-сплавов, исследование химического и фазового составов образующейся на сплавах окалины. Для изучения окалины использовались методы микрографического, химического и рентгенофазового анализов. Каждый опыт продолжался в течение нескольких десятков часов (40-120). Работа была выполнена под руководством проф. В. В. Ипатьева.

Многие годы Мария Александровна посвятила педагогической деятельности. Но особенно прославилась она на кафедре, химическом факультете, в университете и даже во всем Ленинграде как удивительно блестящий мастер демонстрационного эксперимента, которому она отдала более 30 лет. Эта работа началась под руководством и при заинтересованном участии С. А. Щукарева. Мария Александровна подбирала из различных источников опыты по всем разделам курса общей и неорганической химии, придумывала новые опыты, тщательнейшим образом отрабатывала каждую деталь и каждую мелочь.

Значение лекционных опытов в преподавании химии очень велико. Ничто так не оживляет изложение и не привлекает внимание как точно спланированный и хорошо проведенный опыт. Он стимулирует мышление, вызывает обсуждение и толкает к выводам. Несомненно, хороший лекционный опыт является не эффектным зрелищем, предназначенным для развлечения, а неоценимой, неотъемлемой частью обучения.

Следует напомнить, что лекционные опыты выполняются в аудитории в крайне малые промежутки времени и поэтому должны быть заранее тщательно подготовлены. Главное, о чем всегда следует помнить: все опыты должны быть удачными. Каждый опыт должен быть многократно опробован, реактивы и приборы испытаны, подобраны нужные концентрации растворов, очень важно установить время, необходимое для проведения опыта. Таким образом, подготовка опыта до лекции требует часто весьма продолжительного времени, а его демонстрация - всего несколько минут. Демонстрация опыта - это искусство, требующее особых навыков и внимания.

Демонстратор опытов должен обладать выдержкой, умением добиться необходимого результата. Каждый опыт у М. А. Ивановой был тщательно проверен перед началом лекции, стеклянная посуда сверкала чистовой, цветные растворы и препараты украшали демонстра-•-ционный стол - красота эксперимента завораживала всех: студентов, школьников, лекторов, преподавателей. Всегда доброжелательная и внимательная, Мария Александровна умело наставляла не только лекционных ассистентов, но и лекторов, указывая с какой целью исполняется тот или иной эксперимент, сколько требуется времени для его проведения. В результате многолетней работы она создала огромный набор демонстраций, из которого каждый лектор мог выбрать те, которые считал наиболее раскрывающими его идеи в курсе лекций по общей и неорганической химии. На основании этого набора была написана книга М. А. Ивановой, М. А. Кононовой «Химический демонстрационный эксперимент», выдержавшая два издания (1969 и 1984 гг. М., «Высшая школа»). Следует отметить, что эксперимент на лекции подвластен не всем, а только определенной личности, так как экспериментатор должен обладать, кроме умения, и актерскими данными, какой-то магией, чтобы красиво и поучительно подать каждый опыт. Такой яркой личностью, несомненно, была Мария Александровна.

На кафедре неорганической химии университета работа в области демонстрационного эксперимента была продолжена ученицей Марии Александровны М. А. Кононовой, которая, в свою очередь, передала это дело в руки Н. П. Федоренко.

Мария Александровна скончалась 4 мая 1994 г. Она была чудесным, добрым, светлым и веселым человеком. Такой помнят ее ученики и сотрудники, коллеги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.