Научная статья на тему 'Лженаука и финансовая грамотность населения'

Лженаука и финансовая грамотность населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЖЕНАУКА / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / PSEUDOSCIENCE / FALSIFICATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / PSEUDOSCIENTIFIC REPRESENTATIONS / PUBLIC FINANCE / FINANCIAL LITERACY / VOLGOGRAD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорждеев Александр Владимирович, Горшкова Наталья Валерьевна

В статье по результатам прошедшей в Москве 26 ноября 2015 г. Международной конференции «Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия» освещаются проблемы демаркации научного и ненаучного знания на примере финансов населения как основной методологической базы повышения финансовой грамотности россиян. Выделены основные ненаучные элементы финансов населения, препятствующие эффективному повышению финансовой грамотности. Описаны основные признаки лженауки в финансах населения и предложены пути борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSEUDO-SCIENCE AND FINANCIAL LITERACY

The article highlights the results of International Conference “Pseudoscience in modern society: theoretical and methodological approaches and strategies to counter” which took place in Moscow on November 26, 2015. This scientific event held active discussion in a modern society with a high level of coverage of all the processes and institutions of science and pseudoscience clashes have increasingly become the facts of public discourse. Pseudoscience is widely prevalent in societies with a low level of scientific literacy. In the 1990s the theme of science practically disappeared from Russian media space, which was caused by the economic crisis, journalistic practices change in the direction of entertainment and commercialization of content, a decrease in the needs of the audience of scientific information. However, in the 2010s in Russia a request for quality journalism about science was formed, and therefore the creation of a positive image of Russian science, its popularization and counter pseudoscientific ideas have become a significant challenge to socially responsible journalism. The particular attention is paid to the problems of the demarcation of scientific and non-scientific knowledge on the example of public finances as a basic methodological framework to increase the financial literacy of Russians. The authors describe the basic elements of the non-scientific public finances impeding effective financial literacy. The basic characteristics of pseudoscience in public finances and ways to combat them are also highlighted.

Текст научной работы на тему «Лженаука и финансовая грамотность населения»

www.volsu.ru

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 336.63 ББК 65.261

ЛЖЕНАУКА И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Александр Владимирович Дорждеев

Доктор экономических наук,

профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения,

Волгоградский государственный университет

fc@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Наталья Валерьевна Горшкова

Доктор экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет nataly1104@yandex.ru, fc@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье по результатам прошедшей в Москве 26 ноября 2015 г. Международной конференции «Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия» освещаются проблемы демаркации научного и ненаучного знания на примере финансов населения как основной методологической базы повышения финансовой грамотности россиян. Выделены основ-«ч ные ненаучные элементы финансов населения, препятствующие эффективному повышению финансовой грамотности. Описаны основные признаки лженауки в финансах р^ населения и предложены пути борьбы с ними.

К Ключевые слова: лженаука, фальсификация научных знаний, псевдонаучные

§ представления, финансы населения, финансовая грамотность, Волгоградская область.

В а

И Проблема демаркации научного и нена- альные последствия распространения лженаучного знания в современном обществе ста- учного знания в эпоху информационного про-<В новится все острее, в борьбе с лженаукой за- странства, развитых технологий воздействия «ж интересованы и государство, и академичес- и манипулирования сознанием человека и все-§ кое сообщество, и профессиональные журна- го общества через СМИ чрезвычайно губи© листы, и широкая общественность. Соци- тельны. В их числе деинтеллектуализация

российского общества, его массовая ирраци-онализация и в конечном счете деградация. Как справедливо отмечает В.А. Кувакин, «де-интеллектуализация человека происходит не просто незаметно, но и глубинным образом... В России происходит загрузка и программирование внутреннего мира [человека] на основе новейших информационных, психологических и политических технологий» [3, с. 13].

Одним из способов борьбы с лженаукой является популяризация в СМИ и обществе научного знания, то есть формирование и развитие так называемого института научной журналистики. Проблеме формирования такого института в России была посвящена Международная конференция «Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия», проведенная в Москве 26 ноября 2015 г. факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, а также при поддержке Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук. Конференция ставила целью актуализировать понимание основ научного и медийного противодействия лженауке в российском обществе. К обсуждению предлагались такие вопросы, как теоретико-методологические, философские концепции лженауки как социального явления; анализ системы институтов и агентов борьбы с лженаукой как с социальным явлением; взаимодействие академического, образовательного сообществ, РАН и МОН как ключевых партнеров по противодействию лженауке; анализ социально-психологических особенностей массовой и целевых аудиторий, выявление причин широкого распространения лженаучных, псевдонаучных представлений среди россиян; стратегии создания эффективных связей между журналистами, учеными и обществом, противодействие лженауке в деятельности СМИ путем популяризации науки, формирование центров компетенций научных журналистов.

Программа конференции включала в себя два пленарных заседания, три научные секции и специализированный круглый стол. На первом пленарном заседании члены Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных

исследований при Президиуме Российской академии наук Р.Ф. Полищук, В.А. Кувакин, С.Г. Ин-ге-Вечтомов выступили с докладами о границе между лженаукой и борьбой научных идей, о лженауке как (анти) человеческом факторе, о нео-лысенковщине. Затем конференция проходила в форме трех параллельных секций «Теоретические концепции и методологические подходы к лженауке» и «Лженаука как социальное явление», «Противодействие лженауке в деятельности СМИ». Затем прошел семинар «Журналисты и Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН: пути взаимодействия». Завершилась конференция вторым пленарным заседанием, на котором выступили члены Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук А.Г. Сергеев, А.М. Черепащук, Ю.Н. Ефремов, В.Г. Сурдин и другие авторитетные эксперты.

Ключевыми сферами, где социальные последствия развития лженауки чрезвычайно высоки, были признаны физика, медицина и экономика.

В сфере экономики нам бы отдельно хотелось остановиться на элементах лженауки на примере финансов населения, поскольку Волгоградская область с 2011 г. в качестве пилотного региона активно участвует в реализации Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Отметим, что повышение финансовой грамотности населения в РФ согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5] является одним из основных направлений формирования инвестиционных ресурсов. С 2011 г. Волгоградская область в режиме пилотного проекта реализует совместно с Министерством финансов РФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Под финансовой грамотностью населения согласно долгосрочной областной целевой программе «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области»

на 2011-2015 гг. понимается способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности [4]. Другими словами, это способность субъекта управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспектах [6].

Рассматривая финансовую грамотность населения с позиции компетентно-ориентированного подхода, следует отметить, что она проявляется в единстве трех компетенций в рамках финансов населения, управления личными финансами и принятия эффективных финансовых решений:

- знания (знание лицом специальной терминологии (терминов), классификаций, функций и форм ключевых явлений, источников информации, экспертных данных о ключевых явлениях);

- навыки (навыки эффективного поведения, практического применения теоретических знаний, самостоятельного поиска необходимой, неизвестной ранее информации, самостоятельного овладения знаниями и навыками);

- умения (умение оперировать понятиями, категориями, применять на практике знания и навыки, производить расчеты, давать оценки, осуществлять эффективный выбор из нескольких альтернативных вариантов).

Между тем сама сфера научных знаний о финансах населения, на популяризации которой строится повышение финансовой грамотности населения, в настоящее время отличается симбиозом научного и ненаучного знания. К сожалению, молодость и неразвитость финансов населения как науки (неразвитости не только в России, но и во всем мире) на фоне несформированности в России передаваемых из поколения в поколение алгоритмов и клише «правильного», по западным меркам, финансового поведения приводят к массовому распространению среди россиян спроса на доступную и простую для понимания непрофессионалами информацию о финансах, финансовых инструментах, финансовой математике, финансовых отношениях граждан, налогах, бюджете и бюджетной системе, страховании, пенсионной системе, кредитах, банках, сбережениях и инвестициях и других аспектах фи-

нансовых отношений населения [2]. Но проблема в том, что практическое применение требует не поверхностных и отрывочных знаний и представлений, а наличия глубоких знаний об объекте и навыков применения этих знаний на практике. А значит, знания должны быть не только поданы реципиенту, но и глубоко осмыслены и переработаны реципиентом. Для индивида это труд, и большой труд, поскольку финансовые отношения человека в современном мире сложны и изменчивы. Современное же общество хочет получить готовый рецепт, как эффективно в текущих условиях управлять своими деньгами, финансовыми отношениями, долгами, имуществом, а в конечном итоге что пошагово и конкретно делать, чтобы стать богатым.

И как результат, сегодня активно развиваются два лженаучных направления финансовой науки в сфере финансов населения: популяризация упрощенных финансовых знаний для непрофессионалов; распространение по сути шарлатанских знаний и навыков «моделирования богатства силой мысли» или характером.

Первое направление реализуется в рамках научной журналистики, и оно дает россиянам упрощенное понимание финансовой науки, но, к сожалению, зачастую не позволяет применять полученные знания на практике. Так, например, человек понимает отличие простых процентов от сложных, даже знает базовую формулу их начисления, но самостоятельно рассчитать инвестиционный доход при заданных условиях инвестирования он не может, поскольку для этого требуются более детальные и сложные для восприятия знания финансовой математики.

Кроме того, широкая доступность понятной информации о серьезных финансовых инструментах с течением времени порождает в людях иллюзию того, что они разбираются в финансах. И, как показывает практика, человек теряет бдительность и чаще становится жертвой финансовых мошенников. Этот эффект был отмечен после того, как с 2011 г. в нашей стране стали действовать региональные программы повышения финансовой грамотности. Появилось много публикаций, передач, информации в СМИ, упрощенно описывающих ключевые финансовые термины, институты, инструменты, методы. И люди пе-

рестали бояться незнакомых ранее слов из финансовой терминологии и чаще стали осуществлять финансовые трансакции. Но при этом реальный уровень их финансовых навыков вырос несущественно, чем не замедлили воспользоваться финансовые мошенники.

Второе направление (распространение по сути шарлатанских знаний и навыков «моделирования богатства силой мысли») способствует распространению в российском обществе квазинаучных мифов о деньгах и финансах и способах управления ими. В качестве распространенного «метода управления» своим благосостоянием пропагандируются особые ментальные практики по привлечению денег в свою жизнь: денежные медитации; визуализация и составление «карты желаний» по фэншую; формирование волевых качеств характера и привычек «правильного» отношения к себе, миру, окружающим, работе, деньгам, способствующих росту богатства, и другие. И именно это направление в чистом виде является лженаучным. В настоящее время в нашей стране наблюдается своеобразный бум спроса и предложения на чудодейственные способы быстрого роста личного благосостояния: книги, фильмы, тренинги, мастер-классы, обучающие, как быстро и «гарантированно» стать миллионером, привлечь деньги в свою жизнь, разбогатеть.

Ключевой особенностью большинства популярных книг, фильмов, тренингов и мастер-классов для «будущих миллионеров» является то, что они все основываются на базовых постулатах: 1) богатым может и должен стать каждый (быть бедным стыдно); 2) финансовое благополучие человека или семьи (материальный объект) есть видимый результат его мыслей и восприятия действительности (нематериальный объект). А дальше идут вариации подходов, как это реализовать, исходя из того, к какому эзотерическому течению (по-другому невозможно назвать эти направления «осознанного моделирования своего будущего») относится автор книги, фильма, тренинга или методики.

Отметим, что в рамках теории и методологии государственных и корпоративных финансов финансовое благополучие хозяйствующего субъекта определяется его ресурсами и эффективностью их комбинации и использования.

Опасность ситуации заключается в том, что такие привлекательные и доступные для понимания масс лженаучные подходы к управлению личными финансами, способам формирования, увеличения и приращения личного капитала и другим элементам финансов населения успешно конкурируют со скучными, изменчивыми и достаточно трудными для понимания непрофессионалами научными методами и инструментами. Хранить деньги в кошельке красного цвета (рекомендация по привлечению денег по фэншую), визуализация и медитация на богатство и прочие аналогичные методы привлечения денег и богатства в нашем обществе гораздо востребованы, приятны и популярны, чем, например, каждодневное кропотливое ведение личного бюджета и/ или составление и реализация личного финансового плана. К чему знать, как начисляются простые и сложные проценты, как происходит процесс наращения и дисконтирования, как рассчитывается кредитная нагрузка или эффективная процентная ставка по кредитам, если достаточно правильно «попросить» Вселенную (Бога, абсолют, свое высшее Я - вариаций много) и просящему все будет даровано: и высокая зарплата, и достойная пенсия, и финансовая защита.

Налицо такие признаки лженауки, как апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернету), а не к научному сообществу (научных публикаций, как стать богатым быстро, гарантированно и любому желающему, в рецензируемых научных изданиях нет); обещание быстрых и баснословных положительных эффектов (богатства и благополучия); коммерциализация авторских теорий и методик (по сути авторы продают литературу, оказывают платные услуги, основанные на ней же; рекламируют и проводят платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и ее применению; так или иначе пропагандируют теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах); такие теории часто выдаются за абсолютно доказанные и несомненно истинные, независимо от степени их фактического признания среди специалистов. Особо хотелось бы отметить частую привязку лженауки в финан-

сах населения к религии и религиозным взглядам человека. Происходит своеобразное слияние религии и отношения человека к деньгам, их восприятию и управлению ими.

Следует отметить феноменальную активность пропагандистов лженауки и маркетинговую привлекательность их продукции и услуг. Кроме того, лженаука опирается на околонаучное знание, которое по природе своей неоднородно, поскольку включает в себя огромный массив идей, концепций, представлений, носящих наукообразный характер.

В результате на сегодняшний день научное сообщество разделилось на два лагеря: тех, кто старается не обращать на явление лженауки внимания и считает, что это всего лишь кризисный период, который пройдет самостоятельно, и на тех, кто пытается противостоять данной проблеме и просвещать население.

Основными методами борьбы с лженаукой в сфере повышения финансовой грамотности россиян являются: распространение и популяризация научных знаний в обществе о сущности финансов, их формах и функциях, о нормативном регулировании отдельных видов финансовых отношений россиян (отношения с банками, налоговыми органами, пенсионными фондами, страховыми компаниями, брокерами и другими финансовыми организациями и участниками); разработка и популяризация научных подходов и алгоритмов управления личными финансами [1]; формирование профессионалов в области научной журналистики в сфере финансов вообще и финансов населения в частности; формирование профессионалов в области личного финансового планирования и консультирования (по аналогии с институтом налоговых консультантов); борьба научного сообщества с фальсификациями научного знания; развитие форм и технологий взаимодействия общества, ученых и СМИ.

Кроме того, немаловажно развитие самой науки о финансах населения, особенно в части разработки алгоритмов управления личными финансами, с позиции экстернализма науки, в основе которого лежит предпосылка, что основными источниками развития науки о финансах населения являются социальные потребности и культурные ресурсы российского общества, его материальный и духовный

потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. А следовательно, содержание финансов населения зависит от социокультурных условий бытия общества, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т. д.). Это значит, что полное копирование и внедрение достижений иностранных исследователей в российскую финансовую науку в сфере финансов населения недопустимо. Необходимо учитывать особенности российского менталитета и культурных ценностей российского общества, а также брать в расчет, что финансы населения, как гуманитарная наука, жестко привязаны к носителю - человеку и/или обществу, а значит, одновременно основываются на симбиозе экспериментального и интуитивного познания и научного предвидения. Перед этой наукой стоит особенная задача - формирование у человека целостной картины мира с позиции его места и роли, возможностей и последствий участия в финансовых отношениях, на практике это означает, что в системе представлений человека о личных финансах и эффективных методах управления ими должно оставаться место для логических мостиков с религией, философией и искусством как важными отраслями культурной и духовной жизни человека и общества. Финансы и деньги представляют собой, по сути, инструмент достижения жизненных целей (включая духовные устремления человека), а не самостоятельную единственно измеримую цель жизни человека. К сожалению, в настоящий момент только лженаучные книги, фильмы, тренинги и мастер-классы по управлению личными финансами дают человеку хоть и искаженную и ложную, но все таки целостную картину мира. С этой позиции финансы населения как подотрасль национальной финансовой науки имеют большой потенциал научного развития.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Горшкова, Н. В. Персональный бухгалтерский учет семьи как фактор повышения финансовой грамотности россиян / Н. В. Горшкова, Л. А. Мытарева // Вестник Волгоградского госу-

дарственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 4 (27). - С. 135-147.

2. Горшкова, Н. В. Элементы лженауки на примере финансов населения / Н. В. Горшкова, Л. А. Мытарева, О. В. Фишер // Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия : тез. Меж-дунар. науч. конф. - М. : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - С. 87-91.

3. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Д. Н. Демидов, Е. А. Блискавка. - М. : КноРус, 2012. - 112 с.

4. Кувакин, В. А. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления / В. А. Кувакин. - М. : Медиа Мир, 2015. - 360 с.

5. Постановление Администрации Волгоградской области «О долгосрочной областной целевой программе "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области" на 20112015 годы» от 14 декабря 2010 г. N° 617-п. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/. - Загл. с экрана.

6. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ #ixzz38McQ4qP7. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Gorshkova N.V., Mytareva L.A. Personalnyy bukhgalterskiy uchet semyi kak faktor povysheniya finansovoy gramotnosti rossiyan [Personal Financial Accounting of a Family as Factor of Increasing the Financial Literacy of Russians]. Vestnik Volgo-gradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2014, no. 4 (27), pp. 135-147.

2. Gorshkova N.V., Mytareva L.A., Fisher O.V. Elementy lzhenauki na primere finansov naseleniya [Pseudo Science Elements on the Example of Public Finance]. Lzhenauka v sovremennom obshchestve: teoretiko-metodologicheskie podkhody i strategii protivodeystviya: tezisy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Pseudo Science in Modern Society: Theoretical and Methodological Approaches and Strategy of Counteraction: Theses of the International Scientific Conference]. Moscow, Fakultet zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova Publ., 2015, pp. 87-91.

3. Zelentsova A.V, Demidov D.N., Bliskavka E.A. Povyshenie finansovoy gramotnosti naseleniya: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskaya praktika [Increase of Financial Literacy of the Population: International Experience and Russian Practice]. Moscow, KnoRus Publ., 2012. 112 p.

4. Kuvakin V.A. Ne day sebya obmanut. Vvedenie v teoriyu prakticheskogo myshleniya [Don't Let Deceive Yourself. Introduction to the Theory of Practical Thinking]. Moscow, Media Mir Publ., 2015. 360 p.

5. Postanovlenie Administratsii Volgogradskoy oblasti "O dolgosrochnoy oblastnoy tselevoy programme 'Povyshenie urovnya finansovoy gramotnosti naseleniya i razvitie finansovogo obrazovaniya v Volgogradskoy oblasti'na 2011-2015 gody" ot 14 dekabrya 2010 № 617-p [The Resolution of Administration of the Volgograd Region "About the Long-Term Regional Target Program 'Increase of Level of Financial Literacy of the Population and Development of Financial Education in the Volgograd Region' for 20112015" of December 14, 2010 no. 617-p]. Available at: http://base.garant.ru/194365/#ixzz38McQ4qP7.

6. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g. " ot 17 noyabrya 2008 № 1662-r [The Order of the Government of the Russian Federation "About the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period Till 2020" of November 17, 2008 no. 1662-r]. Available at: http://base.garant. ru/194365/#ixzz3 8McQ4qP7.

THE PSEUDO-SCIENCE AND FINANCIAL LITERACY

Aleksandr Vladimirovich Dorzhdeev

Doctor of Economic Sciences,

Professor, Department of Theory of Finance, Credit and Taxation,

Volgograd State University

fc@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Natalya Valeryevna Gorshkova

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,

Head of Department of Theory of Finance, Credit and Taxation,

Volgograd State University

nataly1104@yandex.ru, fc@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article highlights the results of International Conference "Pseudoscience in modern society: theoretical and methodological approaches and strategies to counter" which took place in Moscow on November 26, 2015.

This scientific event held active discussion - in a modern society with a high level of coverage of all the processes and institutions of science and pseudoscience clashes have increasingly become the facts of public discourse. Pseudoscience is widely prevalent in societies with a low level of scientific literacy. In the 1990s the theme of science practically disappeared from Russian media space, which was caused by the economic crisis, journalistic practices change in the direction of entertainment and commercialization of content, a decrease in the needs of the audience of scientific information. However, in the 2010s in Russia a request for quality journalism about science was formed, and therefore the creation of a positive image of Russian science, its popularization and counter pseudoscientific ideas have become a significant challenge to socially responsible journalism.

The particular attention is paid to the problems of the demarcation of scientific and non-scientific knowledge on the example of public finances as a basic methodological framework to increase the financial literacy of Russians. The authors describe the basic elements of the non-scientific public finances impeding effective financial literacy. The basic characteristics of pseudoscience in public finances and ways to combat them are also highlighted.

Key words: pseudoscience, falsification of scientific knowledge, pseudoscientific representations, public finance, financial literacy, Volgograd region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.