Научная статья на тему '«Лже»-кооперация и «Дикая» кооперация в условиях новой экономической политики (по материалам Пензенской губернии)'

«Лже»-кооперация и «Дикая» кооперация в условиях новой экономической политики (по материалам Пензенской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / «ДИКИЕ» КООПЕРАТИВЫ / ЛЖЕКООПЕРАТИВЫ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / THE "WILD" COOPERATIVES / “PSEUDO” CO-OPERATIVES / COOPERATIVE / COOPERATIVE LEGISLATION / THE NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шанина А. В.

В статье анализируется проблема возникновения и развития так называемых «диких» и «лже»-кооперативов в условиях новой экономической политики. В ходе исследования автор приходит к выводу, что государственная власть, стремясь подчинить своему контролю различные виды кооперации, вела постоянную, но безуспешную борьбу с развитием лжекооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Pseudo”-cooperation and “wild” cooperation under the conditions of the new economic system (based on the materials of Penza province)

In the article the problem of the origin and development of the so-called "wild" and "pseudo" co-operatives in the new economic policy is analyzed. In the course of a research the author concludes that seeking to subdue various types of co-operatives under its control, the state power led a constant but unsuccessful struggle against development of “pseudo” co-operatives.

Текст научной работы на тему ««Лже»-кооперация и «Дикая» кооперация в условиях новой экономической политики (по материалам Пензенской губернии)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 947

«ЛЖЕ»-КООПЕРАЦИЯ И «ДИКАЯ» КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© А. В. ШАНИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: vesna-88@inbox.ru

Шанина А. В. - «Лже»-кооперация и «дикая» кооперация в условиях новой экономической политики (по материалам Пензенской губернии) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1106-1109. - В статье анализируется проблема возникновения и развития так называемых «диких» и «лже»-кооперативов в условиях новой экономической политики. В ходе исследования автор приходит к выводу, что государственная власть, стремясь подчинить своему контролю различные виды кооперации, вела постоянную, но безуспешную борьбу с развитием лжекооперативов.

Ключевые слова: кооперация, кооперативное законодательство, «дикие» кооперативы, лжекооперативы, новая экономическая политика.

Shanina A. V. - “Pseudo”-cooperation and “wild” cooperation under the conditions of the new economic system (based on the materials of Penza province) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 1106-1109. - In the article the problem of the origin and development of the so-called "wild" and "pseudo" co-operatives in the new economic policy is analyzed. In the course of a research the author concludes that seeking to subdue various types of co-operatives under its control, the state power led a constant but unsuccessful struggle against development of “pseudo” co-operatives.

Keywords: cooperative, cooperative legislation, the "wild" cooperatives, “pseudo” co-operatives, the new economic policy.

Х съездом РКП(б), состоявшимся 16-18 марта 1921 г., был открыт новый этап в развитии отечественной кооперации. Принятые резолюции «О замене разверстки натуральным налогом» и «О кооперации» [7] ознаменовали начало новой экономической политики.

Политика РкП(б) в области кооперации, как отмечает Л. Е. Файн, была ориентирована на сохранение в руках партии и государства как можно большего количества рычагов воздействия на нее, а в директивном письме ЦК от 9 мая 1921 г. о задачах кооперации и развертывании товарно-денежных, рыночных отношений не упоминалось. Вместе с тем уточнялось, что ей будет предоставлена «большая свобода и большая самостоятельность по сравнению с прежним положением» [12].

Введение нэпа привело к изменению положения всей кооперативной сети. Совместными Декретами ВЦИК и СНК «О сельскохозяйственной кооперации» (16 августа 1921 г.) и «О кредитной кооперации» (24 января 1922 г.) по всей стране были восстановлены в качестве самостоятельных сельскохозяйственные и кредитные кооперативы [10]. Разрешались также их добровольные объединения в союзы как по территориальному, так и по производственному признакам, возвращалась практика вступительных, паевых взносов,

вкладные операции. Эти декреты, по меткому выражению Л. Е. Файна, ознаменовали собой начало «кооперативного ренессанса».

Уже в августе 1921 г. в Пензенской губернии Губсельсекция, Губкустпромсекция были заменены Пензенским губернским сельскохозяйственным союзом кооперативов (Губсельсоюз) и кустарсоюзом.

Упразднили Чембарскую и Н.-Ломовскую уездные сельсекции, создав вместо них 1-й Райселькуст-промсоюз и Райсельсоюз. Позднее возникли Городи-щенский, Мокшанский и Керенский усельсоюзы [6].

Предстояло своеобразное «возрождение» кооперации, так как действительно, все ее звенья находились в плачевном состоянии после многочисленных реорганизаций, ротаций и распада ключевых экономических институтов.

В условия нэпа государство вынуждено было вводить элементы частного предпринимательства (аренды, торговли и т.д.). Такие меры способствовали выходу страны из экономического кризиса, так за 1921-1922 гг. было сдано в аренду около 3069 предприятий, а на начало 1923 г. - 4320 предприятий обрабатывающей промышленности, что составило 15-16 % от всей национализированной промышленности [2, с. 4].

нэп вела к полной легализации частной торговли и других видов предпринимательства. Выражение «частник» прочно вошло в обиход и сразу получило негативный оттенок, сохранявшийся весь советский период. Это происходило не только в силу традиционного пролетарского отношения к частнику, но и потому, что многие позволяли себе безнаказанно взвинчивать цены, вступать в сомнительные коммерческие сделки и т.п.

В начале 20-х гг. ХХ века Совнарком принимает ряд законопроектов, которые препятствовали дальнейшему развитию частнокапиталистических начал. Уже в начале нэпа государственная налоговая политика носила классовый характер, направленный против частного капитала. Так кооперативы платили 6-8 % с прибыли, а частный предприниматель 28 %. В 1928 г. нэпманы платили налогов в 40 раз больше, чем рабочие и служащие [13, с. 242].

именно поэтому нэпманы нередко создавали лжеартели и применяли «домашнюю» систему капиталистической эксплуатации «квартирников», то есть рабочих, номинально числившихся самостоятельными производителями в качестве кустарей и ремесленников. В кооперативном движении активизировались лжекооператоры и происходило срастание с частником. Если для борьбы с первыми ужесточались разрешительный порядок их регистрации, налогообложение, контроль за производственной и финансовой деятельностью, то бороться с ложными кооперативами было сложнее, так как они не подлежали контролю со стороны государства [2, с. 9].

О лжекооперативности отдельных кустарнопромысловых объединений местная печать писала уже в 1921 г.: «Пройдешь по Пензе, и в глаза тебе бросается обилие кооперативных вывесок, кричащих плакатов «Заря», «Светлячок» и т. п. Начинаем наблюдать ту же печальную картину расцвета лжекооперации, какую мы наблюдали до издания декрета от 20 марта 1920 г. С лжекооперацией необходимо начать самую упорную борьбу и немедленно» [11].

В докладе о лжекооперативности от 14 января 1927 г. говорилось, что «вопрос о лжекооперативах уже давно возник в кооперативной среде, и борьба с этим злом поставлена в порядок дня всеми коопцентрами в особенности в сельскохозяйственной и кустарнопромысловой кооперации, которые имеют значительное количество кооперативов.

При изучении вопроса о диких кооперативах выяснилось, что в числе диких большое место занимают лжекооперативы, причем зачастую дикость кооперативов является следствием лжекооперативности и поэтому если будет поставлен актуально вопрос о борьбе с лжекооперативами, то, несомненно, в значительной степени будет изжито и «дикое» состояние кооперативов. ЦКС были поставлены перед кооперативами следующие вопросы: а) необходимо ли увеличение числа членов, предусмотренных законодательством для учреждения кооператива I степени, и до каких размеров, б) следует ли ввести ограничение относительно родства учредителей, и какого характера оно должно быть, в)

целесообразно ли ввести ограничения в явочную систему учреждения кооперативов, г) какие формы контроля считают необходимым внести в законодательном порядке, д) какие другие методы борьбы рекомендуют для борьбы с лжекооперативами...» [4, Л. 10].

Условно можно выделить два вида действовавших лжекооперативов: изначально организованные с целью мошенничества и приобретающие лжекооперативный уклон в процессе своей деятельности [13, с. 244]. Практически для всех лжекооперативов было характерным нарушение выборности членов правления, как правило, они назначались председателем из угодных ему лиц. К признакам лжекооперативов можно отнести их замкнутый (семейный) характер, тесную связь с частником, выдачу большей части прибыли на руки членам, увлечение торговлей товарами не кустарного и несобственного производства, а также отсутствие подотчетности руководящим органам и общественного контроля.

В архивных документах приводится более полный и обширный список признаков, характеризующих лжекооперативы. Это такие признаки как:

1. Замкнутость кооператива, ограничивающая членство в нем небольшим кругом лиц, за исключением таких организаций, где прием членов связан с вопросом оборудования (машинные и арендные товарищества).

2. Социальный состав кооператива с преобладанием в нем кулацких элементов.

3. Наличие в органах управления и контроля близких родственников.

4. Относительно высокий размер паевого взноса, превышающий нормально установленный и практикуемый в данной системе, преграждающий доступ в кооператив трудящихся, и отсутствие льгот по внесению паевых взносов.

5. Наличность значительной суммы вкладов, принадлежащих одному из членов кооператива, получающего высокие проценты, а также принадлежность оборудования одному из членов кооператива и поэтому использование выгод от работы одним лицом.

6. Неравномерность использования выгод от кооператива (высокое вознаграждение руководителям за труд, неравномерное распределение прибылей и прочее).

7. Организация хозяйства на началах, главным образом, наемного труда (по колхозам и т.п.).

8. Покупка товаров и сырья не в кооперативных и государственных органах, а по преимуществу на частном рынке.

9. Частая перепродажа товаров кооперативом на рынок и продажа товаров преимущественно не членам.

10. Большая связь с частником в товарооборотах.

11. Развитие работ кооператива вне района деятельности, определенного уставом.

12. Плохо поставленная отчетность, с целью сокрытия от органов надзора действительных оборотов и состояния кооператива.

13. Ведение по преимуществу таких операций, которые несвойственны данному виду кооператива.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

14. Отклонение от нормального устава, явно клонящиеся к выгоде отдельных лиц.

15. Организация кооператива с исключительной целью использования льгот, предоставленных кооперации (налоговых и проч.).

16. Отсутствие общественного характера в деятельности кооператива [3, 8].

В постановлении СНК СССР «О мерах борьбы с лжекооперативами» от 28 декабря 1928 г. отмечалось, что явление лжекооперативности имеет место в особенности в сельскохозяйственной, промысловой и инвалидной кооперации главным образом «вследствие недостаточного хозяйственного и организационного охвата первичных кооперативов соответствующими союзами».

Тот факт, что крестьяне стали создавать «нелегальные» кооперативные ассоциации, во многом свидетельствовал еще и о том, что они не доверяли кооперации официальной, с ее громоздким бюрократическим аппаратом, попавшим под влияние партии, и системой работы с государственными органами власти. Причем численность «диких» и «лже»-кооперативов с каждым годом росла. На 1 января 1925 г. в СССР насчитывалось около 14 тыс. таких объединений, что составляло 40 % от числа учреждений, состоявших в союзах. Причем «степень дикости» была высока именно среди сельскохозяйственных товариществ - 25,6 %, в специальных сельскохозяйственных товариществах - 16,4 %, сельскохозяйственных товариществах с кредитными функциями - 10,8 %. Среди прочих регионов особо выделялась Средне-Волжская область, где самостийными были около 40,9 % от числа всех хозяйствующих кооперативных субъектов [1, 9].

В 1923-1925 гг. в Поволжье происходила чистка кооперативной среды от «лже»-элементов. Проверялось соблюдение уставов при распределении прибыли, выявлялось число лиц, лишенных избирательных прав, в составе правлений, проводились ревизии.

Постановлением СНК СССР от 27 ноября 1928 г. «О мерах борьбы с лжекооперативами» на НКРКИ СССР было возложено предоставление доклада в СНК СССР о результатах проведения мероприятий по очистке кооперативной среды от лже- и «диких» кооперативов.

Сплошное обследование диких промысловых кооперативов проведенное органами ВСНХ и республиканскими центрами промкооперации в 1928 г. показало, что процент «диких» в промкооперации за 2 года упал с 57,5 до 43 %, а также что «дикие» кооперативы... значительно слабее союзных кооперативов. По данным обследования в числе «диких» оказалось свыше 20 % лжекооперативов, в которых действовал под фирмой кооперации частный капитал. 37 % - бездействующих, т. е. зарегистрированных, но не приступивших к работе, 35 % кооперативов были вовлечены в систему, как здоровые кооперативы, и только 8 % оставались «дикими» и после обследования, причем среди них находятся, главным образом, трудовые кооперативы. Переход на плановое снабжение низовых кооперативов сырьем и материалами послужил одной из существенных причин сокращения числа «диких»

кооперативов, которые принуждены или входить в систему, или ликвидироваться» [5, Л. 3-4].

Наряду с центральными кооперативными органами вопрос о борьбе с «дикими» и лже- кооперативами был предметом обсуждения на заседаниях местных кооперативных советов.

8 января 1927 г. президиум Саратовского губко-опсовета заслушал доклад Д. И. Величай «О «диких» кооперативах» и постановил проработать детально данную проблему [13, с. 268].

На заседании Пензенского Кустарсоюза 13 сентября 1926 г. отмечалось, что «дикая» сеть в губернии очень значительна и насчитывает 67 артелей, большинство из которых являются лжекооперативными.

Из докладов ЦКС видно, что проблема лжекоо-перативности затронула не только регион Поволжья: «КООПЕРАТИВНЫЕ СОВЕТЫ - Тамбовский, Рязанский, Северо-Кавказский, Сталинградский, Северо-Двинский, Курский, Ярославский, Пензенский, Северо-Западный, Нижегородский, Орловский, Вологодский, Вятский сообщают, что главным образом лжекооперативы наблюдаются в сельскохозяйственной и кустарно-промысловой кооперации. Цифровых данных, характеризующих распространенность лжекооперативов, почти ни один коопсовет не сообщает, т.к. вопрос этот не обследован, и он только теперь поставлен на проработку, но отдельные цифры, говорящие о диком состоянии кооперативов, в то же время дают кое-какие настоящие сведения о лжекоо-перативах. ... Что касается лжекооперативов в полном смысле этого слова, то наиболее верный путь борьбы с ними - это ликвидация таковых» [4, Л. 13,15].

В примерной инструкции ВСЕКОМПРОМСО-ВЕТА «О мерах борьбы с лжекооперативами», которая была составлена на основании п. 7 постановления СНК СССР от 27 ноября 1928 г., лжекооперативами признавались как входящие, так и не входящие в кооперативную систему кооперативы при наличии:

а) в числе их учредителей или членов, выборных органов лиц, которым это восприщено законом.

б) преобладающего в организации влияния капиталистических (кулацких) элементов, использующих кооперативную форму в своих классовых целях, или

в) деятельности, уклоняющейся в сторону, противную интересам социалистического строительства [5, Л. 13].

Исходя из этой инструкции, властные органы могли подвести под это определение почти любой кооператив и закрыть его. Кроме того, Всекопромсоюз рекомендовал инструкторам, ревизующим кооперативы, при проверке обратить внимание на: «наличие в составе руководящих органов и членов бывших торговцев, частных предпринимателей и т.д., преобладающие влияния капиталистических (кулацких) элементов; зависимость кооператива от одного из своих членов (крупный вклад, сдача артели в аренду оборудования, помещения и т.п.); тесную увязку промкооператива с частным капиталом; сбыт своей продукции, минуя союз и госучереждения, замкнутость состава артели

или товарищества, при наличии производственных и других возможностей развития дел артели в сторону увеличения состава членов; превышение установленных норм труда по найму и т.д.; деятельность организации, направленная во вред интересам бедноты (препятствия в рассрочке по внесению пая и т.д.), в разрез с постановлением руководящих органов и т.д. [5, Л. 14]

Правительство СССР на протяжении 20-х гг. ХХ века пыталось бороться с лжекооперацией и развитием «дикой» кооперации. В 1929 г. было даже принято дополнение к статье 129 Уголовного кодекса РСФСР, согласно которому учреждение и руководство деятельностью лжекооператива каралось лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией всего или части имущества. Но меры эти действовали негативно на развитие советской экономики, так как в основе ликвидации предпринимательских начал в производственной сфере лежали далекие от экономической целесообразности чисто политические цели.

В годы нэпа в условиях наступления государства на частный капитал в крупной и средней промышленности приемлемой формой для его деятельности оставалась кооперативная организационная форма. Несо-вершенность кооперативного законодательства, а также слабое представление органов власти о том какие кооперативы являются лжекооперативами, позволяли частникам успешно скрываться под вывеской кооперации вплоть до конца 1920-х гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюзов И. Дикие сельскохозяйственные кооперативы //Вестник сельскохозяйственной кооперации. 1925. №23. С. 8.

2. Братющенко Ю. В. Нэп: государство, частник, кооперация // Вопросы истории. 2007. № 2. С. 4.

3. ГАПО. Ф. Р. - 4. Оп. 1.Д. 501. Л. 98 об. - 99.

4. ГАПО. Ф. Р. - 950. Оп. 1. Д. 33.

5. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 14. Д. 489.

6. Обзор сельского хозяйства Пензенской губернии и основные направления его восстановления. Пенза, 1922. Ч. 1.С. 203.

7. Протоколы Х съезда РКП(б). М., 1933. С. 568-570.

8. РГАЭ. Ф. 3986. Оп. 1. Д. 350. Л. 3 об.;

9. Сельскохозяйственная кооперация в 1924-1925 г. М.-Л., 1926. С. 23;

10. Сельскохозяйственная кооперация: сборник декретов, постановлений, циркуляров, инструкций и разъяснений по вопросам сельскохозяйственной кооперации с приложением примерных уставов. М., 1924. С. 22-23, 29-30.

11. Трудовая правда. 1921. № 76. С. 3.

12. Файн Л. Е. Советская кооперация в тисках командноадминистративной системы (20-е гг.) // Вопросы истории. 1994. № 9. С. 36.

13. Ягов О. В. Кустарно-промысловая кооперация Поволжья в условиях реализации новой экономической политики. Самара-Пенза, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.