Научная статья на тему 'Лыжная подготовка в спортивном зале в условиях Крайнего Севера'

Лыжная подготовка в спортивном зале в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков С. Н.

Лыжи – не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности, он охватывает любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывает волю и закаливает характер. В статье раскрывается содержание программы по лыжной подготовке в условиях крайнего севера, особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лыжная подготовка в спортивном зале в условиях Крайнего Севера»

3. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 301 с.

4. Попов, А.Л. Психология спорта: Учеб. пособ. / А.Л. Попов. - М.: Флинта, 1998. - 152 с.

5. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: ФиС, 1980. - 209 с.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

© Ушаков С.Н.*

Лянторский центр детского творчества, г. Лянтор

Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности, он охватывает любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывает волю и закаливает характер.

В статье раскрывается содержание программы по лыжной подготовке в условиях крайнего севера, особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки.

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16 часов в каждом классе.

Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств.

Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не способствует должным образом закреплению изученного ма-

* Педагог дополнительного творчества.

териала и поддержанию необходимого темпа в повышении уровня развития физических качеств.

Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятсяк следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1-11 классы. Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 1 км. в первом классе до 12 км. в одиннадцатом классе у юношей, и до 5 км. у девочек.

Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовки с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.

В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке..

Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные за -дачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся два раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Два урока дают большой эффект при обучении повышение общей работоспособности детей школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в 1 классе необхо-

димо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

Лыжная подготовка в 1 классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним. Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами большим, указательным и средним. Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.

В 1-2 классах ставятся задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:

1. научить управлять лыжами при поворотах на месте;

2. научить передвижению ступающим и скользящим шагом;

3. научить преодолеванию небольшие подъемы и спускаться с пологих спусков;

4. научить повороту переступанием в движение (2 класс).

Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища. В 1 классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2 классе ставиться задача его освоения, в 3 классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.

При совершенствование техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно сгибаться в колени. В 1 классе, помимо обу-

чения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движение, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движение - один из самых распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.

В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в 5-6 классах предусмотрен большой объем нового учебного материала. Продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-8 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага.

Отталкивание ногой должно быть направленно вперед вверх, в момент его окончания голень - бедро-туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны ме^ду собой и впоследствии приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туловища при отталкивание. При отталкивание у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме этого, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.

В 7-8 классах параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход-основной и стартовый вариант. При изучение одновременного одношажного хода, у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.

Коньковый ход - новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучение конькового хода- освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9класса, является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8 классе по существу заканчивается изучение всех

основных способов передвижения на лыжах. В 9 классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы передвижения с хода на хода изучаются в 9 классе после повторения попеременных и одновременных ходов с тем чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения.

Для школьников старших классов, овладевших основными способами передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не составляет большого труда. При совершенствование способов передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова.

Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков с максимальной скоростью.

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод, что каждый будущий учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.

Список литературы:

1. Богданов, Г.П. Лыжный спорт в школе. [Текст] / Г.П. Богданов. -М.: «Физкультура и спорт», 1981. - 218 с.

2. Матвеев, Э.М. Лыжный спорт. [Текст] / Э.М. Матвеев. - М.: «Физкультура и спорт», 1975. - 256 с.

3. Бутин, И.М. Лыжный спорт. [Текст] / И.М. Бутин. - М.: «Физкультура и спорт». - 1983. - 180 с.

4. Агроновский, М.А. Лыжный спорт. [Текст] / М.А. Агроновский . -М.: «Физкультура и спорт»,1966. - 320 с

5. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания. [Текст] / В.А. Ка-чашкин. - М.: «Просвещение», 1972. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.