Научная статья на тему 'Любовь - как главная ценность семьи'

Любовь - как главная ценность семьи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
735
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любовь / вера / семья / православное мировоззрение / подвиг / нравственность / love / faith / family / Orthodox worldview / morality / feat

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сороколетова Ольга Владимировна

в статье говорится о том, что любовь в православном понимании является главной ценностью не только конкретной личности, но и каждой традиционной семьи. В наше время наблюдается оскудение этого чувства, развитие которого неразрывно связано с приобретением веры в православном ее понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AS THE MAIN VALUE OF FAMILY

the article says that the love in the Orthodox understanding is the main value not only of an individual, but each of the traditional family. Nowadays there is a diminishing this sense, the development of which is inextricably connected with the acquisition of faith in the Orthodox sense of the word

Текст научной работы на тему «Любовь - как главная ценность семьи»

Сороколетова Ольга Владимировна,

соискатель кафедры общей и социальной педагогики Воронежский государственный педагогический университет

(г. Воронеж)

ЛЮБОВЬ - КАК ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ

Аннотация: в статье говорится о том, что любовь в православном понимании является главной ценностью не только конкретной личности, но и каждой традиционной семьи. В наше время наблюдается оскудение этого чувства, развитие которого неразрывно связано с приобретением веры в православном ее понимании.

Ключевые слова: любовь, вера, семья, православное мировоззрение, подвиг, нравственность.

УДК 316.6:17 ББК 87.7

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

ап. Павел.

Замечательные слова читаем мы в гимне любви из первого Послания ап. Павла к Коринфянам, вынесенного в эпиграф к этой статье. Православное вероучение говорит нам: Любовь - основа мироздания, ибо «Бог есть - Любовь». [1, Ин. Гл.4:16] Любовь, на земле понятие не земное, дивное, чудесное и Божественное, проистекающее из свойств самого Бога, по которым и устрояются земные законы.

A.C. Хомяков говорит: «Из всемирных законов волящего разума, или разумевающей воли (ибо таково определение самого духа), первым высшим, совершеннейшим является неискаженной душе закон любви» [2, с.283].

«Следовательно, согласие с ним по преимуществу, - пишет он далее, - может укрепить и расширить наше мысленное зрение, и ему должны мы покорять, и по его строю настраивать упорное не-стройство наших умственных сил».

И далее: «... она по преимуществу необходима для разумного развития. Это положение само по себе уже богато последствиями. Любовь не есть стремление одинаковое: она требует, находит, творит отзвуки и общение, и сама в отзвуках и общении растет, крепнет и совершенствуется, и так общение любви не только полезно, но вполне необходимо для постижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее невозможно» [2, с. 283].

A также в другом месте: «Недоступная для отдельного мышления, истина доступна только совокупности мышлений связанных любовью» [2, с. 283].

Ибо мышление эгоистичное самозамкнуто на себе и дальше себя и своего комфорта не подни-

мается, познание же «совокупности мышлений связанных любовью», есть, по определению Хомякова, разум Церковный, основанный на «разуме всецелом» и соединенный с «Всесущим Разумом».

Разумное просветление духа человеческого есть та основа, на которой строится и наукообразное знание, и так называемая цивилизация или образованность.

Просвещение и просветление человеческого духа законом любви собирает все силы личности и направляет ее волю и разум к высокой простоте целостного знания, водворяющего в душе непосредственное и живое согласие с истинами веры и откровения. Такое знание и согласие поддерживают, в свою очередь, искреннюю любовь, которая, пишет Хомяков, есть «приобретение», и чем шире ее область, тем полнее она выносит человека из его пределов, тем богаче он становится внутри себя. «В жертве, в самозабвении находит он преизбыток расширяющейся жизни, и в этом преизбытке сам светлеет, торжествует и радуется. Останавливается ли его стремление, он скудеет, все более сжимается в тесные пределы, в самого себя, как в гроб, который ему противен и из которого он выйти не может, потому что не хочет» [2, с.272]. Без преображения внутреннего мира человека подвигом жертвенного самоотречения нет и подлинной любви, а без подлинной любви нет ни истинного познания, ни настоящего облагораживания человеческих отношений, ни действительной свободы.

По мысли Хомякова, жизнь в Церкви и любви и есть свобода - свобода от повреждения первородным грехом, выражающемся в современных прагматических тенденциях. С другой стороны, человеку, выходящему из эгоистического «гроба», открываются «тайны вещей божественных и человеческих». Поэтому, только «выходя из себя» в любви, человек перестает рассматривать окружа-

ющий мир лишь как предмет своей выгоды, и начинает видеть в других людях такие же неповторимые личности.

Если же подумать о современной семье (как той сфере жизни, где закон любви должен присутствовать в первую очередь), в свете вышеприведенных цитат из наследия A.C. Хомякова, возникает вопрос: почему же 50% современных семей распадается, почему делаются аборты, или вообще семейные пары не хотят рожать детей, в лучшем случае ограничиваясь одним, двумя? Да и тем, не давая ни должного осмысленного мировоззрения, ни соответствующего воспитания, да и как могли бы они другим указать путь, когда сами не знают куда идти.

По поводу рождения детей, многие конечно скажут, что сейчас это очень тяжело, гораздо тяжелее, чем раньше: и здоровье не то и материально обеспечить довольно трудно. Нельзя с этим не согласиться, хотя и раньше материально далеко не всем было легко. Вопрос в другом: хочет ли человек жертвовать собой, своим временем и силами или нет? Готов ли он принять разумную Волю Бо-жию о себе и своем роде или нет? Что является законом для его действий: следование ли закону любви, исходящему от Бога, (или по Хомякову из «во-лящего Разума») или противопоставление себя ему.

Слава Богу, что вопль русских людей по поводу ювенальной юстиции был услышан правительством, но какими жертвами! Но все равно, в России продолжают отбирать детей. В интернете появилась информация о случае, произошедшем в ноябре 2014 года, когда из семьи изъяли девятерых детей. Да ведь и за границей в той же Европе, продолжают отбирать детей, умудряясь отбирать их даже у наших туристов. Какими жертвами вообще идет у нас мизерное продвижение к лучшему! Война на Юго-Востоке Украины и санкции тому пример.

Иной раз кажется, что надо благодарить Бога за санкции, которые хоть немного нас встряхнули, заставили правительство обратить внимание на свой народ, в том числе даже на то, чем он питается. Заставили всех нас вспомнить о патриотизме, что Родина у нас одна и что никто нас ни на Западе, ни в США не ждет с распростертыми объятиями, а скорее в качестве вассального государства.

Выступление президента В.В. Путина по поводу Послания к Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года подтверждает сделанные нами выводы. В частности, в послании говорилось о том, что для нашей страны Ценности являются традиционными: крепкая семья и крепкое государство, в

противовес тому безумию, которое творится сейчас в Европе.

Вернемся к вопросу о семье.

Ведь семья - основа родового строительства нации, первичное лоно человеческой культуры, духовный очаг, школа «духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции (И. Ильин), институт первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины» [3, с. 696].

«Семья - первый, естественный, священный союз, строящийся на любви, вере, надежде и свободе. Человек учится в нем первым совместным движениям сердца, поднимается от него к дальнейшим формам духовного единения - Родине и Государству» [3, с. 696].

И где лучше воспитывается, взрослеет духовно и физически ребенок, как не в семье?!

Где он сможет научиться любви, как тому, что он принимает в первую очередь от родителей и тому, что он отдает впоследствии в течение всей своей жизни?! Где душа является своеобразным инструментом принятия и передачи любви. Многие психологи и философы сходятся во мнении, что ребенок обязательно должен быть любим в детстве, в том возрасте, когда формируются силы его души и определяется дальнейший жизненный путь. Эти дети более устойчивы в жизни, большего добиваются даже здесь, на этой земле, имеют более твердые нравственные и духовные позиции.

О какой любви мы ведем речь? В начале было сказано, что речь идет о любви в православном понимании. А как поразительно она отличается от называемого гуманизма! Гуманизм оправдывает в человеке страсти (порочные наклонности), воспитывает их в ребенке, чему успешно помогает и прямо способствует принцип «природосообразнос-ти» высказанный Ж. Руссо. Понятный, в смысле «невмешательства», даже с целью корректировки характера и порочных наклонностей в поведении ребенка - о каком воспитании вообще тогда может идти речь?

Из неправильного воспитания вытекают все дальнейшие беды в жизни человека, его ошибки в поиске смысла жизни и его потребности в любви, путь отречения от этой потребности, которая одна и дарит радость бытия. Это путь эгоизма, путь мнимой и ложной свободы, «как примата... над бытием» [4], над любовью, над всем - провозглашенный Н. Бердяевым - это ошибочный путь, который есть духовная смерть для человека. Ибо кому нужна свобода без любви? Свобода, не име-

ющая своим основанием закон любви, это свобода в отрицательном смысле, как пишет об этом A.C. Хомяков, т.е. - «произвол».

Эгоист, якобы свободен, но сам он замкнут, скован, находится в рабстве своих страстей, своего неправильного мировосприятия, которое отнюдь не дарит ему счастья, даже если он этого пока не замечает или пытается не замечать, «а сосуд души все так же остается пустым. Что мы и наблюдаем вокруг. Пример тому, так называемый «гражданский брак», который правильно назвать блудным сожительством. Ибо если бы действительно люди любили друг друга, они бы взяли на себя взаимную ответственность за свою семью и своих будущих детей, а при таком обороте дела детей не хотят рожать, а если и рожают, то часто получается мать-одиночка. Работая преподавателем в школе искусств, столкнулась с такой, часто повторяющейся проблемой: мать - одной фамилии, отец - другой, а ребенок не общий, а чей-то, чаще особо ненужный так называемому отцу. Дело конечно не в фамилии, но и внешние факты определяют многое во внутренней жизни семьи. Недаром, древней русской традицией было то, что жена, когда выходила замуж, брала фамилию мужа. Вот трагедия современности. Причина же искания наслаждений, в том числе и в браке, как и вообще во всем в жизни -эгоизм.

Вот что пишет о различии эгоизма и истиной любви A.C. Хомяков: «Любовь, как требование притязательное и себялюбивое, любовь ставящая цель в лице любящем, есть еще не отрешившийся эгоизм.». И далее «.в этой степени она не имеет ни благородства, ни нравственного достоинства.» [5, с. 335].

«Истинная же любовь имеет иное высшее значение. Предмет любимый - не есть уже средство: он делается целью, и любящий уравнивает его с собою, если не ставит выше себя; иначе сказать, признавая его уже не средством, а целью, он переносит на него свои собственные права, часть своей собственной жизни ради него, а не ради самого себя. Таково определение истинной человеческой любви: она по необходимости заключает в себе понятие духовного самопожертвования» [5, с. 335].

Он же констатирует: «Без сомнения, всякая деятельность исходит от человека, от его внутренних требований, и следовательно, имеет в себе характер эгоистический; но в любви она переходит на степень самоотрицающегося эгоизма». «Оттого то, и только оттого, любовь есть нравственнейшее чувство, к какому только способно духовное существо,

высшее, к чему только может стремиться человек» [5, с. 335].

A.C. Хомяков пишет о Таинстве брака - венчании: «святая Церковь учит, что благодать Божия, благословляющая преемственность поколений во временном существовании рода человеческого и соединении мужа и жены (во образ союза Христа с церковью) для образования семьи есть дар таинственный, налагающий на приемлющих его высокую обязанность взаимной любви и духовную святость, через которую грешное и вещественное облекается в праведность и чистоту. Начало этому таинству положил Бог еще в раю при сотворении первых людей - Aдама и Евы. [6, с. 189].

В лице первой четы «мужа и жены», земному житию человечества даны были святые совершенные законы». Таким образом «образ этой-то земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона, и возобновляется каждою христианскою четой в таинстве брака. Для мужа его подруга - не просто одна из женщин, но жена; ее сожитель - не просто один из мужчин, но муж; для них обоих - остальной род человеческий не имеет пола» [6, с. 190].

A.C. Хомяков подчеркивает: «.брак не договор, не обязательство и не законное рабство: он есть воспроизведение образа, установленного божественным законом, он есть органическое и, следовательно, взаимное соединение двух чад Божиих. Такое значение он всегда имел в глазах Церкви, признающей его за таинство и за тайну.» [6, с. 191].

Таким образом, следуя мысли Хомякова, несказанно возрастает роль семьи: «.семья есть тот круг, в котором для людей обыкновенных, то есть почти для всего человечества, осуществляется, воспитывается, и развивается истинная человеческая любовь; тот круг, в котором она переходит из отвлеченного понятия и бессильного стремления в живое и действительное проявление. Очевидно, что всякое нарушение этой семейной святыни, есть нарушение самого закона любви» [6, с. 337].

Говоря же о детях, он пишет: «В детях оживает и, так сказать, успокаивается взаимная любовь родителей, и конечно, не преувеличенно можно было бы сказать, что они в своих детях любят не каждый самого себя, а друг друга. В то же время взаимная любовь родителей и детей представляет тип той высокой человеческой любви, которая в роде человеческом соединяет поколение с поколением; а разрыв между родителями, уничтожая связь их с детьми, представляет безобразное и безнравственное явление разрыва между человеческими поко-

лениями, а не должно забывать, что внутренняя нравственность каждого поколения заключается по преимуществу в той любви и в тех надеждах, которое оно обращает на поколение грядущее. Скажите: если бы человек смотрел только на окружающее его современное, если бы он не надеялся, с теплым чувством любви, что всякая человеческая истина полнее осияет поколение грядущее, кто бы не впал в уныние и не просил бы Бога сократить неблагодарный подвиг жизни земной?

Итак, нарушение семейной святыни, есть нарушение всех законов любви человеческой» [6, с.337].

Алексей Степанович, у которого в семье, по словам современников, отношения между ним и его женой были идеальными, и у которого было 9 детей, считал, что: «первое счастье на земле - семейное». И далее: «Я не верю в любовь человека к своему народу, если у него нет любви к своей семье».

Но в заключение хочется напомнить, что счастье семейное возможно, если наши страсти, наши ошибочные взгляды не перегородят дорогу «потоку» любви из своего и чужого сердца. Для этого каждый из супругов должен духовно работать над искоренением в себе недостатков», - этому учит Православная вера, говоря о борьбе с грехом внутри себя. А вот как пишет о значении веры для человека сам А.С. Хомяков: «Вера составляет предел внутреннему развитию человека. Из ее круга он выйти уже не может, потому что вера есть высшая точка всех его помыслов, тайное условие его желаний и действий, крайняя черта его знаний. В ней его будущность личная и общественная, в ней окончательный вывод всей полноты его существования разумного и всемирного» [6, с. 8].

Он же продолжает: «.вера, испытующая тайны Божии не есть (веренье), а ведение: но ведение непохожее на познание наше о внешнем мире. Она есть познание внутреннее, подобное тому, какое имеем мы о явлениях нашей умственной жизни. Она есть дар благодати божией, она знаменует присутствие духа в нас самих» [6, с. 219].

«Вера - жизнь и истина в одно и то же время, ... есть такое действие, которым человек, осуждая свою несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом Праведным, с Богочеловеком» [6, с. 127].

Как сказал Ф.М. Достоевский: «Дьявол постоянно борется с Богом, а место брани - сердце человеческое» [7, с.61]. Он же сказал, что главное в семейной жизни - терпение. A мы в настоящее время стали очень нетерпеливы, очень взыскательны к недостаткам других, не обращая внимания на свои собственные. Православие же говорит: если человек будет каяться в своих ошибках, бороться с дурными наклонностями, Бог будет постепенно очищать его душу и сердце, и оно станет чисто без помех чувствовать Божью Любовь, разлитую во всем мире и обращенную лично к нему. Такой человек непременно станет терпимее относиться к другим людям, в первую очередь к своей второй половине, к своим детям - дарить им свою любовь. A эта любовь, преизливаясь за границы своей семьи, охватит собою и всех окружающих!

«Только при совершении этого подвига», (подвига очищения своего сердца, стремления к цельности всех сил души и их согласия со всесущим разумом, т.е. Богом, которого главным законом является закон любви, проистекающий из свойств самого Бога); можем мы надеяться на полнейшее развитие разума», ибо «.. .по определению, данному Киреевским; сама философия есть не что иное, как переходное движение человеческого разума от области веры в многообразное приложение мысли бытовой». Потому что, как говорит A.C. Хомяков: «Все глубочайшие истины мысли доступны только разуму, внутри себя устроенному, в полном нравственном согласии со всесущим разумом» [2, с. 281-282, с. 98].

Список литературы:

1. Евангелие. М., 1956. - 544 с.

2. Хомяков, A.C. Соч.т.1. М., 1900. - 417 с.

3. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е.П. Белозерцев. - Санкт-Петербург : «Юридический центр пресс», 2004. - 704 с.

4. Осипов, А.И. проф. МДА и С. Цикл аудио-лекций «О свободе». М., 2010.

5. Хомяков, A.C. Соч.т.3. М., 1900. - 504 с.

6. Хомяков, А. C. Соч.т.2. М. 1900. - 492 с.

7. Протоиерей Геннадий Заридзе «Странник». Духовные (канты под гитару). Избр. стих. - Воронеж : Изд. О.Ю. Алейников, 2011. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.