Научная статья на тему 'Любовь и космос'

Любовь и космос Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1411
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демко Е.Ф., Карабицин М.Ю., Валишина И.И.

В настоящее время активно ведется политика, направленная на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека. Реализуется множество программ, связанных с оздоровлением человека, защитой окружающей среды. В основе этой проблемы лежит любовь человека к себе и окружающему его мира, а именно проблема взаимосвязи любви и космоса, если рассматривать человека, как микрокосмос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовь и космос»

го движения. И в этом движении человек должен восходить в соответствии с законом эволюции - восходить духовно, нравственно.

Подводя итоги, можно сказать, что разрешение социальных и социоприродных противоречий возможно на пути природного и духовного преображения человека. Поэтому для приближения его к Абсолюту требуется активная работа для преодоления современной «промежуточности» человека, его несовершенства, усиления его творческого, созидательного начала.

Библиографические ссылки

1. Философский энциклопедический словарь. М. : Инфра-М, 1989.

2. Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб. : Правда, 1994.

3. Федоров Н. Ф. Сочинения. М. : Мысль, 1982.

4. Хохлова Л. И. Роль естествознания в формировании философского мировоззрения русских кос-мистов. Мурманск : Максимум, 2003.

© Гусейнова Т. А., Ланденок А. В., 2010

УДК 17:524

Е. Ф. Демко, М. Ю. Карабицин Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЛЮБОВЬ И КОСМОС

В настоящее время активно ведется политика, направленная на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека. Реализуется множество программ, связанных с оздоровлением человека, защитой окружающей среды. В основе этой проблемы лежит любовь человека к себе и окружающему его мира, а именно проблема взаимосвязи любви и космоса, если рассматривать человека, как микрокосмос.

Разработанность темы: Большинство философов в своих трудах рассматривали проблему любви и проблему космоса. К таким философам относятся Платон, Сократ, Гегель, Льюис, Соловьев, Шопенгауэр и многие другие. У каждого философа есть свои труды по данным темам (Платон - Пир, Соловьев - Смысл любви, Красота в природе, Шопенгауэр - Мир как воля и представление), но четкую взаимосвязь и взаимодействие двух этих проблем определяют не многие философы, поэтому проблема любви и космоса не является разработанной в полной мере.

Новизна: В данной работе уделяется особое внимание проблеме взаимосвязи любви и космоса.

На первый взгляд, кажется, невозможным уловить взаимосвязь между такими понятиями, как любовь и космос. Чтобы установить эту связь необходимо понять, что же такое космос и что такое любовь в философии.

Космос представляет собой философскую категорию, фиксирующую представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Выделяют следующие основные характеристики космоса:

1) оформленность как конфигурированная определенность облика;

2) дифференцированность, т. е. выделенность и конституированность составных частей;

3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов;

4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера;

5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому

принципу; что обусловливает такие характеристики космоса, как:

- эстетическое совершенство космоса, мыслимого в качестве прекрасного, его гармоничность (характеристика космоса как «прекраснейшей гармонии» у Гераклита, тезис Платона о том, что «Космос - прекраснейшая из возможных вещей» и т. п.). Данное свойство космоса мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере.

- познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной «меры» (порядка, принципа) космоса;

- предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний космоса на основании постижения закономерностей его развития.

Если рассматривать общее понимание любви в философии, то она представлена, как универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно-направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Любовью называют также субъект - субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство.

Для носителя любовь выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить любовь, ни переадресовать ее на другой предмет. Атрибутивным аспектом любви является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия.

Секция «Место России в процессе освоения космоса »

Следующее определение любви, будет противоречием предыдущему, поскольку, согласно ему, любовь является сложным комплексным феноменом, поскольку возникает в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого. Такой пограничный характер феномена любовь породил в истории культуры многочисленные типологии ее форм, построенные на основании различных критериев. В данном случае любовь будет являться духовным оформлением космоса в контексте космической модели мира

Теперь мы имеем общее представление о космосе и любви. Как они связаны между собой?

Существует множество гипотез о сотворении мира. В креационных мифах проблема возникновения мира разрешается посредством сюжета об изначальной (или возникшей из изначального Хаоса) божественной брачной паре, прародителях Вселенной. В данном случае космос является порождением любви.

Если рассматривать религию, то связь космоса и любви становится еще более очевидной. Бог - верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

В христианской религии Бога практически отождествляют с любовью (Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог - есть любовь). Все что он создал, он создавал с любовью и каждое его творение несет в себе его любовь.

Так как космос также как и все остальное является творением Бога, то для него можно выделить следующие связи с любовью:

1. Космос создавался в божественной любви.

2. Космос несет в себе любовь Бога.

3. Если человек верующий, то он любит Бога, а значит и любит его творения, в том числе и космос.

Сейчас давайте рассмотрим любовь, как субъект - субъектное отношение, где субъектом будет являться человек. Для начала определим понятие человек в космической модели мира.

Согласно космической модели мира каждый человек - это своего рода космос, а если быть точным, то микрокосмос. Значит, для него свойственны те же связи с понятием любовь, как и для космоса. Т. е. человек (микрокосмос) является порождением любви (мифология), создан в божественной любви, несет в себе любовь (религия).

Но главным отличием микрокосмоса (человека) от космоса в том, что он не только является объектом любви и его наполнением, он сам является источником любви.

В связи с этим можно выделить новые связи космоса и любви:

1. Любовь микрокосмоса к космосу:

Если рассматривать философию религии, то это, прежде всего, любовь человека к творениям Бога, в повседневной жизни - это люди, которые любят космос.

2. Любовь микрокосмоса к микрокосмосу:

Попросту, говоря, речь идет о любви, как об отношения, развивающихся между людьми.

Связь космоса и любви прослеживается и в философии религии. Фома Аквинский говорил: «Истина, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства». В настоящее время активно исследуется космос, формируются новые знания и истины, выдвигаются новые гипотезы. Что же заставляет людей совершать открытия? Бертран Рассел утверждал, что людьми движет любовь к знанию, а в нашем случае любовь людей к знанию о космосе.

Другой философ Б. Спиноза говорил, что субстанция (она же «природа», она же бог) существует только одна, то есть она есть всё существующее. Однако Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог - есть субстанция, в то время как разум, воля и любовь являются модусами. Спиноза полагал, что модусы - различные состояния, которые принимает единая субстанция. Исходя из этого, космос и любовь являются производными единой субстанции.

Проблема любви также волновала и других философов. Соловьев решительно опровергает утверждение, что смыслом половой любви является размножение, и находит любви другое предназначение - бороться с эгоизмом. Космос, как и весь мир являются замыслом Бога. Соловьев пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, премудрости Божьей. «Все существует во всем» - такова самая общая формулировка принципа всеединства, и результатом будет абсолютная «единораздель-ная цельность бытия».

Платон в своей работе Пир (диалог Платона, посвященный проблеме любви) предлагает множество суждений о любви. В диалоге Эрот рассматривается, как бог дарующий любовь. Философ называет любовь первопричиной многих благ божественных и людских. В диалоге Эрот отождествлен с любовью. Эрот - это любовь, направленная на кого-то или на что-то, а её предмет - «то, в чем испытываешь нужду», этот бог растворён во всем сущем.

Что же касается космоса, то в своем трактате (Тимей) Платон выдвигает космос в качестве образца человека. Сам космос представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму. Если вернуться к Пиру, то любовь является источником людских благ, у Платона человек отождествлен с космосом, более того космос образец человека, значит любовь является источником и его благ.

В философии Шопенгауэра любовь предстает явлением сугубо отрицательным. Он утверждает, что все индивидуальные чувства, любовная страсть - только иллюзия, ибо в основе всякой половой любви лежит лишь инстинкт продолжения рода, направленный исключительно на будущее дитя. Основным направлением своего изучения философ выбирает волю, мировая Воля - это могучий твор-

ческий принцип, порождающий все вещи и процессы, но изначально в ней коренится нечто ущербное, негативное. Космос и любовь являются порождением воли, но любовь сохраняет, то негативное и отрицательное, что хранит в себе мировая воля.

В философии Тейяра Де Шардена много внимания уделено ноосфере. Он полагал, что эволюция не завершена. Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение ее к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа.

Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого - множественность и хаос, а на вер-

шине - высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, «точка Омега». Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви. В данном случае рассматривается следующая связь космоса и любви: любовь представлена, как энергия, призванная объединить все центры (объединить космос со всем существующим).

Как мы видим, космос и любовь - два близко взаимодействующих понятия, связь между которыми устанавливается как косвенная (любовь к космосу через какой-то объект), так и прямая (например, отождествление любви и космоса).

© Демко Е. Ф., Карабицин М. Ю., Валишина И. И., 2010

УДК 341.229 52-35

В. В. Жеребцова Научный руководитель - А. В. Ланденок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ГЕЛИОБИОЛОГИЯ, ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются философские основы гелиобиологии, ее исследования и роль в процессе освоении космоса человеком.

Изучение космоса на сегодняшний день представляет очень сложную взаимосвязь различных наук. Появляются новые науки, предметом которых выступают уже космические процессы, системы, образования. Например, космическая медицина, биология, физика, психология, экология и т. д. Актуальность данной темы заключается в том, что в числе процессов влияющих на состояния живых организмов в космической среде большую роль занимает солнечная активность. Благодаря А. Л. Чижевскому появилась наука - гелиобиология. Она представляет собой «раздел биофизики, изучающий влияние изменений активности Солнца на земные организмы» [1].

А. Л. Чижевский собрал большое количество данных о различных процессах произошедших на Земле в разные периоды. Например, вспышки эпидемий чумы и холеры, клещевого энцефалита. Также были проведены экспериментальные исследования влияния солнечной активности на живые организмы. Оказалось, что чем сильнее радиоактивные излучения, получаемое от Солнца, тем интенсивнее происходит деления клеток. А. Л. Чижевский выявил, что между пиками солнечной активности происходит в среднем 11 лет. На данный момент «гелиобиологии известно множество фактов, убедительно свидетельствующих о существовании связей между колебаниями солнечной активности и многочисленными проявлениями жизнедеятельности земных организмов» [2, с. 100]. Например, сейчас занимаются прогнозированием электромагнитных бурь. А об их влиянии на здоровье человека много говорилось в медицине. Следует отметить, что «вывод

А. Л. Чижевского о влиянии планет и солнечной активности на развертывающийся в земных масштабах социально-исторический процесс пока не нашел адекватной оценки. Замечание о том, что идеи А. Л. Чижевского неприемлемы, так как ограничивают человеческую свободу воли, выглядит неубедительным» [3, с. 224]. Из этого следует, что исследования гелиобиологии затрагивают сферу живых организмов, а не социальную сферу. Само же социальное образование имеет более сложную структуру, чем мир живых организмов. Это можно проследить из основных форм движения материи предложенных еще Ф. Энгельсом, где социальная форма движения является последней и наиболее сложной, вбирая в себя все предыдущие.

М. В. Рагульская и С. М. Чибисов отмечают, что современная гелиобиология благодаря развитию новых телекоммуникационных компьютерных технологий получает максимально полную и объективную экспериментальную базу данных. С помощью этих технологий уменьшается влияние экспериментатора на процесс сбора и обработки данных. А также появилась возможность изучения факторов внешней среды (атмосферное давление, температура, длина светового дня, параметры космической погоды и др.) одновременно в различных географических точках планеты. Здесь можно осуществлять как прием информации, так и координирование процесса получения информации из отдаленного источника. «Одним из основных направлений развития гелиобиологии на ближайшие десятилетия будет являться построение синергетических моделей сложных биологических систем, а также переосмысление процессов влияния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.