Научная статья на тему 'Любить и знать природу, как людей: человек и природа в повести «Колхида» К. Паустовского'

Любить и знать природу, как людей: человек и природа в повести «Колхида» К. Паустовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
960
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ / ПАССИОНАРИИ / ТРУД ЛЮДЕЙ / ОШИБКИ ПРИРОДЫ / НОВАЯ ПРИРОДА / CHARACTERS-REFORMERS / SUPER ACTIVIST CHARACTERS / CREATIVE LABOR / MISTAKES OF NATURE / NEW NATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мантрова Светлана Александровна

Главный конфликт повести «Колхида» К. Паустовского борьба человека с «ошибками» природы. Герои произведения типичные пассионарии, стремящиеся изменить окружающий мир, готовые отдать жизнь на благо великой цели создания «новой» природы. Повесть по праву можно считать гимном труду людей науки, преобразующих ради блага страны малярийные джунгли Колхиды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO LOVE AND TO KNOW NATURE LIKE PEOPLE: MAN AND NATURE IN THE NOVEL KOLHIDA BY K. PAUSTOVSKY

The main conflict of the novel Kolhida by K. Paustovsky is a fight of a man with mistakes of nature. The characters of the work are typical super activist characters, aspiring to change the surrounding world, ready to give their life for the sake of the great aim and creation of the new nature. The novel can be really considered as a hymn to the labor of the people of science, reforming malarial jungles of Kolhida for the sake of the country.

Текст научной работы на тему «Любить и знать природу, как людей: человек и природа в повести «Колхида» К. Паустовского»

10. Эльсберг Я.Э. Наследие Достоевского и пути

человечества к социализму // Достоевский - Поступила в редакцию 11.05.2010 г.

художник и мыслитель. М., 1972. С. 80.

11. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

UDC 811.161.1’ 37

STRUCTURE OF THE LEXICAL AND SEMANTIC FIELD OF A MORAL APPRAISAL IN THE LEGEND OF THE GRAND INQUISITOR AND FATHER ZOSSIMA’S LIFE (RESULTS OF THE STATISTICAL ANALYSIS OF LEXICON OF EPISODES OF NOVEL “THE BROTHERS KARAMAZOV”) BY F.M. DOSTOEVSKY

Olga Yuryevna Tkachenko, Literary Institute named after A.M. Gorky, Moscow, Russia, Post-graduate Student of Russian Language and Stylistics Department, e-mail: non_ho_paura@mail.ru

Article is devoted to the research of lexical and semantic field of moral appraisal in key episodes of the novel of F.M. Dostoevsky «The Brothers Karamazov»; the description of structure of the field is done on the basis of the statistical analysis and classification of lexicon with an estimated component of value. The role of structure of the field of a moral appraisal in construction of world outlook concepts of characters and of the novel’s polyphony is defined.

Key words: lexical and semantic field of moral appraisal; structure of lexical and semantic field; semantics; idiostyle of F.M. Dostoevsky.

УДК 82 (470)

ЛЮБИТЬ И ЗНАТЬ ПРИРОДУ, КАК ЛЮДЕЙ: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТИ «КОЛХИДА» К. ПАУСТОВСКОГО

© Светлана Александровна Мантрова

Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск, Россия, аспирант кафедры литературы, e-mail: SMantrova@yandex.ru

Главный конфликт повести «Колхида» К. Паустовского - борьба человека с «ошибками» природы. Герои произведения - типичные пассионарии, стремящиеся изменить окружающий мир, готовые отдать жизнь на благо великой цели создания «новой» природы. Повесть по праву можно считать гимном труду людей науки, преобразующих ради блага страны малярийные джунгли Колхиды.

Ключевые слова: герои-преобразователи; пассионарии; труд людей исправит ошибки природы.

В 1933 г. К. Паустовский побывал в Мингрелии. Он приступил к работе над повестью «Колхида» (1934).

Главный конфликт произведения - борьба человека с «ошибками» природы. В качестве такой «ошибки» предстают полные опасностей непроходимые болота Западной Грузии. В «Колхиде» автор поставил перед собой высокую задачу - сделать познавательный материал неотъемлемой частью судеб героев, раскрыть его в столкновении живых характеров. В повести писатель развертывает историю преобразования природы как историю развития и становления человеческих характеров. Один из героев восклицает: «Главное - то, что мы создаем новую природу для людей свободного труда. Мы здесь покажем такую силу нашей эпохи, о какой вы и не подозреваете» [1]. Одно из важней-

ших достоинств «Колхиды» состоит в том, что автор не рассказывает историй, как люди работают, не вдается в подробности техники труда. Он показывает, как, преображая Землю, люди сами преображаются.

В «Колхиде» не все герои верны идее необходимости преобразования природы. Аспирант Института пушнины Вано Ахмете-ли занимается разведением нутрии, поэтому ему жаль джунглей. Вано целые месяцы проводил в болотах, «он стал певцом колхидских джунглей - душных лесов, перевитых лианами, гнилых озер, всей этой запущенности, разлагающейся на корню малярийной растительности» [1, с. 505]. В описаниях природы Колхиды четко прослеживается авторская оценка. Гниль, влажность, вызывающие болезни, буйная растительность,

почти непроходимые леса - жить здесь человеку очень трудно.

Сам К. Паустовский не раз бывал в этих краях, и впечатления от поездок нашли отражение в его произведениях. Зимой 1922 г. он совершает поездку в Севастополь, Сухуми, Батуми для работы корреспондентом в газете. Переезд связан во многом с материальными трудностями, голодом двадцатых годов. «Я присмотрелся, все взвесил, и мне ясно, что если мы хотим спасти себя от голода, изнурительной работы и вечных дум о завтрашнем дне, - то единственное, что нужно сделать, - это остаться в Сухуми. Это какой-то благословенный угол», - сообщал К. Паустовский жене [2]. Писатель был поражен красотами края: «Я вышел на палубу, и у меня закружилась голова - такой красоты я еще не видел. Было жаркое утро, синь, блеск, и маленький город весь тонул в цветущей громадными гроздьями желтой мимозе, в громадных пальмах и эвкалиптах. А за городом - горы в сосновых лесах и ослепительная снеговая цепь Кавказа... Здесь море густое, душистое, всюду веет какой-то древностью, по вечерам виден анатолийский берег» [2, с. 61]. Красота природы, буйное изобилие растительности, море, дешевые продукты - все это вселяет надежды на безбедную жизнь. Но уже следующее письмо Е.С. Загорской-Паустовской наполнено неуверенностью в целесообразности приезда в Абхазию. Чем же вызваны сомнения? Тяжелые тропические дожди, сырость, сильная малярия летом заставляют К. Паустовского задуматься и отметить не только положительное, но и отрицательное в пребывании в Сухими: «Плюсы. Красота (тропическая зелень, горы), тепло, пока довольно сытно. Минусы. Красота чужая, ее хорошо посмотреть, пожить месяц-два, зная, что уедешь (наверное) отсюда. Во время всех моих скитаний (теперешних, последних) я понял, что единственный город, родной нам по душе, -Москва, рязанские деревни, все такое милое и родное» [2, с. 62]. Тропическая пышная природа не может сравниться с неброскими красотами родного края, она воспринимается как чужая, человеку хорошо не только там, где благополучно, по-настоящему счастлив он может быть на родине, среди близких людей и природы.

Из писем К. Паустовского мы узнаем о контрастах природы Абхазии. С одной стороны, красота пейзажа - море, заросли бамбука, олеандры, магнолии, агава, с другой -жаркий тропический климат с дождями и малярией. Климат, благоприятный для роста экзотических растений и привлекший писателя при первом знакомстве, оказывается губительным для человека: «Климат здесь очень тяжел для европейцев. Вот уже две недели стоит жара, доходящая до 56 градусов, духота одуряющая, чувствуешь себя как в парилке. А внизу - поголовная малярия, от которой русские мрут, как мухи. Этот климат, когда воздух втягиваешь, словно сквозь повязку из ваты» [2, с. 64]. К. Паустовский заболел малярией, приступы которой возобновлялись несколько раз. Тяжело болела и жена Екатерина Степановна. Эти впечатления от пребывания в Абхазии, а также от поездки в Поти и Мингрелию воплотились в произведениях К. Паустовского, в т. ч. и в «Колхиде».

Герои повести живут в тяжелых климатических условиях, но полны оптимизма и желания изменить природу края. Начальник ботанической станции Елена Сергеевна Невская хочет превратить Колхиду в цветущую и благодатную землю.

Герои «Колхиды» - типичные пассионарии. Они энергичны, целеустремленны, с активной жизненной позицией, способны к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения великой цели. Потребность служения обществу, жажда деятельности осознается как личная потребность, возможность самореализации. Л.Н. Гумилев, введший понятие пассионарности, понимал под ним способность некоторых людей абсорбировать из среды энергии больше, чем это требуется для удовлетворения личных потребностей, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей природы. Герои К. Паустовского самоотверженно трудятся, изменяют окружающий мир, готовы отдать жизнь на благо великой цели преобразования природы.

Описания природы в повести занимают особое место. К. Паустовский с любовью пишет о каждом растении, словно создавая сказочный мир. «Что ни дерево, то новая сказка», - восклицает Чоп, видя цветение бамбука и вспоминая связанную с ним исто-

рию о бамбуковых лесах [1, с. 542]. Рассказ об эвкалипте напоминает оду чудесному растению - «алмазу лесов». «Запахи, целебные соки, твердую и вечную древесину, красоту цветений и горечь увяданий» хранят в себе маленькие зерна эвкалипта. Дерево фантастически быстро растет, очень ценится в строительстве и имеет множество важных для тропиков свойств: «Листья эвкалиптов всегда повернуты ребрами к солнцу, и потому в эвкалиптовых лесах нет тени. Эвкалипт - лучшее дерево для осушки болот. Его очень тяжелая, веская листва испаряет громадное количество влаги. Эвкалипт не боится фенов и дождей и растет на любой почве. Малярийные комары не выносят эфирного запаха эвкалиптовых листьев. Эвкалипт убивает малярию. Может быть, поэтому в тропиках его зовут «деревом жизни» [1, с. 544]. С этим растением героиня повести Невская связывает будущее края.

Елена Сергеевна выбирает лучшие сорта для новой Колхиды, с любовью относясь к своей работе. Для нее растения, как люди: «Есть капризные, хилые, выносливые и зябкие. Есть любящие много пить и ненавидящие сырость, северяне и южане, жадные и плодовитые, худые и толстые... Сорт растений надо подбирать, как людей в экспедицию. Один дурак или слюнтяй может сорвать все дело» [1, с. 542]. Подобное отношение к природе как к живой высокоразвитой субстанции ярко характеризует героиню. Неравнодушие, творческая активность необходимы людям науки. Преобразуя природу, человек создает новую действительность, поэтому любовь к своему делу, творческое воображение должно стать неотъемлемыми чертами профессионализма ученого.

В работе настоящего исследователя каждая мелочь важна, но за мелочами он не упускает самого важного. Именно такой изображена Невская, которая противопоставлена Лапшину - человеку ограниченному. Лапшин ковыряется «в мелочах с нудной аккуратностью аптекаря», боится смелых мыслей и свободного обращения с материалами, не понимает главного: «Он не видел будущего и не понимал жизни растений, а их, по мнению Невской, надо было любить и знать, как людей» [1, с. 543]. «Любить и знать природу, как людей», - эту фразу можно считать профессиональным кредо героини и выраже-

нием авторского взгляда на отношение человека и природы. Жизнь растений и жизнь людей для героини Паустовского равнозначно дороги. Вторгаясь в природу, человеку необходимо с любовью относиться ко всему живому, стремиться понять, разгадать и изучить тайны дикой природы. Постижение мира складывается из постижения человека и законов природы. Таким образом, ключом к выявлению сущности характеров героев является определение их отношения к природе, к растениям, своему делу.

Перед открытием сельскохозяйственной выставки Невская всю ночь любуется растениями, и перед ней открывается великолепный мир. В спокойных деревьях героиня видит историю человечества, его материальной культуры. «Она знала все эти растения, любила их, привыкла к их капризам и слабостям, ценила их за явные и скрытые богатства. Эти молчаливые существа вырабатывали драгоценные соки где-то в своих корнях, в стволе, в коре, цветах и завязях.

Соки эти были разнообразны и крепки, как старое, душистое вино. Были соки лечебные, ароматические, питательные, предохраняющие от гниения, одуряющие, отрезвляющие, тягучие, как резина, жидкие, жирные и утоляющие жажду.

Сложный и изумительный процесс химического превращения элементов происходил в сосудах растений. Солнце, воздух, пресная вода, рионский ил и темнота - да, темнота, потому что без ночной темноты растения жить не могут, - все это создавало плоды с головокружительным запахом» [1, с. 579].

К. Паустовский проводит героиню по дорожкам выставки и вместе с ней любуется экспонатами, создавая поэтические описания тропических растений. Автор знакомит читателей с малоизвестными экзотическими растениями, ему удается изобразить красоту и богатство природы, ароматы цветов и плодов, передать цвет и вкус.

Герои писателя - созидатели, облагораживающие мир. Наделяя характеры персонажей качествами активных, деятельных людей, вторгающихся в природу, изменяющих ее, К. Паустовский вступает в полемику с Ж.-Ж. Руссо. В «Прогулках одинокого мечтателя» (1776-1778) Руссо пишет об облагораживающем воздействии на человека нетронутой природы, противопоставляя «объя-

тья матери-природы» пагубному влиянию цивилизации: «Безобразные циклопы - вот зрелище, которое мир копей в недрах земли ставит на место зелени и цветов, лазурного неба, влюбленных пастухов и могучих земледельцев на ее поверхности» [3]. Просветитель считает, что цивилизация оторвала человека от природы. Человек начал воспринимать ее очарование уже в разлуке с ней. Философ душой своей возвращен в объятия природы, но при условии, что она нетронута, не «облагорожена» ножницами и планировкой. С явным негодованием пишет мыслитель о дурной манере подрезать деревья, для того чтобы они, как шесты, возносились к небесам, лишая их прекрасной кроны и возможности отбрасывать густую тень. У К. Паустовского сама природа требует, чтобы ее изменили, сделали лучше. Это под силу людям новой эпохи - героям-преобразователям, самоотверженным, трудолюбивым, готовым к жертвам ради великого дела - переустройства мира на благо человека.

Труд для людей науки радостен, потому что свободен. Преобразователи могут воплотить в жизнь самые смелые проекты. Ученый будущего - не сухой аналитик, а человек с поэтическим видением мира, вдохновением и творческим воображением. Такими изображены почти все герои-преобразователи в «Кара-Бугазе» и «Колхиде». Контрастом является фигура Лапшина, представляющего тип ученого прошлого. Герой слишком узкий специалист, не интересующийся ничем кроме своих исследований. Он не способен чувствовать живопись, музыку, слово. Чтение

его статей вызывает у Невской головную боль. Лапшин - педант и формалист, говорит скучно, «со всеми знаками препинания, тем выхолощенным языком, какой среди старых ученых считался признаком высокой культурности», на людей менее образованных «смотрел свысока и при каждом удобном случае подчеркивал их ничтожество» [1, с. 543]. Герой относится к типу ученого-ремесленника, к отживающему типу специа-листа-одиночки. Ему на смену приходит (здесь очевидно воздействие господствующей идеологии) коллектив исследователей, состоящий из творческих личностей, влюбленных в свою работу людей (Габунии, Невской и др.).

К.Г. Паустовский наделяет героев-преоб-разователей лучшими качествами (личностными и профессиональными), создает образы ученых будущего, неравнодушных, знающих, деятельных. Повесть «Колхида» по праву можно считать гимном силе духа че-ловека-созидателя, его самоотверженности, гимном труду людей науки, преобразующих малярийные джунгли Колхиды.

1. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. Романы и повести. М., 1981. С. 515.

2. Паустовский К. Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. Письма, 1915-1968. М., 1986. С. 60.

3. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. М., 1949. С. 646.

Поступила в редакцию 29.03.2010 г.

UDC 82(470)

TO LOVE AND TO KNOW NATURE LIKE PEOPLE: MAN AND NATURE IN THE NOVEL “KOLHIDA” BY K. PAUSTOVSKY

Svetlana Aleksandrovna Mantrova, Michurinsk State Pedagogical Institute, Michurinsk, Russia, Post-graduate Student of Literature Department, e-mail SMantrova@yandex.ru

The main conflict of the novel “Kolhida” by K. Paustovsky is a fight of a man with “mistakes” of nature. The characters of the work are typical super activist characters, aspiring to change the surrounding world, ready to give their life for the sake of the great aim and creation of the “new” nature. The novel can be really considered as a hymn to the labor of the people of science, reforming malarial jungles of Kolhida for the sake of the country.

Key words: characters-reformers; super activist characters; creative labor; mistakes of nature; new nature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.