Научная статья на тему 'Ловушка коррупции как проблема модернизации института государственного сектора России'

Ловушка коррупции как проблема модернизации института государственного сектора России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИНСТИТУТ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ЧИНОВНИК / CORRUPTION / SUSTAINABLE GROWTH / MODERNIZATION / PUBLIC SECTOR / CORRUPTION INSTITUTE / CIVIL SERVANT / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Питайкина Инна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы проявления коррупции как существенной проблемы на пути модернизации государственного сектора России. Раскрывается понятие коррупции, выделяются ее виды в зависимости от выбранных критериев ее типологии. Особое внимание уделено воздействию коррупционных проявлений на конкурентоспособность России на мировых рынках в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ловушка коррупции как проблема модернизации института государственного сектора России»

УДК 338.242.4

И. А. Питайкина

ЛОВУШКА КОРРУПЦИИ КАК ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проявления коррупции как существенной проблемы на пути модернизации государственного сектора России. Раскрывается понятие коррупции, выделяются ее виды в зависимости от выбранных критериев ее типологии. Особое внимание уделено воздействию коррупционных проявлений на конкурентоспособность России на мировых рынках в условиях глобализации.

Ключевые слова: коррупция, устойчивое развитие, модернизация, государственный сектор, институт коррупции, государственный служащий, чиновник.

Abstract. Questions of corruption display as vital issue on a way of Russian public sector modernization are considered in article. The concept of corruption reveals, its kinds are allocated depending on the chosen criteria of its typology. The special attention in article is given to corruption displays influence on Russian competitiveness in the world markets in the conditions of globalization.

Keywords: corruption, sustainable growth, modernization, public sector, corruption institute, civil servant, official.

В настоящее время ведется активный поиск оптимального варианта благоприятного устойчивого развития России в условиях внутренней нестабильности и внешних глобальных угроз на основе долгосрочной стратегической программы модернизации экономики. Еще осенью 2009 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым были сформулированы стратегические задачи, которые предстоит решать уже в наступившем втором десятилетии нового века. В его обращении было справедливо отмечено: «Мы располагаем гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным промышленным потенциалом, впечатляющим списком ярких достижений в области науки, техники, образования, искусства, славной историей армии и флота, ядерным оружием... Наше время по-настоящему новое. И не только потому, что оно течет вперед, как всякое время. Но и потому, что открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности. Такие возможности, которых не было и в помине двадцать, тридцать, тем более сто и триста лет» [1]. Были провозглашены такие цели, как повышение производительности труда в 4-5 раз, построение инновационной экономики, достижение высокого современного уровня жизни. В сложившихся условиях резко возрастает роль государственной поддержки инновационных проектов. В данном контексте 2009 г. можно охарактеризовать как переломный: с одной стороны, стала очевидной необходимость государственного воздействия практически на все сферы жизнедеятельности нашего общества и усиления требований к эффективности функционирования госсектора как проводника государственной политики и локомотива прорывного развития нашей страны; с другой, обозначились существенные риски подобного госрегулирования. Одним из подобных рисков являются коррупционные проявления, которые в нашей стране приняли всеобъемлющий характер. Более того, коррупция стала привычным явлением для граждан, подрывающим доверие населения к власти, разру-

шающим основы демократического общества. С точки зрения институциональной теории, институт коррупции представляет собой процесс формирования постоянно воспроизводящихся неформальных правил в обществе, которые оказывают воздействие не только на рост трансакционных издержек, но и на снижение эффективности экономической системы страны в целом.

Конечно, вряд ли найдется какая-либо страна, полностью свободная от коррупционных проявлений. В современной мирохозяйственной практике общества сталкиваются с разнообразными видами коррупции, проявляющимися на всех уровнях хозяйственных связей, причем не только внутри государства, но и на надгосударственном, межнациональном уровнях. Однако в России данные процессы становятся угрозой дальнейшего существования правового государства. Особо важной и достаточно сложной является проблема государственной коррупции. Как у всякого сложного социальноэкономического явления, у государственной коррупции до сих пор нет единственного канонического определения. Данное понятие достаточно неопределенно и включает в себя различные сферы коррупционных проявлений в политике, государственном секторе, деятельности госчиновников, например, при размещении госзаказов и т.п.

Отличительная особенность государственной коррупции заключается в том, что всегда одной из сторон является лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Данное определение не является всеобъемлющим и терминологически точным. С точки зрения неоинституционального подхода, государственная коррупция представляет собой разновидность оппортунистического поведения чиновника (госслужащего), возникающую в результате наличия высокого уровня асимметрии информации между принципалами и агентами. В данном контексте принципалом выступает гражданин, а агентом - чиновник, наделенный государством определенными полномочиями. Однако данное распределение ролей не всегда однозначно. Гражданин, подчиняясь решениям государства в лице чиновника, при исполнении контрактов сам становится агентом. Дж. Бьюкенен подобную двойственность назвал «парадоксом подчиненного» [2].

Государственная коррупция - это системная проблема, где коррупционные схемы развиваются наряду с совершенствованием механизмов государственного управления. Для государственного управления России коррупция является одной из самых болезненных, действительно угрожающих национальной безопасности страны проблем. Заместитель Генерального прокурора РФ А. Э. Буксман привел цифры, согласно которым объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в 240 с лишним миллиардов долларов США. По данным фонда ИНДЕМ, эта величина еще выше: только в деловой сфере России объем коррупции вырос с 2001 по 2005 г. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год [3].

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается

не принадлежащими ему ресурсами. Если штраф (или сбор) законен, то его собственником является государство, а денежные средства поступают в государственную казну, если же незаконен, то субъектом присвоения данных средств может являться и чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция же начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление, как злоупотребление служебным положением, в корыстных целях. При этом грань между данным явлением и коррупцией весьма размытая.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации проявляются в следующем: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.

Также следует различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Однако надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции. Поскольку формы проявления злоупотребления служебным положением весьма многообразны, то выделяют различные виды коррупции в зависимости от выбранного критерия (табл. 1) [4, с. 37].

Сложившееся положение дел относительно распространения коррупции в нашей стране не только стало серьезным препятствием для выхода страны из всеобщего экономического кризиса, но и ставит «под удар» саму возможность дальнейшего развития государства как демократического и правового, резко снижая уровень конкурентоспособности России на мировых рынках в условиях все усложняющихся глобализирующихся мирохозяйственных связей. До сих пор госсектор в РФ, который способен и должен стать главной движущей силой прорывного социально-экономического развития, остается неконкурентоспособным по многим критериям, в том числе и по уровню распространения коррупции. Происходит процесс дальнейшего отчуждения госслужащего, бизнеса и населения. Коррупция, как неэффективная, но устойчивая норма, имеет самоподдерживающий и самовозобновимый

характер. Ее устойчивость характеризует возможность существующей социально-экономической системы попадания в «институциональную ловушку», оказавшись в которой, система может игнорировать переход на эффективную траекторию развития как нерациональную. А подобный сценарий развития для России даже на ближайшую перспективу не приемлем.

Таблица 1

Виды коррупции в зависимости от критериев ее типологии

Критерии типологии коррупции Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений Низовая коррупция (в низшем и среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

С точки зрения теорий институциональных изменений и трансакционных издержек существуют как эволюционный, так и революционный пути преодоления институциональных ловушек. При эволюционном пути возможности выхода формируются внутри системы, причем критический, переломный момент наступает при условии, когда трансакционные издержки функционирования института коррупции превысят трансформационные издержки его отмены и введения нового института. Революционный путь происходит путем ликвидации неэффективного института насильственным путем в результате реформ, проводимых государством. Для нашей страны необходим третий путь, «конвергентный», при котором происходит сближение и взаимодействие методов, присущих эволюционному и революционному сценариям борьбы с неэффективной нормой. Естественно, выход из ловушки сопряжен с издержками: во-первых, это издержки установления новой нормы; во-вторых, издержки преодоления инерции, нежелания менять существующее положение при условии понимания, что так дальше продолжаться не может; в-третьих, издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде. И российскому обществу придется оплатить данные издержки. Это связано еще и с тем, что переход экономики России на инновационный путь развития путем «прорывных» технологий и всеобщей модернизации возможен только при значительном снижении показателей коррумпированности общества.

По данным Центра Transparency International, ежегодно измеряющим уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны, установлено, что в России в 2009 г. индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, или CPI) оказался на самом низком уровне за последние восемь лет - 2,1. Например, в 2003 г. данный показатель в России был на уровне 2,7. Причем та же Грузия, согласно ИВК за 2009 г., оказывается менее коррумпированной страной, чем Россия. ИВК Грузии - 3,9 [5]. Специалисты данного Центра отмечают, что CPI отражает не уровень коррумпированности общества какой-либо страны, а лишь его восприятие мировой общественностью и деловыми кругами. Однако данный показатель играет существенную роль для оценки делового климата или инвестиционной привлекательности той или иной страны.

Неутешительные данные Transparency International по России совпадают с данными российских исследовательских центров. В коррумпированной стране успешными становятся те предприятия, которые имеют высоких покровителей, а также возможность откупиться от государства. Коррупция способствует росту теневой экономики. Более того, возникает «коррупционная» инфляция, когда в магазинах растут цены вследствие того, что продавцы закладывают в них затраты на взятки. Затягиваются бюрократические процедуры получения различных документов, снижается уверенность у потенциальных инвесторов и многое другое. В итоге социально-экономические последствия проявляются в обнищании основной массы населения и росте социальной напряженности в стране.

Все эти проблемы еще больше усугубляются в условиях современного экономического кризиса, когда на фоне увеличения числа безработных, роста чиновничьего аппарата, проведения военной, образовательной реформ одной из первоочередных задач становится обеспечение социальной стабильности в обществе. В этой связи борьба с коррупцией сегодня стала одной из приоритетных задач, определенных Президентом и Правительством Российской

Федерации. Недавно глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью «Российской газете» оценил ущерб, который наносит коррупция экономике России, в 40 млрд руб. в год [6].

В этой связи представляется возможным заключить, что Россия вступает в новый этап борьбы с коррупцией. Еще в период предвыборной кампании Президент России Д. А. Медведев, в своих «январских тезисах», поставил ряд новых задач, среди которых особо подчеркнул, что борьба с коррупцией должна стать национальной программой [7].

Следует отметить, что к настоящему моменту многое уже сделано. Так, например, утвержден Национальный план противодействия коррупции, активно действует Совет по противодействию коррупции, принят соответствующий федеральный закон, разрабатывается еще целый пакет антикоррупционных нормативных правовых актов. Планы противодействия коррупции утверждены и реализуются на уровне регионов, министерств и ведомств, внедряется система мониторинга проводимых мероприятий [8]. Однако без комплексного подхода к решению данной системной проблемы положительных результатов не будет. В наши дни размах коррупции подошел к «критической отметке», за которой уже отчетливо проявляются характерные признаки криминального государства.

Список литературы

1. www.news.kremlin.ru

2. Бьюкенен, Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном / Дж. Бьюкенен // Бьюкенен Дж. Избранные труды. - М. : Таурус Альфа, 1997. - Гл. 6.

3. «Россия и коррупция: кто кого». Десять лет спустя// Государственная Служба. -2008. - № 6. - С. 18-19.

4. Левин, М. Й. Коррупция как объект математического моделирования / М. Й. Левин, М. Л. Цирик // Экономика и математические методы. - 1998. -Вып. 3. - С. 37.

5. www.transparency.org

6. www.rg.ru

7. Январские тезисы Дмитрия Медведева // Российская газета. - 2008. - 24 января.

8. www.mchs.ru

Питайкина Инна Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет

E-mail: ekonom@pnzgu.ru

Pitaykina Inna Anatolyevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and world economy, Penza State University

УДК 338.242.4 Питайкина, И. А.

Ловушка коррупции как проблема модернизации института государственного сектора России / И. А. Питайкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1 (13). -С. 153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.