Научная статья на тему 'Логотип как способ визуальной идентификации санатория'

Логотип как способ визуальной идентификации санатория Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОТИП / ВИЗУАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / СИМВОЛ / САНАТОРИЙ / LOGO / VISUAL IDENTIFICATION / CORPORATE STYLE / SYMBOL / SANATORIUM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патрахина Т.Н., Чернобривец Т.А., Точеловская Э.В.

В статье авторами предпринята попытка проектирования логотипа санатория-профилактория «Нефтяник Самотлора» г. Нижневартовска ХМАО-Югры с учетом влияния на визуальную идентификацию потребителей графических и цветовых символов. Разработан проект, дано обоснование, а также приведены результаты опроса восприятия проектного логотипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Патрахина Т.Н., Чернобривец Т.А., Точеловская Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logo as way of visual identification of sanatorium

In article authors made an attempt of design of a logo of sanatorium dispensary "Oil industry worker of Samotlor" of Nizhnevartovsk by Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra taking into account influence on visual identification of consumers of graphic and color symbols. The project is developed, justification is given, and also results of poll of perception of a design logo are given.

Текст научной работы на тему «Логотип как способ визуальной идентификации санатория»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

УДК 608.6

Т.Н. Патрахина , Т.А. Чернобривец , Э.В. Точеловская ЛОГОТИП КАК СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ САНАТОРИЯ

В статье авторами предпринята попытка проектирования логотипа санатория-профилактория «Нефтяник Самотлора» г. Нижневартовска ХМАО-Югры с учетом влияния на визуальную идентификацию потребителей графических и цветовых символов. Разработан проект, дано обоснование, а также приведены результаты опроса восприятия проектного логотипа.

Ключевые слова: логотип, визуальная идентификация, фирменный стиль, символ, санаторий.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что логотип, как составной базовый элемент фирменного стиля организации, играет важную роль при визуальной идентификации.

Понятие логотип сформировалось еще в начале XIX века и было синонимично термину «лигатура», который обозначал объединение двух или более знаков типографского шрифта [1, с. 243].

В современном понимании «логотип (от греч. «^оуо9> - слово и «тилю^» - отпечаток, форма, образец) - это специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров данной фирмы [2, с. 365].

Исследования ученых доказали, что логотип может как помочь в продвижении товара или услуги, так и навредить деятельности организации. Большинство людей узнают рестораны быстрого питания «McDonalds» не потому, что могут с ходу прочитать название, а потому, что помнят логотип и фирменные цвета компании, в то время как логотип Олимпийских Игр 2012 в Лондоне вспомнит далеко не каждый.

Актуальность темы создания логотипа несомненна, ведь, в конечном счете, именно логотип доносит до потребителей информацию об уникальности услуги, надежности и респектабельности организации, а также эмоционально дополняет фирменный знак. В своей книге «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» Д. Эйри, графический дизайнер из Северной Ирландии, утверждает, что «логотипы помогают людям помнить случаи, когда они уже имели дело с компаниями» [3, с. 26], а значит, чем больше запоминается логотип организации, тем больше будет потребителей, желающих обратиться повторно именно к ней.

Тема создания логотипа нашла отражение в трудах таких зарубежных и российских ученых, как Джона Т. Дрю, Сары А. Мейер «Управление цветом в логотипах. Подробный справочник графического дизайнера», Д. Рассела «Логотип», В. И. Тараненко «Разоблаченный логотип или Психогеометрия» и Ю. М. Гофмана «Типографика словесного знака: монограмма и логотип» и др.

В рамках данного исследования была определена цель: предложить вариант логотипа санаторию ООО «Нефтяник Самотлора» (г. Нижневартовск ХМАО-Югра), который визуально идентифицировался бы у потребителей услуги с качественным сервисом и домашним уютом.

© Патрахина Т.Н., Чернобривец Т.А., Точеловская Э.В., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12

Патрахина Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет, Россия.

Чернобривец Татьяна Алексеевна - студент, Нижневартовский государственный университет,

Россия.

Точеловская Эллона Валериевна - студент, Нижневартовский государственный университет,

Россия.

82

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

Составляющими логотипа стали такие символы как: дом, человек, дерево, солнце. Выбор данных символов не случаен, он основан на их ассоциативном восприятии, а также определен философией и ценностями указанного санатория, рассмотрим их значение, обратившись к Словарю символов:

• Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека; дом выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства, символизирует центр мира, замкнутость и защиту. Дом отождествляется с родом, с храмом. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется с членами и органами тела (крыша - голова, окна -глаза, очаг - сердце дома) [4]. Дом у большинства людей ассоциируется с теплом и уютом, что является обязательным условием эффективности любого санаторного лечения.

• Дерево. Один из центральных символов мировой традиции. Подобно другим растительным формам, оно связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако, прежде всего, дерево является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях [5]. У большинства людей дерево ассоциируется с новой жизнью, здоровьем, ростом, процветанием. Оздоровляясь, мы получаем крепкое здоровье, заряд энергии.

• Солнце - это древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет [6]. На предложенном логотипе изображено восходящее солнце, как символ новых открытий, возможностей организации.

Цветовая гамма предложенного логотипа, так же определена с учетом психологического и визуального восприятия, были соблюдены правила трех цветов: все цвета между собой сочетаются и не вызывают агрессивной реакции. Как отмечают современные исследователи, цвет влияет не только на настроение, но и на желание покупать, цветовая гамма может спровоцировать до 80% изменения мотивации покупателя [7]. Восприятие цвета в большинстве своем носит субъективный характер, но большая часть цветов имеет универсальное значение.

Для логотипа санатория выбраны цвета: коричневый, зеленый, желтый, белый благодаря этим цветам можно передать философию и ценности санатория, вызвать нужные эмоции у потребителей.

• Коричневый цвет чаще всего ассоциируется с природой, деревьями, землей. Его созерцание должно вызывать у потенциального потребителя оздоровительной услуги ощущение спокойствия, глубины, богатства, серьезности, изысканности и полезности. Ассоциации: экология, натуральность, гармония, здоровье, природа, обновление, стабильность, преданность.

• Зеленый цвет связан с обновлением и жизнью. Ассоциации: природа, молодость, экология, рост, свежесть, здоровье, гармония, натуральность, деньги, безмятежность.

• Желтый цвет яркий и легко различимый, чаще всего используется в дизайне, для привлечения внимания, создания ощущения счастья и тепла. Ассоциации: счастье, игривость, позитив, солнечный свет, тепло.

• Белый цвет нейтрален, в предложенном логотипе он служит фоном, так как упрощает восприятие информации. Ассоциации: чистота, свет, молодость [8].

Немаловажную роль играет и сочетания выбранных цветов:

• Зеленый + желтый: требование признаний, честолюбие;

• Зеленый + белый: чистота и ясность;

• Желтый + белый: прояснение, просветление;

• Коричневый + желтый: полная безопасность, расслабление;

• Коричневый + зеленый: требование физического облегчения, более удобных условий.

Немецкие психологи выделили принципы воздействия цветовых сочетаний, так зеленый

с белым - впечатление чистоты и яркости; коричневый с зеленым и желтым - чувство призем-ленности [9, с. 52].

Современный российский исследователь, профессор МГУ Л. Матвеева отмечает, что стимулирующие теплые цвета способствуют эмоциональному подъему, например, желтый цвет. Статичные цвета, способны, напротив, способны уравновесить и успокоить зрителя, к ним можно отнести чисто зеленый, желто-зеленый цвета. В свою очередь, стабилизирующим раздражение зрителя обладает коричневый цвет [9, с. 53].

83

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

В ходе проектирования был проведен опрос отдыхающих и сотрудников на предмет выбора логотипа санатория, общее количество опрошенных 38 человек. В ходе опроса респондентам предлагалось выбрать из двух логотипов (действующего и проектного) тот, который, на их взгляд, наиболее точно отражает деятельность санатория и визуально идентифицируется с качественным сервисом и домашним уютом (Рис. 1), в результате: 75% опрошенных отдали предпочтение проектному логотипу.

Рис. 1. Действующий и проектный логотип санатория-профилактория

«Нефтяник Самотлора»

Таким образом, можно констатировать, что проектный логотип в большей степени реализует отличительную и ассоциативную функцию. Основная часть респондентов визуально идентифицирует санаторий с символами стабильности, роста, тепла, что нашло отражение в проектном логотипе в виде графических и цветовых элементов. Немаловажна и реализация рекламной функции, предложенный логотип направлен на создание запоминающегося образа санатория у целевой аудитории - потребителей санаторно-оздоровительных услуг.

Библиографический список

[1] Куприна Ю.П. Дизайн логотипа и его особенности // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3(061). - С. 243-248.

[2] Словарь иностранных слов (около 10000 слов). - СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2004. - 816 с.

[3] Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.

[4] Дом. Символы и знаки. URL: http: // sigils.ru/symbols/dom.html (дата обращения: 10.11.2015).

[5] Дерево. Символы и знаки. URL: http: // sigils.ru/symbols/derevo.html (дата обращения: 10.11.2015).

[6] Солнце. Символы и знаки. URL: http: // sigils.ru/symbols/soln.html (дата обращения: 10.11.2015).

[7] Техники продаж: все об эффективных продажах. URL: http: // bolsheprodag.ru/privlecheme-pokupatelej/kakie-cveta-privlekayut-pokupatelej (дата обращения: 13.11.2015).

[8] Психология цвета в дизайне логотипов. Маркетинговое агентство MJ. URL: http: // rsmj.ru/blog1/psihologiya_cveta_v_dizajne_logotipov/ (дата обращения: 11.11.2015).

[9] Матвеева Л. Магия цветового воздействия // Лаборатория рекламы маркетинга и PR. - 2004. -№ 3(34). - С. 52-54.

UDC 608.6

T.N. Parakhina, T.A. Chernobrivets, E. V. Tochelovskaya

LOGO AS WAY OF VISUAL IDENTIFICATION OF SANATORIUM

In article authors made an attempt of design of a logo of sanatorium dispensary "Oil industry worker of Samotlor" of Nizhnevartovsk by Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra taking into account influence on visual identification of consumers of graphic and color symbols. The project is developed, justification is given, and also results ofpoll ofperception of a design logo are given.

Keywords: logo, visual identification, corporate style, symbol, sanatorium.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.