УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
УДК 376.37
О. Г. Приходько
Москва, Россия
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация: в статье раскрыты
особенности обследования детей с дизартрией, представлены варианты формулировки логопедического заключения.
Ключевые слова: дизартрия, син-дромолгический подход, симптомоком-плекс.
Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета специальной педагогики.
Место работы: Московский городской педагогический университет.
Контактная информация: 117261 8(499)1320562
Логопедическое обследование детей с дизартрическими (речедвигательными) расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при дизартрии предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптома-
O.G. Prikhodko
Moscow, Russia
SPEECH THERAPY SURVEY OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS
Abstract. This article surveys the features of children with dysarthria, presents options for the wording logopedic conclusion.
Keywords: dysarthria, syndrome
group approach, symptom group.
Information about the author: Oksana G. Prikhodko, Ed.D., Prof., Dean of the Faculty of Special Education.
Place of work: Moscow City Pedagogical University.
\ Москва, ул. Панферева, д.8, стр.2, тел.:
тики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.
Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и нев-
ропатолога при обследовании и постановке диагноза.
В ходе логопедического обследования детей с речедвигательными нарушениями используют следующие методы:
• изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);
• наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
• беседа с родителями и ребенком;
• визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи;
• индивидуальный эксперимент;
• использование компьютерных игр при обследовании звукопроизно-шения, дыхательной и голосовой функций.
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудить его с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с дизартрией является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и голо-сообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные
расстройства).
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба, особенности походки) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).
При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов и их влияние на дыхание, голосообра-зование и артикуляцию.
Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми дви-
гательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения — на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении «сидя» или «стоя».
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме.
Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается
при совместном осмотре ребенка логопедом и невропатологом. У детей с дизартрией нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастич-ность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.
Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании.
Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. При анализе состояния подвижности речевых мышц обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и пе-
реключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными речедвигательными синдромами иногда не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, верхнего подъема, пощелкиваний и т. д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).
Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важнейшим этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации голоса взрослого, ситуативное понимание обращенной речи, на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных
и сюжетных картинках. При этом определяется понимание смыслового значения слова, действия, простого и сложного сюжетов, лексикограмматических конструкций, последовательности событий.
При обследовании собственной (экспрессивной) речи выявляется уровень речевого развития ребенка. Важно отметить возрастную сфор-мированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики,
жестов, интонации.
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная).
Подробно проверяется фонети-ко-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить характер недостатков звукопроизношения: искажения,
замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопро-
изношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.
Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:
• фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков;
• фонетико-апраксическое расстройство, включающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропусках звуков;
• фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова).
Анализируя данные логопедического обследования, необходимо определить, к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства: к чисто фонетическим, к фонетико-фонематическим или к проявлениям общего недоразвития речи.
Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения
тембра голоса) и просодической организации речевого потока.
Итак, в ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта ребенка на момент обследования. Желательно, чтобы логопедическое заключение (диагноз) ставилось (давалось) совместно логопедом и невропатологом.
Ниже приводится карта логопедического обследования детей раннего и дошкольного возраста с неврологической патологией, которая разрабатывалась и модифицировалась автором в течение более 15 лет в ходе многолетней практической работы логопедом в различным медицинских учреждениях (в детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы, в республиканском объединении по реабилитации детей-инвалидов «Детство», в «Мединцентре» при МИД РФ).
Примеры логопедических заключений
Варианты логопедического заключения для детей раннего возраста:
• Задержка речевого развития.
• Задержка речевого развития на
фоне спастико-паретического
синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
• Задержка речевого развития, дизартрия.
• Задержка познавательного и речевого развития.
• Задержка психоречевого развития.
• Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речсдвигатель-ные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».
Варианты логопедического заключения для дошкольного возраста:
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические
нарушения:
• дизартрия;
• дизартрия: фонетический дефект;
• стертая спастико-паретическая дизартрия;
• средняя степень гиперкинетиче-ской дизартрии;
• неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
• фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии;
• фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
• общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
• общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии;
• общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигателъные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
• системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
© О. Г. Приходько, 2010